Напоминание

"Волшебное слово всегда помочь готово". В. Осеева. "Волшебное слово".


Автор: Красикова Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №10
Населённый пункт: с. Солдато-Александровского
Наименование материала: разработка урока литературного чтения
Тема: "Волшебное слово всегда помочь готово". В. Осеева. "Волшебное слово".
Раздел: начальное образование





Назад




Урок: литературное чтение

Класс:

Учитель: Красикова Г.М.

Тема:

«Волшебное

слово

всегда

помочь

готово». В.

Осеева.

«Волшебное слово».

Ц е л ь : обогащение

нравственного

потенциала

детей

путём

целенаправленного

формирования

у

них

типа

правильной

читательской

деятельности.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

-

регулятивные:

понимать

учебную

задачу

урока,

стремиться

ее

выполнить;

осуществлять

самопроверку;

отвечать

на

итоговые

вопросы;

оценивать свои достижения на уроке;

- познавательные: формировать умение осознавать значимость чтения

для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

-

коммуникативные:

развивать

умение

аргументировать

своё

предположение,

убеждать

и

уступать,

договариваться,

находить

общее

решение, прививать способности сохранять доброжелательные отношения

друг к другу во время работы.

Личностные:

ориентироваться

в

нравственном

содержании

прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать

выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

П р е д м е т н ы е : моделировать

семейные

взаимоотношения;

формулировать правила поведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный, практический, поисковый.

Используемые

технологии: технология

развития

критического

мышления, здоровьесберегающие.

Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, цветные

карандаши, сердечки.

Ход урока

I.

Оргмомент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением.

Как

вы

думаете,

почему? (Потому

что

вы

хотели

быстрее

с

нами

встретиться, сегодня светит солнце).

Да, все, что вы сказали, верно: и на улице тепло, и солнышко светит, и

нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от

ожидания интересных открытий на нашем уроке.

Что

вы

можете

пожелать

своим

одноклассникам

на

предстоящем

занятии? Что пожелаете мне?

II. Стадия «Вызов»

1. Определение темы и задач урока. Работа в парах.

У вас на партах лежат листочки. На них записаны слова. Подчеркните

те, которыми в разных сказках пользовались волшебники.

Крибли-крабле-бумс

Спасибо

Эники-беники

Пожалуйста

Крекс, фекс, пекс

Извините

Абракадабра

Проверим, какие слова вы подчеркнули? А какие ещё слова записаны

на листочках? Как мы их назовем? (Вежливые)

Как еще можно назвать эти слова? (Волшебные).

Почему вы их отнесли к волшебным словам? (Они делают нас добрее,

внимательнее друг к другу).

Попробуйте определить тему нашего урока.

Сегодня мы прочитаем произведение В.А. Осеевой «Волшебное слово».

В нём встретится одно из этих волшебных слов.

Какую

цель

мы

поставим

перед

собой

на

уроке? (Поговорить

о

волшебных словах и понять, как они действуют на людей).

Прочитайте слова помощники и скажите, какие учебные задачи нужно

решить, чтобы достичь цели?

Познакомиться …

Разобраться …

Узнать …

III. Стадия «Осмысление»

1.

Слово об авторе

Ребята, сначала я предлагаю немного узнать о жизни замечательной

писательницы В.А. Осеевой. Эту информацию вы получите, поработав в

группах. Каждая группа получает деформированные предложения, в которых

сообщается о фактах из биографии В.А. Осеевой.

1 группа

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902

году. Мечтала стать актрисой, но стала педагогом-воспитателем.

2 группа

Работала в детских домах со сложными детьми. Придумывала для

них разные истории, сказки, игры.

3 группа

В своих книгах рассказывала,

что такое

«хорошо» и что такое

«плохо».

Валентина

Александровна

награждена

медалью

и

государственной премией.

2.

