Напоминание

Дидактические игры по поликультурному воспитанию дошкольников


Авторы: Даутова Саният Саидовна, Канглиева Джанке Крымгереевна
Должность: мбдоу "детский сад "руслан"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Руслан"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Презентация
Тема: Дидактические игры по поликультурному воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

образовательное

учреждение

«

Детский

сад

«

Руслан

»

Дидактические

игры

по

поликультурному

воспитанию

дошкольников

Новый

Уренгой

«

Наши

соседи

»

Цель

:

Формировать

знания

о

народах

,

живущих

в

Новом

Уренгое

;

развивать

умение

узнавать

элементы

культуры

других

народов

;

воспитывать

симпатию

к

людям

других

национальностей

.

Ход

игры

:

Играющим

предлагается

разместить

на

каждой

грани

4

карточки

(

национальный

костюм

,

национальный

орнамент

,

национальное

блюдо

и

государственный

флаг

),

соответствующие

определенной

национальности

.

Материалы

:

пирамида

,

состоящая

из

4

граней

и

набор

картинок

с

изображением

элементов

культуры

народов

нашего

города

(

национальный

костюм

,

национальная

кухня

,

народный

орнамент

и

государственный

флаг

).

«

Путешествие

по

сказкам

»

Цель

:

Закрепить

знания

детей

о

народных

сказках

,

о

национальных

героях

и

их

нравственных

характеристиках

.

Ход

игры

:

При

помощи

известного

сказочного

персонажа

(

например

,

Незнайки

,

Буратино

,

Петрушки

)

ввести

детей

в

игру

,

предложив

им

помочь

узнать

по

картинкам

героев

любимых

народных

сказок

и

рассказать

о

том

,

какие

они

(

дать

характеристику

их

поступкам

).

Ребёнку

,

который

правильно

назвал

героя

,

сказку

и

рассказал

о

нём

,

воспитатель

даёт

фишку

.

Материалы

:

картинки

с

изображениями

известных

персонажей

народных

сказок

,

кукла

Незнайка

(

Буратино

,

Петрушка

),

фишки

.

«

Угадай

,

откуда

я

приехал

»

Цель

:

закрепить

знания

детей

о

разных

народах

.

Ход

игры

:

в

группе

поочередно

появляются

дети

в

народных

костюмах

и

рассказывают

о

различных

странах

,

республиках

.

Остальные

ребята

должны

угадать

,

откуда

приехали

гости

.

В

зависимости

от

этнической

принадлежности

гостя

приветствовать

его

н а

р о д н о м

я з ы к е

,

с е р в и р о в а т ь

с т о л

,

у г о щ а т ь

т р а д и ц и о н н ы м и

национальными

блюдами

.

«

Кто

знает

больше

"

волшебных

"

слов

по

…»

Цель

:

Закреплять

навыки

владения

родным

(

национальным

)

языком

с

и с п о л ь з о в а н и е м

«

в о л ш е б н ы х

»

с л о в

:

с п а с и б о

,

п о ж а л у й с т а

,

здравствуйте

и

др

.,

воспитывать

культуру

общения

.

Ход

игры

:

Передавая

мяч

по

кругу

,

дети

называют

вежливые

слова

на

различных

языках

:

первый

круг

по

-

русски

,

второй

по

татарски

и

т

.

д

.

«

Магазин

одежды

»

Цель

:

Систематизировать

знания

детей

о

национальном

костюме

и

его

элементах

;

соотносить

костюм

с

национальным

праздником

(

Сабантуй

,

Акатуй

,

Масленица

);

воспитывать

интерес

к

народной

культуре

.

Ход

игры

:

Дети

-

покупатели

по

карточкам

,

на

которых

изображены

элементы

национальных

костюмов

,

просят

группу

детей

-

продавцов

подобрать

им

остальные

детали

национального

костюма

.

Затем

покупатели

рассказывают

,

на

какой

праздник

они

собираются

.

Материалы

:

карточки

с

изображением

деталей

национальных

костюмов

.

«

Вещи

заблудились

»

Цель

:

Закреплять

умения

детей

определять

элементы

национального

костюма

и

соотносить

его

с

конкретным

народом

.

Ход

игры

:

детям

предлагается

соотнести

элементы

одежды

с

национальным

костюмом

и

закрыть

лишний

элемент

.

Материалы

:

листы

с

нарисованными

на

них

различными

элементами

национальных

костюмов

.

«

Чей

орнамент

Цель

:

Назвать

элементы

национального

орнамента

.

Ход

игры

:

По

указанию

ведущего

отгадать

,

орнамент

какого

народа

изображён

на

маленькой

карточке

.

Правильно

ответивший

ребёнок

получает

карточку

,

накрывает

ею

соответствующий

участок

на

большой

карточке

.

