Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности


Автор: Шаповалова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с № 428 "Золотой Петушок"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Опыт работы воспитателя комбинированной группы в дошкольном учреждении
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ

«Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной

деятельности.

Выполнила: воспитатель Шаповалова Т. А

Новосибирск 2020 г.

Введение

Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления - самый благородный;

Путь подражания - самый лёгкий;

Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.

Конфуций

.

Проблема нарушение

речи

остается

одной

из

актуальных

проблем

теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь

возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым

условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития

дошкольников,

объясняем

негативной

социокультурной

ситуацией

сложившейся

в

современном

обществе.

Чаще

приходится

сталкиваться

с

фактами

отставания,

задержек

и

нарушений

в

развитии

речи

детей

от

возрастных

нормативов,

нежели

с

их

опережением.

Все

чаще

у

детей

наблюдается

комплекс

социально-психологических

проблем:

повышенная

агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость

на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные

нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий,

позволяет

развивать

творческое

мышление

и

познавательный

интерес

к

различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и

нравственные

качества

личности

дошкольника,

развивает

у

ребенка

определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом,

не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и

способностей,

но

и

нацелена

на

развитие

индивидуальности

ребенка,

его

самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для

развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений

о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том,

чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь

и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как

сказал

Альберт

Эйнштейн

«Дети

сами

любят

искать,

сами

находить.

В

этом

их

сила.

Мы

часто

перегружаем

детей

книгами,

впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих

собственных

мыслей

и

творчества.

Детям,

как

растениям,

нужно

гораздо

больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой

активности

каждого

ребенка,

в

образовательной

деятельности

использую

проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование

методов

проектов

в

образовательном

процессе,

способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует

формированию грамматической стройности речи.

Метод

проектов

является

также

уникальным

средством

обеспечения

сотрудничества,

сотворчества

детей

и

взрослых,

способом

реализации

личностно-ориентированного

подхода

к

образованию

с

интеграцией

в

различных образовательных областях.

Современное

изучение

проектной

деятельности

как

формы

развития

речи

дошкольников

представлено

в

работах

И.

Э.

Куликовской,

С.

И.

Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В

современной

педагогике

метод

проекта

используется

наряду

с

систематическим

предметным

обучением

как

компонент

системы

про-

дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных

учреждениях

является

развитие

свободной

творческой

личности

ребенка,

которое

определяется

задачами

развития

и

задачами

исследовательской

деятельности детей.

Для

развития

речи

детей

в

дошкольном

учреждении

могут

исполь-

зоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в

идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К.

Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические

основы

проектирования

отдельных

образовательных

систем

и

технологий

активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков,

В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С.

Якиманская

и

др.).

Как

вариант

интегрированного

метода

обучения

дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как

Т.А.

Данилина,

М.Б.

Зуйкова,

Л.С.

Киселева,

Т.С.

Лагода

и

др.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод

проектов

можно

представить

как

способ

организации

педагогического

процесса,

основанного

на

взаимодействии

педагога,

воспитанника

и

его

родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак-

тическая деятельность по достижению поставленной цели.

По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:

специфический

вид

деятельности,

направленной

на

создание

проекта

как

особого вида продукта;научно-практический метод изучения и преобразования

действительности (метод практико-ориентированной науки);

форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

управленческую процедуру.

Важнейшим направлением работы педагога в новых условиях с целью

развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза-

имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в

условиях

организации

детской

проектной

деятельности

при

реализации

единого

проекта

для

всех

групп

детского

сада

и

совместного

проекта

с

начальной

школой»

.

Проект

дает

возможность

решать

множество

педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации,

научить

планировать

коллективную

деятельность,

проводить

исследование

(выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять

свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать

умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает со-

четание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что

воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при

этом индивидуальные способности и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то,

что

познаёт

через

самостоятельную

деятельность,

что

требует

от

него

познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в

жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из

эффективных

средств

познавательно-речевого

развития

детей.

В

ходе

проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха,

уверенности

в

своих

действиях,

которые

в

конечном

результате

являются

стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях

М.М.