Словарная работа

В

произведении

нам

встретятся

непонятные

слова,

давайте

познакомимся с ними:

Буркнул - говорил ворчливо, невнятно

Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил

Засопел - тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки

Робко - боязливо и несмело

Стряпает - готовит пищу

Сквер - сад в городе

3.

Чтение рассказа с остановками

1часть – до слов «Он вскочил, побежал домой» (видео)

Назовите героев этой части? Понравился ли вам Павлик? Почему?

Почему

сестра,

бабушка,

брат

не

хотели

выполнять

просьбы

Павлика?

Давайте составим из представленных слов характеристику мальчика.

Заполнение 1 половины кластера

Невоспитанный

грубый Павлик

драчливый

сердитый

обидчивый

Кто помогает мальчику? Кого вам напомнил старичок? Почему? Хотите

узнать, какое слово сказал старичок Павлику на ушко? Как мы это узнаем?

(Прочитаем)

2 часть – до слов «Лена дай мне одну краску, пожалуйста».

Какое же это волшебное слово? (Пожалуйста). Как вы думаете, как

будут развиваться события дальше? Давайте попробуем предсказать.

3 часть – до конца.

Оправдались ли ваши предположения? Изменилась ли жизнь Павлика

после того, как он узнал тайну волшебного слова? Каким он стал?

Заполнение 2 половины кластера

Невоспитанный

вежливый

грубый Павлик

ласковый

драчливый

радостный

сердитый

обидчивый

внимательный

Ребята, а как вы думаете, действительно ли Павлик встретил в сквере

волшебника?

А

как

можно

назвать

старичка?

(Добрым,

вежливым,

воспитанным).

4.

Физминутка «Пожалуйста»

Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны

будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «пожалуйста», если вы

не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем

продолжить нашу работу!

5. Работа над содержанием произведения

А

сейчас

поработаем

над

содержанием

произведения.

Я

проверю,

внимательными слушателями и читателями вы были?

Работа в группах

Определите,

кому

принадлежат

эти

действия?

Соедините

линией

действие и имя героя, которому оно принадлежит.

Чертил

Засмеялся

Рисовала

Расцеловал

Прошептал

Приговаривала

Выпрямилась

Сгребла

Стукнул

Потрепал

Павлик

Бабушка

Старичок

Сестра

Брат

2 группа

Раскрась

квадрат

в

тот

цвет,

который

использовал

автор

произведения.

1.

Старик

подвинулся

и,

взглянув

на

сердитое

лицо

мальчика,

сказал…

2. Краски -□,□,□ – лежали перед ней.

3. – Какую тебе?

- Мне □ - робко сказал Павлик.

4.

Внук

подбежал

к

ней,

обеими

руками

повернул

к

себе

морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…

3 группа

Найдите в тексте совет старичка. Допишите недостающие слова.

«Я

хочу

тебе

помочь.

Есть

такое

волшебное

слово…»

Но

помни:

говорить его надо ……………….. голосом, глядя ……………………, с кем

говоришь.

IV. Стадия «Рефлексия»

Пришло время подвести итог нашего занятия. Посмотрите внимательно

на слайд, перед вами три высказывания. Прочитайте их и определите, какое

высказывание

ближе

всего

подходит

вам,

прикрепите

сердечко,

которое

находится на вашей парте рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего

урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

Честно оценить своё поведение - это очень хорошая черта человека. Я

вижу,

что

рассказ

В.

Осеевой

заставил

вас

не

только

подумать

над

отношением Павлика к родным, но и над своим отношением к окружающим.

Некоторые из вас поняли, что им есть, что исправить в своём отношении к

окружающим.

Я желаю, чтобы в вашем маленьком сердечке всегда нашлось место для

волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Дополнительный материал

Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную

мысль рассказа

«Добрый человек добру и учит».

«Под лежачий камень вода не течёт».

« Волшебное слово всегда помочь готово».

«Умел ошибиться, сумей и поправиться».



В раздел образования