Автор: Олеся Владимировна Маслова
Должность: мбоу "сош №1 им.заслуженного учителя рф а.а.агаева с.камбилеевское"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им.Заслуженного учителя РФ А.А.Агаева с.Камбилеевское"
Населённый пункт: РСО-Алания г.Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: Образовательный потенциал интеграции языкового и математического содержания на уроках в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Образовательный потенциал интеграции
языкового и математического содержания на уроках в начальной школе.
1.
РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЦЕЛОСТНОМ И ВСЕСТОРОННЕМ ОБРАЗОВАНИИ
УЧАЩИХСЯ.
Все изучаемые предметы в школе носят самостоятельный характер и направлены на развитие разных сфер личности
ученика. В тоже время личностный результат обучения должен выражаться в « «…формировании целостного, социально
ориентированного взгляда а мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы. Народов, культур и религий». В
качестве одного из одного инструментов формирования единой мировоззренческой картины в процессе обучения выступает
интегративный подход.
Как известно, процессы дифференциации и интеграции научного знания последовательно сменяют друг друга в
историческом развитии и в целом способствуют обогащению науки. Так, в связи с появлением компьютеров в нашей жизни
на стыке математики и лингвистики произошло рождение такой науки, как математическая (или компьютерная) лингвистика.
Похожим образом через более глубокое изучение дифференцированного обучения и периодическое обращение к интеграции
предметных областей должно идти и индивидуальное развитие ребёнка.
В работах различных авторов рассматриваются интегрированные курсы и интегрированные уроки. Для начальной школы
традиционным является изучение интегрированного учебного предмета «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова,
З.А.Клепинина, А.А. Плешаков и др) и интеграция филологического содержания в начальный период обучение грамоте. На
формирование графической грамотности и пространственных представлений учащихся направлен интегрированный курс
«Математика и конструирование) (авторы С.И. Волкова, О.Л.Пчёлкина)
Исследователями установлено, что интеграция способствует решению задачи целостного и всестороннего образования
учащихся. Осуществляя межпредметную интеграцию, учитель начальных классов:
Даёт возможность учащимся посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения.
Продемонстрировать взаимосвязь между различными явлениями окружающей действительности;
Заложить основы для формирования целостной картины мира.
Примеры использования интегративного подхода на уроках в начальной школе.
Комплекс таких понятий, как «весна», «ледоход», «половодье», «проталина», «подснежник» и т.п., например, может
рассматриваться на уроках окружающего мира, и на уроках русского языка, чтения, ИЗО, музыки. При этом правильная
организация соответствующих интегрированных уроков, например на тему «Весна и её образ в искусстве», позволяет
усилить образовательный
потенциал урока и сэкономить время, потраченное на проработку содержания в рамках изучения отдельных предметов.
На уроках математики образ весны можно использовать, предлагая детям выполнить задания по изучаемой теме, которые
касаются таких признаков весны, как «сосульки» или «проталины». Например, знакомясь с понятием длины и её измерения
на примерах сосулек, которые способны менять свою длину с течением времени. Или при знакомством с понятием площади
и её измерения на примерах проталин, которые также могут расти и менять свою форму.
При выполнение следующего интегрированного задания необходимо применить знания из разных предметных областей:
Задание:
Когда Вася шёл из школы, то он измерил линейкой длину сосульки, которая висела
на перилах. Оказалось, что в сосульке 1 дм и 3 см. на следующий день он опять
измерил её Длина оказалась на 5 см _______________.
Вставьте пропущенное слово и определите, какой стала длина сосульки.
С учениками следует обсудить все возможные варианты того, что могло произойти с сосулькой в зависимости от погоды
(включая вариант, когда оттепели не было), и соответствующие ответы.
Наиболее часто на уроках в начальной школе мы сталкиваемся с таким типом интеграции, когда один предметов выступает
в качестве главного, а привлечение знаний из другой предметной области служит вспомогательным инструментом при
изучении основной дисциплины.
Примеры:
Уточнение правильного произношения в процессе изучения единиц длины (километр, сантиметр, миллиметр)
Формирование навыков правильного чтения математических выражений (пять меньше восьми, сумма тридцати
пяти и двадцати трёх)
Знакомство с несклоняемыми менами существительными (названия переменных) в ходе работы с уравнениями и
выражениями с переменной (сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти)
При изучении русского языка, наоборот, можно использовать термины математики для отработки соответствующих
навыков. Это, например: определение частей речи в математических текстах; склонение существительных (угол, линия,
число) или прилагательных (прямо «угол», натуральное «число»).
