Напоминание

Посадка за инструментом фортепиано при организации пианистического аппарата на начальном этапе обучения в ДШИ и ДМШ


Автор: Ильина Валерия Васильевна
Должность: преподаватель дши
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Посадка за инструментом фортепиано при организации пианистического аппарата на начальном этапе обучения в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организацию пианистического аппарата нужно начинать с правильной

посадки за инструментом. Она важна для того, чтобы сформировать основу

для

правильного

положения

рук

и

пальцев.

Если

на

начальном

этапе

обучения

не

уделить

внимание

этой

очень

важной

детали

в

освоении

инструмента, то со временем могут возникнуть трудности в исполнении.

Если

спина,

плечи,

локти,

кисти

рук

будут

находиться

в

неудобном

положении, то в будущем будет сложно исполнить красивые технические

пассажи в быстром темпе, звук исполнителя будет поверхностным, аккорды

не будут звучать глубоко и насыщенно. Так на что же нужно обратить первое

внимание, садясь за инструмент?

Первое на что мы обращаем внимание – это стул. Й. Гат говорит так:

«Для твердой основы требуется, прежде всего, хороший, прочно стоящий на

месте стул. Вращающиеся «специально фортепьянные» стулья - совершенно

не пригодны, нельзя также сидеть на мягком, пружинящем стуле»

1

. И он

совершенно прав, так как для пианиста важно иметь точку опоры. Также он

говорит о том, чтобы исполнители избегали вогнутого сиденья. «Итак, тело

пианиста

должно

иметь

возможность

свободно

двигаться

во

всех

направлениях.

Поэтому

следует

избегать

вогнутого

сиденья»

2

Можно

приобрести

стулья для фортепиано. Они устойчивы и регулируются по

высоте.

Но

если

нет

такой

возможности

можно

воспользоваться

обыкновенным стулом. Важно чтобы он был устойчивым.

Следующий

вопрос,

который

часто

возникает

у

ребенка:

«А

как

правильно сесть?» Садиться нужно ближе к переднему краю стула, но не на

самый край, потому что так будет теряться вторая точка опоры – на ноги. Вот

что пишет по этому поводу Й. Гат в своей работе «Техника фортепьянной

игры»: «Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног и

тем самым делать неуверенными движения корпуса. Но и на самом краю

стула сидеть тоже неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела

1



Гат Й. Техника фортепьянной игры. С. 45

2



Гат Й. Техника фортепьянной игры

С.

46

падает

на

ноги.

В

таком

положении

корпус

так

же

не

может

свободно

двигаться; тело попадает в очень напряженное положение»

3

Следующее на

что нужно обратить внимание, вторая точка опоры, это ноги. Многие дети не

достают до пола. Поэтому нужно использовать скамеечку. А. Артоболевская

предлагает использовать скамеечку с «заменителями педалей».

«Пока

ноги

ребенка

еще

не

достают

до

педалей,

я

пользуюсь

скамеечкой, в которой имеется особое приспособление – передача на педали:

приделанные

к

скамеечке

«заменители

педалей»,

соединенные

через

отверстия с педалями фортепиано»

4

Также важно расстояние, на котором исполнитель будет находиться от

инструмента. Проверить это можно так: нужно опустить руки на клавиши,

длина нашего предплечья (от запястья до локтя) это то расстояние на котором

ребенок

должен

находиться

перед

инструментом.

Сидеть

нужно

ровно,

прямо, сильно не наклоняться вперед и не откидываться назад.

Следующий вопрос

- это высота сиденья стула над полом. Высота

сиденья должна быть отрегулирована так, чтобы предплечья опущенных на

клавиатуру рук были параллельны

уровню клавиатуры, либо чуть-чуть

выше. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук.

Важно помнить, что спина при этом должна находиться вертикально. Кисти

3



Гат Й. Техника фортепьянной игры. С. 46

4



Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. С. 12

рук направлены ладонями вниз, и при этом, как бы накрывают клавиатуру.

Очень хорошую и наглядную картинку о посадке за инструментом приводит в

пример С.А. Барсукова в своем сборнике «Азбука игры на фортепиано».

5

Она

предлагает

юному

музыканту

выбрать

картинку,

на

которой

изображен

правильно

сидящий

за

инструментом

исполнитель.

Верна

картинка

под

номером №4.

Таким образом мы выяснили, что посадка за инструментом имеет три

точки опоры: стул, ноги и руки, а также является важным критерием в

организации пианистического аппарата.

Т.И.

Смирнова

в

своей

работе

«Фортепиано.

Интенсивный

курс.

Пособие

для

преподавателей,

детей

и

родителей.

Методические

рекомендации» предлагает использовать следующие упражнения

6

:

5



Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. С. 5

6



Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей.

Методические реком

ендации. С. 9

Упражнение №1. «Новая и сломанная кукла» (для девочек), «Солдатик

и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу,

затем за фортепиано.

Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться

(5-10 секунд). Выполнить 6 раз.

Упражнение

№2.

Исходная

позиция

«новая

кукла».

Покачать

туловищем

с

прямой,

напряженной

спиной

вперед

и

назад.

Затем

расслабиться

кукла

сломалась,

кончился

завод.

(Мальчики

в

этих

упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка.)

Упражнение №3. «Подснежник»

Преподаватель играет пьесу П.И. Чайковского «Подснежник». Ребенок

сидит на стуле, руки свободно лежат на коленях. Первая фраза – подснежник

«растет» - правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении

всего

упражнения

кисть

висит

расслабленная,

как

цветок

подснежника.

Следует

объяснить

ребенку,

что

ладошку

не

нужно

показывать,

так

как

подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены

вниз. Вторая фраза- то же самое левой рукой. Третья фраза – поднимаются

обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

На занятиях с детьми рекомендуется:

1)

Не употреблять слово «упражнения» или словосочетание «делать

упражнение». Лучше использовать фразу «Давай поиграем в куклу».

Так ребенок не испугает, а с большим желанием захочет поиграть.

2)

Стараться не делать замечания «Ты плохо сидишь, неправильно».

Лучше сказать: «Так медвежонок сидит, а как у нас Леночка сидит?».

На такое замечание ребенок не обидится, а с удовольствием покажет

как нужно сделать правильно.



В раздел образования