Напоминание

Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе


Автор: Романова Елена Валентиновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе

Учитель-дефектолог МДОУ

«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

Романова Е.В.

На современном этапе одним из приоритетов современной правовой политики

государства,

реализуемой

в

отношении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов,

выступает

задача

по

созданию

в

образовательных

организациях

условий

для

предоставления

лицам

названных

категорий

равного

доступа к качественному образованию без дискриминации их прав для коррекции

нарушений развития и социальной адаптации. Действующие нормативные правовые

акты

Российской

Федерации

предусматривают

законодательное

закрепление

гарантий

реализации

права

детей-инвалидов

и

детей

с

ОВЗ

на

включение

в

существующую

образовательную

среду

на

уровне

дошкольного,

общего

и

профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Особенности

организации

образовательной

деятельности

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) предполагают создание

для

них

психологически

комфортной

образовательной

среды,

обеспечивающей

специальные

условия

и

равные

с

другими

детьми

возможности

для

получения

образования

в

пределах

образовательных

стандартов,

лечение

и

оздоровление,

воспитание; для их социализации через включение в различные виды социально

значимой и творческой деятельности.

В настоящее время в образовательных организациях широко распространена

практика инклюзивного (включённого) образования, которая подразумевает процесс

совместного

воспитания

и

обучения

лиц

с

ОВЗ

и

нормально

развивающихся

сверстников. Такой образовательный подход основан, прежде всего, на решении

задач

социальной

адаптации

и

реабилитации

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Система

психолого-педагогических

мероприятий

в

инклюзивном образовании позволяет ребёнку с ОВЗ накапливать социальный опыт,

приобретать

элементарные

навыки

общения

с

нормально

развивающимися

сверстниками,

расширять

жизненно-значимые

компетенции

для

успешной

адаптации

в

социуме.

повышает

возможности

личностного

роста

и

готовит

к

полноценной жизни в обществе.

Практика

инклюзивного

образования

в

дошкольном

учреждении

«Ёлочка»

имеет многолетнюю историю и в настоящее время реализуются в диапазоне от

полной до эпизодической моделей инклюзии.

В

формате

постоянной

полной

инклюзии

дошкольники

с

ограничениями

здоровья самостоятельно и на равных с нормотипичными детьми посещают группу

общеразвивающей направленности в одних дошкольных группах в режиме полного

дня.

При

таком

подходе

образовательная

система

гибко

подстраивается

под

индивидуальные

образовательные

потребности

ребёнка.

Детям

с

особенностями

осваивают образовательную программу в том варианте, который им доступен, в

удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми

коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением. Эта модель подходит, как

правило, для детей с ОВЗ с несложными ограничениями здоровья, не имеющим

сочетанных

нарушений,

чей

уровень

психофизического

и

речевого

развития

соответствует или приближается к возрастной норме и психологически готовых к

совместному обучению с нормотипичными сверстниками.

Другим

вариантом

инклюзивного

процесса,

успешно

реализующимся

в

дошкольном

учреждении,

выступает

частичная

инклюзия,

предусматривающая

включение

отдельной

категории

детей

с

ОВЗ,

подготовленных

к

интеграции,

в

общество

нормативно

развивающихся

сверстников.

В

этом

процессе

участвуют

дошкольники из числа воспитанников групп компенсирующей направленности для

детей с задержкой психического развития и нарушениями опорно-двигательного

аппарата, способных наравне со своими нормально развивающимися сверстниками

овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков. Данная модель

подразумевает

пребывание

детей

с

ОВЗ

в

массовой

группе

лишь

часть

дня

с

оптимально подобранным под возможности каждого «особого» ребёнка содержания

и соотношения организованной и свободной деятельности. Для каждого ребёнка с

ОВЗ

подбирается

наиболее

подходящий

социально-абилитационный

комплекс:

«гостевая» группа ДОУ, конкретная тактика сопровождения, условия проведения

коррекционных мероприятий, график пребывания ребёнка в группе и посещения

занятий, наиболее приемлемые виды инклюзивных мероприятий.