Однако следует осознавать, что не любое соединение содержания разных предметных областей будет способствовать
решению образовательных задач. Для математики в целом характерно установление междпредметных связей с такими
предметными областями, как:
«Окружающий мир» (в контексте иллюстрации использования и роли именованных и неименованных чисел, их
нумерации, а также величин; демонстрация геометрических форм и симметрии в природе);
«Искусство» (демонстрация математического инструментария, с помощью которого описываются и изучаются каноны
и образцы произведений искусств; иллюстрация в симметрии в произведениях искусства);
«Литературное чтение» (обращение к литературным произведениям, в тексте которых присутствуют числа и
величины, установления их роли и значения).
При знакомстве с числами первого десятка, например, можно приводить примеры пословиц, поговорок,
загадок, в которых встречаются числа: «Один в поле не воин», «Два сапога – пара», «Три поросёнка» ….
В рамках внеурочной деятельности следует знакомить учеников с художественными произведениями, написанными
для детей математиками, о математиках или о математике. Для оформления внеурочных мероприятий по математике
можно использовать:
Репродукции картин, на которых изображены математические объекты: Н.П.Богданов-Бельский «Устный счёт. В
народной школе С.А.Рачинского», К.Малевич «Супрематическая композиция» и пр.
Музыкальные произведения математического содержания для детей: В.Шатнский – М.Пляцковский «Дважды два -
четыре», Е.Крылатов – Ю.Энтин «Мы маленькие дети».
Для учебного курса предмета «Русский язык» характерно установление межпредметных связей с такими
предметными областями, как:
Литературное чтение (использование словообразования и компонентов лексикологии при работе со значением
слова; обращение к морфологии и синтаксису в ходе анализа художественного текста).
«Окружающий мир» и «ИЗО» (в процессе изучения способов к стилистике в ходе знакомства с примерами
поэтического описания и явлений)
«Математика» (наблюдение за способами словообразования числительных)
Интеграция лингвистического и математического содержания на уроках русского языка позволяет:
1.
Определить кол-во звуков и букв в словах звуко-буквенного анализа. Который служит основой для фонематического
слуха.
2.
Определять кол-во слогов в предложениях и их порядок в ходе синтаксического анализа текста.
3.
Расширить представления о многозначных словах в том случае, когда одно из значений имеет свой смысл в
математике (в частности: натуральный, прямой, класс, разряд, равенство, неравенство и т.д.)
4.
Формировать умение пользоваться словарями различных типов (толковым. этимологическим, словарём иностранных
слов)
5.
Формировать умения словообразовательного и морфемного анализа в ходе работы с числительными, единицами
измерения, компонентами числовых выражений)
6.
Формировать орфографические навыки в процессе разбора и написания числительных и математических терминов:
Отрабатывать правила правописания мягкого знака и непроизносимой согласной буквы в числительных
(семнадцать, семьдесят …)
Осваивать правила написания удвоенной буквы в словах иностранного происхождения (миллиметр…)
Наблюдать за чередованием гласных в корнях слов (считать, подсчитать..)
Запоминать написание словарных слов (одиннадцать…)
Проведённый анализ также показал, что математическое содержание лежит в основе написания букв по методике
В.А.Илюхиной «Письмо с секретом». В основе этой системы лежат чёткие алгоритмы написания элементов, букв и их
соединений и деление наклонной линии на две или три части.
Уже в первые дни обучения письму в начальной школе учитель оперирует математическими понятиями (половина, треть),
чем задаёт основы для формирования таких математических понятий, как доля и дробь в будущем.
Сделаем выводы: интегрированный подход не вступает в противоречие с предметной системой обучения, а при правильном
использовании является инструментом её обогащения, способствует более успешной реализации образовательного
потенциала уроков.
2.
Межпредметная связь.
«Одно колесо часовой машины спросило другое:
- Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?
- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот,
помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»
(Притча)
Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели - обеспечить общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.
Слово «интеграция» запало мне в душу еще в начале моего педагогического пути. На одном из занятий на семинаре мы
обсуждали плюсы и минусы интеграции. Прошло время. С введением ФГОС многое изменилось. Сегодня интеграция в
обучении приобретает широкий размах и популярность. И теперь мы не задумываемся над тем, нужны нам такие уроки
или нет. Знаем, что нужны. Зачем? Что дает нам межпредметная интеграция?
