Автор: Михеева Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап,Ординского района Пермского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изготовление игрушки - шаркунка из бересты
Раздел: среднее образование
МКОУ «Ашапская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-развивающее занятие:
Изготовление игрушки – «шаркунка» из бересты
Работу выполнила:воспитатель
Михеева Вера Ивановна
С.Ашап, 2017 г.
Инструменты шаркунки,
Расшумелись удальцы
Шарк, шарк, шаркунок
Веселей играй дружок.
Тема занятия: Конструирование из бересты
Целевая аудитория: Учащиеся 6 класса
Цель: конструирование оберега из бересты: погремушка «Шаркунок»
Задачи:
•
Познакомить с историей промысла и произведениями народного
декоративно- прикладного искусства, выполненные из бересты.
•
Познакомить с технологией изготовления берестяного шаркунка
•
Обучать трудовым умениям и навыкам при работе с берестой
•
Развивать аккуратность, самостоятельность, усердие, терпение в
работе над изделием
•
Развитие мелкой моторики мышц рук
•
Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей
среде, родному краю
Тип занятия: комбинированный
Методы обучения:
•
словесный (рассказ, объяснение, беседа)
•
наглядный ( демонстрация презентации, выставка поделок
из бересты, готовый шаркунок)
•
практический ( самостоятельная практическая работа)
Оборудование и материалы:
•
Выставка изделий из бересты
•
Образец готового изделия
•
Художественная литература о бересте
•
Береста
•
Шило
•
Пробойники
•
Ножницы
•
Линейки
•
Простые карандаши
•
Презентация
Ход занятия:
Вводная часть:
1.Организационный
момент.
Психологический
настрой
детей. Проверка готовности к занятию.
Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас, и
надеюсь,
что
наше
занятие
будет
интересным.
Давайте
вспомним,
что
мы
делали
из
бересты
на
предыдущих
занятиях.
(Ответы детей)
Сегодня мы с вами окунёмся в мир берестяного промысла и
сами попытаемся изготовить изделие из бересты. Мы будем
говорить
о
бересте,
об
изготовлении
предметов
быта
и
украшениях
из
бересты,
изучить
свойства,
заготовку
и
хранения
бересты.
И
темой
нашего
занятия
будет
изготовление погремушки - шаркунка из бересты.
Вопросы к учащимся:
Как называется единственное в мире дерево, имеющее белую кору?
( берёза)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос ( берёза)
Берёзы, сколько их в России!
У рек, озёр, дорог, полей.
Не потому ли так красивы
Просторы Родины моей.
( Г. Воронин)
Демонстрация образцов готовых изделий
•
Презентация
•
Рассказ о бересте
•
История погремушки-шаркунка
Беседа-рассуждение с учащимися:
•
Что такое береста?
•
Когда и как заготавливают бересту?
•
Где и как хранят бересту?
•
Какие инструменты используют?
•
Свойства бересты.
Береста
Береста – это верхний слой берёзовой коры, белый
снаружи и золотисто- жёлтый изнутри.
Именно эти внутренние слои бересты используются при
изготовлении изделия. Кроме цвета, особую привлекательность
бересте придают чечевички - небольшие узкие полоски чёрного и
коричневого цвета. Особенность строения бересты заключается в
том, что она состоит из множества тонких, но прочных и плотных
слоёв. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая её
толще. По количеству слоёв бересты можно узнать возраст
берёзы.
Береста – это уникальное изобретение природы. Это
экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и
бархатистый, легко поддающийся обработке материал. Перед
применением кору берёзы размачивают в горячей воде. При
такой обработке береста хорошо расслаивается на множество
полупрозрачных бело-розовых слоёв, а также становится гибкой
и пластичной.
Основными достоинствами бересты являются:
•
Пластичность (это свойство используется в плетении)
•
Лёгкость ( крупные изделия практически невесомы)
•
Бактерицидность ( ранозаживляющий пластырь на
ранах и ожогах)
•
Гидроскопичность, высокая устойчивость к гниению
( берестяные грамоты 10 века)
•
«уступчивость» то, что она очень хорошо поддаётся
обработке
Заготовка бересты
Заготовлением бересты занимаются в жаркий летний период.
