Автор: Иванова Любовь Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: г.Курган,Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочная деятельность по географии на тему "Фенологические наблюдения весной"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “СОШ №43”
г.Курган
Проект урока
Внеурочная деятельность по географии
на тему «Фенологические наблюдения
весной»
5 - 6 классы
Учитель географии: Иванова Л. М.
Курган
2020
1
Тема: Фенологические наблюдения весной
Цель: обобщить имеющиеся знания по теме «Погода» на примере
погоды своей местности на основании фенологических
наблюдений формировать эмоционально ценностное отношение
обучающихся к своей Малой Родине.
Вид проекта: индивидуальный или групповой
Организация проекта внеурочная
Задачи:
сформировать знания об особенностях климата своей
местности и причинах их обуславливающих.
формировать приемы учебной работы по наблюдению за
состоянием погоды обработке собранных материалов
продолжить развитие обще-учебных умений анализировать
сопоставлять сравнивать выделять главное устанавливать
причинно-следственные связи приводить примеры.
развивать любознательность и познавательный
интерес,творческие способности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие
умения:
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окру-
жающей среде, необходимости ее сохранения.
Образовательные результаты: овладение на уровне общего
образования системы географических знаний и умений, навыками
их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные: формирование познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся и
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических мнений.
Универсальные способы деятельности:
2
умение организовать свою деятельность определять ее цели
и задачи выбирать средства реализации ее цели и применять
их на практике, оценивать достигнутые результаты.
умение вести самостоятельный поиск анализ, отбор
информации ее преобразование, сохранение.
умение взаимодействовать с людьми, работать в кол-
лективах с выполнением различных социальных ролей и
представлять себя.
Предметные: умение применять географические знания в
повседневной жизни для объяснения оценки разнообразных
явлений и процессов адаптации к условиям на определенной
территории.
Проектный цикл:
1.
Ценностно-ориентационный этап:
Учитель ставит перед школьниками задачу
Вы сегодня ученые и ваша задача:
-
сравнивать свои наблюдения признаков погоды с народными
приметами за три месяца март, апрель, май и выявить
отклонения фенодат от средних многолетних сроков и их
возможные причины.
Даты
Народные приметы
Наблюдени
я этот день
Вывод
Рано затает – долго не растает. Ранняя
весна-признак того, что летом будет
много непогожих дней. Если весной
снег тает быстро, а вода бежит дружно,
- к мокрому лету. Март сухой да
мокрый май – будет каша и каравай. В
марте облака плывут быстро и высоко
– к хорошей погоде. Если в марте вода
не течет, в апреле вода не течет.
Частые туманы в марте предвещают
дождливое лето. Сухой
3
март-плодородие, дождливый –
неурожай. Мартовская вода целебная,
она от веснушек и загара. Чайка
прилетела – скоро лед пройдет.
Кукушка, часто и сильно кукующая
весною, предвещает теплое время.
Апрель с водою – май с травою; синие
облака в апреле - к теплу и дождю.
Днем жарко, ночью прохладно – к
хорошей погоде. В конце марта –
начале апреля прилетают скворцы.
Трясогузка прилетит, так через
двенадцать день река пойдет. Когда
цветет черемуха, всегда живет холод.
Когда береза перед ольхой лист
распустит, лето будет сухое, если ольха
наперед-мокрое! Грачи прилетели –
через месяц снег сойдет.
наблюдение за растениями:
-
определить сроки распускания почек и цветения растений
черемуха, рябина, яблоня, груша
Данные записать в таблицу.
Название растения Распускание почек Цветение растения
Свои данные сравнить с предложенным календарем и отметить
отклонения фенодат от средних многолетних сроков.
№
п/п
Распускание
почек
Срок
Средний
Ранний
Поздний
1.
Черемуха
24 апреля
8 апреля
12 мая
2.
Рябина
20 апреля
15 апреля
7 мая
3.
Яблоня
5 мая
24 апреля
24 мая
4.
Груша
7 мая
22 апреля
24 мая
5.
Зацветает
крыжовник
17 мая
25 апреля
2 июня
6.
Черная
смородина
18 мая
1 мая
1 июня
7.
Черемуха
18 мая
4 мая
4 июня
8.
Земляника
21 мая
5 мая
4 июня
9.
Вишня
22 мая
5 мая
5 июня
4
10.
Слива
23 мая
15 мая
5 июня
11.
Яблоня
24 мая
6 мая
6 июня
12.
Рябина
29 мая
11 апреля
17 июня
13.
Малина
12 июня
23 мая
1 июня
14.
Шиповник
13 июня
17 мая
28 июля
15.
Калина
13 июня
17 мая
20 июля
- наблюдение за животными:
Предсказание погоды по животным
• Метеорологическим чутьем обладают животные – они по-своему
реагируют
на
изменения
температуры,
влажности,
давления
воздуха.
Например:
•
перелетные птицы текут стаями – к дружной весне;
•
вороны ранней весной купаются – к теплу, а подвижность ворон
предсказывает ясный день;
•
чайки прилетели - быстро лед на реках пройдет, и тепло придет;
•
чайки на воду садятся и плавают – к хорошей погоде; не летят
далеко от берега и не садятся на воду - к длительному ненастью;
•
громко кричат или стаями летят - к дождю;
•
грачи ранние /раньше 17 марта/ - к ранней весне;
•
прилетели и стали гнезда ремонтировать, вить новые - весна
дружная, теплая; а если грачи долго на гнезда не садятся - к
холодной затяжной весне
Определите дату прилета грачей и чаек.
Найти
народные
приметы
наступления
весны
и
сравнить
со
своими данными.
Все свои наблюдения оформить в виде стенгазеты.
Оценочно-рефлексивный этап:
-оформление стенгазеты.
Презентативный этап:
-представить свои стенгазеты на праздниках начальных классов.
Ресурсы: учебник, дневник погоды, фотоаппарат, интернет.
5
Куприянова
М.К.,
Мельник
Н.Б.,
Щенникова
З.Г.
Сезонные
наблюдения в природе: методическое пособие для учителей
-
Екатеринбург,
1992
Куприянова
М.К.,
Новоженов
Ю.И.,
Щенникова
З.Г.
Фенологические
наблюдения
во
внеклассной
краеведческой работе. Учебное пособие для учителей биологии,
географии,
естествознания
и
природоведения
средних
школ
-
Екатеринбург, Банк к5ультурной информации, 2000 Куприянова
М.К.,
В.А.Батманов
–
основатель
нового
направления
в
фенологии / Фенологические методы в научных исследованиях и
школе.
6