Автор: Шаповалова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с № 428 "Золотой Петушок"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Опыт работы воспитателя комбинированной группы в дошкольном учреждении
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ
«Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной
деятельности.
Выполнила: воспитатель Шаповалова Т. А
Новосибирск 2020 г.
Введение
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций
.
Проблема нарушение
речи
остается
одной
из
актуальных
проблем
теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь
возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым
условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития
дошкольников,
объясняем
негативной
социокультурной
ситуацией
сложившейся
в
современном
обществе.
Чаще
приходится
сталкиваться
с
фактами
отставания,
задержек
и
нарушений
в
развитии
речи
детей
от
возрастных
нормативов,
нежели
с
их
опережением.
Все
чаще
у
детей
наблюдается
комплекс
социально-психологических
проблем:
повышенная
агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость
на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные
нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий,
позволяет
развивать
творческое
мышление
и
познавательный
интерес
к
различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и
нравственные
качества
личности
дошкольника,
развивает
у
ребенка
определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом,
не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и
способностей,
но
и
нацелена
на
развитие
индивидуальности
ребенка,
его
самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для
развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений
о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том,
чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь
и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как
сказал
Альберт
Эйнштейн
–
«Дети
сами
любят
искать,
сами
находить.
В
этом
их
сила.
Мы
часто
перегружаем
детей
книгами,
впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих
собственных
мыслей
и
творчества.
Детям,
как
растениям,
нужно
гораздо
больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой
активности
каждого
ребенка,
в
образовательной
деятельности
использую
проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Использование
методов
проектов
в
образовательном
процессе,
способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует
формированию грамматической стройности речи.
Метод
проектов
является
также
уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно-ориентированного
подхода
к
образованию
с
интеграцией
в
различных образовательных областях.
Современное
изучение
проектной
деятельности
как
формы
развития
речи
дошкольников
представлено
в
работах
И.
Э.
Куликовской,
С.
И.
Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В
современной
педагогике
метод
проекта
используется
наряду
с
систематическим
предметным
обучением
как
компонент
системы
про-
дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных
учреждениях
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской
деятельности детей.
Для
развития
речи
детей
в
дошкольном
учреждении
могут
исполь-
зоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в
идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К.
Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические
основы
проектирования
отдельных
образовательных
систем
и
технологий
активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков,
В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С.
Якиманская
и
др.).
Как
вариант
интегрированного
метода
обучения
дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как
Т.А.
Данилина,
М.Б.
Зуйкова,
Л.С.
Киселева,
Т.С.
Лагода
и
др.
Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод
проектов
можно
представить
как
способ
организации
педагогического
процесса,
основанного
на
взаимодействии
педагога,
воспитанника
и
его
родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак-
тическая деятельность по достижению поставленной цели.
По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:
специфический
вид
деятельности,
направленной
на
создание
проекта
как
особого вида продукта;научно-практический метод изучения и преобразования
действительности (метод практико-ориентированной науки);
форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
управленческую процедуру.
Важнейшим направлением работы педагога в новых условиях с целью
развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза-
имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в
условиях
организации
детской
проектной
деятельности
при
реализации
единого
проекта
для
всех
групп
детского
сада
и
совместного
проекта
с
начальной
школой»
.
Проект
дает
возможность
решать
множество
педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации,
научить
планировать
коллективную
деятельность,
проводить
исследование
(выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять
свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать
умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает со-
четание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что
воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при
этом индивидуальные способности и творчество.
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то,
что
познаёт
через
самостоятельную
деятельность,
что
требует
от
него
познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в
жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из
эффективных
средств
познавательно-речевого
развития
детей.
В
ходе
проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха,
уверенности
в
своих
действиях,
которые
в
конечном
результате
являются
стимулом личностного их развития.
Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях
М.М.
Алексеева,
В.И.
