Напоминание

Урок-проект по окружающему миру 1 класс на тему "Мы живем в селе"


Автор: Матвеева Раиса Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сунтарская начальная общеобразовальная школа им.В.Г.Павлова
Населённый пункт: с.Сунтар,Сунтарский улус,Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-проект по окружающему миру 1 класс на тему "Мы живем в селе"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕМА: « Мы- жители села Сунтар».

Учитель МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им. В.Г.Павлова»

Матвеева Раиса Семеновна.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА направлена на формирование образовательных компетенций

учащихся 1 класса через включение в краткосрочный

коллективный проект по теме «Мы в селе».

ЗАДАЧИ:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.

Представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как

хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

2.

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к другу.

3.

Учить детей вести диалог, содержательно обсуждать возникшую проблему.

4.

Формирование социальных ценностей, уважительного отношения к мнению других.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.

Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

использование); соединять теоретический материал с практической деятельностью;

использовать различные способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в интернете

и т.д.).

2.

Развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение,

классификация).

3.

Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.

4.

Формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою

деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и

анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.

Уточнение уже имеющихся знаний учащихся о городе и своём селе.

2.

Закрепить у детей понятия «земляки», «односельчане».

3.

На конкретных примерах показать особенности труда сельских жителей в старину и в

наши дни.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

- работа с учебником

- беседа

- игровой момент

- работа с иллюстрациями

- работа в парах

- рассказы детей

- физкультминутка

- презентация

-подведение итога урока

- рефлексия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

понимание необходимости взаимной связи людей в селе,

важности культурного смысла понятия «земляки - односельчане»;

умение образовывать общее название жителей определённого

населённого пункта по названию.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

-учебник Окружающий мир. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. 1 класс;

- иллюстрации с изображением трудовых действий и домашних животных;

- пословицы и поговорки о труде, загадки о домашних животных;

- разрезные картинки с изображением домашних животных для выполнения

коллажа;

-презентация по теме урока;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- альбом «Мы в селе»;

- информационные сообщения о селе Сунтар.

УУД:

Личностные

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных

ситуаций.

Регулятивные

Формирование умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Осуществление самоконтроля.

Коммуникативные

Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…);

учиться отвечать на поставленный вопрос. Познавательные

Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Осознание своей роли в окружающем мире.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.

ОРГ. МОМЕНТ

.

- Сегодня у нас гости на уроке. Поприветствуем их. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким

настроением вы пришли сегодня в класс? Улыбнитесь друг другу и мне.

- Я рада, что у всех отличное настроение. Начнем работу.

-Каждая работа требует плана работы. Давайте вместе определим этапы нашего урока

(показываются на доске символами): повторим пройденную тему, определим цель и тему урока и

свяжем с новой, поработаем по группам, познакомимся с новой темой , покажем вашу проектную

работу, которую провели вместе с родителями, подведем итог урока.

2. Целеполагание и мотивация.

–Дети, кто из нас лучше всех читает стихотворение? Конечно, это Даша Иванова.

(Слайд № 1)

Какое счастье жить в деревне,

Вокруг вода, леса, луга, поля,

И возле домика фруктовые деревья,

А чуть подальше к лесу тополя.

Здесь летом очень мило и красиво,

И летний воздух очень чист,

Деревья шелестят листвой игриво,

В сирени слышен соловьиный свист.

А ласточки, кружа над косогором,

Гоняют комаров и мошкару,

Кукушки эхо слышится над бором,

Туман над речкой стелется к утру.

Проходит ночь и утро наступает,

И снова солнце над рекой встает.

Пастух на поле стадо выгоняет,

Паук на ветке паутинку вьет.

- Ребята, вам понравилось это стихотворение? Какое красивое стихотворение!!!

- Какие ваши ощущения? Что вы почувствовали? Что вы увидели? (запах травы, цветов, дуновение

ветра, шум листвы, свежий воздух. Мычание коров, пение птиц…)

- Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о деревне, о селе)

-Значит ,сегодня у нас какая тема урока? (ответы)

– Да, тема нашего урока-проекта «Мы в селе». Как вы думаете, чему мы должны научиться на

уроке?( узнать, что такое село, чем занимаются в селе, показать свое село Сунтар).

