Автор: Погорелая Ольга Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МБОУ ДО Баганский Дом детского творчества
Населённый пункт: Новосибирская область,Баганский район, с.Баган
Наименование материала: Учебное занятие народно - сценического танца
Тема: "Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса у станка, движения на середине"
Раздел: дополнительное образование
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Учебное открытое занятие
Тема:
«Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса
у станка, движения на середине»
С
. Баган, 2020г.
1
Автор:
Педагог высшей квалификационной
категории
Погорелая Ольга Валентиновна
Пояснительная записка
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том,
что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах,
в о п л о щ а е т
и х
с
п ом о щ ь ю
в ы р а з и т е л ь н ы х
д в и ж е н и й
и
и с п о л н и т е л е й .
Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас образцы народных
танцев изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и
по сути является отражением истории того или иного народа, условий его жизни.
В предлагаемых мною рекомендациях представлен опыт работы в системе
дополнительного образования по художественному направлению.
Занятие по народно-сценическому танцу для детей, обучающихся 3-4 года обучения.
Народно-сценический танец - это один из видов хореографического искусства Он возник
на основе народного танца, который является фундаментом, базой, истоком и от его начала
возникли: классический танец, народно-сценический танец, современный танец и т.д.
Тема: «Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса,
движения на середине»
«…Есть только единственный исторический путь к достижению высшей все человечности
– путь национального роста и развитию, национального творчества»
А.В.Бердяев.
Занятие разработано для проведения в 3-4 классе, при обучении детей народно –
сценическому танцу, который имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития
национальной культуры.
Цель
: Достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов
народного танца.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с народным танцем и его особенностями;
- научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции,
-развивать пространственное мышление добиваясь простоты и выразительности исполнения,
- создать атмосферу непринужденности воспитывать интерес к культуре народа,
- содействовать развитию физической активности и мышечно – двигательного аппарата,
- формирование навыков взаимодействия с преподавателем и концертмейстером, в группе.
Методы обучения:
-словесные – объяснение;
-практический – выполнение упражнений, движений;
- наглядный – показ видеофайлов.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы
:
- хореографический класс с зеркалами,
- компьютер,
- мультимедийный проектор, экран,
- русский платочек (по количеству учащихся, для исполнения комбинаций и этюда)
Структура занятия:
1.
Организационный момент. (5 мин.)
2.
Вводная часть. (10 мин.)
3.
Основная часть (28 мин.)
4.
Заключение (2 мин.)
Ход занятия:
2
1.Организационный момент
.
Преподаватель приглашает учащихся в класс. Занятие начинается с поклона – приветствия.
2.Вводная часть.
Вступительное слово педагога: учащиеся получили знания:
-
по
балетной
терминологии,
рисунка
народно-сценического
танца,
особенности
взаимодействия с партнерами на сцене;
-
элементам
основных
комбинаций,
чувствовать
ансамбль,
сохранять
рисунок
при
исполнении народного танца, распределять сценическую площадку;
- особенности постановки корпуса, ног, рук, головы танцевальных комбинаций;
- принцип взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- научились исполнять и импровизировать на сцене народные танцы.
3.Введение в тему занятия
:
«Где взгляд, там жест,
Где жест, там чувство, где чувство, радость и любовь.
Все это тайна жизни бесконечной, а танец вечен как любовь...»
Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы
-Что такое экзерсис? (ответы учащихся). (движения возле палки)
-А какие движения знаете вы? А какие мы уже изучили? в каком характере?
- Какие движения вы знаете на середине? (дробь, ключ, выхилястник, молоточки, моталочка,
девичий шаг, шаг с каблука, припадание, упадание.)
4.Основная часть занятие.
Сегодня мы с вами повторим движения возле палки (plie в русском характере, batman tendu –в
белорусском, batment tendu jete
–
в
грузинском, rond de gambe par
terr – в казахском,
«веревочка»
-
яблочко,
(добавим
в
движение
при
выпаде
в
перед
руки,
мы
их
будем
открывать во 2 позиции и закладывать назад, добавим голову она у нас будет работать, когда
будем делать выпад в сторону в право влево, повторим комбинации на середине из движений
русского танца, добавим в исполнение движений руки, голову, так как тема нашего занятия -
«Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса, движения на середине».
Выходим на середину зала.
Последовательность выполнения движений, элементов на середине: дробные выстукивания,
«окошечко», «ковырялочка», переменный шаг вперед, приставной шаг, шаг с припаданием,
«гармошка», девичий шаг с платком, притопы, шаркающий шаг (приложение).
5.Заключительная часть занятия.
Преподаватель:
-
Ребята,
подошло
к
концу
наше
занятие,
на
уроке
вы
справились
с
поставленной целью и задачами (анализ работы учащихся, оценивание) как вы думаете, мы
хорошо поработали над заданной целью и задачами?
