Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Автор: Казанцева Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №111" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Статья Тема: Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Игра- звёздный час «По грибы, по ягоды»
Внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 3-4 классов
Цель:
- помочь учащимся получить новые знания о грибах и ягодах, об их пользе и
целебных свойствах для человека;
- развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность путём
вовлечения детей в соревновательную игру;
- содействовать воспитанию бережного, ответственного отношения к
природе;
- углубить сведения о правилах поведения в лесу и при сборе грибов и ягод.
Оборудование, оформление и реквизит:
- демонстрационные картинки «Грибы», «Ягоды», «Лес», «Деревья»;
- экологические знаки;
- сигнальные карточки с цифрами (индивидуальные) для каждого ребёнка;
- диплом победителя.
Технические средства обучения:
Компьютер и флешка с записью шума леса, голосов лесных птиц.
Ход занятия
Звучит музыка живой природы – «Волшебство леса» или мелодия с записью
голосов лесных птиц.
1 тур «Знаем ли мы грибы?»
На доске изображения грибов – белых, опят, рыжиков, лисичек,
подосиновиков, груздей и сыроежек, которые пронумерованы. У каждого
ученика – сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Учитель сообщает
сведения о том или ином грибе. Дети отгадывают, о каком грибе идёт речь, и
поднимают сигнальную карточку, соответствующую данному грибу.
--Итак, начнём игру. Сбор грибов и ягод является одним из самых любимых
занятий людей всех возрастов. Тот, кто хоть однажды в детстве собирал
грибы, ягоды и дышал незабываемым воздухом леса, приносил домой
полный кузовок даров природы, навсегда полюбит это увлекательное
занятие.
1 Эти грибы растут осенью на пнях. Шляпка гриба желтовато-серая, как бы
присыпанная сверху молотыми сухариками. Нижняя сторона шляпки
коричневая. Ножка тонкая, длинная, тёмная. (опёнок)
2 Это самый лучший гриб. В народе его называют царём грибов, а иногда
«Полковником». Он очень редко растёт в одиночку. Они как бы жмутся к
вырубкам, тропкам. Не выносят хмурой тени, любят рассеянный свет, не
встретишь их в молодых лесах, под осинами, среди одиноких трав. Старые
березняки, ельники, сосняки, дубы – вот где растут эти грибы. (белые,
боровики)
3 Личинки мух и комаров эти грибы не портят, оттого они всегда свежие,
крепкие и красивые. Бывает, встретишь семейство, успевай только срезать.
(лисички)
4 Эти грибы узнаешь по цвету и ещё по тому, что на срезанной ножке
выступает капелька оранжевого сока, которая пахнет смолой. (рыжики)
5 Всем хорош этот гриб – и формой, и отменным вкусом, и питательной
ценностью. Соперничал бы он с боровиком, если бы не чернел при сушке.
Искать его лучше всего в светлых, чистых лесах. (подосиновик)
6 Этот гриб с желтоватой бахромой на шляпке – один из самых любимых
грибов на Руси с давних времён. Это первоклассный гриб для засолки. Гриб
мясист, толст, огромен – его шляпка может достигать 30 см в диаметре.
Растёт большими скоплениями. По сравнению с другими грибами редко
бывает червивым. Растёт в смешанных с берёзой лесах. Сырых мест не
любит. (груздь белый)
7 А у этих грибочков шляпки бывают и красными, и жёлтыми, и бурыми, и
лиловыми, а нижняя сторона шляпки белая. Гриб очень хрупкий, ломается,
поэтому его нужно собирать в отдельный кузовок. (сыроежки)
2 тур «Знаем ли мы ягоды?»
-- Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами. В наших лесах
и на болотистых землях можно собрать ежегодно до полумиллиона тонн
клюквы, восьмисот тысяч тонн черники и брусники. Ягоды обладают
целебными свойствами и используются в народной и научной медицине.
Они не только кладовая витаминов. Ягоды благотворно влияют на организм
человека, повышают его сопротивляемость к инфекциям и вредным
воздействиям внешней среды, способствуют выведению ядовитых веществ
из организма, улучшают работу органов пищеварения, дыхания и сердечно
сосудистой системы.
На доске изображения ягод земляники, малины, клюквы, ежевики,
брусники, морошки, черники.
1 Адрес этой ягоды – болото, где хозяином является зелёный мох.