Начну, пожалуй, с проблемы. Вспомните, что отвечают нам дети на вопрос: «Какой предмет тебе больше всего нравится?»
Какой ответ чаще всего мы слышим? Может, русский язык, литература или математика? Нет, как правило, так ответят
единицы. Какой предмет на первом месте? Физкультура (!), ИЗО, технология, музыка.
Такие ответы заставляют меня задуматься. Ведь я учитель начальных классов.. Как же так? Почему е все предметы такие
интересные? Как сделать так, чтобы мои дети сказали, что русский – тоже их любимый предмет?
Конечно, перед учителем начальных классов стоит непростая задача. С одной стороны, он должен научить так, чтобы дети
сдали хорошо ВПР, заставляя постоянно повторять и заучивать отвлеченный языковой материал. А с другой стороны –
должен учить интересно, создавая на уроке атмосферу научного исследования. Осознание ответственности за результаты
мониторингов и будущее учеников часто заставляет нас, учителей, оставить все развлекательное и интересное на второй
план. В итоге, как правило, к предмету снижается интерес самих обучающихся.
Мы можем заставить ученика учиться. Но как сделать так, чтобы дети еще учились не только потому, что надо, но и
потому, что им это интересно?
На мой взгляд, одним способов решения данной проблемы является проведение интегрированных уроков.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного
предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи,
процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, соотнести с реальной жизнью и возможность применения
полученных знаний на практике.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс,
причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого
учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике
полученные знания.
Попробую это доказать на примерах из личного опыта.
Однажды читали с учениками сказку. Встретили много устаревших слов. Пришлось призвать на помощь знания по
истории: (крестьяне, купцы, дворяне, бояре, царь);
Продумывая будущий урок, учителю все время приходится предугадывать то, что может быть не понято, или непонятно
учениками в каждом конкретном классе.
Вот еще пример. Урок развития речи во 2 классе. Тема «Сочинение по картине
Фёдора Павловича Решетникова
«Опять двойка»». Прошу рассказать, о чем написал художник, воспроизвести историю, рассказанную художником. Часто
дети затрудняются ответить, поэтому здесь (заранее) можно дать индивидуальное домашнее задание поискового
характера. И тут как раз на помощь приходят знания, полученные учащимися на уроках, ИЗО или самостоятельно: краткая
биография Могу отметить, что ученикам нравится проявлять себя, показывать свои знания на уроке, побыть, так сказать, в
роли учителя.
Где потом могут пригодиться подобные знания? Ребята постепенно научатся разбираться в искусстве. Только человек,
разбирающийся в изобразительном искусстве, сможет описать детали картины, мотивы полотна, выбранные краски и
композицию. Эти знания лежат уже не в плоскости языкознания, но именно эти знания помогут написать хорошее
сочинение, помогут научиться составлять текст – описание.
Напряженность на уроке помогает снять ИЗО. Ребята раскрепощаются, наполняются положительными эмоциями,
проявляют творчество, демонстрируют своё видение мира.
Одна из задач каждого учителя – подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. И на пороге взрослой
жизни ребят ждет испытание в виде ВПР, ЕГЭ. Интегрированные уроки помогают более эффективно подготовиться к
экзамену. Знания, полученные на таких уроках, особенно выручают в выполнении творческого задания, написании
сочинения-рассуждения.
Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя - быть заинтересованным самому. И тогда, как
пишет известный академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает.
Значит, твоему ученику. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он должен четко себе представить не только
то, что конкретно по теме он хочет объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно
интегрировать урок русского языка.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно
выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нужен огромный личный багаж знаний не только по своему предмету, но и хотя бы по схожим с ним. Немаловажную
роль играет увлечение учителя.
Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать
их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий
«снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Таким образом, можно утверждать, что межпредметная интеграция на уроках русского языка способствует не только
активизации учебной деятельности, но и воспитывают:
-коммуникативность,
-критическое мышление,
- толерантность,
-креативность,
-самостоятельность и ответственность,
-любовь к своему краю и многие другие качества личности.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Такие
уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы
можно и нужно интегрировать (
Подводя итог, хочется сказать, что необходимо осознать каждому из нас, что межпредметная интеграция в современной
школе - реальная потребность настоящего времени. Она необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании у
ребенка целостной картины мира.