Напоминание

Педагогическое значение лепки в разностороннем развитие личности ребенка


Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое значение лепки в разностороннем развитие личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическое значение лепки в разностороннем развитии личности

ребёнка

Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста.

Лепка – один из самых динамичных, жизнерадостных, эмоциональных

видов

творческой

деятельности

в

ДОО

из

всех

видов

изобразительной

творческой деятельности.

Скульптор

И.

Я.

Гинцбург

о

значении лепки говорил:

«...В

семье

изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в

математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое

чтение,

изложение

предмета.

В

рисовании

предмет

изображается

относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно

теряется

сущность

свойств

предмета,

главный

его

смысл...

Правильное

соотношение

частей,

отличие

главного

от

второстепенного

тела

от

приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета

посредством лепки». [6]

Занятия

лепкой

способствует

развитию

зрительного

восприятия,

памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка,

также

как

и

другие

виды

изобразительной

деятельности,

формирует

эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка

особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве,

запоминается

на

всю

жизнь.

Восприятие

красивого

формирует

у

детей

эстетическое

чувство,

уважение

и

бережное

отношение

к

искусству.

Произведения

искусства

расширяют

кругозор

ребёнка

тем,

что

несут

определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных

качеств.

Создание

ребёнком

даже

самых

простых

скульптур

-

творческий

процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает

эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые

получаются в процессе лепки. Целенаправленные движения кисти рук и

пальцев

во

время

лепки

способствуют

развитию

точных

движений,

формированию

координации

движений

и

вместе

с

тем

повышают

чувствительность

анализаторов

к

форме,

пространственным

отношениям.

Ребёнок

осознаёт

различные

свойства

глины

и

пластилина,

теста

и

др.,

знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него

развивается

точность

движений

рук

и

глазомер,

формируются

конструктивные способности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях

умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие

качества,

без

которых

невозможно

формирование

первоначальных

основ

социально активной личности.

На занятиях лепкой развитие выше перечисленных качеств имеет свои

особенности. Так, любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком

со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника

формируется

образ.

Во

время

лепки,

исходя

из

знаний

реальной

действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в

рисовании или аппликации, т.е. не прибегает к условному изображению.

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих

рук,

активное

действие

которых

ведет

к

более

точной

передаче

формы.

Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к

самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь

ведёт к интенсивному развитию творчества.

Разные

виды

изобразительной

деятельно сти

формируют

художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на

эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета,

то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и

ритм.

Все

три

компонента

реально

существуют

в

пространстве,

что

формирует

в

ребёнке

умение

быстро

воспринимать

и

познавать

красоту

пластической

формы

предметов,

соотношение

их

частей,

развивает

внимательность и интерес к окружающей действительности.

Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к

усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно

сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют

размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным

путём).

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки

стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при

лепке

и

напрямую

влияет

на

формирование

фантазии.

Ведь

развитие

фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

В процессе занятий с пластическими материалами ребёнок проявляет

творческие

способности,

которые

благотворно

влияют

на

формирование

здоровой и гармонично развитой личности.

Таким

образом,

лепка

имеет

огромное

педагогическое

значение

в

развитии разносторонне развитой личности ребёнка.



В раздел образования