Напоминание

Внеурочная деятельность по географии на тему "Фенологические наблюдения весной"


Автор: Иванова Любовь Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: г.Курган,Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочная деятельность по географии на тему "Фенологические наблюдения весной"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “СОШ №43”

г.Курган

Проект урока

Внеурочная деятельность по географии

на тему «Фенологические наблюдения

весной»

5 - 6 классы

Учитель географии: Иванова Л. М.

Курган

2020

1

Тема: Фенологические наблюдения весной

Цель: обобщить имеющиеся знания по теме «Погода» на примере

погоды своей местности на основании фенологических

наблюдений формировать эмоционально ценностное отношение

обучающихся к своей Малой Родине.

Вид проекта: индивидуальный или групповой

Организация проекта внеурочная

Задачи:

сформировать знания об особенностях климата своей

местности и причинах их обуславливающих.

формировать приемы учебной работы по наблюдению за

состоянием погоды обработке собранных материалов

продолжить развитие обще-учебных умений анализировать

сопоставлять сравнивать выделять главное устанавливать

причинно-следственные связи приводить примеры.

развивать любознательность и познавательный

интерес,творческие способности учащихся.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие

умения:

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окру-

жающей среде, необходимости ее сохранения.

Образовательные результаты: овладение на уровне общего

образования системы географических знаний и умений, навыками

их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные: формирование познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся и

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и

практических мнений.

Универсальные способы деятельности:

2

умение организовать свою деятельность определять ее цели

и задачи выбирать средства реализации ее цели и применять

их на практике, оценивать достигнутые результаты.

умение вести самостоятельный поиск анализ, отбор

информации ее преобразование, сохранение.

умение взаимодействовать с людьми, работать в кол-

лективах с выполнением различных социальных ролей и

представлять себя.

Предметные: умение применять географические знания в

повседневной жизни для объяснения оценки разнообразных

явлений и процессов адаптации к условиям на определенной

территории.

Проектный цикл:

1.

Ценностно-ориентационный этап:

Учитель ставит перед школьниками задачу

Вы сегодня ученые и ваша задача:

-

сравнивать свои наблюдения признаков погоды с народными

приметами за три месяца март, апрель, май и выявить

отклонения фенодат от средних многолетних сроков и их

возможные причины.

Даты

Народные приметы

Наблюдени

я этот день

Вывод

Рано затает – долго не растает. Ранняя

весна-признак того, что летом будет

много непогожих дней. Если весной

снег тает быстро, а вода бежит дружно,

- к мокрому лету. Март сухой да

мокрый май – будет каша и каравай. В

марте облака плывут быстро и высоко

– к хорошей погоде. Если в марте вода

не течет, в апреле вода не течет.

Частые туманы в марте предвещают

дождливое лето. Сухой

3

март-плодородие, дождливый –

неурожай. Мартовская вода целебная,

она от веснушек и загара. Чайка

прилетела – скоро лед пройдет.

Кукушка, часто и сильно кукующая

весною, предвещает теплое время.

Апрель с водою – май с травою; синие

облака в апреле - к теплу и дождю.

Днем жарко, ночью прохладно – к

хорошей погоде. В конце марта –

начале апреля прилетают скворцы.

Трясогузка прилетит, так через

двенадцать день река пойдет. Когда

цветет черемуха, всегда живет холод.

Когда береза перед ольхой лист

распустит, лето будет сухое, если ольха

наперед-мокрое! Грачи прилетели –

через месяц снег сойдет.

наблюдение за растениями:

-

определить сроки распускания почек и цветения растений

черемуха, рябина, яблоня, груша

Данные записать в таблицу.

Название растения Распускание почек Цветение растения

Свои данные сравнить с предложенным календарем и отметить

отклонения фенодат от средних многолетних сроков.

п/п

Распускание

почек

Срок

Средний

Ранний

Поздний

1.

Черемуха

24 апреля

8 апреля

12 мая

2.

Рябина

20 апреля

15 апреля

7 мая

3.

Яблоня

5 мая

24 апреля

24 мая

4.

Груша

7 мая

22 апреля

24 мая

5.

Зацветает

крыжовник

17 мая

25 апреля

2 июня

6.

Черная

смородина

18 мая

1 мая

1 июня

7.

Черемуха

18 мая

4 мая

4 июня

8.

Земляника

21 мая

5 мая

4 июня

9.

Вишня

22 мая

5 мая

5 июня

4

10.

Слива

23 мая

15 мая

5 июня

11.

Яблоня

24 мая

6 мая

6 июня

12.

Рябина

29 мая

11 апреля

17 июня

13.

Малина

12 июня

23 мая

1 июня

14.

Шиповник

13 июня

17 мая

28 июля

15.

Калина

13 июня

17 мая

20 июля

- наблюдение за животными:

Предсказание погоды по животным

• Метеорологическим чутьем обладают животные – они по-своему

реагируют

на

изменения

температуры,

влажности,

давления

воздуха.

Например:

перелетные птицы текут стаями – к дружной весне;

вороны ранней весной купаются – к теплу, а подвижность ворон

предсказывает ясный день;

чайки прилетели - быстро лед на реках пройдет, и тепло придет;

чайки на воду садятся и плавают – к хорошей погоде; не летят

далеко от берега и не садятся на воду - к длительному ненастью;

громко кричат или стаями летят - к дождю;

грачи ранние /раньше 17 марта/ - к ранней весне;

прилетели и стали гнезда ремонтировать, вить новые - весна

дружная, теплая; а если грачи долго на гнезда не садятся - к

холодной затяжной весне

Определите дату прилета грачей и чаек.

Найти

народные

приметы

наступления

весны

и

сравнить

со

своими данными.

Все свои наблюдения оформить в виде стенгазеты.

Оценочно-рефлексивный этап:

-оформление стенгазеты.

Презентативный этап:

-представить свои стенгазеты на праздниках начальных классов.

Ресурсы: учебник, дневник погоды, фотоаппарат, интернет.

5

Куприянова

М.К.,

Мельник

Н.Б.,

Щенникова

З.Г.

Сезонные

наблюдения в природе: методическое пособие для учителей

-

Екатеринбург,

1992

Куприянова

М.К.,

Новоженов

Ю.И.,

Щенникова

З.Г.

Фенологические

наблюдения

во

внеклассной

краеведческой работе. Учебное пособие для учителей биологии,

географии,

естествознания

и

природоведения

средних

школ

-

Екатеринбург, Банк к5ультурной информации, 2000 Куприянова

М.К.,

В.А.Батманов

основатель

нового

направления

в

фенологии / Фенологические методы в научных исследованиях и

школе.

6



В раздел образования