Автор: Едигарьева Александра Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 223"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Развитие социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через формирование культуры безопасности жизнедеятельности в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Развитие социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
через формирование культуры безопасности жизнедеятельности в практике
работы воспитателя ДОУ
Едигарьева Александра Александровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125» , г. Новокузнецк
В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) безопасность
человека определяется как состояние защищенности человека от факторов опасности на
уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства
каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме
свободы совести и политических убеждений. С появлением и развитием человечества
сразу возникло и понятие безопасность, т.е. стремление к жизни без опасностей. Чтобы
организовать
безопасную
жизнь,
надо
понять,
что
такое
опасность,
и
очертить
круг
опасных
ситуаций.
Постигая
источник
опасностей,
человечество
нарабатывает
разнообразные правила безопасного поведения, которые можно условно отнести к двум
группам:
Предупредительные правила, которые носят профилактический характер
и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;
Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный
характер
и
нацелены
на
сохранение
жизни
и
здоровья
в
ситуации
возникшей
(протекающей ) опасности.
В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию
основ
безопасного
поведения
строится
на
трансляции
предупредительных
правил.
Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках
формирования культурно- гигиенических навыков, речевого этикета и пр.
Вторая
группа
правил
(
правила
поведения
в
ситуации
этикета)
более
активно
и
эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания.
Поэтому
работа
педагогов
тесно
связана
с
работой
по
взаимодействию
с
семьями
воспитанников.
Каждый
день
мы
сталкиваемся
с
тем,
что
люди
нарушают
правила
безопасного
поведения:
кто-то
из-за
незнания
объекта
воздействия,
а
соответственно
правил
безопасного
поведения
и
способов
их
выполнения;
кто-
то
из-за
нежелания
выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют
основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения. К ним
относятся:
знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые
необходимо давать детям;
навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций),
которые надо формировать;
культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя,
других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.
Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех
взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред,
в окружающем мире очень много. Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать
ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и
вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях
начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат. ( рисунок 1)
Рисунок 1 « Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в ДОУ»
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным
системам
внутренние
цели
-
содействовать
развитию
человека,
его
культурному
самоопределению
и
продуктивному
включению
в
жизнь.
Процесс
дошкольного
образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития
личности
ребенка
средствами
культуры.
Необходимо,
чтобы
в
дошкольном
детстве
каждый
ребенок
приобрел
достаточный
личный
социокультурный
опыт,
который
послужит
ему
фундаментом
для
полноценного
развития
и
готовности
к
школьному
обучению.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
задачи
формирования
основ
безопасности
жизнедеятельности
относятся
к
процессу
социализации
и
направлены
на
развитие
социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Социально - коммуникативное развитие (СК)
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности.
2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в ДОО.
5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в
программах развития и воспитания.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время
формируется
здоровье,
происходит
становление
личности.
Опыт
детства
во
многом
определяет взрослую жизнь человека.
Анализ
литературы
позволил
составить
нам
характеристику
ребенка,
обладающего
культурой безопасности жизнедеятельности:
это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности
жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а
также окружающих его людей, общества в целом.
это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы,
выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного
поведения в быту.
Таким
образом,
по
мере
изменений
условий
жизни
человека,
по
мере
возрастания
модернизации,
изменяется
правила
безопасности
жизнедеятельности
человека,
они
усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.
Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними
встает проблема перехода в новые социальные условия - в школу. Иными словами, к этому
моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в
наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый
коллектив.
В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые
компоненты:
информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности
человека;
поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях;
эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные
ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека
С
целью
выявления
уровня
знаний
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
мы
используем
наблюдение
и
беседу.
Анализ
результатов
беседы
осуществляется
по
критериям:
1) знания о себе и родителях, о месте жительства;
2) адекватная оценка своих возможностей в неожиданных ситуациях;
3) способность осознать разный характер отношения к себе окружающих.
Анализ результатов наблюдения осуществляется по следующим показателям:
1) соблюдение правил поведения на прогулке;
2) соблюдение правил поведения в группе;
3) соблюдение правил поведения в спортивном зале.
Эффективность формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего
дошкольного возраста может быть достигнута при соблюдении следующих методов
( таблица1)
Таблица 1 «Методы, по формированию основ
безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»
Название метода
Определение метода
Рекомендация по их применению
Методы по источнику знаний
Словесные
С л о в е с н ы е
м е т о д ы
п о д р а з д е л я ю т с я
н а
следующие
виды:
рассказ,
объяснение, беседа.
