Напоминание

Родительский театр – современная форма конструктивного взаимодействия с семьей.


Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1532
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Родительский театр – современная форма конструктивного взаимодействия с семьей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительский театр – современная форма конструктивного

взаимодействия с семьей.

Прорабатывая вопросы вовлечения семьи в единое воспитательно-

образовательное пространство, я пришла к выводу, что назрела насущная

проблема поиска каких-то новых, современных форм взаимодействия с семьями

воспитанников. Необходимо, чтобы родители осознавали себя именно партнерами

педагога, могли бы в процессе общения обмениваться своими мыслями,

переживаниями, стремились бы предлагать свои творческие находки, а не

обыденно выступали бы в роли взрослых воспитанников воспитателя своих детей.

А почему бы не создать родительский театр? Ведь всем известно, с каким

нетерпением родители ждут очередного детского праздника, чтобы полюбоваться

выступлением очаровательных артистов. Так почему же не попробовать устроить

«родительский» праздник для детей.

Сильно сомневалась, обращаясь к родителям своих детишек с предложением

создания нашего маленького «родительского театра». Довольно неожиданно, но

эта идея получила полную поддержку. Ведь я аргументировала свое нововведение

тем, что театр – это игра, которая своим волшебством оказывает мощное

воздействие на эмоциональный мир ребенка, его умственное и психическое

развитие. Кроме того, если после обыденной повседневной деятельности в жизни

детей появится яркое событие, то это значительно украсит их быт.

Родители тут же загорелись вопросом организации родительского театра на

практике. Мы маленькими шажками, но уверенно двигались к осуществлению

своей идеи.

Сразу же отмели мысль создания зрелищных постановок в стиле аниматоров.

Решили, что в основе создания нашего маленького театра будет высказывание

И.Ф.Шиллера: «Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая

того, что учатся». Поэтому, наши постановки должны помогать детям:

1.

Понять окружающий мир и почувствовать себя его маленькой частицей;

2.

Активизировать познавательные интересы;

3.

Смоделировать навыки социального поведения.

В результате, пришли к выводу, что основной концепцией родительского театра

должна быть его интерактивность. То есть в ходе представления дети должны не

просто взаимодействовать друг с другом и с «артистами», но и участвовать в

организованной познавательной деятельности социальной направленности,

приобретать собственный жизненный опыт. Это решение стало «изюминкой»

нашего театра.

Следующую заминку вызвал вопрос заучивания заранее предложенного текста,

поскольку не у всех имеется такая возможность. Эту проблему решили, определив

импровизационный характер нашего театра, что давало возможность каждому

родителю продемонстрировать свое мастерство, включаясь в импровизацию.

Возникли споры и по поводу музыкального сопровождения. Их мы разрешили,

определив, что в постановках будет использована как современная музыка, так и

фольклор, в зависимости от тематики представления.

Был разработан определенный формат работы родительского театра:

Каждый ребенок имеет право свободы и самостоятельности, может

самостоятельно определить свое отношение и свои действия к

происходящему;

Работа театра должна вестись систематически, проводя показ новых

постановок раз в один, два месяца;

Необходимо использовать различные формы организации театра и приемы

работы.

В ходе обсуждения были определены формы организации работы нашего театра:

Театр – драматизация;

Настольный театр;

Театр бибабо;

Конусный театр;

Театр масок;

Театр игрушки;

Фольклорные постановки драматизации;

Спектакли – драматизации с элементами спортивных игр;

Фольклорные интерактивные выставки народной игрушки;

Фольклорные постановки с игрушками самоделками;

Театр – драматизация с элементами спортивных игр;

Литературные чтения с использованием пальчиковых и подвижных игр.

Организационную работу по постановке спектаклей решили вести дистанционно,

чтобы все родители могли принять участие в обсуждении и внести посильный

вклад в общее дело, вне зависимости от своего рабочего времени. Обсуждение

велось в социальных сетях WhatsApp и Facebook.

К каждой постановке готовились заранее. Работа велась в зависимости от формы

организации предстоящего спектакля. Но, несмотря на большое разнообразие

мини-спектаклей, подготовка к ним проходила по определенным этапам:

1.

Организационный этап:

Обсуждение темы;

Разработка программы;

Планирование подготовительной работы.

2.

Творческая мастерская:

Изготовление игрушек;

Подготовка атрибутов;

Подбор костюмов;

Создание декораций.