3.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами путешествовали по городу.

-Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать город от села. Будем работать в парах. У вас есть

картинки, вместе с парой разделите их на 2 группы. Какие правила работы в парах вы знаете?

-Молодцы! Давайте поиграем в игру «Корреспондент». Кто такой корреспондент? (берет интервью).

Она хочет знать, знаете ли вы про город? (диалог).

-Молодцы!

- Давайте вспомним, как называют городских жителей? (Горожане).

- Может быть кто-нибудь знает, как называют сельских жителей? (Селяне).

3

. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ УРОКА.

Учитель: Сегодня идем путешествовать по селу. Путешествие будет

необычным, интересным, увлекательным.

-Давайте вспомним, что возьмет путешественник с собой на дорогу? Будете хлопать в ладоши, если

подходит предмет.

(Атлас-определитель, мячик, блокнот и ручку, фотоаппарат, компас, телефон, подушку).

- А какие помощники помогают нам знакомиться с окружающим миром? (Зрение,

слух, обоняние, осязание, речь.)

(Учитель показывает детям карту России. Слайд № 3) – Ребята,

посмотрите, как велика наша Родина! Как широки её просторы, пригодные для земледелия, ждущие

добрых и трудолюбивых рук!

- Ребята, как вы думаете, а люди каких профессий работают в селе? (тракторист, доярка,

комбайнёр, скотник, пастух, агроном, ветеринар)

- Посмотрите на экран (Слайд № 4), на страницы учебника, и скажите, что делает доярка? А что

делает тракторист? А доярка? Что делает пастух? Как вы думаете, лёгок ли их труд? Кто хочет стать

комбайнёром, когда вырастет? А кто трактористом? Кто хочет стать дояркой? Кто вообще хочет

работать на селе? Какую пользу бы вы принесли людям? Почему землю называют матушкой-

кормилицей? Почему тех, кто работает на земле, называют земледельцами, кормильцами?

– А теперь немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Физкультминутка. Дети прыгают попеременно то на одной, то на другой ножке и выкликают:

Дождик, дождик,

веселей!

Зря в окошко не

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

стучи!

Брызжи в поле

пуще,

Станет травка гуще!

4.

РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ УРОКА

.

1)Учитель: -А вы дети, где живете? В городе или в селе?

Приглашаем ребят из первой группы, которые подготовили информацию о достопримечательностях

нашего села (Кэрэчээнэ, Эдуарда, Даша, Эркин, Саян П., Нелли)

- Откуда вы нашли информацию?(ответы детей).

Кэрэчээнэ: Давайте поиграем в игру «Хорошо ли ты знаешь свой посёлок?»

(Презентация с фото посёлка. Дети называют знакомые места села.)

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете свой посёлок. Эти фотографии нам

пригодятся и в дальнейшей работе.

2)Учитель: Каждый город, каждое село, деревня имеют своё название. Многие из вас, наверное,

задумывались, почему так или иначе назвали город, село и спрашивали об этом у взрослых. Ведь у

каждого названия своя история и в этом заключается ценность.

-Приглашаю детей из второй группы. Они при помощи взрослых узнали об истории названия

нашего села, как называют людей, живущих в одном селе? О чём же они нам расскажут? Где

раздобыли нужную информацию?(Василиса, Максим, Эдвард, Камилла, Артем Б.)

Василиса: Я с мамой ходили в детскую библиотеку. Там нам рассказали

о нашем селе вот что. …(читает)

Учитель:Давайте поиграем в игру «Найди слово». У меня есть карточки со словами. Задание: из

данных слов найти, как будут называться жители одного села? (односельчане,земляки).

Учитель: Приглашаю Далаану.

Далаана : Моя мама работает в библиотеке, мы вместе нашли в толковом

словаре слово ОДНОСЕЛЬЧАНЕ.

Односельчане –происходящие из одного села, живущие в одном селе.)

Учитель: Название нашего села Сунтар. Как же можно назвать жителей нашего посёлка?

