Автор: Сафи Жанна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Детский сад комбинированного вида №20"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по познавательному развитию "Путешествие в Воронежский заповедник"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20»
Конспект итогового занятия
по познавательному развитию
в логопедической группе по теме
«Путешествие в Воронежский заповедник».
Подготовила: воспитатель Сафи Ж.И.
Воронеж-2020
Итоговое занятие в логопедической группе по теме
«Путешествие в Воронежский заповедник».(апрель 2020 г)
Цели:
- закрепить представление детей о том, что такое заповедники и для чего
их создают;
-познакомить детей с Воронежским биосферным заповедником, с животными
и птицами, обитающими в заповеднике нашего края;
-формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять,
закрепить знания о Красной книге;
-развивать познавательный интерес, память , мышление, умение рассуждать;
-расширение лексического запаса, совершенствование общей моторики,
выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
-воспитание бережного отношения к себе и другим.
Материалы к занятию:
-презентация (10 слайдов) «Воронежский государственный биосферный
заповедник»;
-иллюстрации «Птицы», викторины, загадки, стихи, блиц-вопросы;
-физкультминутки (№1 и №2) .
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Глазам нужна пробежка,
И безо всякой спешки,
А этот умный тренажёр
Известен людям с давних пор.
Держи его почаще
Для пользы настоящей.
Шуршащие страницы
Заставят удивиться.(книга)
Воспит.: - Книги, ребята, очень нужны. Как вы думаете, зачем нам книги?
Да, из книг мы узнаём много нового, интересного, книги помогают нам быть
умными, мудрыми ,добрыми и т.д.
Вопр.: - Какие книги вы знаете?
-Книги бывают научные-энциклопедии,учебные,художественные-
сказки,стихи,рассказы,загадки. Есть детская и взрослая литература.
Но есть книга, которую называют «Красной».
Вопр.: Какое чувство у вас вызывает красный цвет?
-Да, это цвет радости ,но и цвет тревоги, опасности, особого внимания.
Вопр.: А что вы знаете о Красной книге?
-В Красную книгу занесены редкие и исчезающие животные, растения,
птицы. Написано о животных птицах и растениях, которые надо охранять.
-Вы, наверно, знаете, что на Земле постоянно исчезают некоторые особи
животных, птиц, растений.
Вопр. : Почему это происходит?
-Люди истребляют животных из-за ценного меха, шкуры, мяса, вырубают лес,
безмерно охотятся. Человек занимает всё больше места на Земле, а животным
его остаётся все меньше.
-Ребята, но есть такие животные, которых осталось немного ,но их можно
спасти.
Вопр.: Что мы можем сделать для них?
-Мы можем их оберегать, защищать, создавать заповедники.
Воспит.: Природа России роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно,
Они украшают природу мою!
Загадка. У ребят зелёный друг.
Он к вам тянет много рук.(лес)
Вопр.: -А что такое заповедник?
-Заповедник-это лес, это дом не для человека, а для животных, птиц,
растений. Заповедные животные –полные хозяева, их жизни ничего не
должно угрожать.
Вопр. :- А кто следит за порядком в заповеднике?
-Да, лесники, егеря, экологи, биологи, государственные инспекторы.
Вопр. : -А как же нужно себя вести в лесу, в заповеднике?
(не бросать мусор, не разводить костёр, не рвать цветы , не охотиться за
животными и птицами)
Воспит.: -Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место, в один
из старейших заповедников-Воронежский биосферный заповедник.
-Хотите отправиться туда на экскурсию?
-Да.
Показ презентации. Слайд№1,№2.
-Вот, ребята ,мы добрались до заповедника, смотрите, первой нас встречает
эмблема Воронежского заповедника.
Вопр.: -Кто же изображён на эмблеме заповедника?
(бобр и олень в обрамлении ветвей.)
-А как вы думаете, почему именно этих животных поместили на
эмблему?
(эти животные там обитают, но это исчезающий вид животных)
-Причиной исчезновения их была неограниченная охота на них из-за
красивого, прочного и дорогого меха.
Учёные на реке Усманка обнаружили несколько уцелевших семей бобров и
решили организовать для них питомник, чтобы охранять и развести их. И
вскоре на месте питомника открыли заповедник, и ещё долгое время его
называли «Бобровым». Когда я училась в школе, что мы с классом ездили на
экскурсию в Воронежский бобровый заповедник. Было очень интересно!
-Вот, ребята, мы и встретили главного животного, благодаря которому и
основали Воронежский заповедник.
Бобры- полуводные грызуны, на суше они неуклюжие и медлительные, зато в
воде быстрые, ловкие пловцы, отличные ныряльщики. Под водой могут
находиться до 15 минут, проплывать под водой до 1 километра. Едят
древесину мягкой породы : осину, ольху, иву, ветки, молодые побеги,
кувшинки, водяные лилии. Бобры живут семьями, ведут ночной образ жизни.
На воле живут до 35 лет. Бобры - отличные строители, хатку строят из палок,
вход в неё делают под водой, чтобы враги не могла добраться. Показ слайдов
презентации № 9-10.
Загадка. Под водою строят дом,
Шубка тёплая на нём.
Любит много улыбаться
И в водичке полоскаться.
Славится своим трудом,
Все зовут его (бобром).
Физкультминутка №1.
Мы в заповеднике, друзья. ( шагаем)
И все мы дружная семья (обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (встать по стойке смирно)
И каждой встрече с нами рад .(киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд (наклоны в стороны)
А это высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно- раскидистые ветки простирает (руки в стороны)
Другое-на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки)
II. - В заповеднике много и других животных. Отгадайте загадки.
Загадка №1 О каких животных идёт речь?.
