Напоминание

Изготовление игрушки - шаркунка из бересты


Автор: Михеева Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап,Ординского района Пермского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изготовление игрушки - шаркунка из бересты
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ «Ашапская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающее занятие:

Изготовление игрушки – «шаркунка» из бересты

Работу выполнила:воспитатель

Михеева Вера Ивановна

С.Ашап, 2017 г.

Инструменты шаркунки,

Расшумелись удальцы

Шарк, шарк, шаркунок

Веселей играй дружок.

Тема занятия: Конструирование из бересты

Целевая аудитория: Учащиеся 6 класса

Цель: конструирование оберега из бересты: погремушка «Шаркунок»

Задачи:

Познакомить с историей промысла и произведениями народного

декоративно- прикладного искусства, выполненные из бересты.

Познакомить с технологией изготовления берестяного шаркунка

Обучать трудовым умениям и навыкам при работе с берестой

Развивать аккуратность, самостоятельность, усердие, терпение в

работе над изделием

Развитие мелкой моторики мышц рук

Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей

среде, родному краю

Тип занятия: комбинированный

Методы обучения:

словесный (рассказ, объяснение, беседа)

наглядный ( демонстрация презентации, выставка поделок

из бересты, готовый шаркунок)

практический ( самостоятельная практическая работа)

Оборудование и материалы:

Выставка изделий из бересты

Образец готового изделия

Художественная литература о бересте

Береста

Шило

Пробойники

Ножницы

Линейки

Простые карандаши

Презентация

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Организационный

момент.

Психологический

настрой

детей. Проверка готовности к занятию.

Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас, и

надеюсь,

что

наше

занятие

будет

интересным.

Давайте

вспомним,

что

мы

делали

из

бересты

на

предыдущих

занятиях.

(Ответы детей)

Сегодня мы с вами окунёмся в мир берестяного промысла и

сами попытаемся изготовить изделие из бересты. Мы будем

говорить

о

бересте,

об

изготовлении

предметов

быта

и

украшениях

из

бересты,

изучить

свойства,

заготовку

и

хранения

бересты.

И

темой

нашего

занятия

будет

изготовление погремушки - шаркунка из бересты.

Вопросы к учащимся:

Как называется единственное в мире дерево, имеющее белую кору?

( берёза)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос ( берёза)

Берёзы, сколько их в России!

У рек, озёр, дорог, полей.

Не потому ли так красивы

Просторы Родины моей.

( Г. Воронин)

Демонстрация образцов готовых изделий

Презентация

Рассказ о бересте

История погремушки-шаркунка

Беседа-рассуждение с учащимися:

Что такое береста?

Когда и как заготавливают бересту?

Где и как хранят бересту?

Какие инструменты используют?

Свойства бересты.

Береста

Береста – это верхний слой берёзовой коры, белый

снаружи и золотисто- жёлтый изнутри.

Именно эти внутренние слои бересты используются при

изготовлении изделия. Кроме цвета, особую привлекательность

бересте придают чечевички - небольшие узкие полоски чёрного и

коричневого цвета. Особенность строения бересты заключается в

том, что она состоит из множества тонких, но прочных и плотных

слоёв. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая её

толще. По количеству слоёв бересты можно узнать возраст

берёзы.

Береста – это уникальное изобретение природы. Это

экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и

бархатистый, легко поддающийся обработке материал. Перед

применением кору берёзы размачивают в горячей воде. При

такой обработке береста хорошо расслаивается на множество

полупрозрачных бело-розовых слоёв, а также становится гибкой

и пластичной.

Основными достоинствами бересты являются:

Пластичность (это свойство используется в плетении)

Лёгкость ( крупные изделия практически невесомы)

Бактерицидность ( ранозаживляющий пластырь на

ранах и ожогах)

Гидроскопичность, высокая устойчивость к гниению

( берестяные грамоты 10 века)

«уступчивость» то, что она очень хорошо поддаётся

обработке

Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются в жаркий летний период.

