Напоминание

Прогулки на Севере


Автор: Култаева Альбина Бийбулаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №71 "Антошка"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Консультация
Тема: Прогулки на Севере
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №71 «АНТОШКА» Организация и содержание прогулок зимой с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего севера Составила: Воспитатель I кв категории Култаева А.Б. Г. Норильск
Организация и содержание прогулок зимой с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего севера Город Норильск расположен на Таймырском полуострове – 69,3 градусов северной широты, почти на 2 градуса северней Полярного круга. Климат Норильска резко континентальный, характеризуется продолжительной зимой и сильными морозами, ветрами, метелями и коротким, холодным, дождливым летом (за некоторыми исключениями). Средняя месячная температура зимних месяцев (ноябрь-март) достигает – 33,3 градуса С, самая низкая температура, отмеченная за последние годы - 53 градуса С. Характерными являются и сильные ветры со скоростью движения воздуха 30-35 м/сек, а в отдельных случаях ветер достигает кратковременно силы до 40 м/сек. Количество дней в году с температурой воздуха ниже нуля - 250, в том числе с температурой воздуха -20 градусов и ниже - 126 дней. Количество дней со скоростью движения воздуха от 10 до 45 м/сек – 143. Среднегодовая скорость движения воздуха – 5,2 м/сек. Количество дней с метелями – 101, а со снегопадом и дождем – 198, количество дней без солнца – 268. Продолжительность биологической ночи – 8 мес., продолжительность полярной ночи – 45 дней (с 30 ноября по 13 января)
С низкими температурами воздуха и сильными ветрами связаны основные затруднения в организации и проведении прогулок. Необходимо, в первую очередь, разнообразить деятельность детей на участке, стараясь стимулировать активные движения детей. Практика показала, что наиболее приемлемыми на участках норильских садов являются горки, снежные валы для ходьбы, перешагивания и спрыгивания, ледяные дорожки, хоккейные поля, каток, снежные лабиринты. Сугробы можно обработать и сделать из них прямоугольные валы – дорожки для ходьбы, бега, спрыгивания, упражнения в равновесии. В них же лопатой можно прокопать отверстия для подлезания. Чтобы детям было удобнее забираться на сугроб, нужно сделать в нем небольшие выступы. Огромные сугробы – «горки полярников», как их называют дети, особенно в сильные морозы используются для влезания на них и спрыгивания (со ступенек определенной высоты). Середина участков расчищается от снега для проведения подвижных игр. Чтобы заинтересовать детей играми на участке, сделать прогулки желанными для них, нужно подобрать и изготовить разнообразный материал, побуждающий детей к двигательной активности. Большие грузовые машины и ящики для перевозки снега, кукольные санки, лопатки, лыжи, трамбовки, большие фанерные фигурки зверей из любимых сказок, разноцветные флажки, печатки, формочки для игр со снегом, большие карандаши для рисования на снегу, а также лыжи, санки (детские) – таков примерный перечень выносного материала.
При проведении прогулок в наших условиях нужно детально продумать их организацию и содержание. Один из важных вопросов – сборы на прогулку. Приемные комнаты теплые и при фронтальных сборах на прогулку дети, находясь в тесноте, надевая на себя многослойную одежду, быстро перегреваются, потеют, устают. Практика показала, что в наших условиях наиболее правильно одевать детей по подгруппам. Как только оденутся первые 10-12 детей, воспитатель вместе с ними выходит на улицу, оставшиеся дети одеваются под контролем младшего воспитателя, которая провожает их на участок к воспитателю. Возвращаются дети с прогулки также подгруппами. Первыми заходят в помещение те, которые вышли на участок раньше. Их заводит младший воспитатель. Вышедшие на улицу позднее еще продолжают гулять в течение
12-18 мин
с воспитателем. Детей после болезни предпочтительнее вывести во второй подгруппе и завести в первой. Чтобы дети не перегревались во время сборов, нужно строго соблюдать порядок надевания теплых вещей. Вначале надеваются колготки, рейтузы, утепленные брюки и обувь, затем свитера и кофты и лишь в последнюю очередь шапки и пальто. Организация сборов на прогулку по подгруппам, строгая последовательность при одевании, рациональная одежда помогают избежать сутолоки, спешки, позволяют воспитывать у детей самостоятельность при одевании, предупреждают переутомление и перегревание. Сборы на прогулку и возвращение с нее подгруппами высвобождают дополнительное время для игр, позволяют воспитателю больше уделять внимания индивидуальному общению с детьми. В относительно мягкую погоду прогулка на свежем воздухе по своему содержанию немногим отличается от прогулок в условиях средней полосы. Отличия заключаются в отсутствии объектов
живой природы на участке, а также в том, что дети в течение 45 дней наблюдают за признаками полярной ночи. Так как в наших условиях зимой нет возможности гулять ежедневно и помногу (как это рекомендовано программами и как проходит в условиях средней полосы), то в очень теплые для нас дни, при температуре -
10 – 15
градусов, чтобы удлинить время прогулки, в группах снимается по
одному
занятию. Чем разнообразнее используется снег в комбинации с другими материалами и игрушками, тем интенсивнее и содержательнее игра, тем разностороннее наблюдения детей за свойствами этого природного материала. Свойства снега меняются в зависимости от погоды. В сильный мороз снег хрупкий, колючий, сыпучий, не лепится, снежинки мелкие. Использование в играх такого снега однообразно: его ссыпают, как песок, на носилки, носят на постройку. В мягкую погоду свойства снега меняются: он становится податливым, легко лепится, носить его тяжело, снежинки летят хлопьями, рисунок каждой снежинки хорошо заметен. Такой снег – отличный материал для построек, зато на лыжах по такому снегу ходить трудно.
В наиболее
жестких условиях
длительность прогулки сокращается. Практика показала, что даже такие короткие вылазки необходимы детям как хорошая зарядка, эмоциональная и физическая. Морозный воздух освежает их, а кратковременность гулянья при правильной организации защищает от простудных заболеваний. Важно проследить за тем, чтобы дети были тщательно одеты. Расстегнутая пуговица, небрежно завязанный шарф, шапка – все это может стать причиной простудных заболеваний. На протяжении всей прогулки воспитатель следит за тем, чтобы дети меньше разговаривали, не кричали. Наблюдения в такую погоду не проводятся. Выносной материал подбирается такой, который
способствует двигательной активности детей: санки,

