Автор: Петрованова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №118 ОАО РЖД"
Населённый пункт: г.Самара Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация социального партнёрства с родителями через проектную деятельность по здоровьесбережению"
Раздел: дошкольное образование
Организация социального партнёрства с родителями через проектную
деятельность по здоровьесбережению
Аннотация: В статье представлен опыт работы по организации социального
партнёрства
с
родителями
чере з
про ектную
деятельно сть
п о
здоровьесбережению.
Ключевые
слова: социальное
партнёрство,
здоровьесбережение,
проектная
деятельность, родители.
Проблема
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей
на
сегодняшний
день
остается
актуальной,
приобретая
порой
обостренный
характер.
Сложности
в
отношениях
между
семьями
и
образовательными
учреждениями
могут
быть
связаны,
например,
с
несовпадением
взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Непонимание
между
семьёй
и
детским
садом
всей
тяжестью
ложится
на
ребенка.
Решением этой проблемы занимались такие педагоги и психологи как Л.М.
Кларина,
Т.Н.
Доронова,
Г.В.
Глушакова,
Т.И.
Гризик,
Т.В.Арнаутова , Т.А.
Данилина, Л.В. Голубева, Т.А. Куликова , О.Л Зверева . Учёные отмечают, что
взаимодействие
с
родителями
ведется
только
по
одному
из
направлений
педагогической
пропаганды,
при
которой
семья
является
лишь
объектом
воздействия.
В
результате
обратная
связь
с
семьей
не
устанавливается,
а
возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Отсюда актуальным становится другой способ взаимодействия –социальное
партнёрство.
И,
А.
Хоменко
отмечает,
что
социальное
партнерство
-
(англ.
partnership)
-особый тип совместной деятельности
между субъектами образовательного
процесса,
характеризующийся
доверием,
общими
целями
и
ценностями,
добровольностью
и
долговременностью
отношений,
а
также
признанием
взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Которое возможно, если
детский сад постепенно превращается в открытую
образовательную
систему.
Педагогический
процесс
в
такой
организации
становится
более
свободным,
гибким,
дифференцированным,
личностно-
ориентированным, гуманным.
Педагоги ориентируются на сотрудничество и
взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами, что
согласуется с ФГОС.
Основной
идеей взаимодействия
педагогов
и
родителей
является
установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия
для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать
воспитательные умения родителей.
Это позволяет рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем
деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации
системы образования.
Особую
важность
в
совместном
партнёрстве
воспитателей
и
родителей
приобретает проблема здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Здоровьесбережение -это сохранение и укрепление здоровья детей,
улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и
способностей;
формирование
у
родителей,
педагогов,
воспитанников
ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие
уровень здоровья детей. Ни одна, здоровьесберегающая технология не сможет
дать полноценных результатов если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Родители играют
огромную роль в сохранении и укрепления здоровья
детей.
Несомненно,
большинство
родителей
стараются
привить
ребенку
элементарные навыки
гигиенической культуры, следят за сохранением его
физического
здоровья.
Однако
для
осуществления
преемственности
и
формировании
привычки
к
здоровому
образу
жизни
у
дошкольников
необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и
родителей.
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и
педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей
самостоятельность, умение организовывать свою деятельность и в то же время
помочь, родителям выстраивать свои отношения взаимопонимания с детьми,
формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а
делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
Именно
поэтому
мы
решили
использовать
во
взаимодействии
с
родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая
как раз и позволяет решить выявленную проблему.
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и
перспективных
интересах
ребенка
виды
самостоятельной
деятельности,
совместно с взрослым позволяющие открывать новый практический опыт.
Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой
личности
ребенка.
Ребенок
при
помощи
взрослых
(педагогов,
родителей)
познает
мир,
учится
взаимодействовать
с
ним.