Когда идёт сокодвижение. В это время кора хорошо отслаивается

от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному

слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее

время.

Вплоть

до

октября

месяца

на

болотистой

местности

берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную

бурую кору. В лесу выбирается гладкая без сучков

и трещин

берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см для

снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг

ствола

вниз.

Опытный

мастер

снимает

непрерывную

ленту

длиной

в

10

метров.

Важно

следить

за

тем,

чтобы

глубина

надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы

берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась

защитная кора. Для снятия пласта нужно сделать вертикальный

надрез

на

всю

достижимую

высоту

дерева

и

отслаивать

пластами того размера, в зависимости от того как вы планируете

хранить бересту.

Предварительно можно почистить ствол от

верхнего слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Правила заготовки бересты

Заготовлять бересту можно только в определённых участках леса.

Для этого необходимо связаться с ближайшим лесничеством и

получить разрешение на заготовку бересты. Ни в коем случае

нельзя

снимать

кору

с

берёз,

расположенных

на

территории

города, парков, вблизи населённых пунктов.

Хранение бересты.

Хранят

бересту

в

тёмных,

сухих

и

проветриваемых

помещениях( чердаках, подвалах, сараях, кладовках). Берестяное

лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой

стороной

вверх.

Лента,

пролежавшая

несколько

часов

нескрученная, становиться непригодной для работы.

Хорошее

правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Однако,

если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не

позволяют

снимать

бересту

в

полный

рост,

то

клубки

можно

скручивать из лент разных деревьев.

Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких

досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время

хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы.

Необходимо

проследить

за

тем,

чтобы

между

пластами

оставалось

некоторое

расстояние

для

просушки.

В

клубках

и

пластами береста может храниться годами.

Обработка бересты

Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего слоя

с коры дерева.

Второй

этап

расслоение

бересты

на

слои.

Берёзовая

кора

многослойна, то не все слои можно и нужно использовать в

работе. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до

необходимой

толщины

для

каждого

конкретного

изделия,

поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить

из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на

бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем

вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно

сложный и важный этап при подготовке материала к работе.

Третий этап – размётка и нарезка лент( лычек) бересты. Нарезать

материал можно при помощи ножниц или ножа, чем ровнее

будет нарезан материал, тем удобнее будет работать.

Практическая работа.

Сегодня мы с вами будем делать погремушку-шаркунок. Вначале

я расскажу, что это за изделие.

Шаркунок ( от слова «шаркать»)- это старинная традиционная

берестяная

погремушка

Европейского

Севера

России.

Погремушка,

сплетённая

из

берестяных

полосок

или

составленная

из

сцепленных

между

собой

деревянных

брусочков.

Само

слово

«Погремушка»

в

русском

языке

происходит

от

«

погреметь

у

ушка».

Гром-

Перун,

славяне

Перуновы внуки: «Дед, дай игрушку погреметь у ушка» и тем

самым Перун защитит ребёнка.

Во

внутренние

полости

шаркунка

клали

горох,

яблочные

косточки, мелкие камушки и т. д. Погремушки делал хозяин дома

на

радость

детям

и

спокойствие

родных.

Шуршащий

звук

погремушки

привлекал

внимание

и

успокаивал

малышей.

Берестяной

шаркунок

давали

малышам

тогда,

когда

резались

зубки. Шаркунок выполнял также функцию оберега: издаваемый

им шум должен был отгонять от малыша злых духов.

Шаркунок

традиционно

дарили

на

рождение

ребёнка.

На

верхушке вырезалась маленькая фигурка: для девочки - птица,

для мальчика- конь.

Сейчас

возродили

изготовление

этой

чудесной

погремушки.

Шаркунок

выполняется

без

применения

клея.

Благодаря

свойству

бересты

скручиваться

при

высокой

температуре,

погремушка проходит термическую обработку в кипящей воде и

приобретает прочность в сочетании с лёгкостью.

