Авторы: Юсупова Хеди Хамидовна, Семенюк Наталья Павловна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МДОУ " Д/сад №40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: РК г. Ухта
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной речи
Раздел: дошкольное образование
Формирование связной речи
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у
дошкольников,
особого
внимания
заслуживают умения и навыки
связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит
дальнейшее
развитие
ребенка.
Это
объясняется
тем,
что
речь
является
способом
формирования
и
формулирования
мысли,
средством общения и воздействия на окружающих.
Понятие «связная
речь» относится
как к
диалогической (т.е.
разговорной), так монологической (рассказывание) формам речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она
отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести
слушателей
в
обстоятельства
событий,
достичь
понимания
ими
рассказа.
Монолог
требует
лучшей
памяти,
более
напряженного
внимания к содержанию и форме речи. Для того чтобы она была
понятна
слушателям,
в
ней
должны
использоваться
полные
распространенные предложения, более точный словарь.
К основным
методам обучения детей связной
монологической
речи относят обучение:
- пересказу
- рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) -
устному сочинению по воображению.
-рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов,
рассказы по картинам и пересказ);
-рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального
опыта детей);
Кроме того, детские рассказы классифицируются
по форме на: по содержанию на:
- описательные - фактические
- сюжетные - творческие
Система
обучения
рассказыванию
включает
ряд
разделов,
предусматривающих
овладение
детьми
навыками
монологической
речи в следующих формах:
*составление высказываний по наглядному восприятию
*воспроизведение прослушанного текста (пересказ);
*составление рассказов-описаний;
Обучение
детей
рассказыванию
предшествует подготовительная
работа, цель которой – достижение уровня речевого и языкового
развития.
Подготовительная работа включает:
- формирование лексического и грамматического базиса связной речи
- развитие и закрепление навыков построения предложений разной
структуры
- развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного
общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования
связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру
занятий и методические приемы.
В
первую
очередь
хотелось
бы
остановиться
на
таком
виде
обучения
рассказыванию,
как пересказ,
т.к. из основных методов
обучения
детей
связной
монологической
речи
более
часто
используется именно он.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса,
развитию восприятия, памяти и внимания.
Сначала необходимо подготовить детей к восприятию рассказа
(сюда
может
входить
отгадывание
загадок
о
персонажах
произведения, уточнение значений отдельных слов и словосочетаний,
содержащихся в тексте). После этого текст прочитывается дважды, в
медленном
темпе.
При
повторном
чтении
рекомендуется прием
завершения
детьми
отдельных,
не
законченных
педагогом
предложений.
Далее
в
вопросно-ответной
форме
проводится разбор содержания
произведения («языковой» и «содержательный»).
Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на
выделение
основных
моментов
сюжетного
действия,
их
последовательности.
Помимо
разбора
содержания,
для
детей
с
ОНР
необходимо
проведение
специального «языкового»
(лексического)
разбора
текста
(также
в
вопросно-ответной
форме,
с
использованием
наглядного
материала).
Внимание
детей
сосредоточивается
на
языковом
материале
произведения. Лексический
разбор включает
выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций,
служащих для характеристики предметов.
Первоначально
дети
пересказывают
по
одному
фрагменту
текста,
затем
постепенно
переходят
к
индивидуальному
пересказу
нескольких фрагментов и текста в целом. Рекомендуется, например,
такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует
другой ребенок, подбирая их расположенных перед ним картинок те,
которые относятся к данной части рассказа.
Перечисленные
методические
приемы
достаточно
просты
и
доступны для практической работы с детьми с ОНР.
Важное место в общей коррекционной работе по развитию связной,
грамматически правильной речи детей с ОНР занимают такие виды,
как рассказывание
по
картинам (сюжетной
многофигурной
картине;
сериям
сюжетных
картинок;
описание
пейзажной
картины), обучение
рассказу-описанию
предметов
максимально
приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который
потребуется
ему
для
перехода
к
новой
ведущей
(учебной)
деятельности творческое рассказывание.
Формирование
навыков творческого
рассказывания у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
связано
с
большими
трудностями.
Эти
дети
испытывают
значительные
затруднения
в
определении
замысла
рассказа,
последовательном
развитии
выбранного
сюжета
и
его
языковой
реализации.
Все
это
определяет необходимость особого внимания к организации занятий
по
обучению
дошкольников
с
ОНР
составлению
рассказов
с
элементами
творчества,
поэтому в
занятия
по
пере сказу,
рассказыванию
по
картинам,
составлению
рассказов-описаний
рекомендуется
включать
отдельные,
доступные
детям задания
творческого характера.
На
занятиях
по
обучению
описанию
предметов проводятся
игры-упражнения
«Узнай,
что
это?»
(по
указанным
деталям,
отдельным
составным
элементам
дети
узнают
предмет),
используются
игровые
ситуации
при
составлении
описательных
рассказов
(«Реклама
товара»,
«Магазин».
«Пропала
собака»),
составляются описания предметов по собственным рисункам детей.
В целях формирования у детей с ОНР навыков составления
самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся
следующие виды занятий:
- составление рассказа по аналогии;
-
придумывание
продолжения
(окончания)
незавершенного
рассказа;
- составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и
предметным картинкам.
При
обучении рассказыванию
по
аналогии рекомендуется
вспомогательный
прием
совместного
составления
рассказа
по
предложенной
педагогом
сюжетной
схеме:
дети
заканчивают
предложения,
начатые
педагогом,
затем
педагог
объединяет
их
высказывания в законченный текст, который используется как образец
для составления своих вариантов рассказа.
Составление
продолжения
(окончания)
незавершенного
рассказа рекомендуется
проводить
в
двух
последовательно
используемых
вариантах:
с
опорой
и
без
опоры
на
наглядный
материал.
При составлении
рассказов
по
наборам
игрушек можно
использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания
детей
с
демонстрированием
действий
игрушек-персонажей.
В
структуру
такого
занятия
может
входить
отгадывание
загадок
о
персонажах
и
предметах
будущего
рассказа;
характеристика
персонажей
(внешний
вид
и
т.п.),
описание
предметов-атрибутов;
определение
темы
рассказа
(«У
Тани
день
рождения»,
«Таня
заболела» и т.п.), образец рассказа или его начала, предлагаемый
педагогом, составление рассказов детьми с использованием данного
плана.
Обучение
детей
с
ОНР составлению
рассказов
на
тему
по
опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с
демонстрацией
педагогом
наглядных
опор
–
соответствующих
предметных картинок.
При обучению составлению рассказа по данным словам без опоры на
картинки такой образец рассказа используется постоянно.