Напоминание

"Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса у станка, движения на середине"


Автор: Погорелая Ольга Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МБОУ ДО Баганский Дом детского творчества
Населённый пункт: Новосибирская область,Баганский район, с.Баган
Наименование материала: Учебное занятие народно - сценического танца
Тема: "Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса у станка, движения на середине"
Раздел: дополнительное образование





Назад




НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Учебное открытое занятие

Тема:

«Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса

у станка, движения на середине»

С

. Баган, 2020г.

1

Автор:

Педагог высшей квалификационной

категории

Погорелая Ольга Валентиновна

Пояснительная записка

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том,

что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах,

в о п л о щ а е т

и х

с

п ом о щ ь ю

в ы р а з и т е л ь н ы х

д в и ж е н и й

и

и с п о л н и т е л е й .

Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас образцы народных

танцев изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и

по сути является отражением истории того или иного народа, условий его жизни.

В предлагаемых мною рекомендациях представлен опыт работы в системе

дополнительного образования по художественному направлению.

Занятие по народно-сценическому танцу для детей, обучающихся 3-4 года обучения.

Народно-сценический танец - это один из видов хореографического искусства Он возник

на основе народного танца, который является фундаментом, базой, истоком и от его начала

возникли: классический танец, народно-сценический танец, современный танец и т.д.

Тема: «Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса,

движения на середине»

«…Есть только единственный исторический путь к достижению высшей все человечности

– путь национального роста и развитию, национального творчества»

А.В.Бердяев.

Занятие разработано для проведения в 3-4 классе, при обучении детей народно –

сценическому танцу, который имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития

национальной культуры.

Цель

: Достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов

народного танца.

Задачи:

-

Познакомить учащихся с народным танцем и его особенностями;

- научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции,

-развивать пространственное мышление добиваясь простоты и выразительности исполнения,

- создать атмосферу непринужденности воспитывать интерес к культуре народа,

- содействовать развитию физической активности и мышечно – двигательного аппарата,

- формирование навыков взаимодействия с преподавателем и концертмейстером, в группе.

Методы обучения:

-словесные – объяснение;

-практический – выполнение упражнений, движений;

- наглядный – показ видеофайлов.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы

:

- хореографический класс с зеркалами,

- компьютер,

- мультимедийный проектор, экран,

- русский платочек (по количеству учащихся, для исполнения комбинаций и этюда)

Структура занятия:

1.

Организационный момент. (5 мин.)

2.

Вводная часть. (10 мин.)

3.

Основная часть (28 мин.)

4.

Заключение (2 мин.)

Ход занятия:

2

1.Организационный момент

.

Преподаватель приглашает учащихся в класс. Занятие начинается с поклона – приветствия.

2.Вводная часть.

Вступительное слово педагога: учащиеся получили знания:

-

по

балетной

терминологии,

рисунка

народно-сценического

танца,

особенности

взаимодействия с партнерами на сцене;

-

элементам

основных

комбинаций,

чувствовать

ансамбль,

сохранять

рисунок

при

исполнении народного танца, распределять сценическую площадку;

- особенности постановки корпуса, ног, рук, головы танцевальных комбинаций;

- принцип взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- научились исполнять и импровизировать на сцене народные танцы.

3.Введение в тему занятия

:

«Где взгляд, там жест,

Где жест, там чувство, где чувство, радость и любовь.

Все это тайна жизни бесконечной, а танец вечен как любовь...»

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы

-Что такое экзерсис? (ответы учащихся). (движения возле палки)

-А какие движения знаете вы? А какие мы уже изучили? в каком характере?

- Какие движения вы знаете на середине? (дробь, ключ, выхилястник, молоточки, моталочка,

девичий шаг, шаг с каблука, припадание, упадание.)

4.Основная часть занятие.

Сегодня мы с вами повторим движения возле палки (plie в русском характере, batman tendu –в

белорусском, batment tendu jete

в

грузинском, rond de gambe par

terr – в казахском,

«веревочка»

-

яблочко,

(добавим

в

движение

при

выпаде

в

перед

руки,

мы

их

будем

открывать во 2 позиции и закладывать назад, добавим голову она у нас будет работать, когда

будем делать выпад в сторону в право влево, повторим комбинации на середине из движений

русского танца, добавим в исполнение движений руки, голову, так как тема нашего занятия -

«Экзерсис, комбинации с добавлением рук, головы, корпуса, движения на середине».

Выходим на середину зала.

Последовательность выполнения движений, элементов на середине: дробные выстукивания,

«окошечко», «ковырялочка», переменный шаг вперед, приставной шаг, шаг с припаданием,

«гармошка», девичий шаг с платком, притопы, шаркающий шаг (приложение).

5.Заключительная часть занятия.

