Автор: Ильина Валерия Васильевна
Должность: преподаватель дши
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Посадка за инструментом фортепиано при организации пианистического аппарата на начальном этапе обучения в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Организацию пианистического аппарата нужно начинать с правильной
посадки за инструментом. Она важна для того, чтобы сформировать основу
для
правильного
положения
рук
и
пальцев.
Если
на
начальном
этапе
обучения
не
уделить
внимание
этой
очень
важной
детали
в
освоении
инструмента, то со временем могут возникнуть трудности в исполнении.
Если
спина,
плечи,
локти,
кисти
рук
будут
находиться
в
неудобном
положении, то в будущем будет сложно исполнить красивые технические
пассажи в быстром темпе, звук исполнителя будет поверхностным, аккорды
не будут звучать глубоко и насыщенно. Так на что же нужно обратить первое
внимание, садясь за инструмент?
Первое на что мы обращаем внимание – это стул. Й. Гат говорит так:
«Для твердой основы требуется, прежде всего, хороший, прочно стоящий на
месте стул. Вращающиеся «специально фортепьянные» стулья - совершенно
не пригодны, нельзя также сидеть на мягком, пружинящем стуле»
1
. И он
совершенно прав, так как для пианиста важно иметь точку опоры. Также он
говорит о том, чтобы исполнители избегали вогнутого сиденья. «Итак, тело
пианиста
должно
иметь
возможность
свободно
двигаться
во
всех
направлениях.
Поэтому
следует
избегать
вогнутого
сиденья»
2
Можно
приобрести
стулья для фортепиано. Они устойчивы и регулируются по
высоте.
Но
если
нет
такой
возможности
можно
воспользоваться
обыкновенным стулом. Важно чтобы он был устойчивым.
Следующий
вопрос,
который
часто
возникает
у
ребенка:
«А
как
правильно сесть?» Садиться нужно ближе к переднему краю стула, но не на
самый край, потому что так будет теряться вторая точка опоры – на ноги. Вот
что пишет по этому поводу Й. Гат в своей работе «Техника фортепьянной
игры»: «Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног и
тем самым делать неуверенными движения корпуса. Но и на самом краю
стула сидеть тоже неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела
1
Гат Й. Техника фортепьянной игры. С. 45
2
Гат Й. Техника фортепьянной игры
С.
46
падает
на
ноги.
В
таком
положении
корпус
так
же
не
может
свободно
двигаться; тело попадает в очень напряженное положение»
3
Следующее на
что нужно обратить внимание, вторая точка опоры, это ноги. Многие дети не
достают до пола. Поэтому нужно использовать скамеечку. А. Артоболевская
предлагает использовать скамеечку с «заменителями педалей».
«Пока
ноги
ребенка
еще
не
достают
до
педалей,
я
пользуюсь
скамеечкой, в которой имеется особое приспособление – передача на педали:
приделанные
к
скамеечке
«заменители
педалей»,
соединенные
через
отверстия с педалями фортепиано»
4
Также важно расстояние, на котором исполнитель будет находиться от
инструмента. Проверить это можно так: нужно опустить руки на клавиши,
длина нашего предплечья (от запястья до локтя) это то расстояние на котором
ребенок
должен
находиться
перед
инструментом.
Сидеть
нужно
ровно,
прямо, сильно не наклоняться вперед и не откидываться назад.
Следующий вопрос
- это высота сиденья стула над полом. Высота
сиденья должна быть отрегулирована так, чтобы предплечья опущенных на
клавиатуру рук были параллельны
уровню клавиатуры, либо чуть-чуть
выше. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук.
Важно помнить, что спина при этом должна находиться вертикально. Кисти
3
Гат Й. Техника фортепьянной игры. С. 46
4
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. С. 12
рук направлены ладонями вниз, и при этом, как бы накрывают клавиатуру.
Очень хорошую и наглядную картинку о посадке за инструментом приводит в
пример С.А. Барсукова в своем сборнике «Азбука игры на фортепиано».
5
Она
предлагает
юному
музыканту
выбрать
картинку,
на
которой
изображен
правильно
сидящий
за
инструментом
исполнитель.
Верна
картинка
под
номером №4.
Таким образом мы выяснили, что посадка за инструментом имеет три
точки опоры: стул, ноги и руки, а также является важным критерием в
организации пианистического аппарата.
Т.И.
Смирнова
в
своей
работе
«Фортепиано.
Интенсивный
курс.
Пособие
для
преподавателей,
детей
и
родителей.
Методические
рекомендации» предлагает использовать следующие упражнения
6
:
5
Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. С. 5
6
Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей.
Методические реком
ендации. С. 9
Упражнение №1. «Новая и сломанная кукла» (для девочек), «Солдатик
и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу,
затем за фортепиано.
Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться
(5-10 секунд). Выполнить 6 раз.
Упражнение
№2.
Исходная
позиция
–
«новая
кукла».
Покачать
туловищем
с
прямой,
напряженной
спиной
вперед
и
назад.
Затем
расслабиться
–
кукла
сломалась,
кончился
завод.
(Мальчики
в
этих
упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка.)
Упражнение №3. «Подснежник»
Преподаватель играет пьесу П.И. Чайковского «Подснежник». Ребенок
сидит на стуле, руки свободно лежат на коленях. Первая фраза – подснежник
«растет» - правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении
всего
упражнения
кисть
висит
расслабленная,
как
цветок
подснежника.
Следует
объяснить
ребенку,
что
ладошку
не
нужно
показывать,
так
как
подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены
вниз. Вторая фраза- то же самое левой рукой. Третья фраза – поднимаются
обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.
На занятиях с детьми рекомендуется:
1)
Не употреблять слово «упражнения» или словосочетание «делать
упражнение». Лучше использовать фразу «Давай поиграем в куклу».
Так ребенок не испугает, а с большим желанием захочет поиграть.
2)
Стараться не делать замечания «Ты плохо сидишь, неправильно».
Лучше сказать: «Так медвежонок сидит, а как у нас Леночка сидит?».
На такое замечание ребенок не обидится, а с удовольствием покажет
как нужно сделать правильно.