Напоминание

"Использование мультимедийных средств обучения в процессе преподавания иностранного языка в формировании умений устной речи"


Автор: Елизавета Андреевна Попова
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: научная статья
Тема: "Использование мультимедийных средств обучения в процессе преподавания иностранного языка в формировании умений устной речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование мультимедийных средств обучения в процессе

преподавания иностранного языка в формировании умений устной речи

Попова Елизавета Андреевна

студент пятого курса педагогического факультета

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Современные процессы глобализации, возрастающая роль информации,

динамичность

развития

современного

общества

свидетельствуют

о

необходимости

пересмотра

подходов

к

образованию

в

целом.

Развитие

современной

педагогической

науки

возможно

лишь

через

применение

инновационного

подхода,

который

требует

творческой

интеграции

новых

методов и технологий в систему общего образования.

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать

систему образования через внедрение информационно-коммуникационных

технологий, которые обладают огромным образовательным потенциалом и

предоставляют

новые

возможности

для

обучения.

В

России

так

же

наблюдается

данная

тенденция.

В

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

основного

общего

образования

(ФГОС

СОО)

сказано, что образовательное учреждение должно обеспечивать обучение в

современной информационно-образовательной среде [5].

В

данной

статье

анализируется

возможность

применения

мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка с учетом

специфики обучения иноязычной речевой деятельности: монологической и

диалогической.

Современные

подходы

к

обучению

иностранным

языкам

отвечают

основным положениям гуманистической педагогики и психологии. К ним

можно

отне сти

личностно-ориентированный,

д е я т е л ь н о с т н ы й ,

коммуникативно-когнитивный

и

социокультурный

подходы

к

обучению

иностранным

языкам.

Также

успешное

обучение

иностранным

языкам

неразрывно

связано

с

компетентностным

подходом,

включающим

в

себя

социально-политическую

компетенцию,

социокультурную

компетенцию,

коммуникативную компетенцию, информационную компетенцию, готовность

к образованию в течение всей жизни [5].

Все

перечисленные

выше

подходы

являются

приоритетными

в

формировании умений устной речи.

Монолог представляет собой организованную речевую деятельность,

совершаемую одним человеком, обращенную к слушателям (иногда к самому

себе) с целью воздействия на них [3].

Существуют пути обучения монологическому высказыванию. Это путь

«сверху-вниз»

и

«снизу-вверх»

[1].

Первый

путь

означает

развитие

монологических

навыков

на

основе

прочитанного

текста,

на

этом

этапе

использование мультимедиа возможно для демонстрации отрывка текста (см.

рис.

1),

над

которым

будет

идти

работа, аудио-

и

видеоматериала

на

различные темы, материалы сервиса YouTube, а также интернет-сервисы

Voicethread, Voxopop, Makebeliefcomix, мотивирующие учащихся на развитие

монологической речи (ответы на вопросы, выражение мнения о прочитанном,

составление

комиксов,

определение

и

краткое

обоснование

темы

прослушанного,

сокращение

прослушанного

сообщения,

передачу

информации несколькими фразами или составление плана и т.д.)

Рис.1 – Обучение говорению по пути «сверху-вниз»

Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст,

отталкиваясь

лишь

от

тематики

и

проблематики

обсуждаемых

вопросов,

изученной лексики и грамматики, а также речевых структур (см. рис. 2). При

этом, с помощью мультимедиа технологии могут быть продемонстрированы

короткие

выступления

или

изображения

на

определенную

проблему,

стимулирующие учащихся на краткие высказывания в связи с темой.

Рис.2 – Обучение говорению по пути «снизу-вверх»

Диалогическая речь формируется на основе монологической речи. Это

объясняется тем, что диалогическая речь является следующим компонентом,

который

следует

за

сформированной

монологической

речью

[6].

Формирование

диалога

без

качественно

сформированной

монологической

речи

невозможно.

Поэтому

необходимо

проводить

комплексную

работу,

направленную на развитие всех компонентов речи.

Рассмотрим

обучение

устной

речи

по

пути

«сверху-вниз»

с

применением мультимедийных средств обучения на примере темы «Beautiful

places».

В

данном

случае

опорным

текстом

может

стать

просмотр

видеофильма (видеофрагмент экскурсии, учебный диалог, отрывок фильма

или мультфильма). После чего могут быть предложены различные задания:

отработка применяемых фраз и оборотов, составление подобного диалога по

просмотренному

фрагменту,

также

замещение

оригинальной

речи

в

видеофрагменте

другим

диалогом

или

монологом.

