Автор: Рузида Фаниловна Зарипова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБАУ СОШ № 7
Населённый пункт: г.Туймазы, республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Компьютерные технологии применяемые на уроках татарского языка и литературы
Раздел: среднее образование
СТАТЬЯ.
Компьютерные технологии применяемые на уроках
татарского языка и литературы .
Я работаю учителем татарского языка и литературы в русской
школе, в татарских группах. И как любой учитель хочу, чтобы мои уроки
были интересными, увлекательными и запоминающимися. На своих уроках
стараюсь раскрыть перед учениками красоту родного языка. В своей работе
использую различные активные формы и методы. Трудные на первый взгляд
задания
привлекают
учащихся
своей
новизной,
необычно стью,
нестандартностью.
В
процессе
обучения
и
воспитания
подрастающего
поколения основным аспектом является интеллектуальный рост учащихся. В
настоящее время на уроках детям дается очень большой объем информации,
поэтому
необходимо
интенсифицировать
процесс
развития.
С
целью
интенсификации обучения я использую новые технологии.
Изучив научную, методическую литературу по использованию
компьютерных
технологий
определила
следующие
возможности
использования
компьютерных
технологий
на
уроках
татарского
языка
и
литературы для создания положительной мотивации изучения родного языка:
- при подготовке к уроку как учителем, так и обучающимися,
- в ходе урока можно использовать компьютер для демонстрации
-
презентаций
во
время
объяснения
новой
темы,
повторения
и
закрепления
пройденного
материала,
для
проверки
уровня
усвоения
изучаемого материала коллективно и в индивидуальном порядке.
В результате работы мною были выделены следующие особенности
и преимущества использования компьютерных технологий:
-
повышение
эффективности
учебного
процесса
за
счёт
внесения
разнообразия на разных этапах урока.
-
возможность
показать
некоторые
процессы
в
динамике
(видеофрагменты, анимация).
- усиление наглядности
-
осуществление
индивидуального
подхода
в
обучении
(работа
самостоятельно с оптимальной для себя скоростью)
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание
процесса и результата своей работы);
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его
формы;
- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- •повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в
целом),
- активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение их
в современное пространство информационного общества,
- самореализация и саморазвитие личности ученика.
В результате эксперимента качество обучения повысилось с 70% до
85%
.
Повышения
качества
обучения
достигнуто
систематическим
использованием информационных технологий на уроке, которые позволили
решать такие задачи, как:
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
-преодоление
формализма,
авторитарного
стиля
в
системе
преподавания;
- использование личностно- ориентированного обучения;
-
повышение
познавательного
интереса
и
творческой
активности
учащихся
- повышение эффективности урока.
Чтобы повысить интерес к предмету, я стала активно использовать
ИКТ в учебном процессе. Применение информационно-коммуникативных
технологий
на
уроках
татарского
языка
и
литературы
должно
повысить
положительную мотивацию обучающихся, что должно отразиться на качестве
обучения
школьников.
С
целью
отслеживания
результативности
использования информационно-коммуникативных технологий был проведен
эксперимент.
В
течении
2015-2019
года
в
экспериментальной
группе
использовались ИКТ.
Эффективность применения информационных технологий на уроках
татарского
языка
не
подлежит
сомнению.
В
числе
преимуществ
их
использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную
ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер мне помогает повысить
уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем
информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
Освоение компьютерных технологий позволяет реально
индивидуализировать
учебный
процесс,
сделать
его
более
гуманным
по
отношению
к
учащемуся,
усилить
положительную
мотивацию
обучения,
активизировать
познавательную
деятельность,
усилить
творческую
составляющую работы как ученика, так и учителя.
Применение информационно-коммуникативных технологий
помогает
удовлетворить
образовательные
потребности
школьников
в
углубленном изучении татарского языка и литературы.
На уроках активно внедряю национально-региональный компонент,
который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного
края, народных традициях и языках разных национальностей, живущих в
Республике Башкортостан.
На уроках родного языка с помощью информационных
коммуникационных
технологий
возможно
организовать
выполнение
всех
традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв,
постановку
знаков
препинания,
редактирование
текста.
Необходимую
информацию
можно
выделять:
для
привлечения
внимания
учащихся
к
неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку»; в
таблицах и правилах делать большего размера нужную букву. Использование
компьютера в обучении родному языку позволяет развить у учащихся навыки
чтения, письма, а также значительно расширить словарный запас. Основные
упражнения и методические приемы при работе с компьютером следующие:
- вопросно-ответный диалог,
- диалог с выборочным ответом,
- диалог со свободно конструированным ответом,
- упражнения на заполнение пропусков.
Компьютер можно использовать как при объяснении нового
материала,
так
и
при
закреплении
полученных
знаний.