3.

Студия актера:

Театральные этюды;

Игры-тренинги.

4.

Итоговый:

Подготовка и организация родительского театра.

Работая над программой нашего театра, для всех стал очевиден важный тренд:

действовать нужно сообща. Необходимо конструктивное взаимодействие

педагога, родителей и детей. Родители придумывали тему и форму организации

предстоящего спектакля. От меня требовалась разработка методов направления

детской энергии на достижение поставленных целей развития. И, конечно же,

учитывались пожелания и интересы наших маленьких зрителей.

«Творческие мастерские» и «студия актера» проходили еженедельно в формате

«каждому занятие по интересам». Один раз в неделю, по вечерам в группу

приходили 2-3 родителя и вместе со мной устраивали небольшие мастер-классы.

Детям объявлялось, чем будет заниматься каждая группка детей во главе со

взрослым, и они самостоятельно выбирали себе занятие по душе. Правда, были

дети, которые не могли самостоятельно определиться с выбором, потому, что

глаза разбегались от разнообразия. Им, конечно, приходилось помочь. Но в итоге,

все оставались довольны своей деятельностью. Объем работы каждой группки

был небольшой, работа «кружков» длилась не более 10-15 минут. Поэтому для

родителей организация таких мастер-классов не составляла особого труда,

поскольку они все равно приходили в это время за детьми.

На «творческих мастерских» ребята делали конусные игрушки, игрушки-забавы,

оформляли декорации, создавали элементы костюмов.

В «студии актера» дети играли в музыкальные игры, разыгрывали музыкальные

этюды, пели песни, читали стихи, играли в пальчиковые игры.

Содержание работы таких мастер-классов, конечно же, разрабатывалось

совместно педагогом и родителями. Восторгу детей от наших « родительских

четвергов» (как-то уж так повелось, что наш родительский театр работал по

четвергам) предела не было. Дети с нетерпением ждали, когда же будут помогать

родителям «готовить праздник».

И вот, наконец-то время «родительского» праздника приходило. Программа

каждой постановки была более чем насыщена. Дети искали выход из

сложившихся проблемных ситуаций. Помогали «героям» справляться с «трудной»

работой. Выполняли задания «злодеев», чтобы выручить «героев» постановки из

беды. И, конечно же, весело танцевали вместе с персонажами спектакля,

распевали песни, участвовали в шумных, веселых играх и аттракционах.

Всегда

царило праздничное настроение, взрослые веселились и общались наравне с

детьми, дети узнавали что-то новое и полезное. Через каждую постановку

проходила мысль о необходимости ценить уважение, вежливость, доброту,

радость общения На наших спектаклях было интересно всем: и взрослым, и

детям.

Родительский театр нашей группа просуществовал уже 2 года. За это время он

повзрослел вместе с нашими детьми.

Театр постепенно набирал обороты и

охватывал все больше и больше членов семьи. Для каждого в программе

находилось что-то интересное: старшие братья и сестры помогали работе театра.

А для малышей, с которыми приходили родители, наш театр стал первым в их

жизни, и поэтому они были самыми благодарными зрителями.

Несколько видоизменилась и основная концепция родительского театра. Дети

теперь принимают активное участие не только в интерактивных играх, но и

принимают деятельное участие в подготовке и проведении самого спектакля. Они

подкидывают нам оригинальные идеи, придумывают танцевальные вставки,

помогают делать декорации и костюмы, играют роли.

Наш театр не изменил своим традициям даже в условиях самоизоляции. Мы

просто все перешли на дистанционный режим и стали общаться в сетях WhatsApp

и программе ZOOM. Дети и родители, совместив роли режиссеров и артистов,

устроили замечательные постановки: «день веселого танца», «день чтеца».

Каждая семья снимала свое маленькое видео, и в результате весь вечер все

наслаждались радостной творческой встречей.

А к 9 мая родители устроили челлендж, посвященный Дню Победы. Дети с

гордостью и трепетом рассказывали о своих прадедах, читали стихи, пели

военные песни.

Организация родительского театра дала свои положительные результаты.

родители из зрителей и наблюдателей превратились в активных участников

воспитательно-образовательного процесса. Они поняли, что их участие в жизни

группы нужно не воспитателю, а важно для их собственного ребенка. И

благодарные взгляды детских глаз – лучшее свидетельство этому.

Елена Васильева, воспитатель школы №1532



В раздел образования