Авторы: Зайцева Кристина Евгеньевна, Овчинникова Ольга Дмитриевна
Должность: студент, преподаватель дисциплин математического цикла
Учебное заведение: Новосибирский педагогический колледж №2
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление
Тема: Методика формирования алгоритмического мышления на учебных занятиях по математике в начальной школе
Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»
Система заданий, формирующая алгоритмическое мышление
Разработчики:
Зайцева Кристина Евгеньевна
Студентка 4 курса 403 группы
Руководитель:
Овчинникова Ольга Дмитриевна
Новосибирск 2020
Оглавление
Предисловие.......................................................................................................................3
Задания................................................................................................................................5
Предисловие
Мы
даже
не
замечаем,
как
в
повседневной
жизни
используем
алгоритмы.
Завести
машину,
приготовить
еду
-
все
это
выполняется
в
определенной
последовательности.
Каждый
из
нас
ежедневно
использует
сотни
различных
алгоритмов.
Например,
правила
сложения,
вычитания,
деления,
умножения
чисел;
грамматические
правила
правописания
слов
и
предложений,
а
также
различные
инструкции
и
правила
-
все
это
алгоритмы.
Из
приведенных
примеров
ясно,
что
алгоритмы,
алгоритмические
процессы
неотделимы
от
нас
и
являются
составной
частью
нашей
жизни.
Почти
все
сферы
жизнедеятельности
человека
связаны
с
алгоритмами.
Поэтому
важно
формировать
алгоритмическое
мышление,
которое
является одной из важнейших задач преподавателя и учителя, и становится частью его
культуры и поведения.
Формируемые УУД:
регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- формирование саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию и преодолению препятствия;
-
прогнозирование
–
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения
знаний,
его
временных характеристик;
- учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применении методов информационного
поиска;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- проверять информацию, находить дополнительную информацию;
3
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
-
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности
при
решении
проблем
творческого и поискового характера;
Система заданий предусмотрена для учителей начальных классов.
Задания
4
При введении понятия алгоритм и формулировании новой темы были предложены
такие задания:
Задание 1. Составь алгоритм по рисунку.
Задание 2.
Лена любит вареную картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее
мамы
по
приготовлению
этого
блюда.
Какие
операции
в
этом
алгоритме
можно
переставить?
1. Посолила картошку.
2. Бросила картошку в кипяток.
3. Купила в магазине картофель и сметану.
4. Погасила огонь и слила кипяток.
5. Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь.
6. Полила картофель сметаной.
7. Положила картофель на тарелку.
8. Зажгла газовую плиту.
9. Почистила картофель.
3
5
К словесным алгоритмам относятся почти все алгоритмы работы с геометрическим
материалом.
Задание 3. Построй алгоритм и сравни его с уже составленным.
а) Опиши подробно каждый шаг, который ты будешь для этого выполнять.
б) Сравни его с алгоритмом, который составила третьеклассница Оля:
1) надо поставить точку и провести от нее вправо луч;
2) у начальной точки луча надо поставить число 0;
3) выбрать мерку и отложить ее от начальной точки луча вправо;
4) поставить у конца отложенной мерки число 1.
5) отметить заданные числа.
в) Сравни свой способ с предложенным.
После того как дети научились работать с линейными и словесными алгоритмами и
выучили свойства алгоритмов, им можно предложить ряд заданий на проверку их
знаний.
Задание 1. Гори, гори, моя звезда.
Учитель: конечно, я могу дать такое задание тысячам звёзд на небе, но разве они
загорятся?
Дети: нет.
Учитель: какого свойства здесь нет?
Дети: результативности.
Учитель: значит это не алгоритм.
Задание 2.
Учитель: часто в помещении висит табличка «Не курить!» Вроде бы все свойства есть,
кроме одного, какого?
Дети: дискретность.
Учитель: действий должно быть несколько, ну хотя бы два. Как стоит переделать эту
фразу?
Дети: не курить, не мусорить!
Учитель: верно! И она сразу же превращается в алгоритм.
Задание3.
6
Учитель: алгоритм приготовления чая «Беру чайник, ставлю его на огонь. Когда вода
закипит,
снимаю
с
огня
и
ополаскиваю
заварной
чайник,
чтобы
он
был
теплым,
насыпаю
нужное
количество
сухого
чая
и
даю
настояться
несколько
минут».
Это
алгоритм или нет?
Предположения детей.
Вот здесь дети должны увидеть ошибку. «Беру чайник и ставлю его на огонь…» А если
в чайнике нет воды?
Учитель: да, это не алгоритм. Сделаем из него алгоритм: «Беру чайник и проверяю –
есть ли в нём вода, если нет - наливаю воду и ставлю на огонь, а если да (вода есть)-
сразу ставлю его на огонь. Когда вода закипит, снимаю с огня и ополаскиваю заварной
чайник,
чтобы
он
был
теплым,
насыпаю
нужное
количество
сухого
чая
и
даю
настояться несколько минут».
Задание 4.
Учитель: в книге о вкусной и здоровой пище записаны алгоритмы приготовления борща.
Но если дать по данному алгоритму выполнить эти рецепты трём разным людям, то
вкус
у
каждого
борща
получится
разный.
Почему?
Ведь
вроде
бы
все
действия
выполнены.
Предположения детей.
Учитель: оказывается, результат зависит от различных исходных данных. Кто-то брал
свежие продукты прямо с грядки, а кто-то продукты, залежавшиеся на прилавке. Вот и
результаты получились разными.
На дом детям следует задать самим попробовать составить алгоритм приготовления
борща, поискать нужную информацию в книгах, интернете или спросить у родителей,
красиво оформить записанный алгоритм.
На
следующих
этапах
формирования
у
детей
умения
работать
с
алгоритмами
и
предписаниями алгоритмического типа нужно предложить детям не только линейные и
словесные
алгоритмы,
но
и
таблицы,
блок
–
схемы.
На
начальных
этапах
стоит
применять более простые задания, которые помогут ребенку понять принцип работы с
алгоритмами разных видов, постепенно усложняя их. Например, вначале детям можно
предложить задания с использованием таблиц и блок – схемами, задающими линейный
или разветвленный алгоритм, а затем уже при сформированности умения у учащихся
7
работы с ними, предложить работу с блок – схемами, описывающими более сложные,
циклические алгоритмы.
Например, можно предложить такие упражнения:
Задание1. Вычисли:
Задание2. Найти значение переменной х, используя блок-схему. Результаты запишите в
таблицу:
Начало
Прочитай
число
: 15
∙14
+235
Запиши
результат
Конец
а
<18
Да
Нет
Нет
+3
а
+7
>15
Да
-8
-4
+7
x
x
8
а
7
14
33
х
а
7
14
33
х
Задание
3. Пользуясь
заданным
алгоритмом,
найди
значение x,
составь
их
соответствующим
буквам,
расшифруй
имя
и
фамилию
известного
английского
писателя. Знаешь ли ты его книги?
а
Да
Нет
:3
-27
<60 ?
∙6
х
9
а
0
5
7
9
10
12
14
16
20
3
8
х
Е
Л
И
Н
А
Р
Д
М С
К
3
10
3
18
3
10
0
171
63
3
18
27
15
39
14
10
18