Авторы: Даутова Саният Саидовна, Канглиева Джанке Крымгереевна
Должность: мбдоу "детский сад "руслан"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Руслан"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Презентация
Тема: Дидактические игры по поликультурному воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
«
Руслан
»
Дидактические
игры
по
поликультурному
воспитанию
дошкольников
Новый
Уренгой
«
Наши
соседи
»
Цель
:
Формировать
знания
о
народах
,
живущих
в
Новом
Уренгое
;
развивать
умение
узнавать
элементы
культуры
других
народов
;
воспитывать
симпатию
к
людям
других
национальностей
.
Ход
игры
:
Играющим
предлагается
разместить
на
каждой
грани
4
карточки
(
национальный
костюм
,
национальный
орнамент
,
национальное
блюдо
и
государственный
флаг
),
соответствующие
определенной
национальности
.
Материалы
:
пирамида
,
состоящая
из
4
граней
и
набор
картинок
с
изображением
элементов
культуры
народов
нашего
города
(
национальный
костюм
,
национальная
кухня
,
народный
орнамент
и
государственный
флаг
).
«
Путешествие
по
сказкам
»
Цель
:
Закрепить
знания
детей
о
народных
сказках
,
о
национальных
героях
и
их
нравственных
характеристиках
.
Ход
игры
:
При
помощи
известного
сказочного
персонажа
(
например
,
Незнайки
,
Буратино
,
Петрушки
)
ввести
детей
в
игру
,
предложив
им
помочь
узнать
по
картинкам
героев
любимых
народных
сказок
и
рассказать
о
том
,
какие
они
(
дать
характеристику
их
поступкам
).
Ребёнку
,
который
правильно
назвал
героя
,
сказку
и
рассказал
о
нём
,
воспитатель
даёт
фишку
.
Материалы
:
картинки
с
изображениями
известных
персонажей
народных
сказок
,
кукла
Незнайка
(
Буратино
,
Петрушка
),
фишки
.
«
Угадай
,
откуда
я
приехал
»
Цель
:
закрепить
знания
детей
о
разных
народах
.
Ход
игры
:
в
группе
поочередно
появляются
дети
в
народных
костюмах
и
рассказывают
о
различных
странах
,
республиках
.
Остальные
ребята
должны
угадать
,
откуда
приехали
гости
.
В
зависимости
от
этнической
принадлежности
гостя
приветствовать
его
н а
р о д н о м
я з ы к е
,
с е р в и р о в а т ь
с т о л
,
у г о щ а т ь
т р а д и ц и о н н ы м и
национальными
блюдами
.
«
Кто
знает
больше
"
волшебных
"
слов
по
…»
Цель
:
Закреплять
навыки
владения
родным
(
национальным
)
языком
с
и с п о л ь з о в а н и е м
«
в о л ш е б н ы х
»
с л о в
:
с п а с и б о
,
п о ж а л у й с т а
,
здравствуйте
и
др
.,
воспитывать
культуру
общения
.
Ход
игры
:
Передавая
мяч
по
кругу
,
дети
называют
вежливые
слова
на
различных
языках
:
первый
круг
–
по
-
русски
,
второй
–
по
–
татарски
и
т
.
д
.
«
Магазин
одежды
»
Цель
:
Систематизировать
знания
детей
о
национальном
костюме
и
его
элементах
;
соотносить
костюм
с
национальным
праздником
(
Сабантуй
,
Акатуй
,
Масленица
);
воспитывать
интерес
к
народной
культуре
.
Ход
игры
:
Дети
-
покупатели
по
карточкам
,
на
которых
изображены
элементы
национальных
костюмов
,
просят
группу
детей
-
продавцов
подобрать
им
остальные
детали
национального
костюма
.
Затем
покупатели
рассказывают
,
на
какой
праздник
они
собираются
.
Материалы
:
карточки
с
изображением
деталей
национальных
костюмов
.
«
Вещи
заблудились
»
Цель
:
Закреплять
умения
детей
определять
элементы
национального
костюма
и
соотносить
его
с
конкретным
народом
.
Ход
игры
:
детям
предлагается
соотнести
элементы
одежды
с
национальным
костюмом
и
закрыть
лишний
элемент
.
Материалы
:
листы
с
нарисованными
на
них
различными
элементами
национальных
костюмов
.
«
Чей
орнамент
?»
Цель
:
Назвать
элементы
национального
орнамента
.
Ход
игры
:
По
указанию
ведущего
отгадать
,
орнамент
какого
народа
изображён
на
маленькой
карточке
.
Правильно
ответивший
ребёнок
получает
карточку
,
накрывает
ею
соответствующий
участок
на
большой
карточке
.