Алексеева,

В.И.

Яшина

справедливо

отмечают:

овладевая

речью,

ребёнок

овладевает

и

знаниями

о

предметах,

признаках,

действиях

и

отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не

только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это

значит

говорить

про

себя

или

вслух,

а

говорить

значит

думать.

Метод

проектов

-

одно

из

инновационных

направлений

в

современной

дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время

прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных

задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход

образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и

в о с п и т а н и я ,

а

т а к ж е

к

у п р а в л е н и ю

э т и м

п р о ц е с с о м .

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую

призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы

создать

проблемную

ситуацию

и

максимально

развернуть

пространство

возможностей

ее

преобразования.

Авторы

также

подчеркивают,

что

пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний

группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним

ребенком.

Стратегия

поведения

педагога

должна

быть

следующей:

отслеживать

возникновение

проблемной

ситуации

и

возможности

ее

преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы

все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать,

предлагая свои и повторяя чужие идеи .

Метод

проектов

актуален

и

очень

эффективен.

Он

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит

ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

По рекомендациям педагогов-практиков Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной,

Т.С.Лагоде,

М.Б.Зуйковой

метод

проектов

можно

представить

как

способ

организации

педагогического

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника,

способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной

целью

проектного

метода

в

дошкольных

учреждениях

является

развитие

свободной

творческой личности

ребенка, которое

определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности

детей,

Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999),

в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и

передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с

взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя

изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от

педагога

терпения,

любви

к

ребенку,

веры

в

его

возможности

на

пути

вхождения в мир взрослых.

Фундамент исследований психологических основ проектного обучения

заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П.

Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе

вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной

теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л.

Хотунцев и др.).

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять,

что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и

методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать,

что

метод

проектов

предполагает

составление

четкого

плана

проводимых

изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы,

выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

Метод

проектов использовала в работе с детьми, начиная с младшего

дошкольного возраста. Я

провела

обследование

детей

3-4лет,

используя

методику обследования Ушаковой О.С.

Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28,6%

воспитанников; средний уровень у 57,1% , а высокий уровень у 14,3% детей.

Дети

испытывали

затруднения

при

употреблении

слов-обобщений,

слов,

обозначающих действия и при использовании определений

Я

предлагала

детям различные игры и упражнения на формирование

умений:

1. Использование в речи обобщающих слов - Д/и: «Назови одним словом»,

«Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».

2.Использование

в

речи

слов,

обозначающих

действия

-

Д/игры:

«Узнай

животное по действиям»,«Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».

3.Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери

посуду для куклы», «Назови какой».

В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини-

проекты: «Овощи»,«Повар», «Моя любимая игрушка».

В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах

спорта»,который я оформила в презентацию.

Проводила

работу

с

родителями:

в

марте

2016

года

провела

родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника»

В

течение

года

постоянно

обновляла

уголок

для

родителей, где

размещала рекомендации и памятки для родителей («Как обогатить словарь

ребенка 3-4 лет», « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» ).

С сентября 2016 года я продолжила работу с детьми средней группы.

Начала с обследования дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.

Для обследования мною была использована методика того же автора.

Анализ

результатов

показал,

что

дети

испытывали

затруднения

при

использовании

в

речи

определений

к

предметам,

объектам,

явлениям,

обозначающим их действия, а также в использование в речи наречий.

В течение года формировала у детей умения:

1.Использовать в речи обобщающие слова -

Д/и «Что лишнее и почему?»,

«Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Я знаю пять названий».

2.Использовать в речи слова, обозначающие действия - Д/игры: «Отгадай, кто

это?, «Кто может совершать эти действия?».

3.Использовать слова - определения - Д/игры:

«Узнай на ощупь», «Найди и назови».

4.Использовать слова - наречия -

Д/игры:

«Скажи наоборот», «Ответьте на вопрос».

Также в течение года работали с детьми

над

педагогическими

проектами:«Птицы

наши

друзья»,

«Транспорт», «Домашние животные».

Создала презентацию: «Домашние животные».

В

течение

года

проводила

работу

с

родителями.

