Автор: Романова Елена Валентиновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе
Учитель-дефектолог МДОУ
«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
Романова Е.В.
На современном этапе одним из приоритетов современной правовой политики
государства,
реализуемой
в
отношении
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
выступает
задача
по
созданию
в
образовательных
организациях
условий
для
предоставления
лицам
названных
категорий
равного
доступа к качественному образованию без дискриминации их прав для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации. Действующие нормативные правовые
акты
Российской
Федерации
предусматривают
законодательное
закрепление
гарантий
реализации
права
детей-инвалидов
и
детей
с
ОВЗ
на
включение
в
существующую
образовательную
среду
на
уровне
дошкольного,
общего
и
профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Особенности
организации
образовательной
деятельности
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) предполагают создание
для
них
психологически
комфортной
образовательной
среды,
обеспечивающей
специальные
условия
и
равные
с
другими
детьми
возможности
для
получения
образования
в
пределах
образовательных
стандартов,
лечение
и
оздоровление,
воспитание; для их социализации через включение в различные виды социально
значимой и творческой деятельности.
В настоящее время в образовательных организациях широко распространена
практика инклюзивного (включённого) образования, которая подразумевает процесс
совместного
воспитания
и
обучения
лиц
с
ОВЗ
и
нормально
развивающихся
сверстников. Такой образовательный подход основан, прежде всего, на решении
задач
социальной
адаптации
и
реабилитации
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Система
психолого-педагогических
мероприятий
в
инклюзивном образовании позволяет ребёнку с ОВЗ накапливать социальный опыт,
приобретать
элементарные
навыки
общения
с
нормально
развивающимися
сверстниками,
расширять
жизненно-значимые
компетенции
для
успешной
адаптации
в
социуме.
повышает
возможности
личностного
роста
и
готовит
к
полноценной жизни в обществе.
Практика
инклюзивного
образования
в
дошкольном
учреждении
«Ёлочка»
имеет многолетнюю историю и в настоящее время реализуются в диапазоне от
полной до эпизодической моделей инклюзии.
В
формате
постоянной
полной
инклюзии
дошкольники
с
ограничениями
здоровья самостоятельно и на равных с нормотипичными детьми посещают группу
общеразвивающей направленности в одних дошкольных группах в режиме полного
дня.
При
таком
подходе
образовательная
система
гибко
подстраивается
под
индивидуальные
образовательные
потребности
ребёнка.
Детям
с
особенностями
осваивают образовательную программу в том варианте, который им доступен, в
удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми
коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением. Эта модель подходит, как
правило, для детей с ОВЗ с несложными ограничениями здоровья, не имеющим
сочетанных
нарушений,
чей
уровень
психофизического
и
речевого
развития
соответствует или приближается к возрастной норме и психологически готовых к
совместному обучению с нормотипичными сверстниками.
Другим
вариантом
инклюзивного
процесса,
успешно
реализующимся
в
дошкольном
учреждении,
выступает
частичная
инклюзия,
предусматривающая
включение
отдельной
категории
детей
с
ОВЗ,
подготовленных
к
интеграции,
в
общество
нормативно
развивающихся
сверстников.
В
этом
процессе
участвуют
дошкольники из числа воспитанников групп компенсирующей направленности для
детей с задержкой психического развития и нарушениями опорно-двигательного
аппарата, способных наравне со своими нормально развивающимися сверстниками
овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков. Данная модель
подразумевает
пребывание
детей
с
ОВЗ
в
массовой
группе
лишь
часть
дня
с
оптимально подобранным под возможности каждого «особого» ребёнка содержания
и соотношения организованной и свободной деятельности. Для каждого ребёнка с
ОВЗ
подбирается
наиболее
подходящий
социально-абилитационный
комплекс:
«гостевая» группа ДОУ, конкретная тактика сопровождения, условия проведения
коррекционных мероприятий, график пребывания ребёнка в группе и посещения
занятий, наиболее приемлемые виды инклюзивных мероприятий.
