Автор: Володченко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 134
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание честности и правдивости у
детей дошкольного возраста.
Володченко И.И.
воспитатель МАДОУ ЦРР д/с 134
г. Калининграда
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением
родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка,
формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.
Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая,
в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в
квалифицированной педагогической помощи.
Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога,
непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь
родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и
пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по
педагогическому просвещению разнообразны.
В этой статье речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей
дошкольного возраста.
Поговорим о честности.
- Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся
обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с
детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости.
Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение,
желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном
поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины.
Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить
и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в
поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему
чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что
он сохранит в себе прямодушие и искренность.
- Честность - это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.
- Каковы причины детской лжи?
- Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на
неправильные действия взрослых:
- боязнь наказания за поступок,
- стремление переложить свою вину на другого ребенка,
- желание получить незаслуженную награду.
Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет
следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал
костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его
к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так
как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то
такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в
будущем прибегать ко лжи.
- Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.
Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в
жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни
малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в
которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он
выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.
- Я самый сильный! - утверждает 5-летний фантазёр. Жажда
самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства,
стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в
обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.
Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие,
не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает
события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать - выдумке не верят.
Ребенку не говорят "Ты выдумываешь!", "Это неправда!" "Не лги!" или
оскорбительное "Врёшь!" Открытое недоверие унижает в нем чувство
собственного достоинства, особенно если подобные формулировки
произносятся в присутствии товарищей.
- Можно ли недоверием воспитывать правдивость?
- Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел - понравилось -
захотелось - взял; что расстаться с понравившейся вещью - выше их
возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают
многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную
вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом
свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и
считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.
- Психолог Л. Наумов в книге " Год за годом" отмечает: у 4-летнего ребенка:
понятие о "праве на собственность" весьма своеобразна: он считает, что ему
принадлежит все, что он видит. Для него "держать в руках" - все равно, что
"владеть". Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему, потому что он с
ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой" .
Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада домой игрушки или
какую-либо другую вещь.
- Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?
1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или
показать близким.
2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.
-Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения
вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с
целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный
поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а
поступил плохо. Может ли это быть? (т.е. подчеркивается: отрицательный
поступок - случайность)". Стыдить, обсуждать поступок при всех или
наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически
неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок
начнет все более изощряться в обмане.
- :Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой кармашек
маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь,
возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после
прогулки там ничего не оказалось:.
- Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в
намеренности поступка?
- Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или
взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом
конкретном случае.
Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться,
но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать
"пробы" в нечестных поступках. Обязанность воспитателя предвосхищать
проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.
: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить её
на полку. Как отнестись к ней?
Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет,
чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.
- Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи её пока отдельно,
а то забудешь подклеить её, - спокойно замечает воспитатель.
Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы не
замечая её состояния, говорит:
- Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими.
Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно
сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом
открыто.
От воспитателя требуются постоянный контроль задействиями детей,
особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не
должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить
правду, если он знает, что могут проверить.
- Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и
правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и
дома?
- Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним,
внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом
подходить ко всем проявлениям нечестности.
Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их
деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения,
нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются
изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с
расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко
осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.
- Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по
законам совести. Итак:
- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;
- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и
справедлив;
- соблюдай правила игры;
- любое поручение выполняй добросовестно;
- дал слово - держи его;
- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;
- не бери без спросу чужого;
- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.
Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение
правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не
признался, а из-за этого могли подумать на другого.)
И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На
примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также а
также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим,
воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек
честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив
и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети
поступают так же.
Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей,
если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило,
эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое
значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может
ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные,
доступные для них ситуаций.
- Какие ситуации может предложить детям воспитатель?
- Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет
положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в
повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых
обязанностей.
Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то
запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.
Список использованной литературы.
1.
Козлова С. А. "Дошкольная педагогика" г.Москва. 1994 г.
2.
Журнал "дошкольного воспитания" 1987 г. №7. Островская "Поговорим
о честности"
3.
Т.А. Куликова "Семейная педагогика и домашнее воспитание". Учебник
для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2 издание, исп.,
и доп. - Москва. Издательский центр "Академия ". 2000г. - 232 с.