Автор: Филиппова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Школа с.Харсаим
Населённый пункт: с.Харсаим, Приуральский район.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие художественно -творческих способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
По теме: « Развития художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель:
Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации
творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности
-Развивать
художественный
вкус,
фантазию,
изобретательно сть,
пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
-
Знакомить
детей
различными
видами
изобразительной
деятельности,
многообразием
художественных
материалов
и
приёмами
работы
с
ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения.
-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники
рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при
работе нетрадиционными техниками.
Воспитательные:
-
Воспитывать
трудолюбие
и
желание
добиваться
успеха
собственным
трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать
себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на
бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное,
нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность
удивиться и порадоваться миру». (М. Шклярова).
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда
была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в
творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас
природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а
значит,
и
нереализованными
в
будущей
жизни.
Наличие
развитого
воображения
в
зрелые
годы
обуславливает
успешность
любого
вида
профессиональной
деятельности
человека.
Поэтому
развитие
творческих
способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность
темы
заключается
в
том,
что
изобразительная
продуктивная
деятельность
с
использованием
нетрадиционных
изобразительных
технологий
является
наиболее
благоприятной
для
творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются
разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к
развитию
воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные
способы
изображения
в
одном
рисунке,
дошкольники
учатся
думать,
самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной
образ получился выразительным.
Осуществляя
педагогическую
деятельность
в
муниципальном
общеобразовательном учреждении МОУ Школа - детский сад с.Харсаим. В
настоящее
время
я
работаю
в
подготовительной
группе.
Выбор
темы
исследования,
посвященного
проблеме « Развития
художественно-
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
через
нетрадиционные техники рисования» возник не случайно.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития
знаний
эстетического
восприятия,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной
практической и
творческой деятельностью
ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух
взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость
к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во- вторых, сформировать у детей изобразительные навыки и умения .
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность,
эстетическое восприятие, эстетические
эмоции,
художественный
вкус,
творческие способности.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит
в
том,
что
они
позволяют
детям
быстро
достичь
желаемого
результата.
Например,
какому
ребёнку
не
будет
интересно
рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок. Таким образом, изобразительная деятельность
с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию
у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги,
глазомера
и
зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются
навыки контроля и самоконтроля.
Исходя из этого, задачами моей работы является знакомство детей с
техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию
и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление,
воображение).
Свою работу я начала сначала с хорошо знакомых для детей техник:
рисование
пальчиками
и
ладошками.
Затем
постепенно
вводила
новые
техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом,
рисование
губкой,
трафаретом,
рисование
по-мокрому,
рисование
смятой
бумагой,
монотипия,
набрызг,
рисование
пластилином,
кляксография
и
ниткография.
На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу
знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих
занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии
использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры,
физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят
рисовать,
старательно
овладевают
навыками
работы
с
разными
инструментами
и
изобразительными
материалами,
осваивают
отдельные
приемы
и
способы
рисования,
но
при
создании
собственных
работ
изобразительные
и
выразительные
навыки
детей
остаются
на
среднем
уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами.
Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход,
они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. У них не
поставлена рука, неправильный захват карандаша и других изобразительных
материалов,
плохо
развита
связная
речь.
Таким
образом,
возникла
необходимость
создать
такую
систему
занятий
изобразительной
деятельностью,
которая
стимулировала
творческий
потенциал
детей,
развивала их художественно–творческие способности.
За время работы с детьми я пришла к выводу, что всесторонние развитие
детей
осуществляется
плодотворно
при
использовании
развития
художественного творчества у детей нетрадиционными методами. Практика
показывает:
нетрадиционные
художественные
техники
являются
эффективным
средством
усвоения
дошкольниками
закономерностей
композиции
и
колорита
и
могут
обеспечить
развитие
детского
изобразительного творчества в целом.
