Напоминание

"Организация социального партнёрства с родителями через проектную деятельность по здоровьесбережению"


Автор: Петрованова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №118 ОАО РЖД"
Населённый пункт: г.Самара Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация социального партнёрства с родителями через проектную деятельность по здоровьесбережению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация социального партнёрства с родителями через проектную

деятельность по здоровьесбережению

Аннотация: В статье представлен опыт работы по организации социального

партнёрства

с

родителями

чере з

про ектную

деятельно сть

п о

здоровьесбережению.

Ключевые

слова: социальное

партнёрство,

здоровьесбережение,

проектная

деятельность, родители.

Проблема

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей

на

сегодняшний

день

остается

актуальной,

приобретая

порой

обостренный

характер.

Сложности

в

отношениях

между

семьями

и

образовательными

учреждениями

могут

быть

связаны,

например,

с

несовпадением

взаимных

ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Непонимание

между

семьёй

и

детским

садом

всей

тяжестью

ложится

на

ребенка.

Решением этой проблемы занимались такие педагоги и психологи как Л.М.

Кларина,

Т.Н.

Доронова,

Г.В.

Глушакова,

Т.И.

Гризик,

Т.В.Арнаутова , Т.А.

Данилина, Л.В. Голубева, Т.А. Куликова , О.Л Зверева . Учёные отмечают, что

взаимодействие

с

родителями

ведется

только

по

одному

из

направлений

педагогической

пропаганды,

при

которой

семья

является

лишь

объектом

воздействия.

В

результате

обратная

связь

с

семьей

не

устанавливается,

а

возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Отсюда актуальным становится другой способ взаимодействия –социальное

партнёрство.

И,

А.

Хоменко

отмечает,

что

социальное

партнерство

-

(англ.

partnership)

-особый тип совместной деятельности

между субъектами образовательного

процесса,

характеризующийся

доверием,

общими

целями

и

ценностями,

добровольностью

и

долговременностью

отношений,

а

также

признанием

взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Которое возможно, если

детский сад постепенно превращается в открытую

образовательную

систему.

Педагогический

процесс

в

такой

организации

становится

более

свободным,

гибким,

дифференцированным,

личностно-

ориентированным, гуманным.

Педагоги ориентируются на сотрудничество и

взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами, что

согласуется с ФГОС.

Основной

идеей взаимодействия

педагогов

и

родителей

является

установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия

для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать

воспитательные умения родителей.

Это позволяет рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем

деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации

системы образования.

Особую

важность

в

совместном

партнёрстве

воспитателей

и

родителей

приобретает проблема здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Здоровьесбережение -это сохранение и укрепление здоровья детей,

улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и

способностей;

формирование

у

родителей,

педагогов,

воспитанников

ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие

уровень здоровья детей. Ни одна, здоровьесберегающая технология не сможет

дать полноценных результатов если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Родители играют

огромную роль в сохранении и укрепления здоровья

детей.

Несомненно,

большинство

родителей

стараются

привить

ребенку

элементарные навыки

гигиенической культуры, следят за сохранением его

физического

здоровья.

Однако

для

осуществления

преемственности

и

формировании

привычки

к

здоровому

образу

жизни

у

дошкольников

необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и

родителей.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и

педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей

самостоятельность, умение организовывать свою деятельность и в то же время

помочь, родителям выстраивать свои отношения взаимопонимания с детьми,

формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а

делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

Именно

поэтому

мы

решили

использовать

во

взаимодействии

с

родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая

как раз и позволяет решить выявленную проблему.

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и

перспективных

интересах

ребенка

виды

самостоятельной

деятельности,

совместно с взрослым позволяющие открывать новый практический опыт.

Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой

личности

ребенка.

Ребенок

при

помощи

взрослых

(педагогов,

родителей)

познает

мир,

учится

взаимодействовать

с

ним.