Преподаватель:

-

Ребята,

подошло

к

концу

наше

занятие,

на

уроке

вы

справились

с

поставленной целью и задачами (анализ работы учащихся, оценивание) как вы думаете, мы

хорошо поработали над заданной целью и задачами?

Поклон педагогу и концертмейстеру

Танец - это самый древний и богатый вид искусства, интересный, многообразный, яркий,

несущий

в

себе

огромный

эмоциональный

заряд.

Народный

танец

стал

бесценным

сокровищем, отражающий быт, основные традиции, события, происходящие в жизни людей.

Изучая народный танец, мы с учащимися словно путешествуем по планете. Что доказывает

архив наших фотографий. Народный танец оказывает большое влияние на формирование

внутренней

культуры

человека,

развивает

чувство

ответственности

перед

другими

учащимися, умение считаться с их интересами, несет радость и красоту. Всему этому я хочу

научить своих детей.

Список литературы

1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и

педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и

«Респекс», 1996г.

2.

Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч.1,2. –Москва -2002г.

3

3.

Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство

Астрель» -2008г.

4.

Довбыш Н. Танцевальные игры для детей.

5.

Захаров В.М. Радуга Русского танца. М.:осква-1986г.

6.

Климов А. Основы русского танца.- М.: 1981г.

7.

Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.

8.

Надежкина Н. Русские танцы. Москва -1951.

9.

Ткаченко Т. Народный танец. В.1. – М.: 1967.

10.

Устинова Т. Русские танцы. Молодая гвардия 1955.

11.

Хореографическое искусство: методика и практика. Новосибирск, 2003.

Приложение

Комбинации движений на занятии.

Из

истории:

Областные

особенности

танцев

России

обусловлены

социально

экономическими факторами, в которых живут люди, характером их труда, нравами, бытом,

природой и даже костюмом. Степенность, благородство, сдержанность в проявлении чувств

тех, кто живет на Русском Севере; веселый задор, живопись темперамента – тех, чья родина

курская земля; своя манера танца у донских казаков, смолян, астраханцев. При всем различии

танцев в каждом из них отражается определенная грань русского национального характера.

Сам танцевальный язык, танцевальные движения, в разных областях различны, имеют свой

особый

стиль

исполнения.

Встречается

различный

ритмический

рисунок

дробей,

в

некоторых областях дроби в танцах совсем отсутствуют. В одной местности движения на

низу: присядки, закладки, в другой – таковых нет. Наблюдается также различное положение

рук и т. д. В большинстве случаев схема одних и тех же движений характерна для многих

областей. Например, тройной и переменный шаг, ковырялочка, веревочка, па де баск и др.

распространены

повсюду,

но

исполняются

они

в

каждой

области

по

своему.

Эта

своеобразная манера исполнения и придает танцу самобытность.

Описание движений

Дробь

Исполняется на 1 такт.

Исходное положение – шестая позиция ног. У девушек руки на поясе «кулачками». У юношей

руки раскрыты широко в стороны.

Затакт.

Слегка приподнять правую ногу от пола.

На счет «раз» - четко притопнуть правой ногой, одновременно чуть приподнимая левую ногу.

На счет « и » - четко притопнуть левой стопой, слегка задерживая ее вверху.

На счет «два» - притопнуть еще раз, левой стопой, одновременно приподнимая от пола

правую ногу.

На счет « и » - притопнуть правой стопой, слегка задерживая ее вверху.

На каждый счет «и» - юноши поднимают обе руки наверх, затем на счет «раз» или «два» -

опускают обе руки вниз. Таким образом идет как бы покачивание руками сверху вниз.

Окошечко

Исходное положение – девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Шестая позиция ног

Соединенные руки разведены в стороны.

Исполняется на 2 такта с разных ног.

1-й такт.

На счет «раз» - четкий небольшой шаг вправо правой ногой на всю стопу.

На счет « и » - четко приставить левую ногу к правой в шестую позицию.

На

счет

«два»

-

переступить

на

правую

ногу

с

небольшим

акцентом.

Одновременно

соединенные правая рука юноши и левая рука девушки резко поднимаются наверх в третью

4

позицию. Левая рука юноши и правая рука девушки принимают положение перед грудью в

первую позиции. Голова смотрит на поднятые вверх руки.

На счет « и » - пауза.

2-й такт.

На счет «раз» - четкий небольшой шаг влево левой ногой на всю стопу. Одновременно руки

обоих партнеров принимают исходное положение.

На счет « и » - четко приставить правую ногу к левой в шестую позицию.

На счет «два» - повторить движение на счет «два» 1-го такта с другой ноги.

На счет « и » - пауза.

Ковырялочка на воздухе

Исполняется на 2 такта.

Исходное положение – первая позиция ног. Руки на поясе.

1-й такт.

На счет «раз» - слегка подскочить на левой ноге вперед и одновременно выбросить согнутую

в колене правую ногу вправо на 45, колено в невыворотном положении. Левую руку заложить

ладонью за голову, правую руку оставить на поясе.

