Автор: Самотохина Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Александровская ООШ"
Населённый пункт: с. Александровка, Чистопольский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка контрольно-измерительных материалов к учебному предмету математика "Числа и величины" для учащихся 3 класса
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Достижение метапредметных результатов в начальной школе как показатель
профессиональной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС»
на тему:
Разработка контрольно-измерительных материалов к учебному предмету
математика «Числа и величины» для учащихся 3 класса
Авторы проекта:
Самотохина И.П. «Александровская ООШ» Чистопольского района
Аннотация
Контрольно-измерительный материал разработан с использованием УМК
«Перспектива», согласно положениям ФГОС НОО.
Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю
начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО по достижению
планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по
формированию универсальных учебных действий.
Адресуется учителям начальной школы общеобразовательных организаций.
Актуальность проекта
Перед современной школой в настоящее время стоит задача не только
вооружить ученика определённым багажом знаний, но в процессе обучения
научить, самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, развивать своё
мышление.
Изучение
математики
в
начальной
школе
направлено
на
математическое
развитие
младшего
школьника,
освоение
основных
начальных математических знаний, формирование умения решать учебные
и
практические
задачи
средствами
математики,
воспитание
критичности
мышления, стремления использовать математические знания в повседневной
жизни ..
Внедрение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
определяет
изменения
в
образовательном
пространстве
школы,
которые
требуют
от
педагогического
коллектива
существенной
корректировки
профессионально-ценностной
позиции
учителей,
освоения
нового
содержания
образования,
проектирования
необходимых
изменений
в
организации образовательного процесса в начальной школе.
В
современных
условиях
недостаточно
только
знать
содержательные
и
методические
стороны
стандарта.
Учителю
необходимо
правильно
организовывать
образовательный
процесс,
уметь
обучать
учащихся
целеполаганию, планированию, выбору способов решения учебной задачи,
постановке
и
решению
проблем,
самоконтролю
и
самооценке,
поиску
и
преобразованию
информации,
сотрудничеству
при
работе
в
группах,
кооперации для достижения конкретных целей.
В связи с этим актуальным становится разработка новых материалов,
обеспечивающих включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную
деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы
посредством формирования универсальных учебных действий как основы
ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от
норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно
устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям
оценки, устанавливаемым стандартом.
Цель проекта
Разработка и внедрение контрольно-измерительных материалов по
математике для оценки учебных достижений учащихся 3 класса.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к формированию универсальных учебных
действий у учащихся к планируемым результатам по математике.
2. Определить планируемые познавательные, регулятивные,
коммуникативные результаты основной образовательной программы по
математике в 3 классе.
3. Разработать систему контрольно-измерительных материалов для оценки
познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по математике
для учащихся 3 класса.
Целевая группа проекта: учащиеся 3 класса общеобразовательной школы
Объект
исследования методическое
обеспечение
урока
математики
в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Предмет
исследования контрольно-диагностические
материалы
по
математике учащихся 3 класса.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Выпускник научится:
1.Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность,
и
составлять
последовательность
по
заданному
или
самостоятельно
выбранному
правилу
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение
числа
в
несколько
раз);
2. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
3.Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
с в о и
д е й с т в и я ;
4.
Выбирать
единицу
для
измерения
данной
величины
(длины,
массы,
площади, времени), объяснять свои действия.
Планируемые результаты.
Личностные:
положительное отношение к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки ;
формирование математической компетентности.
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её
словесно
Умение
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения результата
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности её решения.
Коммуникативные:
Умеет
слушать,
извлекать
пользу
из
опыта
одноклассников,
сотрудничать с ними при работе в группе;
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Познавательные:
Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации
Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические
рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками,
иллюстрациями и др.
Заключение
Задания, представленные в проектной работе, помогут сформировать у
ученика необходимые универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные, коммуникативные), а учителю – оценить качество образования
и развивать рефлективные способности учащихся. На уроке важно создать
такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной
деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен
самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед
ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального
характера.
Контрольно-измерительные материалы
на уроках математики в 3 классе
Материал для формирования познавательных УУД
1.Прочитай задачу, выбери номер правильного решения и ответа к ней:
На покупку мальчик потратила 36 рублей. Мороженое он купил за 10
рублей, шоколадку за 14 рублей. Сколько рублей он заплатила за сок ?
1) 36 – 10 + 14 = 40 (руб.)
2) 36 + 10 – 14 = 32 (руб.)
3) 36 – 10 – 14 = 12 (руб.)
2. В какой строке нарушена закономерность?
1)
6 ∙ 7 , 42 : 6 , 42 : 7
2)
5 ∙ 9 , 45 : 5 , 45 : 9
3)
3 ∙ 4 , 24 : 3 , 24 : 4
4)
2 ∙ 9 , 18 : 2 , 18 : 9
3. Какое
равенство и неравенство будет верным,
если подставить
число 6?
1) 48 : ___ +12 =50
2) 4 ∙ __ - 5 = 23
3) 42 – 5 ∙ ___= 12
4) 17 - ___˂ 12
4. Составь и запиши выражение к задаче.
Актовый зал освещает 5 люстр по 7 лампочек в каждой и 3 люстры по 10
лампочек. Сколько всего лампочек освещает актовый зал?
5. Заполни таблицу:
к
4
6
8
9
8 ∙ к
Материал для формирования регулятивных УУД
6. В каком правиле допущена ошибка?
1)
При умножении числа на 1 получится то же самое число.
2)
При умножении числа на 0 получится 0.
3)
При делении числа на 0 получится 0.
4)
При делении 0 на любое число получится 0.
7. Укажи запись решения задачи.
В магазине 18 ящиков яблок и 9 ящиков слив. Во сколько раз ящиков с
яблоками больше, чем со сливами?
1)
18 – 9
2)
18 + 9
3)
18 ∙ 9
4)
18 : 9
8.Найди значение выражения 18 : 3 + 3 ∙ 4 .
1)
12
2)
18
3)
21
4)
36
9. Частное чисел 28 и 7 умножь на 9. Запиши данное выражение и найди
ответ.
____________________________________________________________
10. Вова допустил ошибку. Найди её.
1)
2 дм 3см = 23 см
2)
15 см = 1 дм 5 мм
3)
1 дм² = 100 см²
4)
4 см 3 мм = 43 мм
11. Укажи порядок действий и вычисли.
50 + 7 ∙ ( 15 : 3) = _______
Материал для формирования коммуникативных УУД
12. Прочитай условие задачи. Ответь на вопросы, составив выражения,
используя имеющиеся и полученные данные.
Ширина сада прямоугольной формы 5 м, а длина в 2 раза больше.
________________________________________________________________
1)
На сколько метров ширина сада меньше длины?
_________________________________________________________________
2) Чему равен периметр сада?
__________________________________________________________________
3) Какова площадь сада?
_________________________________________________________________
Критерии оценивания:
Задани
е
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Кол-во
баллов
1
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ
ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
«2»
«3»
«4»
«5»
0-9 баллов
10-13 баллов
14-18 баллов
18-20 баллов
Критический
Допустимый
Базовый
(средний)
Эффективный
(высокий)
Список литературы
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования от 06.10.2009 №373;
Яценко И.Ф Поурочные разработки по русскому языку 3 класс, Москва
ВАКО 2015
Узорова
О.В.
Учебно
методическое
издание
Математика:
Учебная
литература: Издательство Астрель; 2017
Интернет ресурсы