Словесные
методы
позволяют
в
к р а т ч а й ш и й
с р о к
п е р е д а т ь
информацию детям
Наглядные
Под
наглядными
методами
образования
понимаются
такие
методы,
при
которых
р е б е н о к
п о л у ч а е т
информацию,
с
помощью
н а гл я д н ы х
п о с о б и й
и
т е х н и ч е с к и х
с р е д с т в .
Н а г л я д н ы е
м е т о д ы
и с п о л ь з у ю т с я
в о
взаимосвязи
со
словесными
и
практическими
методами
обучения. Наглядные методы
образования условно можно
подразделить на две большие
группы: метод иллюстраций
и метод демонстраций.
Метод
иллюстраций предполагает
показ
детям
и л л ю с т р ат и в н ы х
пособий: плакатов, картин, зарисовок
на доске и пр. Метод демонстраций
связан
с
показом
мультфильмов,
в и д е о ф и л ь м о в
и
д р .
Т а к о е
подразделение
средств
наглядности
н а
и л л ю с т р а т и в н ы е
и
д е м о н с т р а ц и о н н ы е
я в л я е т с я
условным.
Оно
не
исключает
возможности
отнесения
отдельных
средств
наглядности
как
к
группе
и л л ю с т р а т и в н ы х ,
т а к
и
демонстрационных.
В
современных
условиях особое внимание уделяется
применению
т акого
с р е д с т в а
н а гл я д н о с т и ,
ка к
ко м п ь ю т е р
индивидуального
поль зования.
Компьютеры
дают
возможность
в о с п и т а т е л ю
м о д е л и р о в а т ь
определенные процессы и ситуации,
выбирать
из
ряда
возможных
р е ш е н и й
о п т и м а л ь н ы е
п о
определенным
критериям,
т. е .
з н а ч и т е л ь н о
р а с ш и р я ю т
возможности
наглядных
методов
в
образовательном процессе.
Практические
П р а к т и ч е с к и е
м е т о д ы
о бу ч е н и я
о с н о ва н ы
н а
практической
деятельности
д е т е й
и
ф о р м и р у ю т
практические
умения
и
навыки.
Выполнение
практических
заданий
проводится после знакомства детей
с тем или иным содержанием и носят
обобщающий характер. Упражнения
могут
проводиться
не
только
в
организованной
образовательной
д е я т е л ь н о с т и ,
н о
и
в
самостоятельной деятельности.
Методы по характеру образовательной деятельности детей
Информационно-
рецептивный
Воспитатель
сообщает
д е т я м
г о т о в у ю
информацию,
а
они
ее
воспринимают,
осознают
Один
из
наиболее
экономных
способов
передачи
информации.
Однако
при
использовании
этого
метода
обучения
не
формируются
и фиксируют в памяти
умения
и
навыки
пользоваться
полученными знаниями.
Репродуктивный
Суть
метода
состоит
в
многократном повторении
способа
деятельности
по
заданию воспитателя
Д е я т е л ь н о с т ь
в о с п и т а т е л я
з а к л юч а е т с я
в
р а з р а б от ке
и
сообщении образца, а деятельность
детей – в выполнении действий по
образцу.
Проблемное
изложение
Воспитатель ставит перед
д е т ь м и
п р о б л е м у
–
сложный
теоретический
или практический вопрос,
требующий исследования,
р а з р е ш е н и я ,
и
с а м
п о к а з ы в а е т
п у т ь
е е
р е ш е н и я ,
в с к р ы в а я
возникающие
противоречия. Назначение
этого
метода
–
показать
о б р а з ц ы
н а у ч н о г о
п о з н а н и я ,
н а у ч н о г о
решения проблем
Дети
следят
за
логикой
решения
проблемы, получая эталон научного
мышления
и
познания,
образец
к у л ь т у р ы
р а з в е р т ы в а н и я
познавательных действий.
Частично-
поисковый
Суть
его
состоит
в
том,
ч т о
в о с п и т а т е л ь
расчленяет
проблемную
задачу на подпроблемы, а
д е т и
о с у щ е с т в л я ю т
отдельные шаги поиска ее
решения
К а ж д ы й
ш а г
п р е д п о л а г а е т
творче скую
деятельно сть,
н о
целостное
решение
проблемы
пока
отсутствует
Исследовательский
Э т о т
м е т од
п р и з в а н
обеспечить
творческое
применение знаний
В
п р о ц е с с е
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
дети
овладевают
методами познания, так формируется
и х
о п ы т
п о и с к о в о -
исследовательской деятельности
Активные методы
А к т и в н ы е
м е т о д ы
предоставляют
дошкольникам
возможность обучаться на
с о б с т в е н н о м
о п ы т е ,
приобретать
разнообразный
субъективный опыт.