Было

проведено

родительское

собрание

«Игра

путешествие

по

стране

«Развитие

речи».

В

уголке

для

родителей

систематически размещала рекомендации, консультации и папки-раскладушки

(«Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).

Мною была подготовлена папка - передвижка «Давайте поиграем» с

описанием игр на обогащение словаря, которую я предлагала родителям.

В мае 2016 года я

провела повторное обследование детей средней

группы, используя ту же методику, что и в начале года.

Анализ

данных

показал,

что в

результате

проведенной

работы

произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Использование слов обобщений пришло к норме;

Уменьшился

низкий

уровень

при

использовании

слов-действий

на

12,5%;

увеличился высокий на 49,9%;

Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18,7%;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25% .

С сентября 2017года я продолжила работу с детьми старшей группы. В

начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло

участие 16 детей.

Анализ

результатов

показал,

что

у

некоторых

детей

еще

вызывает

затруднение

использование в речи наречий, синонимов, а

также

подбор

слов

с

противоположным

значением (антонимов).

Для

формирования

словаря

синонимов

и

антонимов, грамотного использования наречий

я начала предлагать детям следующие игры:

«Назови

нужное

слово»,

«Говори

наоборот»,

«Скажи

по-другому»,

«Все

наоборот» и др.

С сентября 2017 года работали с детьми над педагогическими проектами

«Мамочка, солнышко мое»,«Они сражались за Родину». В течение года для

родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте

образовательного учреждения:«Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в

развитии речи ребенка»,«Речевые игры по дороге домой для детей старшего

дошкольного возраста».

В

конце

марта

2018

года

провела

родительское

собрание

«Развиваем речь!».

В мае 2018 года я

провела

повторное

обследование

детей

старшей группы, используя

ту же

методику, что и в начале года.

Анализ данных показал, что в

результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а

именно:

Появился

высокий

уровень

при

использовании

слов-наречий

на

12,5%

высокий уровень при использовании слов –антонимов на 12,5%

высокий уровень при использовании слов-синонимов12,5%.

С сентября 2018 года я продолжила работу с детьми подготовительной

группы.

В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному

направлениюусложняла

виды

заданий;активизировала имеющийся

словарь;использовала

игры

с

усложнением, провела родительское собрание

«Играя, развиваем речь!».

В

подготовительной

группе

был

разработаны

и

реализованы

краткосрочные

проекты:

«Какого

цвета

осень»;

«Здравствуй,

сказка»;

«Волшебные пуговки»; «Мир часов».

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют

дидактические

игры. В

ходе

работы

мною

была

собрана

картотека

дидактических

игр

и

игровых

упражнений, направленных

на

обогащение

словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для

всех

возрастных

категорий

дошкольников,

что

является

несомненным

подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В мае

2019 года я провела заключительное обследование детей подготовительной

группы.

Анализ

данных

показал,

что в

результате

проведенной

работы

произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Увеличился высокий уровеньпри использование слов обобщений на 84,5%;

При использование в речи слов, обозначающих действия на 87,5%;

При использование слов-определений на74,5%;

Высокий уровень при использовании слов-наречий на 48%;

при использовании слов –антонимов на 64,5%

при использовании слов-синонимов на 25%.

Таким

образом в

результате

проведённой

работы

дети

научились

находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё

мнение,

используя

распространённые

предложения.

У

детей

пополнился

словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким

образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность

является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих

способностей у детей дошкольного возраста.

Результативность опыта:

Анализируя

проделанную

работу,

пришла

к

выводу,

что

проектная

деятельность

дошкольников

является

уникальным

средством

обеспечения

сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает

возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность

выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной,

творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-

патриотических чувств.

В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился

словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной,

выразительной.

Дети

стали

проявлять

инициативу

в

общении,

делиться

впечатлениями

со

сверстниками,

с

интересом

стали

относиться

к

аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться

этим

с

другими

людьми,

исчез

страх

перед

публичными

выступлениями,

обогатился

и

расширился

личный

опыт

детей,

повысился

уровень

самостоятельности.



В раздел образования