Обежала уж весь лес
Хвост мелькает там и здесь.
То не девица-краса,
Это рыжая (лиса).
-Как вы думаете, почему лиса не живёт в своей норе зимой?
(От дыхания лисы в норе становится влажно и её шубка делается сырой ,и
если она выйдет из норы, то тут же замёрзнет).Зимой лиса бегает по лесу ,как
танцует. Но нет, она ищет мышей под снегом.
Загадка№2.Поглядите,поглядите,
Хорошенько рассмотрите!
У него рога , как ветви,
Не поймёшь, где лоб, где нос.
Сильный он, скажите, дети?
Как зовут его все? Лось. Слайд№2 презентации.
-Чем питается лось?
( Это травоядное животное. Ест в основном лесную растительность:
кустарники, молодые ветки, хвою. Но лосям нужна ещё и соль, и были
случаи, когда лоси зимой слизывали соль с шоссейных дорог. Поэтому в
заповеднике лесники специально раскладывают соль. Лоси очень
осторожные ,боязливые животные. Увидев людей, лоси прячутся.)
Загадка №3.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится ,что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадайте, кто же это? Заяц.
Вопр.: Как зайцы живут и чем питаются? (питаются молодыми ветками
деревьев и грызут кору)
Зимой меняют шубку, чтобы лучше спрятаться от своих врагов- хищников.
На зиму ничего не запасают, поэтому зайцы всю зиму бегают в поисках еды.
III. Экологическая викторина-игра.
А). «Четвёртый лишний ».
1) берлога, нора, логово, дупло.
2) Гусь, утка, курица, свинья.
3) Белка, еж, волк, медведь,
4)Лебедь, петух, гусь, утка.
5)корова, коза, баран, лошадь.
Б) «Назови маму».
У лисят - лисица,
У цыплят - курица,
У зайчат - зайчиха,
У гусёнка - гусыня,
У медвежат - медведица,
У телёнка - корова,
У волчат - волчица,
У крольчат - крольчиха,
У бельчат - белка,
У ягнят - овца.
В) У диких зверей, как и у человека, есть части тела, но называются по-
другому. Сейчас мы узнаем, сможете ли вы ответить.
У человека руки, у зверя-лапы.
Лицо - морда,
Живот-брюхо,
Ногти-когти,
Рот-пасть,
Зубы-клыки.
IV. Две команды. Блиц-вопросы-быстрый ответ.
1.Где зимой спит медведь? (в берлоге)
2.Лесной врач в красной шапочке, с крыльями ( дятел)
3.Какой зверь умеет запутывать следы? (заяц)
4.Что делает ёж зимой? (спит)
5.Сколько ног у жука (шесть)
6.Почему заяц меняет зимой цвет шубки? (чтобы быть менее заметным на
снегу).
V. Физкультминутка № 2.
На прогулку в лес пойдём (маршируем),
И малины наберём (наклоны),
Мы пониже приседаем (приседания)
И в корзину собираем.
Вдруг увидели медведя
И пустились наутёк (бег на месте)
И так быстро мы бежали,
Что немножечко устали. (руки вверх, глубокий вдох-выдох)
1,2,3,4,5-будем вместе отдыхать.
VI.Слайд №7.Птицы.(таблица «Птицы»)на магнитной доске.
-Ребята, посмотрите, у нас в заповеднике много птиц, каких птиц вы знаете?
(перелётные: стрижи, гуси, иволга, зарянка, соловей, цапля, лебедь,
зимородок, ласточка)
(зимующие: воробьи, голуби, сороки, снегири, свиристели, дрозды-
рябинники.)
Среди зимующих птиц самая известная птица-ласточка—перелётная,
питается насекомыми, зимой улетает в тёплые края.
Воспит.: - Время в заповеднике быстро пролетело, что мы и не заметили. Нам
пора возвращаться в детский сад.
- Вам понравилось путешествие?
В лесу такая красота!
Стоят деревья в белом пухе нежном,
И манит взор берёзок береста…
И душу радует –теплом волшебным!
Не хочется нисколько уходить,
Совсем не холодно-напротив «Здесь так чудно!»
Руками всё охото обхватить!
И громко-громко крикнуть: «Красота!»
Люблю вас всех-мои лесные сёстры, братья!
Как жаль, что ничего домой не взять,
Не захватить берёзок чудных платья…
Воспит.: - Давайте закроем глаза и скажем:
-Вокруг себя обернись, в детском саду окажись .
Вот мы в своём родном детском саду. Вы сегодня много увидели и узнали про
наших животных. У нас на территории детского сада животных нет,но птиц
много. Птицы кормятся ягодами рябины, калины, семенами с кустов и
деревьев, насекомыми, но бывают времена, когда птицам очень голодно.
Вопр.: А мы можем как-то помочь им?
Мы можем их кормить, делать кормушки для птиц и развесить на участке
детского сада.
Воспит.:
Дерево, трава, цветок и птица-
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Дети рассказывают стихотворение.
Мир заполнен жизнью всюду.
Всё - живая красота.
Охранять её должны мы.
Сохранять должны всегда.
Чтобы звонче пели птицы,
Чтоб росли в саду цветы,
Чтоб деревья зеленели,
Чтобы жили я и ты.
VII. Практическая часть. (на выбор)
1.Аппликация «Кормушка для птиц».
2.Рисунок акварелью на тему «Птицы и животные в заповедном лесу».