Развитие

познавательной

активности проявляется у детей в поисковых действиях, оно развивает их

стремление

к

новой

социальной

позиции,

способствует

формированию

коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность развивает умения

определять

возможные

методы

решения

проблемы

при

участии

и

помощи

взрослых, что способствует вовлечению родителей в жизнь детского сада, к их

активному продуктивному партнерству с собственным ребенком, с детским

коллективом, с сотрудниками учреждения.

Именно

проектная

деятельность

поможет

связать

процесс

обучения

и

воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать,

увлечь его в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей,

родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою

работу.

Проекты

могут

иметь

разную

тематику,

и

в

процессе

их

реализации

одновременно

и

параллельно

с

основными

решаются

творче ские,

образовательные, психологические и воспитательные задачи.

Так, нами был разработан в подготовительной к школе группе, совместный с

родителями, интегрированный,

информационно-творческий проект «Мы за

здоровый образ жизни».

Реализации

проекта

предшествовала

диагностика

родителей

о

значимости

оздоровительных мероприятий которая показала что, что несмотря на полную

осведомленность, значительная часть семей не находит им

места в своей

жизни, более 80% не делают утреннюю гимнастику, более 60% не соблюдают

режим дня и питания.

Исходя из этих данных мы определили цель проекта: формирование у детей

представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, понятии о

здоровом образе жизни. Повышение мотивации здорового образа жизни среди

детей и родителей.

А также сформулировали задачи проекта :

1.Формировать представления о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих

на состояние здоровья.

2.Формирование

жизненно

необходимых

двигательных

умений

и

навыков

ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

3. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в

здоровом

образе жизни.

4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, поощрять

двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

5.Способствовать

активной

позиции

родителей

в

здоровом

образе

жизни

совместной оздоровительной деятельности.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных,

психологических, индивидуальных особенностей детей, доступность материала

и

постепенность

его

усложнения.

Для

реализации

проекта

нами

был

разработан

перспективный

план

на

каждый

месяц

включающий

в

себя

разнообразные формы работы по взаимодействию с детьми, взаимодействию с

родителями и развивающей среде.

Работа

по

реализации

проекта осуществлялась в течении шести месяцев (с

ноября

по

апрель)

и

была разбита

на

три

этапа.

Первый

этап

-

подготовительный. Задачи этого этапа: мотивация родителей и их детей на

предстоящую

деятельность;

накопление

у

детей

необходимых

знаний;

знакомство

родителей

с

условиями

и

задачами

проектной

деятельности,

подготовка

методической

и

материально-технической

базы, обогащение

предметно – развивающей среды.

Второй этап – основной или исполнительский. Основная

задача на данном

этапе: развитие компетентности ребенка в реализации правил здорового образа

жизни в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности, интересной и

эмоционально-значимой для ребенка.

На

этом

этапе

работа

состояла

из

физкультурно–оздоровительной,

коммуникативной, организованной образовательной деятельности, совместной

деятельности

воспитателя

с

детьми,

изобразительной,

и г ровой ,

театрализованной деятельности.

В начале работы над проектом вместе с детьми и родителями

мы создали

«Карту страны Здоровья». На ней изобразили королевства которые являются

слагаемыми

страны

Здоровья. На

протяжении

всего

проекта

дети

«путешествовали» по королевству открывая для себя новое….

В ходе реализации проекта работа с родителями была организованна в форме

д е л о в о го

с о т р уд н и ч е с т в а .

Д л я

с о зд а н и я

ц е л о с т н о й

с и с т е м ы

здоровьесбережения

при

активном

участии

родителей

в

группе

оборудован

«Спортивный уголок» и «Уголок безопасности» с разнообразным материалом

которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы.

Родители приняли активное участие во многих мероприятиях: родительские

семейные

встречи,

походы,

тематические

выставки,

смотры-конкурсы,

дни

здоровья.

