Напоминание

Методика формирования алгоритмического мышления на учебных занятиях по математике в начальной школе


Авторы: Зайцева Кристина Евгеньевна, Овчинникова Ольга Дмитриевна
Должность: студент, преподаватель дисциплин математического цикла
Учебное заведение: Новосибирский педагогический колледж №2
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление
Тема: Методика формирования алгоритмического мышления на учебных занятиях по математике в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»

Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление

Разработчики:

Зайцева Кристина Евгеньевна

Студентка 4 курса 403 группы

Руководитель:

Овчинникова Ольга Дмитриевна

Новосибирск 2020

Оглавление

Предисловие.......................................................................................................................3

Задания................................................................................................................................5

Предисловие

Мы

даже

не

замечаем,

как

в

повседневной

жизни

используем

алгоритмы.

Завести

машину,

приготовить

еду

-

все

это

выполняется

в

определенной

последовательности.

Каждый

из

нас

ежедневно

использует

сотни

различных

алгоритмов.

Например,

правила

сложения,

вычитания,

деления,

умножения

чисел;

грамматические

правила

правописания

слов

и

предложений,

а

также

различные

инструкции

и

правила

-

все

это

алгоритмы.

Из

приведенных

примеров

ясно,

что

алгоритмы,

алгоритмические

процессы

неотделимы

от

нас

и

являются

составной

частью

нашей

жизни.

Почти

все

сферы

жизнедеятельности

человека

связаны

с

алгоритмами.

Поэтому

важно

формировать

алгоритмическое

мышление,

которое

является одной из важнейших задач преподавателя и учителя, и становится частью его

культуры и поведения.

Формируемые УУД:

регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- формирование саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к

волевому усилию и преодолению препятствия;

-

прогнозирование

предвосхищение

результата

и

уровня

усвоения

знаний,

его

временных характеристик;

- учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применении методов информационного

поиска;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- проверять информацию, находить дополнительную информацию;

3

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

-

самостоятельное

создание

алгоритмов

деятельности

при

решении

проблем

творческого и поискового характера;

Система заданий предусмотрена для учителей начальных классов.

Задания

4

При введении понятия алгоритм и формулировании новой темы были предложены

такие задания:

Задание 1. Составь алгоритм по рисунку.

Задание 2.

Лена любит вареную картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее

мамы

по

приготовлению

этого

блюда.

Какие

операции

в

этом

алгоритме

можно

переставить?

1. Посолила картошку.

2. Бросила картошку в кипяток.

3. Купила в магазине картофель и сметану.

4. Погасила огонь и слила кипяток.

5. Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь.

6. Полила картофель сметаной.

7. Положила картофель на тарелку.

8. Зажгла газовую плиту.

9. Почистила картофель.

3

5

К словесным алгоритмам относятся почти все алгоритмы работы с геометрическим

материалом.

Задание 3. Построй алгоритм и сравни его с уже составленным.

а) Опиши подробно каждый шаг, который ты будешь для этого выполнять.

б) Сравни его с алгоритмом, который составила третьеклассница Оля:

1) надо поставить точку и провести от нее вправо луч;

2) у начальной точки луча надо поставить число 0;

3) выбрать мерку и отложить ее от начальной точки луча вправо;

4) поставить у конца отложенной мерки число 1.

5) отметить заданные числа.

в) Сравни свой способ с предложенным.

После того как дети научились работать с линейными и словесными алгоритмами и

выучили свойства алгоритмов, им можно предложить ряд заданий на проверку их

знаний.

Задание 1. Гори, гори, моя звезда.

Учитель: конечно, я могу дать такое задание тысячам звёзд на небе, но разве они

загорятся?

Дети: нет.

Учитель: какого свойства здесь нет?

Дети: результативности.

Учитель: значит это не алгоритм.

Задание 2.

Учитель: часто в помещении висит табличка «Не курить!» Вроде бы все свойства есть,

кроме одного, какого?

Дети: дискретность.

Учитель: действий должно быть несколько, ну хотя бы два. Как стоит переделать эту

фразу?

Дети: не курить, не мусорить!

Учитель: верно! И она сразу же превращается в алгоритм.

Задание3.

6

Учитель: алгоритм приготовления чая «Беру чайник, ставлю его на огонь. Когда вода

закипит,

снимаю

с

огня

и

ополаскиваю

заварной

чайник,

чтобы

он

был

теплым,

насыпаю

нужное

количество

сухого

чая

и

даю

настояться

несколько

минут».

Это

алгоритм или нет?

Предположения детей.

Вот здесь дети должны увидеть ошибку. «Беру чайник и ставлю его на огонь…» А если

в чайнике нет воды?

Учитель: да, это не алгоритм. Сделаем из него алгоритм: «Беру чайник и проверяю –

есть ли в нём вода, если нет - наливаю воду и ставлю на огонь, а если да (вода есть)-

сразу ставлю его на огонь. Когда вода закипит, снимаю с огня и ополаскиваю заварной

чайник,

чтобы

он

был

теплым,

насыпаю

нужное

количество

сухого

чая

и

даю

настояться несколько минут».

Задание 4.

Учитель: в книге о вкусной и здоровой пище записаны алгоритмы приготовления борща.

Но если дать по данному алгоритму выполнить эти рецепты трём разным людям, то

вкус

у

каждого

борща

получится

разный.

Почему?

Ведь

вроде

бы

все

действия

выполнены.

Предположения детей.

Учитель: оказывается, результат зависит от различных исходных данных. Кто-то брал

свежие продукты прямо с грядки, а кто-то продукты, залежавшиеся на прилавке. Вот и

результаты получились разными.

На дом детям следует задать самим попробовать составить алгоритм приготовления

борща, поискать нужную информацию в книгах, интернете или спросить у родителей,

красиво оформить записанный алгоритм.

На

следующих

этапах

формирования

у

детей

умения

работать

с

алгоритмами

и

предписаниями алгоритмического типа нужно предложить детям не только линейные и

словесные

алгоритмы,

но

и

таблицы,

блок

схемы.

На

начальных

этапах

стоит

применять более простые задания, которые помогут ребенку понять принцип работы с

алгоритмами разных видов, постепенно усложняя их. Например, вначале детям можно

предложить задания с использованием таблиц и блок – схемами, задающими линейный

или разветвленный алгоритм, а затем уже при сформированности умения у учащихся

7

работы с ними, предложить работу с блок – схемами, описывающими более сложные,

циклические алгоритмы.

Например, можно предложить такие упражнения:

Задание1. Вычисли:

Задание2. Найти значение переменной х, используя блок-схему. Результаты запишите в

таблицу:

Начало

Прочитай

число

: 15

∙14

+235

Запиши

результат

Конец

а

<18

Да

Нет

Нет

+3

а

+7

>15

Да

-8

-4

+7

x

x

8

а

7

14

33

х

а

7

14

33

х

Задание

3. Пользуясь

заданным

алгоритмом,

найди

значение x,

составь

их

соответствующим

буквам,

расшифруй

имя

и

фамилию

известного

английского

писателя. Знаешь ли ты его книги?

а

Да

Нет

:3

-27

<60 ?

∙6

х

9

а

0

5

7

9

10

12

14

16

20

3

8

х

Е

Л

И

Н

А

Р

Д

М С

К

3

10

3

18

3

10

0

171

63

3

18

27

15

39

14

10

18



В раздел образования