А к т и в н ы е
м е т о д ы
о б у ч е н и я
предполагают
использование
в
о б р а з о в а т е л ь н о м
п р о ц е с с е
определенной
последовательности
выполнения
заданий:
начиная
с
анализа
и
оценки
конкретных
ситуаций,
дидактическим
играм.
А к т и в н ы е
м е т о д ы
д о л ж н ы
применяться по мере их усложнения.
В
группу
активных
методов
образования
входят
дидактические
игры
–
специально
разработанные
игры,
моделирующие
реальность
и
п р и с п о с о бл е н н ы е
д л я
ц е л е й
обучения.
Воспитание навыков дошколят осуществляем
на основе желания ребенка познавать
окружающий
мир,
используя
его
любознательность,
наглядно-образное
мышление
и
непосредственность восприятия. Приоритет отдаваем индивидуальным и подгрупповым
формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности
должны
быть
понятными,
сопровождаться
демонстрацией
красочно
оформленных
картинок
с
изображениями
любых
персонажей
детских
произведений,
интересными
рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показу диафильмов.
Данная работа ведется через разнообразные формы работы ( таблица 2)
Таблица 2 «Формы работы по образовательной области социально-коммуникативное
развитие»
Образовательная
область
Формы работы
Социально-
коммуникативное
развитие
Совместные действия
Наблюдения
Беседа
Чтение
Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
Экспериментирование
Проблемные ситуации
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Праздник
Экскурсия
Ситуация морального выбора
Проектная деятельность
Совместные действия
Наблюдения
Беседа
Чтение
Рассматривание
Игра
Проектная деятельность
Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов,
телепередач
Ситуативный разговор с детьми
Педагогическая ситуация
Интегративная деятельность
Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Обогащение предметно-развивающей среды
Выставки совместных работ.
Досуги
Экскурсии
Консультации
Педагогические гостиные
Праздники и развлечения
День открытых дверей
Совместные конкурсы, игры-викторины
Проектная деятельность
Совместные экологические и трудовые акции
Мастер-класс
Выставки поделок
Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий.
В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются,
закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются
познавательные интересы, способности.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, мы продумывали варианты
заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение
сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность
детей, заботимся о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность
обучения.
Для
этого
необходимо
создавать
специально
созданные
ситуации
успеха,
например,
положительно
подкреплять
намерения
ребенка,
авансируя
успех
(у
тебя
получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный,
ты
же
наш
художник);
усилив
мотив
деятельности
(ведь
ты
хочешь
научиться
рассказывать, так интересно узнать новое). Педагог не должен подавлять детей своим
авторитетом, не пресекать их общение, а выступать как старший партнер, наставник,
который поощряет взаимодействия, открывает «коммуникативные каналы», много знает и
умеет, всегда придет на помощь. Тогда в совместной деятельности со сверстниками дети
начинают
использовать
формы
поведения
взрослого:
объясняют,
подбадривают,
контролируют, оценивают, не соглашаются, спорят.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными
возможностями
семьи
ребенка,
а
семья
имеет
представление
о
дошкольном
учреждении,
которому
доверяет
воспитание
ребенка.
Это
позволяет
оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся
педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания:
Знакомить
родителей
с
опасными
для
здоровья
ребенка
ситуациями,
возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них.
Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и
избегать опасности,
Информировать
родителей
о
необходимости
создания
благоприятных
и
безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во
время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания
на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания
безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах
лекарства,
предметы
бытовой
химии,
электрические
приборы;
содержать
в
порядке
электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и
балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае
непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при
необходимости
—
фамилию,
имя
и
отчество
родителей,
адрес
и
телефон;
при
необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы
жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха.
Помогать
родителям
планировать
выходные
дни
с
детьми,
обдумывая
проблемные
ситуации,
стимулирующие
формирование
моделей
позитивного
поведения
в
разных
жизненных ситуациях.
Подчеркивать
роль
взрослого
в
формировании
поведения
ребенка.
