Напоминание

"Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"


Автор: Володченко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 134
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание честности и правдивости у

детей дошкольного возраста.

Володченко И.И.

воспитатель МАДОУ ЦРР д/с 134

г. Калининграда

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением

родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка,

формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.

Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая,

в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в

квалифицированной педагогической помощи.

Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога,

непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь

родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и

пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по

педагогическому просвещению разнообразны.

В этой статье речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей

дошкольного возраста.

Поговорим о честности.

- Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся

обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с

детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости.

Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение,

желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном

поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины.

Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить

и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в

поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему

чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что

он сохранит в себе прямодушие и искренность.

- Честность - это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.

- Каковы причины детской лжи?

- Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на

неправильные действия взрослых:

- боязнь наказания за поступок,

- стремление переложить свою вину на другого ребенка,

- желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет

следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал

костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его

к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так

как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то

такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в

будущем прибегать ко лжи.

- Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.

Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в

жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни

малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в

которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он

выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.

- Я самый сильный! - утверждает 5-летний фантазёр. Жажда

самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства,

стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в

обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие,

не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает

события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать - выдумке не верят.

Ребенку не говорят "Ты выдумываешь!", "Это неправда!" "Не лги!" или

оскорбительное "Врёшь!" Открытое недоверие унижает в нем чувство

собственного достоинства, особенно если подобные формулировки

произносятся в присутствии товарищей.

- Можно ли недоверием воспитывать правдивость?

- Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел - понравилось -

захотелось - взял; что расстаться с понравившейся вещью - выше их

возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают

многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную

вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом

свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и

считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.

- Психолог Л. Наумов в книге " Год за годом" отмечает: у 4-летнего ребенка:

понятие о "праве на собственность" весьма своеобразна: он считает, что ему

принадлежит все, что он видит. Для него "держать в руках" - все равно, что

"владеть". Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему, потому что он с

ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой" .

Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада домой игрушки или

какую-либо другую вещь.

- Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или

показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

-Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения

вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с

целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный

поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а

поступил плохо. Может ли это быть? (т.е. подчеркивается: отрицательный

поступок - случайность)". Стыдить, обсуждать поступок при всех или

наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически

неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок

начнет все более изощряться в обмане.

- :Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой кармашек

маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь,

возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после

прогулки там ничего не оказалось:.

- Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в

намеренности поступка?

- Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или

взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом

конкретном случае.

Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться,

но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать

"пробы" в нечестных поступках. Обязанность воспитателя предвосхищать

проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.

: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить её

на полку. Как отнестись к ней?

Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет,

чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.

- Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи её пока отдельно,

а то забудешь подклеить её, - спокойно замечает воспитатель.

Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы не

замечая её состояния, говорит:

- Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими.

Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно

сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом

открыто.

От воспитателя требуются постоянный контроль задействиями детей,

особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не

должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить

правду, если он знает, что могут проверить.

- Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и

правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и

дома?

- Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним,

внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом

подходить ко всем проявлениям нечестности.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их

деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения,

нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются

изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с

расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко

осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.

- Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по

законам совести. Итак:

- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и

справедлив;

- соблюдай правила игры;

- любое поручение выполняй добросовестно;

- дал слово - держи его;

- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

- не бери без спросу чужого;

- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение

правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не

признался, а из-за этого могли подумать на другого.)

И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На

примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также а

также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим,

воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек

честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив

и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети

поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей,

если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило,

эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое

значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может

ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные,

доступные для них ситуаций.

- Какие ситуации может предложить детям воспитатель?

- Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет

положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в

повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых

обязанностей.

Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то

запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.

Список использованной литературы.

1.

Козлова С. А. "Дошкольная педагогика" г.Москва. 1994 г.

2.

Журнал "дошкольного воспитания" 1987 г. №7. Островская "Поговорим

о честности"

3.

Т.А. Куликова "Семейная педагогика и домашнее воспитание". Учебник

для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2 издание, исп.,

и доп. - Москва. Издательский центр "Академия ". 2000г. - 232 с.



В раздел образования