Яшина
справедливо
отмечают:
овладевая
речью,
ребёнок
овладевает
и
знаниями
о
предметах,
признаках,
действиях
и
отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не
только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это
значит
говорить
про
себя
или
вслух,
а
говорить
–
значит
думать.
Метод
проектов
-
одно
из
инновационных
направлений
в
современной
дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.
Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время
прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных
задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход
образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и
в о с п и т а н и я ,
а
т а к ж е
к
у п р а в л е н и ю
э т и м
п р о ц е с с о м .
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую
призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы
создать
проблемную
ситуацию
и
максимально
развернуть
пространство
возможностей
ее
преобразования.
Авторы
также
подчеркивают,
что
пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний
группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним
ребенком.
Стратегия
поведения
педагога
должна
быть
следующей:
отслеживать
возникновение
проблемной
ситуации
и
возможности
ее
преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы
все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать,
предлагая свои и повторяя чужие идеи .
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит
ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.
По рекомендациям педагогов-практиков Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной,
Т.С.Лагоде,
М.Б.Зуйковой
метод
проектов
можно
представить
как
способ
организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной
целью
проектного
метода
в
дошкольных
учреждениях
является
развитие
свободной
творческой личности
ребенка, которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
детей,
Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999),
в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и
передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с
взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя
изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от
педагога
терпения,
любви
к
ребенку,
веры
в
его
возможности
на
пути
вхождения в мир взрослых.
Фундамент исследований психологических основ проектного обучения
заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П.
Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе
вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной
теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л.
Хотунцев и др.).
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять,
что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и
методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать,
что
метод
проектов
предполагает
составление
четкого
плана
проводимых
изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы,
выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.
Метод
проектов использовала в работе с детьми, начиная с младшего
дошкольного возраста. Я
провела
обследование
детей
3-4лет,
используя
методику обследования Ушаковой О.С.
Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28,6%
воспитанников; средний уровень у 57,1% , а высокий уровень у 14,3% детей.
Дети
испытывали
затруднения
при
употреблении
слов-обобщений,
слов,
обозначающих действия и при использовании определений
Я
предлагала
детям различные игры и упражнения на формирование
умений:
1. Использование в речи обобщающих слов - Д/и: «Назови одним словом»,
«Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».
2.Использование
в
речи
слов,
обозначающих
действия
-
Д/игры:
«Узнай
животное по действиям»,«Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».
3.Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери
посуду для куклы», «Назови какой».
В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини-
проекты: «Овощи»,«Повар», «Моя любимая игрушка».
В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах
спорта»,который я оформила в презентацию.
Проводила
работу
с
родителями:
в
марте
2016
года
провела
родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника»
В
течение
года
постоянно
обновляла
уголок
для
родителей, где
размещала рекомендации и памятки для родителей («Как обогатить словарь
ребенка 3-4 лет», « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» ).
С сентября 2016 года я продолжила работу с детьми средней группы.
Начала с обследования дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.
Для обследования мною была использована методика того же автора.
Анализ
результатов
показал,
что
дети
испытывали
затруднения
при
использовании
в
речи
определений
к
предметам,
объектам,
явлениям,
обозначающим их действия, а также в использование в речи наречий.
В течение года формировала у детей умения:
1.Использовать в речи обобщающие слова -
Д/и «Что лишнее и почему?»,
«Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Я знаю пять названий».
2.Использовать в речи слова, обозначающие действия - Д/игры: «Отгадай, кто
это?, «Кто может совершать эти действия?».
3.Использовать слова - определения - Д/игры:
«Узнай на ощупь», «Найди и назови».
4.Использовать слова - наречия -
Д/игры:
«Скажи наоборот», «Ответьте на вопрос».
Также в течение года работали с детьми
над
педагогическими
проектами:«Птицы
наши
друзья»,
«Транспорт», «Домашние животные».
Создала презентацию: «Домашние животные».
В
течение
года
проводила
работу
с
родителями.
Было
проведено
родительское
собрание
«Игра
–
путешествие
по
стране
«Развитие
речи».