Структура гостевого визита может быть представлена в нескольких вариантах:

«игра

рядом»:

приглашённые

дети

заняты

деятельностью,

организованной

сопровождающим

их

специалистом

(педагогом-психологом,

учителем-логопедом

или дефектологом), ребёнок свободен в выборе деятельности, специалист наблюдает

за его поведением;

свободная

деятельность

приглашённых

детей:

сопровождающие

педагоги

наблюдают и в случае необходимости поддерживают инициативы детей;

«приглашение»: организованная деятельность приглашённых детей с заранее

спланированными

взрослыми

ситуациями,

предполагающими

возможность

включения детей во взаимодействие с гостями.

Важно

помнить,

что

для

ребёнка

с

особенностями

развития

первична

социализация,

поэтому

в

качестве

ключевых,

решаются

задачи

социальной

адаптации,

расширения

круга

общения

с

людьми

без

нарушений

развития,

овладения простыми бытовыми и коммуникативными навыками.

Временная модель инклюзии может быть эффективной для всех детей с ОВЗ,

вне зависимости от достигнутого уровня развития. Её применение продиктовано

необходимостью расширения границ социализации для всех категорий детей с ОВЗ

и

восполнения

дефицита

общения

для

дошкольников,

оказавшихся

в

условиях

вынужденной изоляции. При временной интеграции все воспитанники специальных

групп объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже

2-х

раз

в

месяц

для

проведения

совместных

мероприятий

в

основном

воспитательного

и

развлекательно-игрового

характера,

на

которых

они

могут

приобрести свой первый опыт социальной интеграции. Эта модель подходит и для

дошкольников

из

числа

детского

населения

города,

из-за

выраженных

проблем

здоровья,

не

имеющих

возможности

посещать

дошкольные

образовательные

организации на регулярной основе.

Социальная интеграция детей с особенностями развития в коллектив здоровых

сверстников

очень

непростой

процесс,

требующий

осторожной

и

вдумчивой

реализации. Успешность социализации детей с ОВЗ в детский социум зависит не

только

от

характера

и

степени

имеющихся

у

них

физических

и

психических

нарушений,

от

эффективности

учитывающих

эти

нарушения

образовательных

программ и технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны

социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую

ребёнок интегрируется.

Процесс социализации детей с ОВЗ, организованный через включение в среду

типично развивающихся сверстников, выявляет ряд проблем.

Первая

проблема

связана

с

недостаточной

готовностью

интегрируемой

стороны: не все дети с ОВЗ готовы к включению в группу здоровых сверстников из-

за

медицинских

противопоказаний,

несформированности

элементарных

навыков

самообслуживания

и

коммуникации,

некорректируемых

проблем

поведения,

трудностей при установлении эмоциональных контактов и адаптации к незнакомым

условиям.

Часто

у

«особых»

детей

наблюдается

регуляторные

нарушения,

характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, аффективной возбудимостью,

слабостью волевых установок, импульсивностью, двигательной расторможенностью

или вялостью, апатичностью Некоторые дошкольники с ОВЗ совершают действия,

не принятые социальными нормами, что вызывает социальную тревогу и страхи у

нормотипичных детей. Перечисленные проблемы могут обостриться и усугубиться в

условиях социальной интеграции, когда резко изменяется привычный распорядок

дня,

увеличивается

число

социальных

контактов,

появляются

новые

правила,

возрастает поток поступающей извне информации.

С

другой

стороны,

благополучная

социализация

детей

с

ОВЗ

может

быть

отягощена

низкой

психологической

толерантностью

к

детям

с

видимыми

серьёзными

проблемами

здоровья

со

стороны

нормотипичных

сверстников.

В

категорию риска попадают дети с физическими отклонениями и недостатками в

развитии,

дети-инвалиды

с

видимыми

физическими

дефектами,

врожденными

аномалиями,

умственной

отсталостью

или

хроническими

психическими

заболеваниями

«не-такие-как-все».

Отсутствие

опыта

общения

нормально

развивающихся

детей

с

детьми

с

ОВЗ

иногда

приводит

к

дистанцированию,

неприязни и даже агрессии: дети с ОВЗ не принимаются сверстниками в игру, их

сторонятся, могут высказывать брезгливость и негативное отношение к их внешнему

виду и поведению.

