Автор: Ижикова Ольга Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4" г.Губкинский ЯНАО
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: статья
Тема: "Дневник самооценки как средство эффективности учения"
Раздел: среднее образование
Дневник самооценки как средство эффективности учения
В практике каждого учителя появляется ситуация, когда он начинает
перестраивать
процесс
обучения
в
связи
с
какими-то
противоречиями,
возникающими в педагогической деятельности. Однажды я, проводя опрос
детей о том, что они изучают (какую тему, какой раздел), обратила внимание,
что более половины школьников не смогли на этот вопрос ответить внятно.
Эффективно ли такое обучение? Особенно, если вспомнить фразу Альберта
Эйнштейна
о
том,
что
образование
–
это
то,
что
остаётся,
когда
всё
выученное забудется.
Думаю,
ни для кого не секрет, что педагогическое оценивание – это
категория, существенно влияющая на результаты обучения и процесс учения.
Важно, чтобы в этот процесс включались дети. Только в этом случае он будет
выполнять все необходимые функции в процессе обучения. А функции его
просты:
информационно-диагностическая,
коррекционная,
мотивационная,
гуманитарная.
Это
-
основные.
Задумывались
ли
мы
над
тем,
что
у
педагогического оценивания никогда не было той функции, которую оно
стало
выполнять
сейчас
повсеместно
–
карательную.
Мы
наказываем
оценкой, хвалим ею. И навсегда теряем внутреннюю мотивацию ребёнка,
потому что если ученик учится, чтобы его похвалили или не наказали, значит,
интереса к познанию у него уже нет.
С приёмами развития самооценки я работала давно, около двух лет назад
стала изучать практики и техники формирующего оценивания. Сегодня я
хочу вам представить одни из приёмов – Дневник самооценки школьника.
Дневник самооценки может быть напечатан, если есть бумага и краска в
большом количестве, а может быть расчерчен учеником в простой тетради.
Его страница выглядит вот так (слайд). Накануне изучения новой темы я
провожу вводный урок, на котором ребята знакомятся со всеми параграфами
в теме и записывают их в первую графу. Так дети заранее знают, что им
предстоит изучать и в процессе заполнения мы обсуждаем непонятные слова,
термины в названиях параграфов, предполагаем, что будем делать. Это так
мотивирует! Вторая графа – цель, заполняется прямо на уроке во время
постановки цели совместно с учителем. Это очень важная графа, потому что
если нет цели, нет и процесса по её достижению. Надо, чтобы ученик всегда
помнил цель, поэтому я решила её фиксировать. Разбивая цель на действия
(или задачи по достижению цели), мы заполняем графы «Я узнаю», «Я
научусь».
Следующую графу каждый ученик заполняет сам в конце урока или дома
после выполнения домашнего задания. «Задачи после изучения» - это те
пробелы в знаниях и умениях, которые выявлены самим школьником или с
моей помощью. Для меня важно, чтобы ребёнок сам обнаружил эти пробелы.
Например,
тема
«Финикийские
мореплаватели»
в
графе
«Что
еще
необходимо
сделать
для
достижения
цели»
ученица
5класса
пишет:
«Посмотреть
в
интернете
какие
еще
достижения
и
открытия
совершили
финикийцы»; в теме «Победа греков над персами в Марафонской битве»
ребенок пишет: «Обратиться к различным источникам для более подробного
заполнения таблицы».
Для меня это также средство обратной связи, когда я, проверяя Дневники,
определяю, как и с кем надо поработать ещё. Таким образом, эта графа
заставляет индивидуализировать процесс обучения, дифференцировать его.
Для
учеников,
у
которых
есть
пробелы,
я
готовлю
отдельные
задания.
Последняя графа – «моя отметка». Разумеется, что дети выставляют себе
отметки только на основании критериев. Говорю им, что самое главное,
чтобы их средний балл в теме был равен баллу, полученному за контрольную
работу по этой теме, которая завершает каждую тему в странице Дневника.
Если
сначала
дети
оценивают
себя
не
всегда
адекватно,
то
потом
они
стремятся к объективности и уже не завышают и не занижают балл.
Начиная
работать
с
этим
приёмом,
я
хотела,
чтобы
обучающиеся
понимали, что они изучают, в какой последовательности, что им предстоит
изучать, как они это делают, то есть, чтобы они понимали процесс своего
учения. Впервые я использовала Дневник самооценки с обучающимися 9
класса, которые затем работали по нему в течение 3 лет, до конца 11 класса.
Именно тогда я получила ещё один главный результат своей работы – все
ученики, которые сдавали ЕГЭ по истории и обществознанию, во-первых его
сдали, во-вторых существенно улучшились их результаты. Так, средний балл
данных
обучающихся
был
немного
выше
по
сравнению
с
учащимися
сдававших экзамен ранее. Конечно, это были разные дети, и сравнивать их не
совсем корректно. Но проведённый мною опрос показал, что выпускники
связывают свои результаты с Дневником самооценки и считают, что его
использование им очень помогло. Если сейчас каждый из вас представит, как
именно
это
может
работать
на
результат
ЕГЭ,
вы
поймёте,
что
это
универсальное
средство,
и
каждый
может
использовать
его
по-своему.
Например,
кроме
как
в
процессе
обучения,
его
можно
составить
в
соответствии с кодификатором по предмету. Так, каждая цель станет одним из
кодируемых умений, которые проверяются на ЕГЭ или ОГЭ. Задачи – шаги
по
достижению
цели.
И,
отрабатывая
умения,
каждый
ребёнок
будет
понимать, что именно ему ещё необходимо сделать для успешной сдачи
экзамена.
Сейчас я работаю с Дневником самооценки с учениками 5-6 классов. Все
дети разные. Где-то процесс идёт медленнее. Но эффективность велика!
Сегодня я понимаю, что для того, чтобы в голове осталось что-то после того
как всё выученное забудется, надо организовать работу так, чтобы ребёнок
постоянно рефлексировал в процессе учения. И Дневник самооценки – мой
помощник в этом.
Дневник
самооценки
школьника
–
средство
эффективности
учения,
поскольку
обучающиеся
начинают
понимать
этот
процесс.
Кроме
того,
Дневник
помогает
индивидуализировать
образовательный
процесс,
дифференцировать
его,
а
именно
эти
факторы
так
необходимы
при
подготовке
к
ГИА
выпускников.
Использовать
Дневник
самооценки
в
процессе
обучения
может
любой
учитель,
при
этом
каждый
может
модифицировать его в соответствии с особенностями своего преподавания.