Автор: Плужникова Мария Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: г.Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация психологических условий для развития детей ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Организация психологических условий для развития детей ОВЗ»
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ОВЗ
Внедрение федерального государственного образовательного
стандарта в
дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть
обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том
числе детей с ОВЗ.
Любой ребенок, в том числе с ОВЗ, осваивая социальное пространство ДОУ,
стремится
найти
свое
место
в
данном
сообществе
и
осознанно
или
неосознанно строит собственную личность, вырабатывая отношение к себе, к
обществу, миру, жизни.
Одной
из
актуальных
проблем
современной
педагогической
практики
является
проблема
инклюзивного
обучения
и
воспитания детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
осуществление психологического
сопровождения
детей
с
ОВЗ
в
условиях дошкольного
образовательного
учреждения.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ рассматривается как
процесс,
включающий
в
себя
стратегию
и
тактику
профессиональной
деятельности психолога, направленный на воспитание личности, социально
адаптированной
к условиям жизни
в
современном
обществе,
создание
максимально благоприятных условий для интеграции детей в социум.
Эта тема мне близка, так как я работаю педагогом-психологом в детском саду,
где совместно с обычными детьми воспитываются и дети с ограниченными
возможностями здоровья.
В
комплексном сопровождении
ребёнка
с
ОВЗ
педагог-психолог является
одним из главных «сопровождающих», так как именно от него во многом
зависит эффективность коррекционной работы.
Я
работаю
с
детьми
с
тяжёлыми
нарушениями
речи,
с
детьми
с
задержкой психического развития. Эти дети отличаются по своему развитию
от обычных детей, у них нарушены все психические процессы: внимание,
п а м я т ь ,
м ы ш л е н и е ,
в о с п р и я т и е ,
в о о б р а ж е н и е ,
р е ч ь .
У
таких детей сопутствующими
нарушениями
являются
р а з л и ч н ы е
соматические
заболевания,
нарушения
общей
и
мелкой
моторики,
эмоционально-волевой сферы.
Я
считаю,
что сопровождение
ребёнка
с
ОВЗ
в
условиях ДОУ
особенно
актуально
и
необходимо,
так
как
это
не
единовременная
помощь,
а
долговременная поддержка ребёнка и его родителей, это система комплексной
деятельности всех специалистов, направленная на коррекцию нарушений и
успешное развитие ребёнка.
Целью сопровождения
детей
с
ОВЗ
в
условиях ДОУ
является
создание
оптимальной системы комплексного воздействия на детей и
направлена на
всестороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей:
• коррекцию его психофизических недостатков;
• социализацию в окружающем среде;
• подготовленность к школьному обучению.
Я провожу коррекционную работу по развитию психических процессов через
использование игр и игровых пособий.
Игровая
деятельность развивает воображение, мышление и речь детей,
вызывает положительные эмоции. Дидактические игры и пособия развивают
у детей познавательный интерес, активность и расширяют кругозор.
Мой кабинет, кабинет педагога–психолога МБДОУ, как и во многих детских
садах имеет небольшое пространство и всецело создать сенсорную комнату
нет возможности, но я использую ее элементы, которые представляют собой
реальную
возможность
расширить
жизненный
опыт
детей,
обогатить
их
чувственный
мир,
способствовать
нормализации
психического
состояния
ребенка.
К элементам сенсорной комнате относятся игры и игровые пособия, которые
создают
условия
для
развития
эмоциональной
сферы,
способности
к
эмоциональной
регуляции
собственного
поведения,
тренировки
процессов
торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности
ребенка,
снятия
мышечных
зажимов.
Спокойная,
безопасная
и
доброжелательная
обстановка,
присутствие
понимающего
взрослого
в
сочетании
с
мощным
положительным
влиянием элементов
сенсорной
комнаты способствуют созданию у детей с ограниченными возможностями
здоровья
ощущения
защищенности,
спокойствия
и
уверенности
в
себе,
богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей,
особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на
доброжелательности.
6. Гусеницы –близняшки Даша и Маша
(ручной работы, размером по 30 см., состоят из 5 деталей круглой формы и
крепятся друг к другу при помощи липучек, выполнены из разноцветного
фетра
и
заполнены
синтепоном),
используются
в
работе
для
развития
внимания, тактильного восприятия (величина, зеркальное отражение узора),
мелкой моторики. С их помощью выполняются различные задания. Например,
Помоги Даше и Маше снова стать похожими, подбери и укрась туловище
гусениц одинаковыми узорами, так чтобы их было не различить.
Так же используется вязанный настольный коврик
(Диаметром 60 см., выполнен из разноцветных ниток и деталей в форме
цветов, которые крепятся при помощи пуговиц разных размеров) для развития
мелкой моторики, восприятия цвета, воспитания волевых качеств. Пример
заданий: найди белые цветочки и закрепи их на белой дорожке.
На
пути
к
воссоединению
цветочка
с
дорожкой
дети
сталкиваются
с
трудностями,
связанными
с
разными
размерами
пуговиц
и
разными
размерами серединой цветка, здесь они учатся зрительно соотносить размеры
и цвет (дорожки и цветка), умение четко выполнять инструкцию, застегивать
пуговицы и называть цвет.