В рамках проекта в рубрике «Встреча с интересными людьми» мы

организовали встречи с врачом кардиологом и врачом стоматологом( мамами

наших

детей) Спортивный

праздник

«Папа,

мама,

я

-

спортивная

семья»

оставил у детей и родителей огромный эмоциональный отклик. Дети вместе с

родителями сочинили рассказы об активном отдыхе в семье, результаты были

оформлены

в

альбом

«Быть

здоровыми

хотим!»,участвовали

в

конкурсе

рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» Интересными и запоминающимися

были работы по художественному творчеству детей на тему« Как устроено

наше тело», изображение микробов и вирусов, коллективная аппликация «Мы

любим спорт», изготовление с детьми плаката «Компоненты здоровья».

Глубоко была раскрыта тема XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года.

И здесь родители приняли активное участие.

Третий этап - творческий. Основная задача: создание условий для активного

включения

детей

в

речевую,

музыкальную,

художественную,

игровую,

продуктивную деятельность связанною с получение чувства удовлетворения от

проделанной совместно работы. Завершился проект совместным с родителями

развлечением - викториной «Здоровье- это здорово».

Особая

роль

при

организации

подобной

работы

с

детьми

отводится

эмоциональному

типу

обучения

(эмоциональная

реакция

обучаемого

на

происходящее),

ведь

именно

такой

тип

обучения

создает

высокий

эмоциональный

фон

деятельности,

повышает

значимость

усваиваемой

информации

и

способствует

становлению

у

ребенка

позиции

созидателя

в

отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. При таком подходе

обучение

заканчивается

эмоциональным

удовлетворением,

вызванным

чувством достижения успеха и внутренним осознанием своей компетентности,

а значит навыки ЗОЖ, полученные ребенком, останутся с ним и будут значимы

всю жизнь

.

Проводимые нами мероприятия позволили привлечь родителей к совместным

усилиям по оздоровлению детского организма. У родителей повысился интерес

к вопросам ЗОЖ детей. Они стали чаще задавать вопросы по поводу питания и

закаливающих

процедур

в

домашних

условиях.

Родители

стали

соблюдать

режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время, благодаря чему 96%

детей

посещают

утреннюю

гимнастику. анкетирование

показало,

что

увеличилось

число

семей,

которые

целенаправленно

стали

заниматься

формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей на 40%. В

выходные

дни

поддерживают

режим

дня

ДОУ.

Повысился

%

родителей,

которые участвуют в совместных мероприятиях с детьми.

Результаты работы показали эффективность использования данной модели в

работе

с

семьями

в

повышении

педагогической

грамотности

родителей

в

вопросах формирования навыков здоровья.

В ходе

работы выявлено, что организация процесса сотрудничества

педагогов ДОУ и родителей на основе использования проектной деятельности

позитивно влияет на формирование здоровьесберегающей позиции родителей

и культуры здоровья дошкольников. Внедрение и апробация интерактивных

форм

взаимодействия

педагогов

и

родителей

обеспечат

расширение

педагогических и психологических функций сотрудничества.

Литература:

1.

Алямовская

В.Г.

Как

воспитать

здорового

ребенка

/

В.Г.Алямовская-

М.,1993.

2.

Козлова

А.В.,

Денеулина

Р..П.

Работа

ДОУ

с

семьей:

Диагнгостика,

планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова,

Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.

3.

Агаджанова

С.Н.,

Орел

В.И.

«Оздоровительная

работа

в

дошкольных

образовательных

учреждениях».

Учебное

пособие,

С.-Пб.,

«Детство-

пресс», 2006.

4.

Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 2000.

5.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез,

2008. — 112 с.

6.

Виноградова Н.А., Е.П.Панкова. Образовательные проекты в детском саду.

Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное

воспитание и развитие).

7.

Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Методическое

пособие, М.: «ТЦ Сфера», 2007.

8.

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. –

М., 2002.

9.

Зверева

О.Л.,

Кротова

Т.В.

Общение

педагога

с

родителями

в

ДОУ:

Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10.Киселева Л.С., Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод

в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и

практических работников ДОУ / Авт.-сост.:– 3-е изд. пспр. и доп. – М.:

АРКТИ, 2005. – 96 с.



В раздел образования