Напоминание

Компьютерные технологии применяемые на уроках татарского языка и литературы


Автор: Рузида Фаниловна Зарипова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБАУ СОШ № 7
Населённый пункт: г.Туймазы, республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Компьютерные технологии применяемые на уроках татарского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




СТАТЬЯ.

Компьютерные технологии применяемые на уроках

татарского языка и литературы .

Я работаю учителем татарского языка и литературы в русской

школе, в татарских группах. И как любой учитель хочу, чтобы мои уроки

были интересными, увлекательными и запоминающимися. На своих уроках

стараюсь раскрыть перед учениками красоту родного языка. В своей работе

использую различные активные формы и методы. Трудные на первый взгляд

задания

привлекают

учащихся

своей

новизной,

необычно стью,

нестандартностью.

В

процессе

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения основным аспектом является интеллектуальный рост учащихся. В

настоящее время на уроках детям дается очень большой объем информации,

поэтому

необходимо

интенсифицировать

процесс

развития.

С

целью

интенсификации обучения я использую новые технологии.

Изучив научную, методическую литературу по использованию

компьютерных

технологий

определила

следующие

возможности

использования

компьютерных

технологий

на

уроках

татарского

языка

и

литературы для создания положительной мотивации изучения родного языка:

- при подготовке к уроку как учителем, так и обучающимися,

- в ходе урока можно использовать компьютер для демонстрации

-

презентаций

во

время

объяснения

новой

темы,

повторения

и

закрепления

пройденного

материала,

для

проверки

уровня

усвоения

изучаемого материала коллективно и в индивидуальном порядке.

В результате работы мною были выделены следующие особенности

и преимущества использования компьютерных технологий:

-

повышение

эффективности

учебного

процесса

за

счёт

внесения

разнообразия на разных этапах урока.

-

возможность

показать

некоторые

процессы

в

динамике

(видеофрагменты, анимация).

- усиление наглядности

-

осуществление

индивидуального

подхода

в

обучении

(работа

самостоятельно с оптимальной для себя скоростью)

- расширение объёма предъявляемой учебной информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание

процесса и результата своей работы);

- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его

формы;

- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- •повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в

целом),

- активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение их

в современное пространство информационного общества,

- самореализация и саморазвитие личности ученика.

В результате эксперимента качество обучения повысилось с 70% до

85%

.

Повышения

качества

обучения

достигнуто

систематическим

использованием информационных технологий на уроке, которые позволили

решать такие задачи, как:

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

-преодоление

формализма,

авторитарного

стиля

в

системе

преподавания;

- использование личностно- ориентированного обучения;

-

повышение

познавательного

интереса

и

творческой

активности

учащихся

- повышение эффективности урока.

Чтобы повысить интерес к предмету, я стала активно использовать

ИКТ в учебном процессе. Применение информационно-коммуникативных

технологий

на

уроках

татарского

языка

и

литературы

должно

повысить

положительную мотивацию обучающихся, что должно отразиться на качестве

обучения

школьников.

С

целью

отслеживания

результативности

использования информационно-коммуникативных технологий был проведен

эксперимент.

В

течении

2015-2019

года

в

экспериментальной

группе

использовались ИКТ.

Эффективность применения информационных технологий на уроках

татарского

языка

не

подлежит

сомнению.

В

числе

преимуществ

их

использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную

ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер мне помогает повысить

уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем

информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально

индивидуализировать

учебный

процесс,

сделать

его

более

гуманным

по

отношению

к

учащемуся,

усилить

положительную

мотивацию

обучения,

активизировать

познавательную

деятельность,

усилить

творческую

составляющую работы как ученика, так и учителя.

Применение информационно-коммуникативных технологий

помогает

удовлетворить

образовательные

потребности

школьников

в

углубленном изучении татарского языка и литературы.

На уроках активно внедряю национально-региональный компонент,

который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного

края, народных традициях и языках разных национальностей, живущих в

Республике Башкортостан.

На уроках родного языка с помощью информационных

коммуникационных

технологий

возможно

организовать

выполнение

всех

традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв,

постановку

знаков

препинания,

редактирование

текста.

Необходимую

информацию

можно

выделять:

для

привлечения

внимания

учащихся

к

неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку»; в

таблицах и правилах делать большего размера нужную букву. Использование

компьютера в обучении родному языку позволяет развить у учащихся навыки

чтения, письма, а также значительно расширить словарный запас. Основные

упражнения и методические приемы при работе с компьютером следующие:

- вопросно-ответный диалог,

- диалог с выборочным ответом,

- диалог со свободно конструированным ответом,

- упражнения на заполнение пропусков.

Компьютер можно использовать как при объяснении нового

материала,

так

и

при

закреплении

полученных

знаний.