Структура гостевого визита может быть представлена в нескольких вариантах:
«игра
рядом»:
приглашённые
дети
заняты
деятельностью,
организованной
сопровождающим
их
специалистом
(педагогом-психологом,
учителем-логопедом
или дефектологом), ребёнок свободен в выборе деятельности, специалист наблюдает
за его поведением;
свободная
деятельность
приглашённых
детей:
сопровождающие
педагоги
наблюдают и в случае необходимости поддерживают инициативы детей;
«приглашение»: организованная деятельность приглашённых детей с заранее
спланированными
взрослыми
ситуациями,
предполагающими
возможность
включения детей во взаимодействие с гостями.
Важно
помнить,
что
для
ребёнка
с
особенностями
развития
первична
социализация,
поэтому
в
качестве
ключевых,
решаются
задачи
социальной
адаптации,
расширения
круга
общения
с
людьми
без
нарушений
развития,
овладения простыми бытовыми и коммуникативными навыками.
Временная модель инклюзии может быть эффективной для всех детей с ОВЗ,
вне зависимости от достигнутого уровня развития. Её применение продиктовано
необходимостью расширения границ социализации для всех категорий детей с ОВЗ
и
восполнения
дефицита
общения
для
дошкольников,
оказавшихся
в
условиях
вынужденной изоляции. При временной интеграции все воспитанники специальных
групп объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже
2-х
раз
в
месяц
для
проведения
совместных
мероприятий
в
основном
воспитательного
и
развлекательно-игрового
характера,
на
которых
они
могут
приобрести свой первый опыт социальной интеграции. Эта модель подходит и для
дошкольников
из
числа
детского
населения
города,
из-за
выраженных
проблем
здоровья,
не
имеющих
возможности
посещать
дошкольные
образовательные
организации на регулярной основе.
Социальная интеграция детей с особенностями развития в коллектив здоровых
сверстников
–
очень
непростой
процесс,
требующий
осторожной
и
вдумчивой
реализации. Успешность социализации детей с ОВЗ в детский социум зависит не
только
от
характера
и
степени
имеющихся
у
них
физических
и
психических
нарушений,
от
эффективности
учитывающих
эти
нарушения
образовательных
программ и технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны
социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую
ребёнок интегрируется.
Процесс социализации детей с ОВЗ, организованный через включение в среду
типично развивающихся сверстников, выявляет ряд проблем.
Первая
проблема
связана
с
недостаточной
готовностью
интегрируемой
стороны: не все дети с ОВЗ готовы к включению в группу здоровых сверстников из-
за
медицинских
противопоказаний,
несформированности
элементарных
навыков
самообслуживания
и
коммуникации,
некорректируемых
проблем
поведения,
трудностей при установлении эмоциональных контактов и адаптации к незнакомым
условиям.
Часто
у
«особых»
детей
наблюдается
регуляторные
нарушения,
характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, аффективной возбудимостью,
слабостью волевых установок, импульсивностью, двигательной расторможенностью
или вялостью, апатичностью Некоторые дошкольники с ОВЗ совершают действия,
не принятые социальными нормами, что вызывает социальную тревогу и страхи у
нормотипичных детей. Перечисленные проблемы могут обостриться и усугубиться в
условиях социальной интеграции, когда резко изменяется привычный распорядок
дня,
увеличивается
число
социальных
контактов,
появляются
новые
правила,
возрастает поток поступающей извне информации.
С
другой
стороны,
благополучная
социализация
детей
с
ОВЗ
может
быть
отягощена
низкой
психологической
толерантностью
к
детям
с
видимыми
серьёзными
проблемами
здоровья
со
стороны
нормотипичных
сверстников.
В
категорию риска попадают дети с физическими отклонениями и недостатками в
развитии,
дети-инвалиды
с
видимыми
физическими
дефектами,
врожденными
аномалиями,
умственной
отсталостью
или
хроническими
психическими
заболеваниями
–
«не-такие-как-все».
Отсутствие
опыта
общения
нормально
развивающихся
детей
с
детьми
с
ОВЗ
иногда
приводит
к
дистанцированию,
неприязни и даже агрессии: дети с ОВЗ не принимаются сверстниками в игру, их
сторонятся, могут высказывать брезгливость и негативное отношение к их внешнему
виду и поведению.