Материалы

:

шесть

больших

карточек

с

изображением

национальных

узоров

и

столько

же

маленьких

,

представляющих

фрагменты

орнаментов

.

«

Музей

народных

игрушек

»

Цель

:

Систематизировать

знания

детей

о

русских

народных

промыслах

;

воспитывать

интерес

к

народной

культуре

,

развивать

творчество

.

Ход

игры

:

Исполняя

роль

экскурсовода

,

каждый

ребёнок

рассказывает

о

понравившемся

народном

промысле

,

поясняя

,

чем

именно

она

ему

понравилась

.

Материалы

:

глиняный

горшок

,

хохломская

ложка

,

гжельская

посуда

,

Елецкие

кружева

,

валенки

.

«

Чей

дом

Цель

:

Показать

детям

многообразие

материальной

культуры

разных

народов

на

основе

их

жилищ

;

развивать

познавательный

интерес

.

Ход

игры

:

Воспитатель

предлагает

соотнести

карточку

с

изображением

жилища

с

карточкой

с

изображением

человека

в

национальном

костюме

.

Материалы

:

два

вида

карточек

:

с

изображением

жилищ

(

изба

,

хата

,

юрта

и

т

.

д

.)

и

людей

в

национальных

одеждах

(

русский

,

украинец

,

казах

и

т

.

д

.).

«

Театр

народного

костюма

»

Цель

:

Закреплять

знания

детей

об

элементах

народного

костюма

;

развивать

навыки

совместных

действий

,

творческие

способности

.

Ход

игры

:

Дети

делятся

на

три

группы

творческие

лаборатории

.

Каждая

г р у п п а

о п р е д е л я е т

,

к о с т ю м

к а к о г о

н а р о д а

о н и

б у д у т

«

ш и т ь

»

и

представлять

на

показе

,

отбирают

его

детали

,

создают

и

демонстрируют

его

под

национальную

музыку

,

комментируют

.

Материалы

:

элементы

народных

костюмов

,

дополнительные

украшения

музыкальное

сопровождение

.

«

Сказка

-

загадка

»

Цель

:

Закрепить

знание

детей

о

народных

сказках

;

воспитывать

интерес

к

у с т н о м у

н а р о д н о м у

т в о р ч е с т в у

;

р а з в и в а т ь

и н и ц и а т и в у

,

у м е н и е

согласовывать

свои

действия

с

другими

детьми

.

Ход

игры

:

Ребёнок

берёт

из

шкатулки

любой

конверт

,

в

котором

лежат

картинки

с

изображением

сказочных

персонажей

,

приглашает

товарища

играть

с

собой

в

паре

,

и

вместе

они

придумывают

и

загадывают

загадку

о

персонаже

или

сказке

,

из

которой

он

взят

.

Остальные

дети

должны

отгадать

и

назвать

героя

.

Материалы

:

конверты

с

картинками

с

изображениями

персонажей

сказок

русского

,

татарского

,

мордовского

,

чувашского

народов

.

-

Игра

«

Народы

как

одна

семья

,

хотя

язык

их

разный

…»

Цель

:

Обобщить

представления

детей

о

культуре

народов

ближнего

зарубежья

по

следующим

разделам

: «

Название

страны

», «

Географическое

положение

», «

Музыкальные

произведения

», «

Национальный

танец

»,

«

Народная

игра

», «

Народный

инструмент

», «

Национальный

костюм

»,

«

Литература

», «

Достопримечательности

».

Ход

игры

:

Одновременно

в

игре

могут

принимать

участие

от

3

до

6

человек

.

Дети

выбирают

карточку

с

названием

страны

и

во

время

движения

по

секторам

ориентируются

на

свою

карточку

.

Если

в

секторе

нарисован

мальчик

,

читающий

книгу

,

то

необходимо

рассказать

какое

-

либо

произведение

народа

,

название

которого

у

ребенка

на

карточке

с

красной

звездочкой

(

например

, «

Украина

» —

значит

,

ребенок

рассказывает

стихотворение

или

сказку

украинского

народа

).

На

первых

порах

допускаются

подсказки

детей

друг

другу

под

руководством

педагога

.

А

на

основе

игры

может

быть

составлена

концертная

программа

о

культуре

разных

народов

ближнего

зарубежья

.

Материал

:

Вырезанный

из

картона

круг

,

разделенный

на

9

секторов

.

В

каждом

секторе

картинка

,

обозначающая

характерные

особенности

разных

народов

мальчик

,

читающий

книгу

», «

музыкальный

инструмент

»,

«

ребенок

в

национальном

костюме

», «

танцующий

ребенок

»

и

т

.

д

.)



В раздел образования