Когда идёт сокодвижение. В это время кора хорошо отслаивается
от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному
слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее
время.
Вплоть
до
октября
месяца
на
болотистой
местности
берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную
бурую кору. В лесу выбирается гладкая без сучков
и трещин
берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см для
снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг
ствола
вниз.
Опытный
мастер
снимает
непрерывную
ленту
длиной
в
10
метров.
Важно
следить
за
тем,
чтобы
глубина
надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы
берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась
защитная кора. Для снятия пласта нужно сделать вертикальный
надрез
на
всю
достижимую
высоту
дерева
и
отслаивать
пластами того размера, в зависимости от того как вы планируете
хранить бересту.
Предварительно можно почистить ствол от
верхнего слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Правила заготовки бересты
Заготовлять бересту можно только в определённых участках леса.
Для этого необходимо связаться с ближайшим лесничеством и
получить разрешение на заготовку бересты. Ни в коем случае
нельзя
снимать
кору
с
берёз,
расположенных
на
территории
города, парков, вблизи населённых пунктов.
Хранение бересты.
Хранят
бересту
в
тёмных,
сухих
и
проветриваемых
помещениях( чердаках, подвалах, сараях, кладовках). Берестяное
лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой
стороной
вверх.
Лента,
пролежавшая
несколько
часов
нескрученная, становиться непригодной для работы.
Хорошее
правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Однако,
если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не
позволяют
снимать
бересту
в
полный
рост,
то
клубки
можно
скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких
досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время
хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы.
Необходимо
проследить
за
тем,
чтобы
между
пластами
оставалось
некоторое
расстояние
для
просушки.
В
клубках
и
пластами береста может храниться годами.
Обработка бересты
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего слоя
с коры дерева.
Второй
этап
–
расслоение
бересты
на
слои.
Берёзовая
кора
многослойна, то не все слои можно и нужно использовать в
работе. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до
необходимой
толщины
для
каждого
конкретного
изделия,
поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить
из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на
бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем
вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно
сложный и важный этап при подготовке материала к работе.
Третий этап – размётка и нарезка лент( лычек) бересты. Нарезать
материал можно при помощи ножниц или ножа, чем ровнее
будет нарезан материал, тем удобнее будет работать.
Практическая работа.
Сегодня мы с вами будем делать погремушку-шаркунок. Вначале
я расскажу, что это за изделие.
Шаркунок ( от слова «шаркать»)- это старинная традиционная
берестяная
погремушка
Европейского
Севера
России.
Погремушка,
сплетённая
из
берестяных
полосок
или
составленная
из
сцепленных
между
собой
деревянных
брусочков.
Само
слово
«Погремушка»
в
русском
языке
происходит
от
«
погреметь
у
ушка».
Гром-
Перун,
славяне
–
Перуновы внуки: «Дед, дай игрушку погреметь у ушка» и тем
самым Перун защитит ребёнка.
Во
внутренние
полости
шаркунка
клали
горох,
яблочные
косточки, мелкие камушки и т. д. Погремушки делал хозяин дома
на
радость
детям
и
спокойствие
родных.
Шуршащий
звук
погремушки
привлекал
внимание
и
успокаивал
малышей.
Берестяной
шаркунок
давали
малышам
тогда,
когда
резались
зубки. Шаркунок выполнял также функцию оберега: издаваемый
им шум должен был отгонять от малыша злых духов.
Шаркунок
традиционно
дарили
на
рождение
ребёнка.
На
верхушке вырезалась маленькая фигурка: для девочки - птица,
для мальчика- конь.
Сейчас
возродили
изготовление
этой
чудесной
погремушки.
Шаркунок
выполняется
без
применения
клея.
Благодаря
свойству
бересты
скручиваться
при
высокой
температуре,
погремушка проходит термическую обработку в кипящей воде и
приобретает прочность в сочетании с лёгкостью.
Технологию
изготовления
берестяного
шаркунка
сохранили
деревенские мастера и передали новому поколению любителей
народных традиций. Для большего интереса детей и взрослых к
традиционной
народной
игрушке
были
разработаны
новые
формы шаркунка- лошадка, собачка и др.