(односельчане или сунтарцы).

Далаана:Земляк –уроженец одной местности с кем-либо.

Учитель: Очень ценные сведения для нашего будущего проекта вы нашли.

Физкультминутка продолжается упражнением для глаз (на экране).

3) (Работа с печатным текстом, сборником пословиц и поговорок, презентация, ответы на вопросы –

развитие речи, информация в интернете).

Учитель: Где бы ни жили люди, они всегда находят дело по душе. Чтобы жить, люди

должны трудиться.

Я приглашаю ребят из третьей группы, которые поведают нам о труде на селе в былые времена и в

наше современное время (Уран)

А также познакомят вас с пословицами и поговорками о труде (Нарияна, Диана, Айаана, Аня) .

-О чем эти пословицы? Откуда нашли ? Кто помог?

Учитель: А теперь давайте посмотрим презентацию- фотографии и сравним, каким был труд

раньше у сельских тружеников и каким он стал в наше современное время.

А поможет нам в этом Уран Григорьев.

-Где вы нашли фотографии?

Ученик: О труде людей мы с мамой нашли фотографии в интернете.

Учитель: Молодцы, ребята, очень хороший материал подготовили. Его мы тоже используем для

нашей дальнейшей работы.

4) (работа с иллюстрациями, загадки, коллаж – у детей на партах конверты с картинками животных,

клей, ватман).

Учитель: Каким бы делом не занимались люди, всегда рядом с ними живут

домашние животные.

И наша 4 группа познакомит вас с этими животными. Они подготовили загадки о животных.

(Дети- Илья, Эльдар, Айсиэн, Боря, Вова Ф. выходят к доске с листами – на них загадка и

изображение животного.)

Ребёнок: Отгадайте загадки. (Загадывают загадку и после отгадки показывают изображение

животного.)

Учитель: Все загадки отгадали, а теперь сделаем коллаж из картинок с домашними животными. У

вас лежит большой конверт с картинками. Будьте внимательны. Нужно приклеить картинки только

тех животных, которые живут в нашем селе и которых выращивают или держат у себя наши

односельчане. Вам нужно распределить, кто будет подбирать картинки, кто будет их приклеивать.

(Дети принимаются за работу. После окончания один ребёнок из каждой группы выходит и

размещает свой коллаж на доске.)

Учитель: Рассмотрите внимательно ваши коллажи, нет ли ошибок, все ли животные

подобраны правильно? Какие животные у вас остались в конверте? Почему

вы их не поместили в коллаж?

5

. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Мы возвращаемся в класс, но это не означает, что наше путешествие закончилось. Мы его

продолжим на следующем уроке и узнаем, как украшали дома на селе, какой домашней посудой

пользовались раньше и какой пользуются люди сейчас и ещё много интересного вы узнаете на

следующих уроках.

Учитель:А теперь посмотрите на экран, прочитайте и выберете одно предложение и продолжите его.

(на уроке мне понравилось…. Я хочу похвалить….. Я хочу сказать спасибо…..).Ответы детей:… .

Заполнение оценочного листа.

Учитель: -Какая тема урока была?

-Что такое село? Чем занимаются селяне?( Это небольшое местожительство, где люди занимаются

выращиванием растений и разведением животных)

А где бы вам хотелось жить: в городе или селе? Любите свое село? Споем песню о своем селе

Сунтар.

На самом деле жить интересно и в городе, и в селе.

В город люди едут, чтобы найти работу, сходить в театр, музей, кинотеатр, цирк.

А в село люди едут, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городской суеты.

Учитель отмечает работу детей, её важность в создании проекта.

Самоанализ урока.

Я работаю по УМК «Перспектива».

Вы посмотрели урок по окружающему миру.

Тема урока: Мы живем в селе Сунтар.

Тип урока: проектная деятельность.

По времени выполнения данный проект краткосрочный (неделя).

Данная тема в тематическом планировании проходит в разделе «Город и село». На эту тему отведено

13 часов. Из-за карантина несколько часов сжаты.

По количеству участников: групповой.

По содержанию: интегрированный.

