Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1532
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Родительский театр – современная форма конструктивного взаимодействия с семьей.
Раздел: дошкольное образование
Родительский театр – современная форма конструктивного
взаимодействия с семьей.
Прорабатывая вопросы вовлечения семьи в единое воспитательно-
образовательное пространство, я пришла к выводу, что назрела насущная
проблема поиска каких-то новых, современных форм взаимодействия с семьями
воспитанников. Необходимо, чтобы родители осознавали себя именно партнерами
педагога, могли бы в процессе общения обмениваться своими мыслями,
переживаниями, стремились бы предлагать свои творческие находки, а не
обыденно выступали бы в роли взрослых воспитанников воспитателя своих детей.
А почему бы не создать родительский театр? Ведь всем известно, с каким
нетерпением родители ждут очередного детского праздника, чтобы полюбоваться
выступлением очаровательных артистов. Так почему же не попробовать устроить
«родительский» праздник для детей.
Сильно сомневалась, обращаясь к родителям своих детишек с предложением
создания нашего маленького «родительского театра». Довольно неожиданно, но
эта идея получила полную поддержку. Ведь я аргументировала свое нововведение
тем, что театр – это игра, которая своим волшебством оказывает мощное
воздействие на эмоциональный мир ребенка, его умственное и психическое
развитие. Кроме того, если после обыденной повседневной деятельности в жизни
детей появится яркое событие, то это значительно украсит их быт.
Родители тут же загорелись вопросом организации родительского театра на
практике. Мы маленькими шажками, но уверенно двигались к осуществлению
своей идеи.
Сразу же отмели мысль создания зрелищных постановок в стиле аниматоров.
Решили, что в основе создания нашего маленького театра будет высказывание
И.Ф.Шиллера: «Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая
того, что учатся». Поэтому, наши постановки должны помогать детям:
1.
Понять окружающий мир и почувствовать себя его маленькой частицей;
2.
Активизировать познавательные интересы;
3.
Смоделировать навыки социального поведения.
В результате, пришли к выводу, что основной концепцией родительского театра
должна быть его интерактивность. То есть в ходе представления дети должны не
просто взаимодействовать друг с другом и с «артистами», но и участвовать в
организованной познавательной деятельности социальной направленности,
приобретать собственный жизненный опыт. Это решение стало «изюминкой»
нашего театра.
Следующую заминку вызвал вопрос заучивания заранее предложенного текста,
поскольку не у всех имеется такая возможность. Эту проблему решили, определив
импровизационный характер нашего театра, что давало возможность каждому
родителю продемонстрировать свое мастерство, включаясь в импровизацию.
Возникли споры и по поводу музыкального сопровождения. Их мы разрешили,
определив, что в постановках будет использована как современная музыка, так и
фольклор, в зависимости от тематики представления.
Был разработан определенный формат работы родительского театра:
Каждый ребенок имеет право свободы и самостоятельности, может
самостоятельно определить свое отношение и свои действия к
происходящему;
Работа театра должна вестись систематически, проводя показ новых
постановок раз в один, два месяца;
Необходимо использовать различные формы организации театра и приемы
работы.
В ходе обсуждения были определены формы организации работы нашего театра:
Театр – драматизация;
Настольный театр;
Театр бибабо;
Конусный театр;
Театр масок;
Театр игрушки;
Фольклорные постановки драматизации;
Спектакли – драматизации с элементами спортивных игр;
Фольклорные интерактивные выставки народной игрушки;
Фольклорные постановки с игрушками самоделками;
Театр – драматизация с элементами спортивных игр;
Литературные чтения с использованием пальчиковых и подвижных игр.
Организационную работу по постановке спектаклей решили вести дистанционно,
чтобы все родители могли принять участие в обсуждении и внести посильный
вклад в общее дело, вне зависимости от своего рабочего времени. Обсуждение
велось в социальных сетях WhatsApp и Facebook.
К каждой постановке готовились заранее. Работа велась в зависимости от формы
организации предстоящего спектакля. Но, несмотря на большое разнообразие
мини-спектаклей, подготовка к ним проходила по определенным этапам:
1.
Организационный этап:
Обсуждение темы;
Разработка программы;
Планирование подготовительной работы.
2.
Творческая мастерская:
Изготовление игрушек;
Подготовка атрибутов;
Подбор костюмов;
Создание декораций.
3.
