Автор: Федотова Лидия Павловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г. Петровск Саратовской обл.
Наименование материала: разработка урока
Тема: урок химии в 11 классе по теме "Гидролиз солей"
Раздел: полное образование
Средняя Общеобразовательная школа № 2 Имени Героя Советско-
го Союза Шамаева П. С. г. Петровска Саратовской области
11 класс
Тема: «Гидролиз солей»
Учитель химии Федотова Л.П.
2020 год
Тема урока: гидролиз солей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока
В результате проведенного урока учащиеся:
1.
умеют определять характер среды растворов солей по их составу, состав-
лять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
2.
умеют пользовать опорными знаниями, составлять конспект урока;
3.
более глубоко знают о свойствах солей, понимают практического значе-
ние гидролиза в природе и жизни человека;
4.
развивают мышление, умеют делать логические выводы из наблюдения
по опыту;
5.
закрепляют умение и навыки химического эксперимента, умение рабо-
тать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.
Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробир-
ками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидрок-
сида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия, образцы солей:
сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силика-
та натрия, нитрата калия, сульфата натрия, мыло, синтетическое моющее средство,
крахмал.
Ход урока:
1.
Постановка проблемы.
В задании № 31 Кимов ЕГЭ встречается следующее задание:
К раствору хлорида
железа(III) прилили раствор карбоната натрия. Образовался осадок бурого цвета и выделился
бесцветный газ
..
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:
2FeCl
3
+3Na
2
CO
3
= Fe
2
(CO)
3
+ 6NaCl
Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель реко-
мендует проверить по таблице растворимости соль Fe
2
(CO)
3
.ученики устанавли-
вают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит про-
черк.
Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.
Ученик выполняет химический эксперимент: сливает растворы хлорида желе-
за (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техни-
ки безопасности.
Что мы наблюдаем? (выделяется бесцветный газ и выпадает осадок бурого
цвета цвета)
Таким образом, проведя эксперимент мы пришли к выводу, что реакция дей-
ствительно идёт. Но что же мы сделали неправильно при составлении уравнения хи-
мической реакции. Практически в любая реакция идёт с участием растворителя. В
данном случае растворителем является вода. И в некоторых реакциях исходные ве-
щества быстрее реагируют с водой (растворителем) чем друг с другом. В данном
случае взаимодействие солей с водой при получении раствора.
А так как мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На
этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем по-
пробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока.
Определение задач урока (обучающиеся + учитель): Что мы должны узнать о гид-
ролизе солей на уроке:
- Почему соли реагируют по-разному с водой?
- Почему реакция среды в растворах одних солей кислая, других щелочная, а в тре-
тьих нейтральная?
- Какие продукты реакции образуются при гидролизе солей?
- Научиться записывать уравнения гидролиза солей.
- Решать задания ЕГЭ по теме «Гидролиз солей».
Учитель: Как можно решить поставленные нами задачи? (Через эксперимент)
2. Основная часть.
Вопрос: Как же называется процесс взаимодействия солей с водой?
«Гидро» - вода, «лизис» - разложение.
Делается вывод, что
гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.
Заполняют бортовой журнал (Приложение №1)
Есть определение понятия гидролиз. Запишем:
гидролиз
– это обменная реакция соли с водой, в результате которой
образуются малорастворимые соединения.
Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс:
НОН ↔ Н
+
+ ОН
–
, и существует равенство концентрации:
[H
+
] = [OH
–
] = 10
– 7
моль/л.
pH = 7
опыт 1. Действие воды на индикаторы: универсальный лакмус, фенолфталеин,
метилоранжевый.
Вывод? Учащиеся записывают самостоятельно в бортовой журнал.
Инструктаж о правилах ТБ и ОТ во время проведения химического эксперимента.
Предполагается работа в группах:
Первая группа: растворы хлорида алюминия, сульфата цинка, сульфата железа (II).
Вторая группа: растворы сульфида натрия, карбоната калия, силиката натрия.
Третья группа: растворы сульфата натрия, хлорида кальция, бромида калия.
(1 группа – соли, растворы которых ведут себя по отношению к лакмусу как кислоты.
2 группа – соли, растворы которых ведут себя по отношению к лакмусу и фенолфталеину как ще -
лочи.
3 группа соли, растворы которых не изменяют окраску индикаторов)
Обсуждение результатов химического эксперимента:
Первая группа: в растворах солей лакмус стал красным, метиловый оранжевый розовым, окраска
фенолфталеина не изменилась.
Учитель: Какая реакция среды в растворах данных солей? (Кислая)
Почему растворы солей имеют кислую реакцию среды? (В этих растворах есть ионы H
+
)
Вторая группа: в растворах солей лакмус стал синим, метиловый оранжевый желтым, фенолфтале-
ин малиновым.
Учитель: Какая реакция среды в растворах данных солей? (Щелочная)
Почему растворы солей имеют щелочную реакцию среды? (В этих растворах есть ионы ОH
-
)
Третья группа: в растворах солей лакмус - фиолетовый, метиловый оранжевый – оранжевый, фе -
нолфталеин бесцветный. Растворы солей не изменили окраску индикаторов.