Побуждать
родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного
поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
Ориентировать
родителей
на
совместное
с
ребенком
чтение
литературы,
посвященной
сохранению
и
укреплению
здоровья,
просмотр
соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме
безопасности детей дошкольного возраста.
Уголок безопасного поведения — это одна из форм наглядной работы для обучения детей
и напоминания их родителям, что безопасность, в первую очередь зависит от них самих.
Заботясь о маленьком ребёнке, необходимо уметь предусмотреть все неблагоприятные
ситуации
и
заранее
предотвратить
их.
Только
в
этом
случае
можно
обеспечить
благополучную жизнь своей семьи и всем своим близким. Значение уголка безопасности в
воспитательной
деятельности
педагогов
достаточно
велико.
Но,
чтобы
успешно
и
качественно
выполнять
обучение
детей
основам
безопасности,
необходимо
иметь
интересный и разнообразный материал по этому направлению работы. Уголок ОБЖ может
содержать:
Стенды с информацией для родителей о возможных травматических ситуациях.
Аналитические справки по чрезвычайным происшествиям с детьми.
Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей и взрослых.
Дидактические
игры
(«Дорожные
знаки»,
«Добрый
и
злой
огонь»,
«Умный
светофор»,
«Основы
безопасности»
и
так
далее)
фабричного
изготовления
и
созданные своими руками.
Макеты
пожарной
техники,
скорой
помощи,
пожарного
щита
—
для
лучшего
ознакомления детей со службами по чрезвычайным ситуациям.
Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель,
огнетушитель, телефоны службы спасения.
Игрушки
для
организации
сюжетно-ролевых
игр:
куклы-пожарные,
спасатели,
полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
Напольное
покрытие
для
конструирования
дорожного
движения
при
изучении
ПДД.
Как
часть
предметно-развивающей
среды
детского
сада,
уголок
безопасности
должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и
родителей
оформление,
функциональность
и
вариативность,
периодическое
обновление наполнения для поддержания интереса к материалу
.
Мы
должны
отправить
детей
в
школу
с
большим
багажом
не
только
знаний,
но
и
подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными
ситуациями . Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности,
направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все,
чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во
внешнем
мире
—
важнейшая
задача
для
родителей
и
для
воспитателей
детских
учреждений. Главная задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением
малышей, но и привить им понятие собственной безопасности.
Литература
1.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
М.: ACT - С.П., 2002.
2.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
3.
Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.
4.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.
5.
Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. / Дошк. воспитание 2000 №1.
6.
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников М., 2000.
7.
Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. -
М., 1996.
8.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. - М., 1998.
9.
Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы
безопасности детей дошкольного возраста. // Дошк. воспитание - 1997№3
10. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. - М., 1997
11. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице // Дошкольное воспитание. 1937.
12. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб., 1997.
13. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго
соблюдайте!!! // После уроков - 2002.
14. Шаталин А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». // После уроков - 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социально-коммуникативное развитие (ОБЖ)
Календарно-тематическое планирование НОД «Формирование основ безопасности у дошкольников»
детей подготовительной к школе группе (от 6 до 7лет)
Месяц
Неделя
Тема, Цель
Методическая литература
Cентябр
ь
I
Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: Объяснить ребенку, что приятная внешность
незнакомого человека не всегда означает его добрые
намерения.
Р.Б. Стеркина, «ОБЖ»
стр.41
II
Беседа «Стихийное бедствие землетрясение»
Цель: знакомить с этим стихийным бедствием и его
последствиями; воспитывать чувство взаимовыручки
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.53
III
Словесная игра «Да – нет»
Цель: закреплять правила поведения при землетрясении
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников
стр.54
IY
Беседа «Опасные ситуации»
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации
возможных контактов с незнакомыми людьми.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.42
Октябрь
I
С/р игра «Мы спасатели»
Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в
игре, стремлению к коллективному взаимодействию;
формировать игровые действия с воображаемыми
предметами; воспитывать уважение к труду спасателей
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников
стр.55
II
Беседа «Опасные ситуации. Контакты с незнакомыми
людьми дома».
Цель: Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как
контакты с чужими людьми.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.46
III
Занятие «Использование и хранение опасных предметов»
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.58
Цель: Рассказать детям, что существует много опасных
предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они
должны храниться в специально отведенных местах.