Материалы
:
шесть
больших
карточек
с
изображением
национальных
узоров
и
столько
же
маленьких
,
представляющих
фрагменты
орнаментов
.
«
Музей
народных
игрушек
»
Цель
:
Систематизировать
знания
детей
о
русских
народных
промыслах
;
воспитывать
интерес
к
народной
культуре
,
развивать
творчество
.
Ход
игры
:
Исполняя
роль
экскурсовода
,
каждый
ребёнок
рассказывает
о
понравившемся
народном
промысле
,
поясняя
,
чем
именно
она
ему
понравилась
.
Материалы
:
глиняный
горшок
,
хохломская
ложка
,
гжельская
посуда
,
Елецкие
кружева
,
валенки
.
«
Чей
дом
?»
Цель
:
Показать
детям
многообразие
материальной
культуры
разных
народов
на
основе
их
жилищ
;
развивать
познавательный
интерес
.
Ход
игры
:
Воспитатель
предлагает
соотнести
карточку
с
изображением
жилища
с
карточкой
с
изображением
человека
в
национальном
костюме
.
Материалы
:
два
вида
карточек
:
с
изображением
жилищ
(
изба
,
хата
,
юрта
и
т
.
д
.)
и
людей
в
национальных
одеждах
(
русский
,
украинец
,
казах
и
т
.
д
.).
«
Театр
народного
костюма
»
Цель
:
Закреплять
знания
детей
об
элементах
народного
костюма
;
развивать
навыки
совместных
действий
,
творческие
способности
.
Ход
игры
:
Дети
делятся
на
три
группы
–
творческие
лаборатории
.
Каждая
г р у п п а
о п р е д е л я е т
,
к о с т ю м
к а к о г о
н а р о д а
о н и
б у д у т
«
ш и т ь
»
и
представлять
на
показе
,
отбирают
его
детали
,
создают
и
демонстрируют
его
под
национальную
музыку
,
комментируют
.
Материалы
:
элементы
народных
костюмов
,
дополнительные
украшения
музыкальное
сопровождение
.
«
Сказка
-
загадка
»
Цель
:
Закрепить
знание
детей
о
народных
сказках
;
воспитывать
интерес
к
у с т н о м у
н а р о д н о м у
т в о р ч е с т в у
;
р а з в и в а т ь
и н и ц и а т и в у
,
у м е н и е
согласовывать
свои
действия
с
другими
детьми
.
Ход
игры
:
Ребёнок
берёт
из
шкатулки
любой
конверт
,
в
котором
лежат
картинки
с
изображением
сказочных
персонажей
,
приглашает
товарища
играть
с
собой
в
паре
,
и
вместе
они
придумывают
и
загадывают
загадку
о
персонаже
или
сказке
,
из
которой
он
взят
.
Остальные
дети
должны
отгадать
и
назвать
героя
.
Материалы
:
конверты
с
картинками
с
изображениями
персонажей
сказок
русского
,
татарского
,
мордовского
,
чувашского
народов
.
-
Игра
«
Народы
—
как
одна
семья
,
хотя
язык
их
разный
…»
Цель
:
Обобщить
представления
детей
о
культуре
народов
ближнего
зарубежья
по
следующим
разделам
: «
Название
страны
», «
Географическое
положение
», «
Музыкальные
произведения
», «
Национальный
танец
»,
«
Народная
игра
», «
Народный
инструмент
», «
Национальный
костюм
»,
«
Литература
», «
Достопримечательности
».
Ход
игры
:
Одновременно
в
игре
могут
принимать
участие
от
3
до
6
человек
.
Дети
выбирают
карточку
с
названием
страны
и
во
время
движения
по
секторам
ориентируются
на
свою
карточку
.
Если
в
секторе
нарисован
мальчик
,
читающий
книгу
,
то
необходимо
рассказать
какое
-
либо
произведение
народа
,
название
которого
у
ребенка
на
карточке
с
красной
звездочкой
(
например
, «
Украина
» —
значит
,
ребенок
рассказывает
стихотворение
или
сказку
украинского
народа
).
На
первых
порах
допускаются
подсказки
детей
друг
другу
под
руководством
педагога
.
А
на
основе
игры
может
быть
составлена
концертная
программа
о
культуре
разных
народов
ближнего
зарубежья
.
Материал
:
Вырезанный
из
картона
круг
,
разделенный
на
9
секторов
.
В
каждом
секторе
картинка
,
обозначающая
характерные
особенности
разных
народов
(«
мальчик
,
читающий
книгу
», «
музыкальный
инструмент
»,
«
ребенок
в
национальном
костюме
», «
танцующий
ребенок
»
и
т
.
д
.)