хоккейные клюшки.
Важно также создать у детей положительный эмоциональный настрой по отношению к прогулке. Выйдя на прогулку, воспитатель может сказать: «Ух и мороз! Береги нос в большой мороз!» - такие слова поднимут эмоциональный настрой детей. Нужно убеждать детей не бояться мороза, напоминать, что он не заберется в пуховик к тому, кто будет бегать, прыгать, кататься на санках с горки. Детям нужно предлагать побегать, где меньше дует ветер. Предложить поиграть в хоккей и другие, насыщенные активными движениями, игры («Кто первый», «Пробеги по ледяной дорожке», «Кто скорее заберется на вершину горы», «Кто больше возьмет флажков»). Это могут быть перебежки, влезание на горки, перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание с них,
катание по ледяным дорожкам. Руководство детей в течение всей прогулки направлено на активизацию движений детей и строгий контроль за чередованием их деятельности. В полярную ночь необходимо включать наружное освещение участка. Для вечерних прогулок родители приносят запасную одежду (необходимо провести с ними разъяснительную работу). Содержание вечерней прогулки так же, как и дневной, зависит от состояния погоды. Так как прогулка проводится при искусственном освещении и видимость на участке значительно хуже, чем днем, мелкий выносной материал не выносится. Подвижные игры, спортивные развлечения, разнообразные наблюдения за явлениями природы входят в ее содержание. Условия полярной ночи имеют свои преимущества: во время вечерней прогулки воспитатели могут проводить с детьми наблюдения за звездным небом, его цветом, луной, северным сиянием, а с появлением солнца – за его восходом и заходом – необыкновенно красочным зрелищем. Вечерние прогулки проводятся при температуре до – 15-20 градусов обязательно, длительность их в старших и подготовительных группах от 1,20 – 1,40 мин., в младших - при температуре до – 10 градусов, длительность – 30-45 мин.


В раздел образования