С шаркунком можно купаться в воде, берестяная игрушка не тонет
и после высыхания не изменяет своих свойств. Звук горошин
внутри берестяной коробочки развивает слух малыша, как и любая
погремушка.
Словарная работа:
•
Береста ( берёста)- верхний слой коры берёзы
•
Пестерь – ёмкость для переноски ягод и грибов
•
Лычки – берестяные полоски
•
Лыко
–
волокнистая
древесная
ткань,
отделяемая
непосредственно
от
ствола,
луб
делится
на
слои
и
узкие
полосы.
Применяется
для
изготовления
корзин,
лаптей
и
другой утвари
•
Утварь - предметы, принадлежности какого-нибудь обихода,
интнрьера.
Технологическая карта изготовления поделки.
•
Для
того,
чтобы
изготовить
шаркунок,
необходимо
выбрать
эластичную
бересту,
расслоить
её,
почистить
и
нарезать
на
ленточки(лычки) шириной 3 см, длиной 6-8 см. в количестве 6
штук.
•
Для
декоративности
перед
работой
на
лычки
можно
нанести
рисунок пробойником; в одной из лычек сделать отверстие для
ручки.
•
Полоски развариваем в горячей воде, для того чтобы края легче
закрутить.
•
Берём две лычки и складываем закрученными концами друг к
другу.
•
Затем
берём
ещё
две
лычки
и
накладываем
так,
слегка
развернув, чтобы торцы первых двух берестинок закрывались. За
счёт закрученности лычки должны держать друг друга.
•
Наложим
по
очереди
оставшиеся
две
лычки
так,
чтобы
они
закрывали
торцы
второй
пары.
С
помощью
шила
вытащим
наверх закрученные края первой пары лычек.
•
Отогнув
край
одной
из
лычек,
засыпаем
внутрь
несколько
горошин или крупинок
•
Делаем ручку к шаркунку:
для этого наматываем на палочку
(длиной
15-20
см)
бересту,
закрепляем
в
конце
клеем
«Момент», и вставляем готовую палочку в середину одной из
лычек.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами:
•
Работать очень аккуратно
•
Следить за движениями руки во время работы с
ножницами, шилом
•
Не держать ножницы остриём вверх
•
Держать
ножницы
справа
от
рабочего
места
кольцами к себе, сомкнутыми лезвиями от себя
•
Шило должно лежать на столе в чехле
•
При работе с клеем пользоваться кисточкой, если
это требуется
•
Излишки
клея
убирать
мягкой
тряпочкой
или
салфеткой
•
Руки после работы хорошо вымыть с мылом
Разминка для рук.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимать пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца)
Вышли пальчики гулять.
( Ритмично разжимать все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять.
(
Широко
расставленные
пальцы
поочерёдно
сжимать
в
кулак,
начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
( Возвращаться в исходное положение).
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа, помощь
затрудняющимся
детям.
Учащиеся
планируют
свою
деятельность,
рассказывают о том, как работают и что они делают во время работы.
Итог занятия:
Выставка работ учащихся. Оценивание своих работ.
Оценка деятельности детей на занятии.
Похвалить каждого ребёнка, отметить то, что получилось.
Рефлексия:
Уборка рабочего места.
•
Что понравилось на занятии?
•
Что нового узнали?
•
Чему новому научились?
Плетение
из
бересты-
очень
прибыльный
вид
деятельности:
берестяной шаркунок стоит
от 180-200 рублей. Каждый из вас
может в будущем заняться этим ремеслом и плести другие, более
сложные изделия.
Используемая литература:
1. Шухова С. "Поделки из всякой всячины"-ООО Издательство
"АЙРИС- пресс".2005 г.
2. М.Кочнев "Секреты бересты" М.Профиздат.2005 г.
3. В.Г. Махнюк "Береста". М.АСТ-ПРЕСС
4.Выгонов В.В. "Поделки из разных материалов" ООО " АСТ-ПРЕСС
КНИГА"
5. Интернет-ресурсы.