Автор: Нагибина Светлана Анатолевна Должность: преподаватель ветеринарных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский полярный агроэкономический техникум" Населённый пункт: г. Салехард Наименование материала: статья Тема: Активные методы в обучении студентов. Раздел: среднее профессиональное
Активные методы в обучении студентов.
В
настоящее
время
учебный
процесс
требует
постоянного
совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных
ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство
достижения
такого
уровня
производства,
который
в
наибольшей
мере
отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека,
развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в
подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики
обучения
в
техникуме.
Главными
характеристиками
выпускника
любого
образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.
В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам
процесс
познания,
эффективность
которого
полностью
зависит
от
познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой
цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и
от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных
или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память
или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных
или активных методов обучения.
Новые
потребности
в
высокопрофессиональных
специалистах
невозможно
удовлетворить
без
существенной
перестройки
системы
профессиональной
подготовки
кадров.
В
связи
с
этим
необходимость
внедрения
в
учебный
процесс
современных
технологий
обучения,
развивающих
творческие
способности
обучаемых
и
повышающих
их
заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения. По моему
мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным,
т.е.
направленным
на
максимальное
достижение
поставленных
целей.
Применение
активных
методов
обучения
позволяет
не
только
повысить
уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой
конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс
более интересным и продуктивным.
Внедрение
активных
методов
обучения
–
одно
из
важнейших
направлений
совершенствования
подготовки
студентов
в
современном
техникуме. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в
области
своей
специальности
и
передавать
огромною
базу
знаний
в
аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. И хотя новые
взгляды
на
обучение
не
принимаются
многими
преподавателями,
нельзя
игнорировать
данные
многих
исследований,
подтверждающих,
что
использование активных подходов является наиболее эффективным путем,
способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты
легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали
посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого,
основные методические инновации связаны сегодня с применением именно
активных методов обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование активных методов
обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех
студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что
каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами
деятельности.
Организуются
индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа,
ролевые
игры,
осуществляется
работа
с
документами
и
различными
источниками
информации.
Активные
методы
основаны
на
принципах
взаимодействия,
активности
обучаемых,
опоре
на
групповой
опыт,
обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения,
которая
характеризуется
открытостью,
взаимодействием
участников,
равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью
взаимной оценки и контроля.
При использовании активных методов обучения роль преподавателя
резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и
занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и
формулирует
вопросы
или
темы
для
обсуждения
в
группах,
даёт
консультации,
контролирует
время
и
порядок
выполнения
намеченного
плана. При активном обучении учащийся в большей степени становится
субъектом
учебной
деятельности,
вступает
в
диалог
с
преподавателем,
активно
участвует
в
познавательном
процессе,
выполняя
творческие,
поисковые,
проблемные
задания.
Осуществляется
взаимодействие
обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Успех
коллективного
взаимодействия
в
значительной
мере
определяется
состоянием
психологического
комфорта,
раскованностью,
которые должны быть созданы на занятии. Это обеспечит непринуждённость
в общении, свободу обмена мнениями.
Важнейшая задача – организовать учебную деятельность так, чтобы
материал
запоминался
тогда,
когда
учащийся
занят
непосредственно
материалом, а не специально запоминанием этого материала.
Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в
процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно
интересным.
Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания,
усвоения и творческого применения знаний при решении экономических
задач.
В
настоящее
время
во
всех
учебных
заведениях
целесообразно
применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность
обучаемых.
О вл а д е в
э т и м и
п р и е ма м и ,
у ч а щ и е с я
с т а н о вя т с я
б о л е е
самостоятельными
в
решении
различных
учебных
заданий,
могут
рационально
строить
свою
деятельность
по
усвоению
новых
знаний,
применения этих знаний в жизни.