Студия актера:
Театральные этюды;
Игры-тренинги.
4.
Итоговый:
Подготовка и организация родительского театра.
Работая над программой нашего театра, для всех стал очевиден важный тренд:
действовать нужно сообща. Необходимо конструктивное взаимодействие
педагога, родителей и детей. Родители придумывали тему и форму организации
предстоящего спектакля. От меня требовалась разработка методов направления
детской энергии на достижение поставленных целей развития. И, конечно же,
учитывались пожелания и интересы наших маленьких зрителей.
«Творческие мастерские» и «студия актера» проходили еженедельно в формате
«каждому занятие по интересам». Один раз в неделю, по вечерам в группу
приходили 2-3 родителя и вместе со мной устраивали небольшие мастер-классы.
Детям объявлялось, чем будет заниматься каждая группка детей во главе со
взрослым, и они самостоятельно выбирали себе занятие по душе. Правда, были
дети, которые не могли самостоятельно определиться с выбором, потому, что
глаза разбегались от разнообразия. Им, конечно, приходилось помочь. Но в итоге,
все оставались довольны своей деятельностью. Объем работы каждой группки
был небольшой, работа «кружков» длилась не более 10-15 минут. Поэтому для
родителей организация таких мастер-классов не составляла особого труда,
поскольку они все равно приходили в это время за детьми.
На «творческих мастерских» ребята делали конусные игрушки, игрушки-забавы,
оформляли декорации, создавали элементы костюмов.
В «студии актера» дети играли в музыкальные игры, разыгрывали музыкальные
этюды, пели песни, читали стихи, играли в пальчиковые игры.
Содержание работы таких мастер-классов, конечно же, разрабатывалось
совместно педагогом и родителями. Восторгу детей от наших « родительских
четвергов» (как-то уж так повелось, что наш родительский театр работал по
четвергам) предела не было. Дети с нетерпением ждали, когда же будут помогать
родителям «готовить праздник».
И вот, наконец-то время «родительского» праздника приходило. Программа
каждой постановки была более чем насыщена. Дети искали выход из
сложившихся проблемных ситуаций. Помогали «героям» справляться с «трудной»
работой. Выполняли задания «злодеев», чтобы выручить «героев» постановки из
беды. И, конечно же, весело танцевали вместе с персонажами спектакля,
распевали песни, участвовали в шумных, веселых играх и аттракционах.
Всегда
царило праздничное настроение, взрослые веселились и общались наравне с
детьми, дети узнавали что-то новое и полезное. Через каждую постановку
проходила мысль о необходимости ценить уважение, вежливость, доброту,
радость общения На наших спектаклях было интересно всем: и взрослым, и
детям.
Родительский театр нашей группа просуществовал уже 2 года. За это время он
повзрослел вместе с нашими детьми.
Театр постепенно набирал обороты и
охватывал все больше и больше членов семьи. Для каждого в программе
находилось что-то интересное: старшие братья и сестры помогали работе театра.
А для малышей, с которыми приходили родители, наш театр стал первым в их
жизни, и поэтому они были самыми благодарными зрителями.
Несколько видоизменилась и основная концепция родительского театра. Дети
теперь принимают активное участие не только в интерактивных играх, но и
принимают деятельное участие в подготовке и проведении самого спектакля. Они
подкидывают нам оригинальные идеи, придумывают танцевальные вставки,
помогают делать декорации и костюмы, играют роли.
Наш театр не изменил своим традициям даже в условиях самоизоляции. Мы
просто все перешли на дистанционный режим и стали общаться в сетях WhatsApp
и программе ZOOM. Дети и родители, совместив роли режиссеров и артистов,
устроили замечательные постановки: «день веселого танца», «день чтеца».
Каждая семья снимала свое маленькое видео, и в результате весь вечер все
наслаждались радостной творческой встречей.
А к 9 мая родители устроили челлендж, посвященный Дню Победы. Дети с
гордостью и трепетом рассказывали о своих прадедах, читали стихи, пели
военные песни.
Организация родительского театра дала свои положительные результаты.
родители из зрителей и наблюдателей превратились в активных участников
воспитательно-образовательного процесса. Они поняли, что их участие в жизни
группы нужно не воспитателю, а важно для их собственного ребенка. И
благодарные взгляды детских глаз – лучшее свидетельство этому.
Елена Васильева, воспитатель школы №1532