Технологию

изготовления

берестяного

шаркунка

сохранили

деревенские мастера и передали новому поколению любителей

народных традиций. Для большего интереса детей и взрослых к

традиционной

народной

игрушке

были

разработаны

новые

формы шаркунка- лошадка, собачка и др.

С шаркунком можно купаться в воде, берестяная игрушка не тонет

и после высыхания не изменяет своих свойств. Звук горошин

внутри берестяной коробочки развивает слух малыша, как и любая

погремушка.

Словарная работа:

Береста ( берёста)- верхний слой коры берёзы

Пестерь – ёмкость для переноски ягод и грибов

Лычки – берестяные полоски

Лыко

волокнистая

древесная

ткань,

отделяемая

непосредственно

от

ствола,

луб

делится

на

слои

и

узкие

полосы.

Применяется

для

изготовления

корзин,

лаптей

и

другой утвари

Утварь - предметы, принадлежности какого-нибудь обихода,

интнрьера.

Технологическая карта изготовления поделки.

Для

того,

чтобы

изготовить

шаркунок,

необходимо

выбрать

эластичную

бересту,

расслоить

её,

почистить

и

нарезать

на

ленточки(лычки) шириной 3 см, длиной 6-8 см. в количестве 6

штук.

Для

декоративности

перед

работой

на

лычки

можно

нанести

рисунок пробойником; в одной из лычек сделать отверстие для

ручки.

Полоски развариваем в горячей воде, для того чтобы края легче

закрутить.

Берём две лычки и складываем закрученными концами друг к

другу.

Затем

берём

ещё

две

лычки

и

накладываем

так,

слегка

развернув, чтобы торцы первых двух берестинок закрывались. За

счёт закрученности лычки должны держать друг друга.

Наложим

по

очереди

оставшиеся

две

лычки

так,

чтобы

они

закрывали

торцы

второй

пары.

С

помощью

шила

вытащим

наверх закрученные края первой пары лычек.

Отогнув

край

одной

из

лычек,

засыпаем

внутрь

несколько

горошин или крупинок

Делаем ручку к шаркунку:

для этого наматываем на палочку

(длиной

15-20

см)

бересту,

закрепляем

в

конце

клеем

«Момент», и вставляем готовую палочку в середину одной из

лычек.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами:

Работать очень аккуратно

Следить за движениями руки во время работы с

ножницами, шилом

Не держать ножницы остриём вверх

Держать

ножницы

справа

от

рабочего

места

кольцами к себе, сомкнутыми лезвиями от себя

Шило должно лежать на столе в чехле

При работе с клеем пользоваться кисточкой, если

это требуется

Излишки

клея

убирать

мягкой

тряпочкой

или

салфеткой

Руки после работы хорошо вымыть с мылом

Разминка для рук.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимать пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца)

Вышли пальчики гулять.

( Ритмично разжимать все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять.

(

Широко

расставленные

пальцы

поочерёдно

сжимать

в

кулак,

начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

( Возвращаться в исходное положение).

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа, помощь

затрудняющимся

детям.

Учащиеся

планируют

свою

деятельность,

рассказывают о том, как работают и что они делают во время работы.

Итог занятия:

Выставка работ учащихся. Оценивание своих работ.

Оценка деятельности детей на занятии.

Похвалить каждого ребёнка, отметить то, что получилось.

Рефлексия:

Уборка рабочего места.

Что понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Чему новому научились?

Плетение

из

бересты-

очень

прибыльный

вид

деятельности:

берестяной шаркунок стоит

от 180-200 рублей. Каждый из вас

может в будущем заняться этим ремеслом и плести другие, более

сложные изделия.

Используемая литература:

1. Шухова С. "Поделки из всякой всячины"-ООО Издательство

"АЙРИС- пресс".2005 г.

2. М.Кочнев "Секреты бересты" М.Профиздат.2005 г.

3. В.Г. Махнюк "Береста". М.АСТ-ПРЕСС

4.Выгонов В.В. "Поделки из разных материалов" ООО " АСТ-ПРЕСС

КНИГА"

5. Интернет-ресурсы.



В раздел образования