Развитие
познавательной
активности проявляется у детей в поисковых действиях, оно развивает их
стремление
к
новой
социальной
позиции,
способствует
формированию
коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность развивает умения
определять
возможные
методы
решения
проблемы
при
участии
и
помощи
взрослых, что способствует вовлечению родителей в жизнь детского сада, к их
активному продуктивному партнерству с собственным ребенком, с детским
коллективом, с сотрудниками учреждения.
Именно
проектная
деятельность
поможет
связать
процесс
обучения
и
воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать,
увлечь его в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей,
родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою
работу.
Проекты
могут
иметь
разную
тематику,
и
в
процессе
их
реализации
одновременно
и
параллельно
с
основными
решаются
творче ские,
образовательные, психологические и воспитательные задачи.
Так, нами был разработан в подготовительной к школе группе, совместный с
родителями, интегрированный,
информационно-творческий проект «Мы за
здоровый образ жизни».
Реализации
проекта
предшествовала
диагностика
родителей
о
значимости
оздоровительных мероприятий которая показала что, что несмотря на полную
осведомленность, значительная часть семей не находит им
места в своей
жизни, более 80% не делают утреннюю гимнастику, более 60% не соблюдают
режим дня и питания.
Исходя из этих данных мы определили цель проекта: формирование у детей
представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, понятии о
здоровом образе жизни. Повышение мотивации здорового образа жизни среди
детей и родителей.
А также сформулировали задачи проекта :
1.Формировать представления о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих
на состояние здоровья.
2.Формирование
жизненно
необходимых
двигательных
умений
и
навыков
ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
3. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в
здоровом
образе жизни.
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, поощрять
двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
5.Способствовать
активной
позиции
родителей
в
здоровом
образе
жизни
совместной оздоровительной деятельности.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных,
психологических, индивидуальных особенностей детей, доступность материала
и
постепенность
его
усложнения.
Для
реализации
проекта
нами
был
разработан
перспективный
план
на
каждый
месяц
включающий
в
себя
разнообразные формы работы по взаимодействию с детьми, взаимодействию с
родителями и развивающей среде.
Работа
по
реализации
проекта осуществлялась в течении шести месяцев (с
ноября
по
апрель)
и
была разбита
на
три
этапа.
Первый
этап
-
подготовительный. Задачи этого этапа: мотивация родителей и их детей на
предстоящую
деятельность;
накопление
у
детей
необходимых
знаний;
знакомство
родителей
с
условиями
и
задачами
проектной
деятельности,
подготовка
методической
и
материально-технической
базы, обогащение
предметно – развивающей среды.
Второй этап – основной или исполнительский. Основная
задача на данном
этапе: развитие компетентности ребенка в реализации правил здорового образа
жизни в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности, интересной и
эмоционально-значимой для ребенка.
На
этом
этапе
работа
состояла
из
физкультурно–оздоровительной,
коммуникативной, организованной образовательной деятельности, совместной
деятельности
воспитателя
с
детьми,
изобразительной,
и г ровой ,
театрализованной деятельности.
В начале работы над проектом вместе с детьми и родителями
мы создали
«Карту страны Здоровья». На ней изобразили королевства которые являются
слагаемыми
страны
Здоровья. На
протяжении
всего
проекта
дети
«путешествовали» по королевству открывая для себя новое….
В ходе реализации проекта работа с родителями была организованна в форме
д е л о в о го
с о т р уд н и ч е с т в а .
Д л я
с о зд а н и я
ц е л о с т н о й
с и с т е м ы
здоровьесбережения
при
активном
участии
родителей
в
группе
оборудован
«Спортивный уголок» и «Уголок безопасности» с разнообразным материалом
которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы.
Родители приняли активное участие во многих мероприятиях: родительские
семейные
встречи,
походы,
тематические
выставки,
смотры-конкурсы,
дни
здоровья.