Использование
на
занятиях
по
изобразительному
искусству
нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство
страха
перед
неудачей
в
данном
виде
творчества,
и
вызывает
больший
интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает
различные
знания;
уточняются
и
углубляются
его
представления
об
окружающем;
в
процессе
работы
он
начинает
осмысливать
качества
предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать
изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны,
могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали
новые
решения,
творческие
подходы.
Именно
это
вызывает
у
ребенка
положительные
эмоции,
радостное
удивление,
желание
созидательно
трудиться. Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это
также
влияет
на
выразительность
рисунков
и
ставит
детей
перед
необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит
будущего творения, а не ждать готового решения. Большое разнообразие
вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать и наклеивать,
сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более
человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у
мольбертов, коллективные работы. Я знакомлю детей с новыми приемами
работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).
.
Нетрадиционные
техники
изображения
могут
способствовать
ослаблению
возбуждения
слишком
эмоционально
расторможенных
детей.
Важно
отметить,
нетрадиционное
рисование,
например,
игра
в
кляксы,
увлекает
детей,
а
чем
сильнее
ребенок
увлечен,
тем
больше
он
сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник
изображения
способствует
познавательной
деятельности,
коррекции
психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Если дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных
нетрадиционных
техниках
рисования,
можно
приступать
к
изучению
сложных техник и приемов.
Организация
работы
нетрадиционными
техниками
и
приемами
не
трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в
нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей
подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные
средства
–
оборудование,
канцтовары,
фонотека
(больше
классических
музыкальных произведений), видеотека, мольберты.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в
следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и
далее к сюжетному рисованию;
от
применения
наиболее
простых
видов
нетрадиционной
техники
изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению
таких, которые необходимо изготовить самим;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению
замысла;
от
применения
в
рисунке
одного
вида
техники
к
использованию
смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов,
сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя
соответствующий
опыт
рисования
в
нетрадиционных
техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в
дальнейшем будет получать удовольствие от
работы,
беспрепятственно
переходить
к
овладению все
новых и
новых
техник в
рисовании.
Методы
нетрадиционных
техник
рисования, которые я использую:
1. «Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для
рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной
части
нарисовать
половину
симметричного
предмета.
Пока
краска
не
высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить
ладонью.
Раскрыть
лист
и
при
необходимости
дорисовать
сюжет.
Проведены занятия:
«Осенний лес», «Бабочка»
2. «Печатание листьями»
Технология
рисования.
Лист
дерева
покрывается
красками,
затем
прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять
бумагу и лист. Отпечаток готов.
Занятие: «Букет из листьев»
Занятие
3. «Рисование нитками».
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один
отрезок
нитки
обмакнуть
в
краску
и
водить
им
по
листу
бумаги
для
рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета
взять чистую нить.
4. «Печатание бумагой».
Технология
рисования.
Гуашевую
краску
развести
водой
до
консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой
комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный
лист. Занятие: « Цыплята вышли погулять»
З
5. «Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология
рисования.
На
одном
листе
бумаги
нарисовать
контур
предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону.
Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный
лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии
от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя.
Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять
верхний лист.
6. «Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать
ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр
кляксы, раздувая ее в разные стороны.
Занятие: «Это волшебная капля.»
7.
«Рисование
руками,
ладонью,
кулаком,
пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции
жидкой
сметаны
и
налить
в
блюдца.
Ладонь
с
широко
расставленными
пальцами
опустить
в
краску
и
оставить
отпечаток
на
чистом
листе.
Занятие: «Весёлые осьминожки»
8. «Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо
предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны
и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать
вертикально
по
отношению
к
плоскости
листа
и
делать
тычкообразные
движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
9. «Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску
развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать
поролон
к
блюдцу
с
краской
и
нано сить
оттиск
на
бум а г у.
10. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника
рисования.
Сделать
предварительный
рисунок.
Начинать
наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет
должен
быть
чуть
темнее
предыдущего.
Между
точками
необходимо
оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его
сразу весь.
11. "Восковые карандаши + акварель"
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми
карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
Занятие: «Угадай из какой сказки этот предмет»
12. «Рисование свечой (проступающий рисунок)»
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом
свечи. Затем тонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками.
