Автор: Шубинкин Владимир Николаевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №131"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Темы проектно-исследовательской работы по предмету информатика
Раздел: среднее образование
Шубинкин Владимир Николаевич
учитель информатики и ИКТ
МАОУ «Лицей №131»
г.Казань, Республика Татарстан
Темы проектно-исследовательской работы по предмету информатика
Аннотация:
в
статье
рассмотрены
основные
парадигмы
проектно-
исследовательской
деятельности
по
предмету
информатика:
теоретическое,
теоретико-практическое и прикладное направления. Представлены примеры тем
научных
работ,
которые
прошли
успешную
апробацию
на
конференциях
всероссийского и регионального уровней.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность учащихся,
научно-практическая конференция.
Одной из важных проблем для учителей в проектно-исследовательской
работе является выбор темы работы. Хорошо, когда ученик сам выбирает её без
помощи учителя, исходя из своих интересов и увлечений. В целом же на плечах
любого педагога-предметника лежит задача разграничения нескольких научных
направлений
в
рамках
своей
дисциплины
и
выделения
основных
векторов
работы по ним. На наш взгляд, лучше всего развивать три направления, в
рамках
которых
ученики,
не
определившиеся
с
темой,
могут
начать
свои
научные изыскания: это теоретическое направление, теоретико-практическое
и прикладное.
Теоретическое направление по информатике может быть связано как с
самой информатикой, так и с репрезентацией теоретических положений по
химии, биологии, математике и другим дисциплинам с помощью компьютерных
программ.
Наглядное
программирование
теоретического
материала
способствует
развитию
фантазии
учащихся,
облегчает
учебный
процесс
в
понимании разных научных явлений. Пример темы: «Фрактальная геометрия.
Построение фракталов рекурсивными функциями».
Теоретико-практическое направление.
Название говорит само за себя. Здесь теория в связке с практическим
материалом
способствует
раскрытию
научной
мысли.
Практическая
работа
помогают
ученику
сделать
новые
выводы,
либо
проверить/дополнить
существующие
теоретические
положения.
Пример
темы:
«Сравнительный
анализ решения гравитационной задачи N-тел с помощью CPU и GPU»
Прикладное направление.
В
данном
направлении
акцент
направлен
на
создание
тех
или
иных
программ, основной характеристикой которых будет являться их практическое
применение в реальной жизни. К ним можно отнести полезные программы
приложения
для
телефонов,
программы
для
ГИБДД,
программы
для
производственных нужд и другие. Примеры тем: «Интеллектуальная система
управления светофорным объектом»; «Приложение для телефона: «Школьный
электронный словарь»».
Вышеуказанные
темы
были
успешно
апробированы
и
защищены
учениками 10 и 11 классов на школьных научно-практических конференциях
всероссийского,
республиканского
и
муниципального
уровнях
за
2018-2019
учебный
год,
награждены
дипломами
победителей
и
призеров,
удостоены
публикаций (в том числе и на Всероссийской НПК имени Н.И.Лобачевского
К(П)ФУ 2019).
Таким
образом,
выделенные
нами
направления
научно-практической
работы учащихся по информатике помогут облегчить выбор тем по данной
дисциплине.