IY
Беседа «Пожар»
Цель: Познакомить детей с номером телефона «01», по
которому надо звонить в случае пожара.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.61
Y
Беседа «Как вызвать милицию»
Цель: Научить пользоваться телефоном для вызова милиции
«02»
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.63
Ноябрь
I
Занятие «К кому можно обращаться за помощью, если
потерялся на улице»
Цель: Обращаться можно не к любому взрослому, а только к
милиционеру, военному, продавцу.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.129
II
Беседа «Скорая помощь»
Цель: Познакомить с номером телефона «03», научить
вызывать «Скорую медицинскую помощь».
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр. 64
III
Занятие «Балкон, открытое окно и другие бытовые
опасности»
Цель: Расширить знания о предметах, которые могут
служить источником опасности в доме.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.66
IY
Беседа «Контакты с животными»
Цель: Объяснить детям, что контакты с животными иногда
могут быть опасны.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.83
Декабрь
I
Беседа «Осторожно – Новый год!»
Цель: расширять знания о безопасном проведении
праздников, о правилах поведения на улице зимой
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.57
II
Беседа «Безопасность при любой погоде! »
Цель: знакомить с правилами поведения на улице зимой;
формировать ответственное отношение к вопросам личной
безопасности; знакомить с мерами по предотвращению
травматизма
Т.П Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.56
III
Беседа «Здоровье и болезнь»
Цель: Научить заботиться о своем здоровье, избегать
ситуаций, приносящих вред здоровью.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.97
IY
Прогулка «К остановке пассажирского транспорта»
Цель: Расширять знания о пассажирском транспорте,
ожидать транспорт должны на специальных площадках, как
вести себя в транспорте.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.114.
Январь
I
каникулы
каникулы
II
Занятие «Безопасность при любой погоде»
Цель: Продолжить знакомить с правилами поведения на
улице зимой; формировать ответственное отношение к
вопросам личной безопасности.
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников »
стр.56
III
Беседа «Стихийные бедствия – смерч, ураган»
Цель: объяснять, какой вред природе и человеку наносят
воздушные стихийные бедствия; знакомить с правилами
поведения при урагане; воспитывать чувство взаимопомощи
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.56
IY
Занятие «Знакомство с работой спасателя»
Цель: Формировать представление о том, кто такие
спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами
должны обладать.
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.58
Февраль
I
Игра-инсценировка «Спасатели»
Цель: Побуждать к выполнению в игре определенных
действий(например оказание первой медицинской помощи)
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.58
II
Знакомство с машиной «Скорой помощи»
Цель: продолжать знакомство с таким специальным
транспортом, как машина «скорой помощи», его
назначением (отметить важность нахождения в исправном
состоянии, обсудить назначение сирены)
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.59
III
Игра-тренинг «Как вызвать «скорую помощь?» -
Цель: закреплять умение набирать номер «скорой помощи»,
правила общения по телефону с работниками этой службы;
воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.59
Март
II
Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы»
Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые
могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части
улицы, о мерах предосторожности.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.125
III
Занятие «Можно ли уберечься от травм?»
Цель: Знакомство с различными видами травм и мерами их
предупреждения
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.60
IY
Занятие «Школа пешеходных наук»
Цель: Закреплять знания о правилах перехода улицы без
помощников, о пешеходном переходе, светофоре
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.61
Апрель
I
Занятие «Безопасная прогулка по улице от детского сада до
школы»
Цель: Углублять знания о ПДД и безопасном поведении на
улице; учить различать дорожные знаки знать их назначение.
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр. 63
II
Занятие «Игры во дворе»
Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации,
которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить
их необходимым мерам предосторожности.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»,
стр.122
III
Беседа «Катание на велосипеде»
Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые
могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить
правилам поведения в таких ситуациях.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр. 124
IY
Игра «Что? Где? Откуда?»
Цель: Закрепление знаний ПДД; выяснять готовность к
правильным действиям в сложившейся на дороге ситуации.
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр. 62
I
Творческая работа «Чтобы не было беды»
Цель: учить изображать в рисунке или аппликации
ситуацию, которая может быть опасной; учить располагать
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр. 60
Май
сюжет на всем листе.
II
Беседа «На воде, на солнце»
Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать
полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать
правила безопасности.
Р.Б.Стеркина, «ОБЖ»
стр.108
III
Творческое рассказывание «Помоги Коле советом»
Цель: учить составлять рассказ-совет, предостерегающий от
шалостей, опасных для жизни и здоровья; учить
эмоционально передавать переживание за героев; обогащать
словарный запас
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для
дошкольников»
стр.61
IY
диагностика
диагностика