В рамках проекта в рубрике «Встреча с интересными людьми» мы
организовали встречи с врачом кардиологом и врачом стоматологом( мамами
наших
детей) Спортивный
праздник
«Папа,
мама,
я
-
спортивная
семья»
оставил у детей и родителей огромный эмоциональный отклик. Дети вместе с
родителями сочинили рассказы об активном отдыхе в семье, результаты были
оформлены
в
альбом
«Быть
здоровыми
хотим!»,участвовали
в
конкурсе
рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» Интересными и запоминающимися
были работы по художественному творчеству детей на тему« Как устроено
наше тело», изображение микробов и вирусов, коллективная аппликация «Мы
любим спорт», изготовление с детьми плаката «Компоненты здоровья».
Глубоко была раскрыта тема XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
И здесь родители приняли активное участие.
Третий этап - творческий. Основная задача: создание условий для активного
включения
детей
в
речевую,
музыкальную,
художественную,
игровую,
продуктивную деятельность связанною с получение чувства удовлетворения от
проделанной совместно работы. Завершился проект совместным с родителями
развлечением - викториной «Здоровье- это здорово».
Особая
роль
при
организации
подобной
работы
с
детьми
отводится
эмоциональному
типу
обучения
(эмоциональная
реакция
обучаемого
на
происходящее),
ведь
именно
такой
тип
обучения
создает
высокий
эмоциональный
фон
деятельности,
повышает
значимость
усваиваемой
информации
и
способствует
становлению
у
ребенка
позиции
созидателя
в
отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. При таком подходе
обучение
заканчивается
эмоциональным
удовлетворением,
вызванным
чувством достижения успеха и внутренним осознанием своей компетентности,
а значит навыки ЗОЖ, полученные ребенком, останутся с ним и будут значимы
всю жизнь
.
Проводимые нами мероприятия позволили привлечь родителей к совместным
усилиям по оздоровлению детского организма. У родителей повысился интерес
к вопросам ЗОЖ детей. Они стали чаще задавать вопросы по поводу питания и
закаливающих
процедур
в
домашних
условиях.
Родители
стали
соблюдать
режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время, благодаря чему 96%
детей
посещают
утреннюю
гимнастику. анкетирование
показало,
что
увеличилось
число
семей,
которые
целенаправленно
стали
заниматься
формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей на 40%. В
выходные
дни
поддерживают
режим
дня
ДОУ.
Повысился
%
родителей,
которые участвуют в совместных мероприятиях с детьми.
Результаты работы показали эффективность использования данной модели в
работе
с
семьями
в
повышении
педагогической
грамотности
родителей
в
вопросах формирования навыков здоровья.
В ходе
работы выявлено, что организация процесса сотрудничества
педагогов ДОУ и родителей на основе использования проектной деятельности
позитивно влияет на формирование здоровьесберегающей позиции родителей
и культуры здоровья дошкольников. Внедрение и апробация интерактивных
форм
взаимодействия
педагогов
и
родителей
обеспечат
расширение
педагогических и психологических функций сотрудничества.
Литература:
1.
Алямовская
В.Г.
Как
воспитать
здорового
ребенка
/
В.Г.Алямовская-
М.,1993.
2.
Козлова
А.В.,
Денеулина
Р..П.
Работа
ДОУ
с
семьей:
Диагнгостика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова,
Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.
3.
Агаджанова
С.Н.,
Орел
В.И.
«Оздоровительная
работа
в
дошкольных
образовательных
учреждениях».
Учебное
пособие,
С.-Пб.,
«Детство-
пресс», 2006.
4.
Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 2000.
5.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез,
2008. — 112 с.
6.
Виноградова Н.А., Е.П.Панкова. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное
воспитание и развитие).
7.
Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Методическое
пособие, М.: «ТЦ Сфера», 2007.
8.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. –
М., 2002.
9.
Зверева
О.Л.,
Кротова
Т.В.
Общение
педагога
с
родителями
в
ДОУ:
Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10.Киселева Л.С., Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод
в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ / Авт.-сост.:– 3-е изд. пспр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2005. – 96 с.