Ученики
в
ходе
изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, по всем
разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного
или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы
для решения учебно-познавательных задач.
Применение компьютера в начальных классах при проведении
физкультминутки не только улучшает настроение детей и дает возможность
ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами, но и позволяет в
ненавязчивой,
непринужденной
форме
запоминать
новые
слова,
понятия
(физкультминутки по сказке «Репка», для отдыха пальцев).
Использование презентаций на уроках показало, что возрастает
заинтересованность учеников материалом, который я хочу преподнести им. В
легкой, непринужденной форме диалога, который сопровождается показом
слайдов,
приобретаются
навыки
разговорной
речи
и
легче
заучиваются,
запоминаются новые слова.
Компьютер может стать единственным источником, в котором
можно обнаружить новейшие произведения современных писателей и поэтов,
а также редкие издания известных авторов. В данном случае компьютер
просто заменяет хрестоматию по татарской литературе. Каким же образом он
сможет выдавать нужный материал? Для этого существуют электронная сеть
Интернет и диски, со специально заложенной в них информацией. Урок
татарской литературы будет построен следующим образом: в зависимости от
целей
и
задач
я
выбираю
форму
урока,
продумывая
этапы,
компьютер
начинает
свое
действие
на
этапе
усвоения
новых
понятий,
и
перед
учащимися наглядно высвечивается текст определенного художественного
произведения, либо отрывок, фрагмент произведения, над которым предстоит
поработать. Дальнейшая работа с текстом традиционна: составить план для
пересказа произведения, найти символичные образы, определить значение
незнакомых понятий и композиционную структуру произведения и т.д.
Огромную помощь оказывает компьютер при проверке знаний,
умений
и
навыков
учащихся,
то
есть
при
проверочных
и
контрольных
работах. Это может быть форма теста с вариантами ответов. Существует
несколько правил при использовании и составлении тестов:
-
соотношений заданий «формального» и «аналитического» типа
должно быть в пользу последних: формальным называется задание на знание
фактического
материала;
аналитическое
задания
требуют
логического
мышления и применения знаний;
-
необходимо корректное формулирование задания - если написать
одно, а иметь совсем другое, то могут возникнуть недоразумения;
-
в предлагаемых ответах должна быть заложена логика - тест
должен побудить найти правильный ответ;
-
следует
стремиться
к
наличию
объективной
мотивации
для
выбора однозначного ответа.
Логика составления тестов традиционно предполагает следующий
ряд ответов: правильный, похожий на правильный, неправильный.
Для урока татарской литературы необходимо обилие материала: это
могут
быть
иллюстрации,
записи
выразительного
чтения
стихотворений
великих поэтов, романсы, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов,
театральная
постановка
и
киноэкранизация
произведений
татарской
литературы.
Вышеперечисленный
материал
используется
на
различных
этапах
урока,
может
быть
великолепным
дополнением
для
уроков
внеклассного чтения..
Особенно часто можно обращаться к компьютеру при организации
проверочных работ. В данном случае это не будет занимать много времени,
позволит
быстро
оценить
ответы,
что
намного
облегчит
работу
преподавателя.
Виды
проверочных
работ
на
компьютере
могут
быть
разнообразны. Приведу некоторые из них:
1.тест
без
выбора
ответов
по
целому
разделу,
творчеству
ряда
писателей;
2.
по предложенным цитатам определить произведение;
3.
сделать
полный
анализ
лирического
или
прозаического
произведения;
4.
«дырявый
текст»
-
вставить
в
лирическое
произведение
пропущенные
эпитеты,
сделать
это
в
соответствии
с
ритмикой
стихотворения;
5.
определить главного героя по портретной характеристике;
6.
определить имена писателей по предложенным названиям, их
места рождения;
7.
составить
сравнительные
таблицы
героев,
произведений,
развития тем.
Совместно с учащимися были подготовлены презентации по родной
татарской
литературе.
Презентацию
по
жизни
и
творчеству
Г.Тукая
подготовила обучающийся 7б класса Имамутдинова Алина. Презентацию,
посвященную жизни и творчеству М.Джалиля, подготовила Мингазов Ренат,
а
по
М.Гафури—Хусаинова
Аделина,
.Обучащиеся
9-х
классов
Валеева
Азалия,
Нигматуллин
Ильдан
и
Нигматуллин
Ильнар
самостоятельно
готовили презентации к городскому празднику Г.Тукая, презентацию для
игры
«Брейн
—
ринг».
Используя
интернет-
технологии,
учащиеся
подготавливают
к
урокам
сообщения,
рефераты
по
творчеству
татарских
писателей.
Не для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают,
интерес пропадает, результаты бывают низкими. Чтобы избежать этого, я
стараюсь провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к
предмету.