Также

примером

применения

мультимедийных

средств

при

обучении

устной

речи

может

послужить просмотр видеосюжета на одну из изучаемых тем на изучаемом

языке,

который

является

основой

для

проведения

ролевой

игры

с

несколькими участниками. Тематика может быть достаточно разнообразной

(покупки в магазине, экскурсия по Лондону, праздник в семье, приготовление

праздничного стола и т.д.). Применение мультимедийных средств в данном

ключе

способствует

не

только

снятию

трудностей

при

построении

монологического

или

диалогического

высказывания,

но

и

делает

такую

работу более интересной, личностно значимой, эмоционально наполненной, а

значит, приводит к активизации познавательных процессов и повышению

мотивации к изучению иностранного языка.

При

обучении

говорению

путем

«снизу-вверх»

могут

быть

использованы презентации Power Point и Flash-анимации, видеофрагменты с

титрами-опорами, помогающими оформить высказывание. Таким образом,

содержательная

сторона

монолога/диалога

обеспечивается

видеорядом,

языковая – печатными опорами.

Например, при обучении устной речи по

теме «Travelling» учащимся предлагается следующий алгоритм действий:

- освоение лексических единиц по предложенной теме;

- выполнение тренировочных, условно-речевых и речевых упражнений

с применением изученных слов;

-

составление

монологических

и

диалогических

высказываний

по

изучаемой теме;

- подбор видеоряда/видеосюжета для представления своего монолога

или диалога;

- составление речи определенного персонажа при проведении ролевой

игры.

Кроме того, необходимо учесть и важный психологический момент:

современные

школьники,

у

которых

дома

обычно

есть

компьютеры

с

многочисленными

играми

и

телевизоры

с

агрессивным

видеорядом,

привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность

[3]. Поэтому работа с мультимедийными технологиями в рамках изучения

иностранному языку позволяют переключить школьников на понимание того,

что видео и игровые программы могут успешно использоваться для развития

познавательных

способностей,

способствует

развитию

творческой

активности,

повышению

мотивации

к

изучению

дисциплины,

созданию

наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что

обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках

иностранного языка [6].

Таким

образом,

использование

мультимедиа

на

уроках

английского

языка стимулирует потребность в общении, способствует развитию речи:

повышается словарный запас, школьники грамотно строят предложения, по

законам логики выстраивают связную речь. Систематизируя и организуя весь

использованный

на

уроках

медиаматериал,

учителя

обогащают

образовательный

процесс

интересными

дидактическими

средствами

и

вызывают у учащихся интерес к иностранному языку как предмету и как

национальному

богатству.

Также,

применение

мультимедийного

обучения

при

обучении

говорению

на

уроках

иностранного

языка

способствуют

резкому росту мотивации учащихся к предмету, улучшают качество усвоения

материала

(благодаря

различным

каналам

предоставления

и

восприятия

информации),

повышается

активность

на

уроке,

индивидуализируется

процесс обучения и улучшаются навыки работы с компьютером.

Список литературы:

1.

Зикеев, 2000: 200 Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся: учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -

М.: Просвещение, 2000. - 200 с.

2.

Кириллова,

Е.

П.

Хрестоматия

по

методике

преподавания

иностранных

языков

/

Е.

П.

Кириллова,

Б.

Т.

Лазарева,

С.

И.

Петрушин. М.: Просвещение, 1981. 207 с.

3.

Леонтьева А.А. Общая методика обучения иностранным языкам.

Хрестоматия/Сост. Леонтьева А.А. - М.: Рус.яз., 1991. (Методика и

психология обучения иностранным языкам). - 360 с.

4.

Некрасова

А.Н.,

Семчук

Н.М.

Классификация

мультимедийных

образовательных

средств

и

их

возможностей

//

Ярославский

педагогический вестник. - 2012 - № 2. - С. 98 - 102.

5.

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования: утвержден приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.,

№373 / Министерство образования и науки Российской Федерации.

– Москва: 2009г.

6.

Щерба

Л.

В.

Преподавание

языков

в

школе.

Общие

вопросы

методики; Филологический факультет СПбГУ, Академия - Москва,

2015. - 160 c.



В раздел образования