Цель проекта направлена на формирование образовательных компетенций учащихся 1 класса через

включение в краткосрочный коллективный проект по теме «Мы в селе».

Учебные задачи, которые решались на уроке.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.Представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села

как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-

кормилицей.

2.Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к

другу.

3.Учить детей вести диалог, содержательно обсуждать возникшую проблему.

4.Формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному

мнению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор,

систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал

с практической деятельностью; использовать различные способы поиска

информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.).

2.Развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез,

обобщение, классификация).

3.Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.

4.Формирование умений планировать, координировать, контролировать и

оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою

точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Уточнение уже имеющихся знаний учащихся о городе и своём селе.

2.Закрепить у детей понятия «земляки», «односельчане».

3.На конкретных примерах показать особенности труда сельских жителей в

старину и в наши дни.

Этапы работы над проектом.

Тема проекта выбиралась в сотворчестве с детьми. Толчком для выбора темы была заинтересованность

в приобретении новых знаний.

Эта тема проходила «красной нитью» и через другие предметные области:

- обучение грамоте – подбирали пословицы, поговорки, загадки; проводили игру «Найди слово».

- литературное чтение – чтение стихотворений, рассказов о красоте природы.

- окружающий мир – узнавали о городе, о своём селе.

Параллельно с включением темы в учебные дисциплины шёл сбор информации и систематизация

необходимой информации - как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе.

Несмотря на то, что тема проекта едина для всех, существовала возможность выбора для ребёнка

именно того аспекта темы, который его действительно интересует. Я назвала это «паутинки проекта»:

исторический аспект, географический, культурный.

Дети, работая с информацией при помощи взрослых, фиксировали их в виде записей, аппликации,

фотографий, презентаций - готовили к использованию в проекте.

Основная задача моя на этом этапе заключалась в направлении детской деятельности на

самостоятельный поиск информации. Но так как первоклассники ещё в силу своего возраста не могут

в достаточной мере пользоваться информацией, была проведена соответствующая работа в виде

индивидуальных бесед с родителями, чтобы они помогли своим детям в поиске и оформлении

информации.

Сегодня на уроке вы увидели не совсем завершённый продукт, так как ещё будут темы по быту,

архитектуре села, запланировали экскурсию в музей, беседу о земляках (сведения из музея).

В начале урока проводилась игра «Наше настроение» для создания эмоционально-положительного

настроя, доброжелательной рабочей обстановки в классе.

После этого было повторение пройденного материала: «Что положили в дорожную сумку?» какие

помощники есть у нас для изучения окружающего мира? Дети назвали – зрение, слух, обоняние,

осязание, речь. Вспомнили, как называют городских жителей, сельских.

Для создания мотивации урока я использовала игровой момент «путешествие», который вёл

путешественников по придуманным станциям. Работа с учебником так же создала определённую

мотивацию. Дети постарались представить сельскую природу, услышать звуки, испытать ощущения,

почувствовать запахи.

Затем на экране были представлены слайды сельской природы и дети послушали стих в исполнении

своей одноклассницы.

Далее - работа над темой. Дети сообщили об источниках информации, сделали свои сообщения.

Постановка учебной цели на уроке была проведена в форме проблемного диалога, что сформировало интерес

поставленной цели. Благодаря этому активизировалось внимание всех детей, возник интерес к предмету,

желание вывести и самостоятельно определить цели познавательной деятельности. У учащихся развивались

личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. На уроке

первоклассникам была предоставлена возможность рассказать каждой группе о своей работе, показать, что у

них получилось. Работа в группах способствовала созданию обстановки доверия и ситуации успеха для

каждого ребёнка и класса в целом - развивались личностные и коммуникативные универсальные учебные

действия. Ученики планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировали

собственные мысли. Дети устанавливали на основе анализа логические связи между блоками информации,

делали обобщения и выводы.

Во время беседы путём построения небольших высказываний с учётом ситуации общения, дети выбирали для

ответов соответствующие языковые средства.

В конце происходило оценивание результативности урока. На этом этапе происходило осознание своей роли в

окружающем мире.



В раздел образования