Существенной проблемой, затрудняющей развитие в учреждении социально-
интегративного процесса, является недостаточная профессиональная и личностная
готовность педагогов к инклюзии. Обнаруживается недостаток профессиональных
компетенций
педагогических
работников
к
построению
инклюзивной
среды,
наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Основным
психологическим
«барьером»
является
страх
перед
неизвестным,
страх
вреда
инклюзии
для
остальных
участников
процесса,
негативные
установки
и
предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться,
психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Педагоги не всегда
успевают перестроиться на инклюзию, глубоко вникнуть в суть проблем в обучении
и общении ребёнка с особенностями развития. Иногда педагоги, не очень понимая
специфику «особого» воспитанника, просто боятся навредить ему.
Педагоги нуждаются в специальной переподготовке в области коррекционной
педагогики,
специальной
и
педагогической
психологии,
которая
ограничениями
здоровья и включения их в процесс взаимодействия и сотрудничества с другими
детьми.
Без
специального
образования
и
глубокого
знания
психологических
особенностей
детей-инвалидов
невозможно
эффективно
работать
с
«особыми»
дошкольниками.
Кроме
того,
не
каждая
образовательная
организация
может
предоставить логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, ассистента – а они часто
необходимы детям с ОВЗ.
Отдельным
звеном
в
цепочке
трудностей
процессов
инклюзии
стоят
проблемы, связанные с негативными или крайне осторожными и недоверчивыми
установками родительского социума в отношении совместного образовательного
процесса своих детей с воспитанниками с выраженными недостатками в развитии и
инвалидностью. Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят,
чтобы мир в представлении их ребёнка всегда был «идеальным». Такая позиция не
просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребёнка. У него под
влиянием
родителей
неправильно
формируется
психика.
Если
прививать
утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребёнок в будущем
столкнётся с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким
понятиям,
соприкасаясь
с
реальностью,
будет
проявлять,
в
лучшем
случае,
недоумение, брезгливость, в худшем - жестокость, равнодушие по отношению к
людям с проблемами в здоровье.
Часто родители опасаются, что совместное обучение здоровых детей с детьми-
инвалидами негативно скажется на развитии их детей, даже стремятся ограничить
это
общение,
часто
выражают
протест
против
пребывания
в
их
группе/классе
«особых» детей и прививают подобные установки своим детям, в результате чего
ребёнок с ОВЗ часто становится «белой вороной». Родители «обычных» детей
опасаются,
что
ребёнок
с
особенностями
развития
(особенно
с
тяжёлыми
нарушениями) будет мешать, отвлекать педагога и детей, что снизит уровень знаний
и ухудшит дисциплину.
Проблем много, каждая из них серьёзна и требует продуманного подхода к её
решению. Для успешного осуществления инклюзии требуются изменения самой
системы образования: она должна стать более гибкой и способной к обеспечению
равных прав для всех детей - без дискриминации и пренебрежения.
Важно признать, что инклюзивные формы обучения предполагают взаимную
готовность
обеих
сторон
процесса:
желание
со
стороны
включаемого
в
инклюзивный процесс ребёнка и терпимость, доброжелательность, признание со
стороны
сверстников
и
родителей
массовых
групп.
Инклюзия
–
это
обоюдное
движение навстречу друг другу: общества к особым людям и наоборот. Эта задача не
одного поколения - она требует переориентации сознания всего общества, развития
гражданской культуры.
К сожалению, на сегодняшний день, инклюзивное образование в России всё
ещё занимает слабые позиции и часто носит «стихийный» характер. В первую
очередь, это связано с тем, процесс инклюзии ещё слишком «молод» и не имеет
прочной основы. Инклюзия требует времени: должна быть последовательность,
должна
проводиться
громадная
просветительская
работа
среди
профессионалов
разных
направлений
-
в
образовательных
организациях
с
педагогами,
во
всех
общественных институтах. Это серьёзнейшая проблема, её нельзя решить за один
день. Чтобы принцип «разные, но равные» реализовывался успешно, необходима
забота об особых детях государства, общества в целом, неравнодушие и милосердие
каждого из нас.
Использованная литература:
1.
Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. «Инклюзивное образование» Выпуск
№1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
2.
Алехина С.В. и др. «Готовность педагогов как основной фактор успешности
инклюзивного процесса в образовании». – «Психологическая наука и образование»,
№ 1, 2011.
3.
Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России.
Саратов: Научная книга, 2003.
4.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми
с ОВЗ: метод. пособие / Под ред. М. С. Староверовой. М.: Владос, 2011.