Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое значение лепки в разностороннем развитие личности ребенка
Раздел: дошкольное образование
Педагогическое значение лепки в разностороннем развитии личности
ребёнка
Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста.
Лепка – один из самых динамичных, жизнерадостных, эмоциональных
видов
творческой
деятельности
в
ДОО
из
всех
видов
изобразительной
творческой деятельности.
Скульптор
И.
Я.
Гинцбург
о
значении лепки говорил:
«...В
семье
изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в
математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое
чтение,
изложение
предмета.
В
рисовании
предмет
изображается
относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно
теряется
сущность
свойств
предмета,
главный
его
смысл...
Правильное
соотношение
частей,
отличие
главного
от
второстепенного
—
тела
от
приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета
посредством лепки». [6]
Занятия
лепкой
способствует
развитию
зрительного
восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка,
также
как
и
другие
виды
изобразительной
деятельности,
формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка
особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве,
запоминается
на
всю
жизнь.
Восприятие
красивого
формирует
у
детей
эстетическое
чувство,
уважение
и
бережное
отношение
к
искусству.
Произведения
искусства
расширяют
кругозор
ребёнка
тем,
что
несут
определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных
качеств.
Создание
ребёнком
даже
самых
простых
скульптур
-
творческий
процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает
эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые
получаются в процессе лепки. Целенаправленные движения кисти рук и
пальцев
во
время
лепки
способствуют
развитию
точных
движений,
формированию
координации
движений
и
вместе
с
тем
повышают
чувствительность
анализаторов
к
форме,
пространственным
отношениям.
Ребёнок
осознаёт
различные
свойства
глины
и
пластилина,
теста
и
др.,
знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него
развивается
точность
движений
рук
и
глазомер,
формируются
конструктивные способности.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях
умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие
качества,
без
которых
невозможно
формирование
первоначальных
основ
социально активной личности.
На занятиях лепкой развитие выше перечисленных качеств имеет свои
особенности. Так, любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком
со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника
формируется
образ.
Во
время
лепки,
исходя
из
знаний
реальной
действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в
рисовании или аппликации, т.е. не прибегает к условному изображению.
Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих
рук,
активное
действие
которых
ведет
к
более
точной
передаче
формы.
Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к
самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь
ведёт к интенсивному развитию творчества.
Разные
виды
изобразительной
деятельно сти
формируют
художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на
эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета,
то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и
ритм.
Все
три
компонента
реально
существуют
в
пространстве,
что
формирует
в
ребёнке
умение
быстро
воспринимать
и
познавать
красоту
пластической
формы
предметов,
соотношение
их
частей,
развивает
внимательность и интерес к окружающей действительности.
Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к
усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно
сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют
размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным
путём).
Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки
стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при
лепке
и
напрямую
влияет
на
формирование
фантазии.
Ведь
развитие
фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.
В процессе занятий с пластическими материалами ребёнок проявляет
творческие
способности,
которые
благотворно
влияют
на
формирование
здоровой и гармонично развитой личности.
Таким
образом,
лепка
имеет
огромное
педагогическое
значение
в
развитии разносторонне развитой личности ребёнка.