На обратной стороне коврика Лабиринт «По дороге к морковке» (основой
является всё тот же вязанный коврик, на обратной стороне которого двойной
полупрозрачный материал, прошитый машинной сточкой по кругу – создавая
круговой лабиринт, основная деталь - деревянная пуговица в форме зайца,
центр лабиринта украшен морковкой из фетра).
Е щ е
в
с в о е й
р а б о т е
я
и с п о л ь з у ю
п а н н о «Лесная
полянка»
(прямоугольной формы, размер 50*70см. за основу взяла грубую, плотную
льняную ткань, детали в форме цветов, деревьев, животных - выполнены из
фетра и флиса, для декора так же использовались разнообразные детали из
различных материалов (дерево, пластмасса, ленты, как крепление деталей:
липучки,
кнопки,
шнурки,
замки,
крючки
и
т.д.)
детали
наполнены
легкообрабатываемыми наполнителями в виде пуговиц, синтепона, скорлупы
орехов, бисера, шариков, пакетов).
Панно
использую
так
же
для
развития
речи,
мышления,
воображения,
внимания,
памяти,
снятия
эмоционального
напряжения,
агрессии,
умения
ориентироваться
на
плоскости,
соотносить
размеры,
умения
выполнять
инструкцию, соблюдать правила, воспитанию волевых качеств.
Корректировать
эмоциональные
нарушения
у
ребенка
мне
помогает
парашют. Он выполненный из подкладного материала высокой плотности,
разных
цветов,
с
петельками
для
рук.
Игры
с
парашютом
способствуют
согласованности действий детей, умению чувствовать движения остальных
игроков,
слушать
инструкции
взрослого,
развитию
в н и ма н и я,
координации.Такие игры укрепляют мышцы плеч, предплечий и кистей рук,
что оказывает положительное влияние на развитие детей в целом. Создавая с
помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки
моторного
восприятия
и
развивают
чувство
ритма.
Данная
игра
снимает
нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки
для
установления
контакта
с
другими
детьми,
способствует
развитию
воображения.
Так
же
в
работе
использую
2
коробки
«Дружба»
(50-60
см.высотой
с
5
отверстиями
для
рук),
выполнены
из
картонаобшитыми
тканью
(ситцем
обшита закрытая часть, открытая часть для просмотра обшита фатином) и они
также носят коррекционно- развивающей характер. Рассчитаны от 2 до 10
игроков,
способствуют согласованности
действий
детей,
выполнять
инструкции
взрослого,
развитию
внимания,
координации,
тактильное
восприятие (фрукт, овощ, кубик) классифицировать объекты на ощупь).
В ДОУ к концу 2017 года были составлены программы на детей ОВЗ (5
детей
ОНР,
2
ребенка-
ЗПР,
1-
легкая
умственная
отсталость),
которые
нуждались в коррекции познавательных процессов и эмоционально-волевой
сферы.
-
коррекция
познавательного
развития
и
эмоционально-волевой
сферы,
повышение уровня восприятия.
5. Результаты обследования на первоначальном этапе:
Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии
с
педагогами,
родителями
мы
получаем
положительную
динамику
в
развитии детей.
Результаты
итогового
обследования
показали,
что
уровень
развитие
психических процессов у данной группы детей повысился, эмоциональная
сфера улучшилась: снизился уровень агрессивности (у 2 детей из 4 снизился
до
среднего,
у
2-х
снизился
до
нормы)
и
тревожности
(у
6
детей
из
7
снизился).
В 2019 году у нас в ДОУ 6 детей ОНР, работая по разработанной программе на
каждого я продолжаю использовать в своих занятиях и играх игровые пособия
сделанные своими руками, но о результатах говорить еще рано.
По прошедшему учебному году оценивая работу с детьми ОВЗ и учитывая
небольшой промежуток времени, используя диагностику и отзывы родителей
детей, педагогов
этих
групп, мы
сделали
следующие
выводы:
Наши
дети
делают
уверенные
шаги
вперед,
что
заставляет
и
нас
двигаться
в
этом
направлении, придумывая новые, а иногда перерабатывать давно забытые
игры и игрушки, не для того чтобы дополнить просто уютную и радующую
детский глаз обстановку, а создать по настоящему комфортную, безопасную
образовательную среду для детей разных.
И в заключение, если говорить об эффективности сопровождения, то в первую
очередь
показателем
будет
являться
эмоциональное
состояние
и
отношение детей с
ОВЗ
к
посещению
детского
сада.
У детей развиваются
интегративные качества:
соответствие
нормам
физического
развития,
любознательность,
активность,
эмоциональная
отзывчивость,
владение
средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять
своим
поведением,
владение
необходимыми
умениями
и
навыками
для
о с у щ е с т в л е н и я
р а з л и ч н ы х
в и д о в
д е т с ко й
д е я т е л ь н о с т и .
И
главное, система способствует
полноценному
развитию д е т е й ,
и х
социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе.