Авторы: Ульяна Викторовна Борисова, Татьяна Николаевна Яковлева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- детский сад "Детский сад "Сардаа
Населённый пункт: г. Якутск, Республика СахаЯкутия
Наименование материала: кружковая работа
Тема: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР- детский сад «Детский сад «Сардаана»
Кружковая работа
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного
возраста»
Воспитатель: Борисова Ульяна Викторовна
Амга,2019
План работы на 2019-2020 учебный год
Выбор темы
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и
развить
стремление
к
познанию,
удовлетворить
детскую
потребность
в
активной
деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного
образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Цель:
Способствовать
развитию
познавательной
активности,
логического
мышления,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению,
развитию
умственных
способностей.
Задачи:
1.
Обучать
детей
основным
логическим
операциям:
анализу,
сравнению,
отрицанию,
классификации, систематизации, обобщению, умозаключениям;
2. Развивать у детей умение рассуждать, доказывать;
3.
Развитие
у
детей
логико-математических
представлений
(представления
о
математических
свойствах
и
отношения
предметов,
конкретных
величин,
числах,
геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
4.
Развитие
интеллектуально-творческих
проявлений
детей:
находчивости,
смекалки,
догадки, сообразительности
5.
Воспитание
готовности
к
обучению
в
школе,
развитие
самостоятельности,
ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и
мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Ожидаемый результат:
В
процессе
работы
у
детей
развивается
внимание,
память,
речь,
мышление,
интеллектуальное развитие.
План работы на 2019-2020 учебный год
Дата
Тема
Цель
Материал
Сентяб
рь
1 неделя «Задачи-
загадки»
формировать и развивать у детей
простейшие логические структуры
мышления математического
представления.
задачи-загадки на
закрепление
числового ряда
2 неделя
«Составление
треугольника и
квадратов»
учить составлять геометрические
фигуры из счетных палочек.
Развивать внимание.логическое
мышление
счетные
палочки.простые
карандаши тетрадные
листы в клеточку
3 неделя
«Построй новую
фигуру»
упражнять детей в умении
осуществлять целенаправленные
поисковые действия умственного
плана.частичном мысленном
решении задач
счетные
палочки.геометрическ
ие фигуры
Октяб
рь
1 неделя
«Разговор по
телефону»
Развитие пространственных
представлений. Учить разгадывать
лабиринты. Развивать
мышление.внимание
лабиринты
«Волшебная
палочка». Листы с
парными предметами
2 неделя «Мы
конструкторы»
формировать умение разложить
сложную фигуру на простые, по
образцу,тренировка в работе с
цифрами первого десятка. Развивать
внимание,логическое мышление
разноцветные
геометрические
фигуры
3 неделя
«Муравьи»
учить детей заменять предметы
символикой. Формирование
представлений о символическом
изображении вещей. Воспитывать
внимание.мышление
фишки
красные,зеленые,боль
шие и маленькие,
таблица с
изображением плана
пути муравья
4 неделя «Сравни
и запомни»
развивать умение осуществлять
зрительно-мыслительный анализ
способа разложения
фигур,закрепить представление о
геометрических фигурах
наборы геом.фигур
на каждого
ребенка,фигура трех
цветов, табличка с
изображением
геометрических
фигур
Ноябр
ь
1 неделя
«Цепочки»
закрепить умение детей в
выполнении действий сложения и
вычитания в пределах десяти.
Развивать внимание,память.
карточки с
цифровыми
цепочками,простые
карандаши
2 неделя
«Волшебные
круги»
формирование у детей
представлений о натуральном
числе,усвоение конкретного смысла
действий сложения
набор карточек с
кругами,наборгеомет
р.фигур
3 неделя
«Сколько
осталось»
развитие навыка счета
предметов,умение соотносить
количество и число, формирование
смысла действия вычитания
числовые
карточки,наборгеом .
фигур,карточки с
кругами
4 неделя
«Волшебные
круги»
упражнять детей в анализе групп
фигур,установление закономерности
в наборе признаков,умение
сопоставлять и обобщать
карточки с
геом.фигурами,карточ
ки с пустыми
фигурами,геом.фигур
ы
Декабр
ь
1 неделя
«Рассеянный
художник»
в игровой форме закрепить действия
с числами первого
десятка.Развиватьвнимание,мышлен
ие,память
предметные
картинки. Карточки с
цифрами от 1 до 10
2 неделя
«Сколько,
какой?»
знакомство с порядковыми
числительными , с понятиями
«первый,последний»,развиватьвним
ание.память мышление
карточки с
цифрами,карточки с
изображением
предметов
3 неделя
«Колумбово
яйцо»
учить детей
создаватьсилуэт,используя все части
игры,присоединяя одну к другой.