Вечнозелёный, стелющийся кустарничек, длина стебля достигает 30 см,
толщина – 1 мм. Когда они созревают, кажется, будто кто-то рассыпал
красные бусы по зелёному бархату - мху. Созревают ягоды в крнце августа и
держатся до весны. Собирают их осенью, после первого мороза, и весной
достают из-под снега. А ещё это незаменимое средство от простуды. (клюква)
2 Эта ягода созревает одной из первых – в июне. Очень любит солнце,
поэтому её надо искать на открытых местах, на сухих травянистых опушках,
полянах, вырубках. Ягоды очень сладкие, душистые, ароматные. В них много
витаминов А, В, С, Р других веществ, которые особенно полезны детям.
(земляника)
3 Эта ягода любит солнце, отдельные кусты встречаются редко, как правило,
они образуют заросли. Трудно бывает подобраться к самым лучшим ягодам,
не поломав хрупких стеблей. Но это не страшно, стебли доживут только до
зимы, а весной из-под земли вырастают новые молодые стебельки,
усеянные шипами. Летом они зацветут, и вырастут новые ягоды. Это одна из
самых любимых в народе ягодных культур, славится очень многими
пищевыми и целебными свойствами. Распространена повсеместно в наших
лесах – между кустарниками, на вырубках, опушках, в оврагах, по берегам
рек и ручейков. (малина)
4 Эта ягода внешне похожа на малину. Растёт в светлых лесах по опушкам,
вырубкам, берегам рек, образуя густые колючие заросли. Чёрные или чёрно-
красные ягоды очень сладкие и сочные и хороши в любом виде.
Распространена почти по всей стране, исключая крайний север Сибири.
(ежевика)
5 Эта ягода растёт в сосновых и смешанных лесах. Спелые ягоды громоздятся
на верхушках стеблей, возможно, поэтому называют их лесными
виноградниками. Куст этой ягоды не знает листопада. Созревает в конце
лета. Ягоды очень долго хранятся, не портятся, благодаря содержанию в ней
бензойной кислоты. Ягода широко распространена по всей лесной зоне – в
хвойных и лиственных лесах, на солнечных полянах, вблизи торфяных болот.
Много её в лесотундре и в тундре. (брусника)
6 Эту ягоду называют «ягодой наоборот». Большинство других ягод из
зелёных и жёлтых превращаются в красные или чёрные, а эта при
созревании сначала краснеет и только спелая приобретает жёлто-оранжевый
цвет. Используют её при заболеваниях сердца, при простуде и как
кровоостанавливающее средство. Растёт она на болоте, во мхе, не боится
мороза. (морошка)
7 Ягода содержит большое количество витаминов и железа. В старину этими
ягодами красили ткани в красный и фиолетовый цвета. Кустик ягоды живёт
очень долго. Если его никто не вырвет с корнем, доживёт до 300 лет.
Вечнозелёный кустик высотой от 15 до 40 см, сильноветвистый. Ягоды
шаровидные, слегка приплюснутые на верхушке, чёрные, мякоть ягоды
сочная, но очень пачкает губы и зубы. Вкус приятный, кисловатый, чуть
вяжущий. Является прекрасным сырьём для подкрашивания плодово-
ягодных напитков и кондитерских изделий. (черника)
--Ребята, грибы и ягоды вы знаете хорошо. А помните ли вы правила сбора
грибов и ягод? (ответы учащихся дополняются и обобщаются учителем)
3 тур Логическая цепочка «Найди лишнее слово»
1 Шампиньон, подберёзовик, мухомор , груздь, волнушка.
2 Бледная поганка, луговые опята , мухомор, желчный гриб.
3 Белый гриб, боровик, «полковник», «царь грибов», груздь.
4 Черника, голубика , черняга, чернышник, чернец.
5 Земляника , брусника, боровка, брусничник.
6 Морошка, глошина, ежевика , моховая смородина.
4 тур «Кто больше?»
Участникам предлагается слово «земляника». За две минуты из букв этого
слова нужно составить как можно больше слов ( мел, зима, земля, мак и т. д.)
5 тур «Домашнее задание»
Дети заранее получили творческое задание – придумать ребусы, составить
кроссворды по теме «Дары леса», нарисовать рисунки, экологические знаки,
найти загадки, пословицы.
Подведение итогов игры.
Вручение поощрительных призов. Выявление победителя, вручение диплома
и приза победителю. У победителя наступает звёздный час. Ему
предоставляется слово, чтобы рассказать о своих чувствах, желает остальным
участникам не огорчаться и победить в следующей игре.
Подведение итогов занятия.
- Понравилась ли вам игра? Что нового для себя сегодня узнали?
- Почему во время сбора грибов нельзя трогать грибницы?
- Можно ли топтать и уничтожать ядовитые грибы? Почему?
- Почему ягоды нужно собирать аккуратно и только спелые?