Существенной проблемой, затрудняющей развитие в учреждении социально-

интегративного процесса, является недостаточная профессиональная и личностная

готовность педагогов к инклюзии. Обнаруживается недостаток профессиональных

компетенций

педагогических

работников

к

построению

инклюзивной

среды,

наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Основным

психологическим

«барьером»

является

страх

перед

неизвестным,

страх

вреда

инклюзии

для

остальных

участников

процесса,

негативные

установки

и

предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться,

психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Педагоги не всегда

успевают перестроиться на инклюзию, глубоко вникнуть в суть проблем в обучении

и общении ребёнка с особенностями развития. Иногда педагоги, не очень понимая

специфику «особого» воспитанника, просто боятся навредить ему.

Педагоги нуждаются в специальной переподготовке в области коррекционной

педагогики,

специальной

и

педагогической

психологии,

которая

ограничениями

здоровья и включения их в процесс взаимодействия и сотрудничества с другими

детьми.

Без

специального

образования

и

глубокого

знания

психологических

особенностей

детей-инвалидов

невозможно

эффективно

работать

с

«особыми»

дошкольниками.

Кроме

того,

не

каждая

образовательная

организация

может

предоставить логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, ассистента – а они часто

необходимы детям с ОВЗ.

Отдельным

звеном

в

цепочке

трудностей

процессов

инклюзии

стоят

проблемы, связанные с негативными или крайне осторожными и недоверчивыми

установками родительского социума в отношении совместного образовательного

процесса своих детей с воспитанниками с выраженными недостатками в развитии и

инвалидностью. Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят,

чтобы мир в представлении их ребёнка всегда был «идеальным». Такая позиция не

просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребёнка. У него под

влиянием

родителей

неправильно

формируется

психика.

Если

прививать

утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребёнок в будущем

столкнётся с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким

понятиям,

соприкасаясь

с

реальностью,

будет

проявлять,

в

лучшем

случае,

недоумение, брезгливость, в худшем - жестокость, равнодушие по отношению к

людям с проблемами в здоровье.

Часто родители опасаются, что совместное обучение здоровых детей с детьми-

инвалидами негативно скажется на развитии их детей, даже стремятся ограничить

это

общение,

часто

выражают

протест

против

пребывания

в

их

группе/классе

«особых» детей и прививают подобные установки своим детям, в результате чего

ребёнок с ОВЗ часто становится «белой вороной». Родители «обычных» детей

опасаются,

что

ребёнок

с

особенностями

развития

(особенно

с

тяжёлыми

нарушениями) будет мешать, отвлекать педагога и детей, что снизит уровень знаний

и ухудшит дисциплину.

Проблем много, каждая из них серьёзна и требует продуманного подхода к её

решению. Для успешного осуществления инклюзии требуются изменения самой

системы образования: она должна стать более гибкой и способной к обеспечению

равных прав для всех детей - без дискриминации и пренебрежения.

Важно признать, что инклюзивные формы обучения предполагают взаимную

готовность

обеих

сторон

процесса:

желание

со

стороны

включаемого

в

инклюзивный процесс ребёнка и терпимость, доброжелательность, признание со

стороны

сверстников

и

родителей

массовых

групп.

Инклюзия

это

обоюдное

движение навстречу друг другу: общества к особым людям и наоборот. Эта задача не

одного поколения - она требует переориентации сознания всего общества, развития

гражданской культуры.

К сожалению, на сегодняшний день, инклюзивное образование в России всё

ещё занимает слабые позиции и часто носит «стихийный» характер. В первую

очередь, это связано с тем, процесс инклюзии ещё слишком «молод» и не имеет

прочной основы. Инклюзия требует времени: должна быть последовательность,

должна

проводиться

громадная

просветительская

работа

среди

профессионалов

разных

направлений

-

в

образовательных

организациях

с

педагогами,

во

всех

общественных институтах. Это серьёзнейшая проблема, её нельзя решить за один

день. Чтобы принцип «разные, но равные» реализовывался успешно, необходима

забота об особых детях государства, общества в целом, неравнодушие и милосердие

каждого из нас.

Использованная литература:

1.

Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. «Инклюзивное образование» Выпуск

№1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

2.

Алехина С.В. и др. «Готовность педагогов как основной фактор успешности

инклюзивного процесса в образовании». – «Психологическая наука и образование»,

№ 1, 2011.

3.

Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России.

Саратов: Научная книга, 2003.

4.

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми

с ОВЗ: метод. пособие / Под ред. М. С. Староверовой. М.: Владос, 2011.



В раздел образования