Ученики

в

ходе

изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, по всем

разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного

или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы

для решения учебно-познавательных задач.

Применение компьютера в начальных классах при проведении

физкультминутки не только улучшает настроение детей и дает возможность

ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами, но и позволяет в

ненавязчивой,

непринужденной

форме

запоминать

новые

слова,

понятия

(физкультминутки по сказке «Репка», для отдыха пальцев).

Использование презентаций на уроках показало, что возрастает

заинтересованность учеников материалом, который я хочу преподнести им. В

легкой, непринужденной форме диалога, который сопровождается показом

слайдов,

приобретаются

навыки

разговорной

речи

и

легче

заучиваются,

запоминаются новые слова.

Компьютер может стать единственным источником, в котором

можно обнаружить новейшие произведения современных писателей и поэтов,

а также редкие издания известных авторов. В данном случае компьютер

просто заменяет хрестоматию по татарской литературе. Каким же образом он

сможет выдавать нужный материал? Для этого существуют электронная сеть

Интернет и диски, со специально заложенной в них информацией. Урок

татарской литературы будет построен следующим образом: в зависимости от

целей

и

задач

я

выбираю

форму

урока,

продумывая

этапы,

компьютер

начинает

свое

действие

на

этапе

усвоения

новых

понятий,

и

перед

учащимися наглядно высвечивается текст определенного художественного

произведения, либо отрывок, фрагмент произведения, над которым предстоит

поработать. Дальнейшая работа с текстом традиционна: составить план для

пересказа произведения, найти символичные образы, определить значение

незнакомых понятий и композиционную структуру произведения и т.д.

Огромную помощь оказывает компьютер при проверке знаний,

умений

и

навыков

учащихся,

то

есть

при

проверочных

и

контрольных

работах. Это может быть форма теста с вариантами ответов. Существует

несколько правил при использовании и составлении тестов:

-

соотношений заданий «формального» и «аналитического» типа

должно быть в пользу последних: формальным называется задание на знание

фактического

материала;

аналитическое

задания

требуют

логического

мышления и применения знаний;

-

необходимо корректное формулирование задания - если написать

одно, а иметь совсем другое, то могут возникнуть недоразумения;

-

в предлагаемых ответах должна быть заложена логика - тест

должен побудить найти правильный ответ;

-

следует

стремиться

к

наличию

объективной

мотивации

для

выбора однозначного ответа.

Логика составления тестов традиционно предполагает следующий

ряд ответов: правильный, похожий на правильный, неправильный.

Для урока татарской литературы необходимо обилие материала: это

могут

быть

иллюстрации,

записи

выразительного

чтения

стихотворений

великих поэтов, романсы, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов,

театральная

постановка

и

киноэкранизация

произведений

татарской

литературы.

Вышеперечисленный

материал

используется

на

различных

этапах

урока,

может

быть

великолепным

дополнением

для

уроков

внеклассного чтения..

Особенно часто можно обращаться к компьютеру при организации

проверочных работ. В данном случае это не будет занимать много времени,

позволит

быстро

оценить

ответы,

что

намного

облегчит

работу

преподавателя.

Виды

проверочных

работ

на

компьютере

могут

быть

разнообразны. Приведу некоторые из них:

1.тест

без

выбора

ответов

по

целому

разделу,

творчеству

ряда

писателей;

2.

по предложенным цитатам определить произведение;

3.

сделать

полный

анализ

лирического

или

прозаического

произведения;

4.

«дырявый

текст»

-

вставить

в

лирическое

произведение

пропущенные

эпитеты,

сделать

это

в

соответствии

с

ритмикой

стихотворения;

5.

определить главного героя по портретной характеристике;

6.

определить имена писателей по предложенным названиям, их

места рождения;

7.

составить

сравнительные

таблицы

героев,

произведений,

развития тем.

Совместно с учащимися были подготовлены презентации по родной

татарской

литературе.

Презентацию

по

жизни

и

творчеству

Г.Тукая

подготовила обучающийся 7б класса Имамутдинова Алина. Презентацию,

посвященную жизни и творчеству М.Джалиля, подготовила Мингазов Ренат,

а

по

М.Гафури—Хусаинова

Аделина,

.Обучащиеся

9-х

классов

Валеева

Азалия,

Нигматуллин

Ильдан

и

Нигматуллин

Ильнар

самостоятельно

готовили презентации к городскому празднику Г.Тукая, презентацию для

игры

«Брейн

ринг».

Используя

интернет-

технологии,

учащиеся

подготавливают

к

урокам

сообщения,

рефераты

по

творчеству

татарских

писателей.

Не для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают,

интерес пропадает, результаты бывают низкими. Чтобы избежать этого, я

стараюсь провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к

предмету.



В раздел образования