Учитель: Какая реакция среды в растворах данных солей? (Нейтральная)
Почему растворы солей имеют нейтральную реакцию среды? (В этих растворах нет свободных
H
+
и OH
-
-ионов)
Учитель: Откуда в растворе появились ионы H
+
или OH
-
, если для приготовления раствора смеши-
вали соль и воду? (Из воды)
Вопрос к первой группе: Как от воды могли отделиться ионы H
+
?
Обучающиеся: Видимо какая-то частица соли отрывает из молекулы воды частицу OH
-
.
Отрицательную частицу из молекулы воды может оторвать положительная частица из соли.
Учитель: Что же общего у катионов Al
3+
, Zn
2+
, Fe
2+
? Почему именно они присоединяют гидроксид-
ионы?
Обучающиеся: Потому, что Al(OH)
3
, Zn(OH)
2
, Fe(OH)
2
– cлабые основания.
Вопрос ко второй группе: Как от воды могли отделиться ионы ОH
-
?
Обучающиеся: Видимо какая-то частица соли отрывает из молекулы воды частицу H
+
.
Положительную частицу из молекулы воды может оторвать отрицательная частица из соли.
Учитель: Что же общего у анионов S
2-
, CO
3
2-
, SiO
3
2-
? Почему именно они присоединяют ионы водо-
рода?
Обучающиеся: Потому, что H
2
S, H
2
CO
3
,
H
2
SiO
3
– cлабые кислоты.
Вывод: При растворении многих солей в воде происходит связывание одного из ионов, об-
разовавшихся при диссоциации воды (Н
+
или ОН
-
) в слабый электролит с катионами или
анионами солей. Это приводит к смещению равновесия диссоциации воды и накоплению
другого иона.
Н
2
О↔ Н
+
+ ОН
-
(→).
Химическое равновесие процесса диссоциации воды смещается вправо.
Поэтому в водном растворе соли появляется избыток свободных ионов Н
+
или ОН
-
, и раствор
соли показывает кислую или щелочную среду.
Вопрос к третьей группе:
Учитель: Что же общего у ваших солей?
Обучающиеся: Соли Na
2
SO
4
, CaCl
2
, KBr – образованы сильными основаниями и сильными кислота-
ми.
Видимо с водой не взаимодействуют остатки сильных электролитов кислот и оснований.
Вывод: Взаимодействовать с составными частями воды может только катион слабого основа-
ния или слабой кислоты.
А теперь вернемся к первому уравнению реакции:
Поместим в пробирку раствор хлорида железа( III) и опустим в него индикатор-
ную бумагу (лакмус). Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.)
Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и также опу-
стим в него лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска раствора так
же становится красной.)
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хло-
рида железа (III) также как и раствор кислоты имеет pH<7, среда кислая).
Действительно, убедимся в этом используя данные таблицы растворимости.
Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции ней-
трализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть
образованна эта соль? какими электролитами являются эти основание и кислота?
(Соль FeCl
3
образована слабым основанием Fe(OH)
3
(нерастворимое основание) и
сильной кислотой HCl).
Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим
уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.
FeCl
3
↔ Fe
3+
+ 3Cl
–
HOH ↔ OH
–
+ H
+
FeCl
3
+ HOH ↔ HCl + FeOHCl
2
Fe
3+
+ 3Cl
–
+ HOH ↔ H
+
+ Cl
–
+ FeOH
2+
+ 2Cl
–
Fe
3+
+ HOH ↔ FeOH
2+
+ H
+
pH<7,
[H
+
] > [OH
–
].
Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определе-
ние:
Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет
кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.(гидролиз по КАТИОНУ)
Задание№2.
Теперь проведем эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в про-
бирку раствор данной соли и опустим в него лакмусовую бумагу. Что вы наблюдае-
те? (бумага окрасилась в синий цвет). Для сравнения в другую пробирку пометим
раствор гидроксида натрия и так же опустим лакмус. Что мы наблюдаем? (бумага
окрасилась в синий цвет).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли
карбонат натрия так же как и раствор гидроксида натрия имеет pH>7, среда
щелочная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na
2
CO
3
образованна угольной кислотой H
2
CO
3
и гидроксидом натрия NaOH) . Какой силы
эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид натрия –
сильное растворимое основание, щелочь).
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, запи-
сав его на доске:
H
2
O
↔
H
+
+ OH
-
Na
2
CO
3
↔
CO
3
2-
+ 2Na
+
Na
2
CO
3
+ HOH ↔ NaOH + NaHCO
3
2Na
+
+ CO
3
2 –
+ HOH ↔ Na
+
+ OH
–
+ Na
+
+ HCO
3
–
CO
3
2 –
+ HOH ↔ OH
–
+ HCO
3
–
pH>7,
[H
+
] < [OH
–
].
Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И
записывают определение:
Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет ще-
лочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.(гидролиз по АНИОНУ)
Задание №3
Теперь проведем эксперимент с раствором соли хлорид натрия. Поместим в
пробирку раствор данной соли и добавим лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете?