Поклон педагогу и концертмейстеру
Танец - это самый древний и богатый вид искусства, интересный, многообразный, яркий,
несущий
в
себе
огромный
эмоциональный
заряд.
Народный
танец
стал
бесценным
сокровищем, отражающий быт, основные традиции, события, происходящие в жизни людей.
Изучая народный танец, мы с учащимися словно путешествуем по планете. Что доказывает
архив наших фотографий. Народный танец оказывает большое влияние на формирование
внутренней
культуры
человека,
развивает
чувство
ответственности
перед
другими
учащимися, умение считаться с их интересами, несет радость и красоту. Всему этому я хочу
научить своих детей.
Список литературы
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и
педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и
«Респекс», 1996г.
2.
Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч.1,2. –Москва -2002г.
3
3.
Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство
Астрель» -2008г.
4.
Довбыш Н. Танцевальные игры для детей.
5.
Захаров В.М. Радуга Русского танца. М.:осква-1986г.
6.
Климов А. Основы русского танца.- М.: 1981г.
7.
Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.
8.
Надежкина Н. Русские танцы. Москва -1951.
9.
Ткаченко Т. Народный танец. В.1. – М.: 1967.
10.
Устинова Т. Русские танцы. Молодая гвардия 1955.
11.
Хореографическое искусство: методика и практика. Новосибирск, 2003.
Приложение
Комбинации движений на занятии.
Из
истории:
Областные
особенности
танцев
России
обусловлены
социально
–
экономическими факторами, в которых живут люди, характером их труда, нравами, бытом,
природой и даже костюмом. Степенность, благородство, сдержанность в проявлении чувств
тех, кто живет на Русском Севере; веселый задор, живопись темперамента – тех, чья родина
курская земля; своя манера танца у донских казаков, смолян, астраханцев. При всем различии
танцев в каждом из них отражается определенная грань русского национального характера.
Сам танцевальный язык, танцевальные движения, в разных областях различны, имеют свой
особый
стиль
исполнения.
Встречается
различный
ритмический
рисунок
дробей,
в
некоторых областях дроби в танцах совсем отсутствуют. В одной местности движения на
низу: присядки, закладки, в другой – таковых нет. Наблюдается также различное положение
рук и т. д. В большинстве случаев схема одних и тех же движений характерна для многих
областей. Например, тройной и переменный шаг, ковырялочка, веревочка, па де баск и др.
распространены
повсюду,
но
исполняются
они
в
каждой
области
по
–
своему.
Эта
своеобразная манера исполнения и придает танцу самобытность.
Описание движений
Дробь
Исполняется на 1 такт.
Исходное положение – шестая позиция ног. У девушек руки на поясе «кулачками». У юношей
руки раскрыты широко в стороны.
Затакт.
Слегка приподнять правую ногу от пола.
На счет «раз» - четко притопнуть правой ногой, одновременно чуть приподнимая левую ногу.
На счет « и » - четко притопнуть левой стопой, слегка задерживая ее вверху.
На счет «два» - притопнуть еще раз, левой стопой, одновременно приподнимая от пола
правую ногу.
На счет « и » - притопнуть правой стопой, слегка задерживая ее вверху.
На каждый счет «и» - юноши поднимают обе руки наверх, затем на счет «раз» или «два» -
опускают обе руки вниз. Таким образом идет как бы покачивание руками сверху вниз.
Окошечко
Исходное положение – девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Шестая позиция ног
Соединенные руки разведены в стороны.
Исполняется на 2 такта с разных ног.
1-й такт.
На счет «раз» - четкий небольшой шаг вправо правой ногой на всю стопу.
На счет « и » - четко приставить левую ногу к правой в шестую позицию.
На
счет
«два»
-
переступить
на
правую
ногу
с
небольшим
акцентом.
Одновременно
соединенные правая рука юноши и левая рука девушки резко поднимаются наверх в третью
4
позицию. Левая рука юноши и правая рука девушки принимают положение перед грудью в
первую позиции. Голова смотрит на поднятые вверх руки.
На счет « и » - пауза.
2-й такт.
На счет «раз» - четкий небольшой шаг влево левой ногой на всю стопу. Одновременно руки
обоих партнеров принимают исходное положение.
На счет « и » - четко приставить правую ногу к левой в шестую позицию.
На счет «два» - повторить движение на счет «два» 1-го такта с другой ноги.
На счет « и » - пауза.
Ковырялочка на воздухе
Исполняется на 2 такта.
Исходное положение – первая позиция ног. Руки на поясе.
1-й такт.
На счет «раз» - слегка подскочить на левой ноге вперед и одновременно выбросить согнутую
в колене правую ногу вправо на 45, колено в невыворотном положении. Левую руку заложить
ладонью за голову, правую руку оставить на поясе.
На счет «и» - пауза.