На счет «и» - пауза.

На счет «два» - еще раз подскочить на левой ноге и, повернув колено вправо, развернуть ногу

в выворотное положение, резко вынося ее вперед. Носок не вытягивать. Левую руку опустить

на пояс.

На счет «и» - пауза.

2-й такт.

Все повторить с другой ноги.

На счет «раз» - заложить за голову правую руку.

Переменный шаг вперед.

И.п. – шестая позиция ног. Руки можно раскрыть в стороны или положить на пояс.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед

На счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую)

На счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую)

На счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги.

Приставной шаг

И.п. – естественное, руки на поясе.

На счет «раз» - сделать небольшой шаг вправо правой ногой

На счет «и» - левую ногу приставить к правой

На счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой

На счет «и» - приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой

ноги.

Шаг с припаданием

И.п. – естественное.

На счет «и» - (из затакта) правую ногу, слегка отделив ее от пола, отвести в правую сторону

На счет «раз» - сделать шаг вправо на всю ступню правой ноги, чуть сгибая ее в колене и

перенося на нее тяжесть корпуса, а левую ногу приподнять, подтягивая край ступни к

щиколотке правой ноги сзади

На счет «и» - левую ногу, не разгибая в колене, опустить на полупальцы сзади правой ноги,

перенести тяжесть корпуса на левую ногу, а правую слегка приподнять над полом

На счет «два» - повторить то, что было исполнено на счет «раз»

На счет «и» - повторить то, что было исполнено из затакта.

Исполняя

«шаг

с

припаданием»,

танцующий

медленно

двигается

вправо

или

влево

в

зависимости от того, с какой ноги начал движение. Руки можно положить на бедра, или

скрестить на груди, или раскрыть в стороны.

Гармошка

5

И.п. – естественное.

На счет «раз» - соединить носки, развести пятки в стороны

На счет «и» - соединить пятки, а носки развести в стороны

На счет «два - и» - повторяется то же самое.

При продвижении вправо надо, соединяя носки, опираться на пятку левой ноги и носок

правой. При движении влево – наоборот.

Девичий ход с платком

Исполняется на 1 такт.

И.п. - шестая позиция ног. Правая рука девушки, в которой она держит платок, сгибается в

локте на уровне талии, а кисть с платком – на уровне глаз. Левая рука, согнута в локте, как бы

поддерживает локоть правой руки снизу.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести

вправо, взмахнув платком. Голову повернуть вправо за движением руки.

На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение вправо.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести влево,

взмахнув платком. Голову повернуть влево.

На счет «и» кисть с платочком как бы слегка продолжает движение влево.

Дробь

Исполняется на 2 такта.

И.п. – шестая позиция ног.

1-й такт.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.

На счет «и» - ударить об пол левым каблуком рядом с правой ногой.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед.

На счет «и» - ударить об пол правым каблуком рядом с левой ногой.

2-й такт.

На счет «раз» - ударить правой ногой об пол.

На счет «и» - подскочить на левой ноге.

На счет «два» - ударить дважды правой ногой об пол.

На счет «и» - топнуть левой ногой рядом с правой.

Притопы

И.п. – шестая позиция ног. Левая рука на поясе. Правая рука наверху в третьей позиции, в

руке – платочек.

1-й такт.

На счет «раз - и» - притопнуть правой ногой и одновременно взмахнуть платочком вверх.

На счет «два - и» - пауза.

2-й такт.

На счет «раз -и» - еще раз притопнуть правой ногой и одновременно еще раз взмахнуть

платочек вверх.

На счет «два - и» - пауза

Шаркающий шаг

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.

На счет «и» - ударить слегка каблуком левой ноги об пол и вынести вперед.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед.

На счет «и» - ударить слегка каблуком правой ноги об пол и вынести вперед.

Ключ

1-й такт.

На счет «раз» - притопнуть правой ногой.

На счет «и» - подскочить на левой ноге, правую приподнять.

На счет «два» - сделать двойной удар правой стопой, левую ногу приподнять.

На счет «и» - притопнуть левой ногой.

6

2-й такт.

На счет «раз» - слегка подскочить на правой ноге, левую чуть приподнять.

На счет «и» - топнуть левой ногой.

На счет «два» - топнуть левой ногой.

На счет «и» - пауза.

Дробные выстукивания

Исполняется на 2 такта, с постоянным продвижением вперед.

Исходное положение – шестая позиция ног.

Затакт.

Слегка подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу чуть приподнять от пола.

1-й такт.

На счет «раз» - двойной удар правой стопой, слегка приседая на левой ноге.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

На счет «два» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

2-й такт.

На счет «раз» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

На счет «два» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - слегка подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу чуть приподнять от пола.

Затем движение повторяется с другой ноги.

7



В раздел образования