Развивать
внимание,мышление,логическое
мышление
конверты с игрой
«Колумбово яйцо» на
каждого ребенка
Январь
1 неделяДид.игра
«Сколько всего»,
«На сколько
больше»,продол
жение игр с
обручами
закрепление навыков сложения и
вычитания,развивать логическое
мышление,память,внимание
набор карточек с
числами и значками
«=,-,+
«,наборгеом.фигур
2 неделя «Где чей
домик»
Учить сравнивать числа,упражнять
в умении определять направление
движения посредством знаков
больше-меньше,направление
движения (направо,налево,прямо),
развивать внимание,логическое
мышление
набор карточек с
числами, карточки с
домиками
3 неделя «Где
живут числа»
учить сравнивать числа по величине,
закрепить понятия «больше»,
«меньше» числового ряда до
10,развивать внимание,логическое
мышление
карточки с числами
до 10, карточки с
домиками для чисел
Февра
ль
1 неделя
«Логические
задачи на поиск
недостающих
фигур»
учить путем зрительного и
мыслительного анализа рядов фигур
по горизонтали выбрать
недостающую фигуру
таблицы и карточки с
изображенными на
них фигурами
2 неделя
«Логические
задачи на поиск
недостающих
фигур,
продолжение
учить видеть закономерность в
расположении фигур, развивать
умение обобщать ряд фигур,
развивать умение доказывать
правильность решения.
таблицы и карточки с
изображенными на
них фигурами
3 неделя Игра
«Круги»
развивать устойчивое внимание и
умение различать величину
предмета
таблица с кругами
разной величины
4 неделя
«Задачки-
загадки»
развивать умственную
активность,самостоятельность
мысли,умение сосредоточиться
задачки-загадки в
картинках
Март
1 неделя «Найди
отличия»
учить замечать последовательность в
расположении
предметов,развиватьумение
анализировать ,развивать память
внимание логическое мышление
парные карт инки с
разным числом
отличий
2 неделя
Графический
диктант
«Бабочка»
учить ориентироваться на
тетрадном листке в клетку, учить
работать по диктовку, закрепить счет
до 10, развивать внимание, память
простой карандаш,
лист в мелкую клетку
3 неделя
«Повтори
рисунок»
учить работать по образцу,
тренировка памяти, внимания ,
учить анализировать,
ориентироваться на листе в клетку
образцы для
выполнения задания
Апрел
ь
1 неделя «Игры с
лабиринтами
учить решать практическую задачу,
развивать логическое мышление,
сообразительность, умение
сосредоточиться
картинки с
лабиринтами, фишки
2 неделя
«Продолжи
цепочку»
учить видеть закономерность
,развивать внимание, мышление,
память
карточки с
предметами
чередующихся групп
3 неделя
«Графический
диктант «Робот»
учить работать на листе в клетку,
закрепить понятие «лево, право»,
закрепить умение отсчитывать
нужное количество клеточек,
развивать внимание, память,
мышление
простой карандаш,
листы в мелкую
клетку на каждого
ребенка
4 неделя
«Нарисуй
недостающую
фигуру»
учить детей анализировать, думать ,
логически мыслит ь, развивать
внимание
квадраты, три ряда по
три фигуры в каждом,
одна фигура
пропущена
Май
1 неделя
«Неровные
шаги»
учить определить и нарисовать,
какая группа фигур в цепочке
чередуется между собой, развивать
внимание, мышление , память
карточки с цепочками
фигур и предметов на
каждого ребенка,
карандаш
2 неделя
«Веселые
раскраски»
предложить детям раскрасить на
картинке справа предмет, который
составлен из нарисованных слева
геометрических фигур или закрасить
геометрические фигуры справа из
которых составлен предмет,
развивать внимание, память и
логическое мышление
карточки с
предметами и
геометрическими
фигурами на каждого
ребенка , цветные
карандаш
3 неделя
Итоговое занятие
«Путешествие
учить на наглядной основе решать
простые задачи с использованием
числовых карточек, развивать
схемы, числовые
карточки, счетные
палочки, карточки с
муравьев»
логическое мышление, уметь
обобщать и делать выводы
домиками
К концу обучения дети должны:
-уметь делить целое на части, устанавливать межу ними связь
-уметь мысленно соединять в единое целое части предмета
-уметь мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам
-уметь ориентироваться на листе в клетку (графические диктанты)
-уметь при помощи сужений делать заключение
-уметь осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного
плана, частичном мысленном решении задач
-уметь путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по
горизонтали выбрать недостающую фигуру