На счет «два» - еще раз подскочить на левой ноге и, повернув колено вправо, развернуть ногу
в выворотное положение, резко вынося ее вперед. Носок не вытягивать. Левую руку опустить
на пояс.
На счет «и» - пауза.
2-й такт.
Все повторить с другой ноги.
На счет «раз» - заложить за голову правую руку.
Переменный шаг вперед.
И.п. – шестая позиция ног. Руки можно раскрыть в стороны или положить на пояс.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед
На счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую)
На счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую)
На счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги.
Приставной шаг
И.п. – естественное, руки на поясе.
На счет «раз» - сделать небольшой шаг вправо правой ногой
На счет «и» - левую ногу приставить к правой
На счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой
На счет «и» - приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой
ноги.
Шаг с припаданием
И.п. – естественное.
На счет «и» - (из затакта) правую ногу, слегка отделив ее от пола, отвести в правую сторону
На счет «раз» - сделать шаг вправо на всю ступню правой ноги, чуть сгибая ее в колене и
перенося на нее тяжесть корпуса, а левую ногу приподнять, подтягивая край ступни к
щиколотке правой ноги сзади
На счет «и» - левую ногу, не разгибая в колене, опустить на полупальцы сзади правой ноги,
перенести тяжесть корпуса на левую ногу, а правую слегка приподнять над полом
На счет «два» - повторить то, что было исполнено на счет «раз»
На счет «и» - повторить то, что было исполнено из затакта.
Исполняя
«шаг
с
припаданием»,
танцующий
медленно
двигается
вправо
или
влево
в
зависимости от того, с какой ноги начал движение. Руки можно положить на бедра, или
скрестить на груди, или раскрыть в стороны.
Гармошка
5
И.п. – естественное.
На счет «раз» - соединить носки, развести пятки в стороны
На счет «и» - соединить пятки, а носки развести в стороны
На счет «два - и» - повторяется то же самое.
При продвижении вправо надо, соединяя носки, опираться на пятку левой ноги и носок
правой. При движении влево – наоборот.
Девичий ход с платком
Исполняется на 1 такт.
И.п. - шестая позиция ног. Правая рука девушки, в которой она держит платок, сгибается в
локте на уровне талии, а кисть с платком – на уровне глаз. Левая рука, согнута в локте, как бы
поддерживает локоть правой руки снизу.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести
вправо, взмахнув платком. Голову повернуть вправо за движением руки.
На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение вправо.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести влево,
взмахнув платком. Голову повернуть влево.
На счет «и» кисть с платочком как бы слегка продолжает движение влево.
Дробь
Исполняется на 2 такта.
И.п. – шестая позиция ног.
1-й такт.
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.
На счет «и» - ударить об пол левым каблуком рядом с правой ногой.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед.
На счет «и» - ударить об пол правым каблуком рядом с левой ногой.
2-й такт.
На счет «раз» - ударить правой ногой об пол.
На счет «и» - подскочить на левой ноге.
На счет «два» - ударить дважды правой ногой об пол.
На счет «и» - топнуть левой ногой рядом с правой.
Притопы
И.п. – шестая позиция ног. Левая рука на поясе. Правая рука наверху в третьей позиции, в
руке – платочек.
1-й такт.
На счет «раз - и» - притопнуть правой ногой и одновременно взмахнуть платочком вверх.
На счет «два - и» - пауза.
2-й такт.
На счет «раз -и» - еще раз притопнуть правой ногой и одновременно еще раз взмахнуть
платочек вверх.
На счет «два - и» - пауза
Шаркающий шаг
На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.
На счет «и» - ударить слегка каблуком левой ноги об пол и вынести вперед.
На счет «два» - шаг левой ногой вперед.
На счет «и» - ударить слегка каблуком правой ноги об пол и вынести вперед.
Ключ
1-й такт.
На счет «раз» - притопнуть правой ногой.
На счет «и» - подскочить на левой ноге, правую приподнять.
На счет «два» - сделать двойной удар правой стопой, левую ногу приподнять.
На счет «и» - притопнуть левой ногой.
6
2-й такт.
На счет «раз» - слегка подскочить на правой ноге, левую чуть приподнять.
На счет «и» - топнуть левой ногой.
На счет «два» - топнуть левой ногой.
На счет «и» - пауза.
Дробные выстукивания
Исполняется на 2 такта, с постоянным продвижением вперед.
Исходное положение – шестая позиция ног.
Затакт.
Слегка подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу чуть приподнять от пола.
1-й такт.
На счет «раз» - двойной удар правой стопой, слегка приседая на левой ноге.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
На счет «два» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
2-й такт.
На счет «раз» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - удар левой стопой об пол.
На счет «два» - удар правой стопой об пол.
На счет « и » - слегка подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу чуть приподнять от пола.
Затем движение повторяется с другой ноги.
7