Рисунок нарисованный свечой не тонируется. Занятие «Лебедь на пруду»
15. «Рисование по сырому»
Техника
рисования.
Влажной
от
воды(немного
отжатой)
губкой
промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью,
акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого,
прозрачного рисунка.
Занятие: «Зимний лес»
16. «Обрывание мятой бумаги»
Эта
техника
помогает
развивать
воображение
и
развивает
мелкую
моторику рук.
Занятие: «Паук на паутине», «Цыпленок на траве».
16. «Пластилинография»
Техника,
в
которой
используется
пластилин
для
создания
картин
с
изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для
поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для
декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные
материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки
Занятие: «Рябиновая ветка», «Рябки в аквариуме», «Волшебная гжель».
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям
радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,
ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою
шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования
нужно
научить
растущего
человечка
думать,
творить,
фантазировать,
мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои
способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и
воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.
На
своих
занятиях
по
ИЗО
деятельности
с
использованием
нетрадиционных техник я использую комплекс пальчиковых гимнастик и
массажей,
непосредственно
с теми нетрадиционными материалами, при
помощи которых рисуют дети.
Для родителей подготовила консультацию: «Ум ребёнка - на кончиках его
пальцев»
(нетрадиционное
рисование),
«Использование
нетрадиционных
методов рисования», «Виды нетрадиционного рисования».
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования
способствует
развитию
познавательной
деятельности,
психических
процессов у детей и интереса к рисованию.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной
"Каждый
ребенок
–
художник.
Обучение
дошкольников
рисованию
(художественному
творчеству)";
Р.Г.
Казаковой
"Рисование
с
детьми
дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий".
В практической деятельности я также руководствовалась разработками
И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных
способностей старших дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М.
Сахаровой
"Сказки
и
краски
(сказочные
истории
для
развития
речи
и
творческих способностей).
Я
использовала
их
идеи
в
своей
практической
деятельности.
Тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А.
Ветлугиной,
«Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте»
Л.С.
Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова,
«Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная
деятельность
и
художественное
развитие
дошкольников»
Т.Г.
Козакова,
«Воспитание
и
развитие
дошкольника»
Л.В.
Васильченко,
«Развитие
дошкольника
в
изобразительной
деятельности»
Г.Г.
Григорьева,
«Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С.
Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду»
Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.
Авторы
этих
трудов
придавали
большое
значение
развитию
художественно-творческих
способностей
детей,
рассматривали
специфику
организации занятий по изобразительной деятельности.
Ведущая
педагогическая
идея
опыта заключается
в
разработке
системы
занятий
по
изобразительной
деятельности
с
целью
развития
художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие
художественно–творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
в
системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у
детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал
очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают
позитивные результаты проделанной работы:
дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт
партнерских
отношений,
активного
взаимодействия
на
основе
изобразительной деятельности, стали раскрепощённые, инициативнее,
научились более свободно выражать свои мысли;
дети
научились
помогать
друг
другу,
выстраивать
партнерские
отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым
детям;
дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на
занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу
выразительность при помощи формы, цвета, композиции;
дети
ушли
от
стереотипных
образов,
их
работы
стали
ярче
и
разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены
через призму своего индивидуального видения;
многие детские работы отсылались на детские творческие конкурсы.
Например:
«Мой
любимый
сказочный
герой».
Работа
выполнена
методом тычка, мелки. Заняли 2 место.
Конкурс «Моя Космосемья», восковые мелки, акварель.
Из
своего
опыта
я
сделала
вывод,
что
залогом
успешного
развития
художественно-творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик
обучения
изобразительной
деятельности,
общения
и
взаимодействия
с
ребенком.
2.
Создание
условий
для
свободной
самостоятельной
деятельности,
развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности
самовыразиться.
3.
Взаимодействие
и
сотрудничество
педагогов,
воспитателей
и
родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4.
Творческий
рост
педагогов,
воспитание
собственной
креативности.