В
уголке
для
родителей
систематически размещала рекомендации, консультации и папки-раскладушки
(«Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).
Мною была подготовлена папка - передвижка «Давайте поиграем» с
описанием игр на обогащение словаря, которую я предлагала родителям.
В мае 2016 года я
провела повторное обследование детей средней
группы, используя ту же методику, что и в начале года.
Анализ
данных
показал,
что в
результате
проведенной
работы
произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Использование слов обобщений пришло к норме;
Уменьшился
низкий
уровень
при
использовании
слов-действий
на
12,5%;
увеличился высокий на 49,9%;
Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18,7%;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25% .
С сентября 2017года я продолжила работу с детьми старшей группы. В
начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло
участие 16 детей.
Анализ
результатов
показал,
что
у
некоторых
детей
еще
вызывает
затруднение
использование в речи наречий, синонимов, а
также
подбор
слов
с
противоположным
значением (антонимов).
Для
формирования
словаря
синонимов
и
антонимов, грамотного использования наречий
я начала предлагать детям следующие игры:
«Назови
нужное
слово»,
«Говори
наоборот»,
«Скажи
по-другому»,
«Все
наоборот» и др.
С сентября 2017 года работали с детьми над педагогическими проектами
«Мамочка, солнышко мое»,«Они сражались за Родину». В течение года для
родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте
образовательного учреждения:«Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в
развитии речи ребенка»,«Речевые игры по дороге домой для детей старшего
дошкольного возраста».
В
конце
марта
2018
года
провела
родительское
собрание
«Развиваем речь!».
В мае 2018 года я
провела
повторное
обследование
детей
старшей группы, используя
ту же
методику, что и в начале года.
Анализ данных показал, что в
результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а
именно:
Появился
высокий
уровень
при
использовании
слов-наречий
на
12,5%
высокий уровень при использовании слов –антонимов на 12,5%
высокий уровень при использовании слов-синонимов12,5%.
С сентября 2018 года я продолжила работу с детьми подготовительной
группы.
В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному
направлениюусложняла
виды
заданий;активизировала имеющийся
словарь;использовала
игры
с
усложнением, провела родительское собрание
«Играя, развиваем речь!».
В
подготовительной
группе
был
разработаны
и
реализованы
краткосрочные
проекты:
«Какого
цвета
осень»;
«Здравствуй,
сказка»;
«Волшебные пуговки»; «Мир часов».
Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют
дидактические
игры. В
ходе
работы
мною
была
собрана
картотека
дидактических
игр
и
игровых
упражнений, направленных
на
обогащение
словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для
всех
возрастных
категорий
дошкольников,
что
является
несомненным
подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В мае
2019 года я провела заключительное обследование детей подготовительной
группы.
Анализ
данных
показал,
что в
результате
проведенной
работы
произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Увеличился высокий уровеньпри использование слов обобщений на 84,5%;
При использование в речи слов, обозначающих действия на 87,5%;
При использование слов-определений на74,5%;
Высокий уровень при использовании слов-наречий на 48%;
при использовании слов –антонимов на 64,5%
при использовании слов-синонимов на 25%.
Таким
образом в
результате
проведённой
работы
дети
научились
находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё
мнение,
используя
распространённые
предложения.
У
детей
пополнился
словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким
образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность
является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих
способностей у детей дошкольного возраста.
Результативность опыта:
Анализируя
проделанную
работу,
пришла
к
выводу,
что
проектная
деятельность
дошкольников
является
уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает
возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность
выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной,
творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-
патриотических чувств.
В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился
словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной,
выразительной.
Дети
стали
проявлять
инициативу
в
общении,
делиться
впечатлениями
со
сверстниками,
с
интересом
стали
относиться
к
аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.
У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться
этим
с
другими
людьми,
исчез
страх
перед
публичными
выступлениями,
обогатился
и
расширился
личный
опыт
детей,
повысился
уровень
самостоятельности.