Напоминание

"Дневник самооценки как средство эффективности учения"


Автор: Ижикова Ольга Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4" г.Губкинский ЯНАО
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: статья
Тема: "Дневник самооценки как средство эффективности учения"
Раздел: среднее образование





Назад




Дневник самооценки как средство эффективности учения

В практике каждого учителя появляется ситуация, когда он начинает

перестраивать

процесс

обучения

в

связи

с

какими-то

противоречиями,

возникающими в педагогической деятельности. Однажды я, проводя опрос

детей о том, что они изучают (какую тему, какой раздел), обратила внимание,

что более половины школьников не смогли на этот вопрос ответить внятно.

Эффективно ли такое обучение? Особенно, если вспомнить фразу Альберта

Эйнштейна

о

том,

что

образование

это

то,

что

остаётся,

когда

всё

выученное забудется.

Думаю,

ни для кого не секрет, что педагогическое оценивание – это

категория, существенно влияющая на результаты обучения и процесс учения.

Важно, чтобы в этот процесс включались дети. Только в этом случае он будет

выполнять все необходимые функции в процессе обучения. А функции его

просты:

информационно-диагностическая,

коррекционная,

мотивационная,

гуманитарная.

Это

-

основные.

Задумывались

ли

мы

над

тем,

что

у

педагогического оценивания никогда не было той функции, которую оно

стало

выполнять

сейчас

повсеместно

карательную.

Мы

наказываем

оценкой, хвалим ею. И навсегда теряем внутреннюю мотивацию ребёнка,

потому что если ученик учится, чтобы его похвалили или не наказали, значит,

интереса к познанию у него уже нет.

С приёмами развития самооценки я работала давно, около двух лет назад

стала изучать практики и техники формирующего оценивания. Сегодня я

хочу вам представить одни из приёмов – Дневник самооценки школьника.

Дневник самооценки может быть напечатан, если есть бумага и краска в

большом количестве, а может быть расчерчен учеником в простой тетради.

Его страница выглядит вот так (слайд). Накануне изучения новой темы я

провожу вводный урок, на котором ребята знакомятся со всеми параграфами

в теме и записывают их в первую графу. Так дети заранее знают, что им

предстоит изучать и в процессе заполнения мы обсуждаем непонятные слова,

термины в названиях параграфов, предполагаем, что будем делать. Это так

мотивирует! Вторая графа – цель, заполняется прямо на уроке во время

постановки цели совместно с учителем. Это очень важная графа, потому что

если нет цели, нет и процесса по её достижению. Надо, чтобы ученик всегда

помнил цель, поэтому я решила её фиксировать. Разбивая цель на действия

(или задачи по достижению цели), мы заполняем графы «Я узнаю», «Я

научусь».

Следующую графу каждый ученик заполняет сам в конце урока или дома

после выполнения домашнего задания. «Задачи после изучения» - это те

пробелы в знаниях и умениях, которые выявлены самим школьником или с

моей помощью. Для меня важно, чтобы ребёнок сам обнаружил эти пробелы.

Например,

тема

«Финикийские

мореплаватели»

в

графе

«Что

еще

необходимо

сделать

для

достижения

цели»

ученица

5класса

пишет:

«Посмотреть

в

интернете

какие

еще

достижения

и

открытия

совершили

финикийцы»; в теме «Победа греков над персами в Марафонской битве»

ребенок пишет: «Обратиться к различным источникам для более подробного

заполнения таблицы».

Для меня это также средство обратной связи, когда я, проверяя Дневники,

определяю, как и с кем надо поработать ещё. Таким образом, эта графа

заставляет индивидуализировать процесс обучения, дифференцировать его.

Для

учеников,

у

которых

есть

пробелы,

я

готовлю

отдельные

задания.

Последняя графа – «моя отметка». Разумеется, что дети выставляют себе

отметки только на основании критериев. Говорю им, что самое главное,

чтобы их средний балл в теме был равен баллу, полученному за контрольную

работу по этой теме, которая завершает каждую тему в странице Дневника.

Если

сначала

дети

оценивают

себя

не

всегда

адекватно,

то

потом

они

стремятся к объективности и уже не завышают и не занижают балл.

Начиная

работать

с

этим

приёмом,

я

хотела,

чтобы

обучающиеся

понимали, что они изучают, в какой последовательности, что им предстоит

изучать, как они это делают, то есть, чтобы они понимали процесс своего

учения. Впервые я использовала Дневник самооценки с обучающимися 9

класса, которые затем работали по нему в течение 3 лет, до конца 11 класса.

Именно тогда я получила ещё один главный результат своей работы – все

ученики, которые сдавали ЕГЭ по истории и обществознанию, во-первых его

сдали, во-вторых существенно улучшились их результаты. Так, средний балл

данных

обучающихся

был

немного

выше

по

сравнению

с

учащимися

сдававших экзамен ранее. Конечно, это были разные дети, и сравнивать их не

совсем корректно. Но проведённый мною опрос показал, что выпускники

связывают свои результаты с Дневником самооценки и считают, что его

использование им очень помогло. Если сейчас каждый из вас представит, как

именно

это

может

работать

на

результат

ЕГЭ,

вы

поймёте,

что

это

универсальное

средство,

и

каждый

может

использовать

его

по-своему.

Например,

кроме

как

в

процессе

обучения,

его

можно

составить

в

соответствии с кодификатором по предмету. Так, каждая цель станет одним из

кодируемых умений, которые проверяются на ЕГЭ или ОГЭ. Задачи – шаги

по

достижению

цели.

И,

отрабатывая

умения,

каждый

ребёнок

будет

понимать, что именно ему ещё необходимо сделать для успешной сдачи

экзамена.

Сейчас я работаю с Дневником самооценки с учениками 5-6 классов. Все

дети разные. Где-то процесс идёт медленнее. Но эффективность велика!

Сегодня я понимаю, что для того, чтобы в голове осталось что-то после того

как всё выученное забудется, надо организовать работу так, чтобы ребёнок

постоянно рефлексировал в процессе учения. И Дневник самооценки – мой

помощник в этом.

Дневник

самооценки

школьника

средство

эффективности

учения,

поскольку

обучающиеся

начинают

понимать

этот

процесс.

Кроме

того,

Дневник

помогает

индивидуализировать

образовательный

процесс,

дифференцировать

его,

а

именно

эти

факторы

так

необходимы

при

подготовке

к

ГИА

выпускников.

Использовать

Дневник

самооценки

в

процессе

обучения

может

любой

учитель,

при

этом

каждый

может

модифицировать его в соответствии с особенностями своего преподавания.



В раздел образования