(Изменение окраски - не происходит). Для сравнения в другую пробирку пометим
дистиллированную воду и так же добавим лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем?
(изменение окраски, также не происходит).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хло-
рид натрия так же как и дистиллированная вода имеет pH=7, среда нейтральная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl
образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электро-
литы?
(Соляная
кислота
–
сильный
электролит,
гидроксид
натрия
–
сильное
растворимое основание, щелочь).
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, запи-
сав его на доске:
NaCl ↔ Na
+
+ Cl
–
HOH ↔ OH
–
+ H
+
NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl
Na
+
+ Cl
–
+ HOH ↔ Na
+
+ OH
–
+ H
+
+ Cl
–
HOH ↔ OH
–
+ H
+
pH=7,
[H
+
] = [OH
–
].
Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определе-
ние:
Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет
нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов
не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.
Задание 3
Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образо-
ванна слабым основанием и слабой кислотой)
CuCO
3
↔ Cu
2+
+ CO
3
2 –
HOH ↔ OH
–
+ H
+
2CuCO
3
+ 2HOH ↔ 2H
+
+ (CuOH)
2
CO
3
Cu
2+
+ CO
3
2 –
+ 2HOH ↔ H
+
+ 2CuOH
+
+ CO
3
2-
Cu
2+
+ HOH ↔ CuOH
+
+ H
+
pH<7,
[H
+
] > [OH
–
].
Раствор соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой имеет среду
разную, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов определяет-
ся константой диссоциации образующихся при гидролизе веществ. (гидролиз и по
КАТИОНУ и по АНИОНУ)
Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат меди
(II):
CuCO
3
+ 2HOH → Cu(OH)
2
↓+ CO
2
↑+ H
2
O
Учащийся делает вывод:
Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подверга-
ются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются
Разрешение проблемы (решение задачи).
Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в
написании уравнения реакции?
В левую часть добавить вещество H
2
O, в правой части соль карбонат желе-
за(III) заменить на осадок гидроксида железа (III) и углекислый газ. Соль хлорид на-
трия образованна сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не
подвергается, в уравнении реакции остается без изменений.
Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.
Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:
2FeCl
3
+ 3Na
2
CO
3
+3H
2
O →2Fe(OH)
3
↓+3CO
2
↑+ 6NaCl.
Вот мы и решили эту задачу Обратите внимание, из какого источника взята эта
задача. Какие еще задания Кимов Егэ требуют знания этого свойства солей.
Закрепление. «Карусель» написать уравнение 1 ступени гидролиза раствора
соли
1группа: Гидролиз раствора соли хлорида кобольта(II)
2 группа: Гидролиз раствора соли нитрида натрия
3 группа: Гидролиз раствора соли фторида железа (II)
4 группа: Гидролиз раствора соли карбоната калия
5 группа: Гидролиз раствора соли сульфида свинца(II)
Проверка по эталону и подведение итогов и заполнение таблицы графы
Что
узнали
. и расскажем друг другу об этом.
Рефлексия комбинированная - графическая « Версты»
д/З
3.
Гидролиз органических веществ, а также о значение гидролиза в природе
и практической деятельности человека мы поговорим на следующем уро
4.
ке.
Приложение № 1
Бортовой журнал
по теме «Гидролиз солей»
Гидролиз
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________
Среда в растворе зависит от
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________________________-
Электролиты делятся на сильные электролиты и слабые. См. Табл. 1.
к
СЛАБЫЕ ЭЛЕКТРОЛИТЫ
· Щелочи
· Соли
· Некоторые неорганические кислоты (НNO
3
,
HClO
4
,HI, HCl, HBr, H
2
SO
4
)
· Гидроксиды металлов, кроме IA и IIA
групп, раствор аммиака
· Многие неорганические кислоты (H
2
S,
HCN, HClO, HNO
2
)
· Органические кислоты (HCOOH,
CH
3
COOH)
· Вода
Изменение цвета индикатора в зависимости от характера среды
Индикатор
Лакмус уни-
версальный
Фенолфталеин
Метилоранжевый
Значение
pH
Кислая
Щелочная
среда
Нейтральная
среда
По результатам проведенных опытов заполните таблицу
Основание
Кислота
сильная
слабая
Сильное
Na
2
SO
4
, CaCl
2
, KBr
Гидролиз не протекает
Нейтральная среда (рН=7)
Na
2
S, K
2
CO
3
,
Na
2
SiO
3
Гидролиз по аниону
Щелочная среда (рН > 7)
Слабое
AlCl
3
, ZnSO
4
, FeSO
4
Гидролиз по катиону
Кислая среда (рН < 7)
Факторы, влияющие на степень гидролиза.
1.
2.
3.
Способы усиления и подавления гидролиза.
1.
2.
Практическое значение гидролиза (самостоятельная работа дома)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Домашнее задание.
§19.11, упражнение № 4 (письменно). Заполнить бортовой журнал
Решить 10 заданий в формате ЕГЭ № 23