Напоминание

"Требования ФГОС и современный учитель"


Автор: Штепа Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №7 им.В.И.Великого"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Требования ФГОС и современный учитель"
Раздел: начальное образование





Назад




Требования ФГОС к современному учителю

Современный

учитель

это

творческая

индивидуальность,

обладающая

оригинальным

проблемно-педагогическим

и

критическим

мышлением,

создатель

многовариативных

программ,

опирающихся

на

передовой

мировой

опыт

и

новые

технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на

основе диагностического целеполагания и рефлексии.

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты

образования,

на

реализацию

системно-деятельностного

подхода

в

образовании,

на

развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В

связи

с

этим принципиально

меняются

квалификационные

требования

и

квалификационные характеристики учителей.

Центральное

место

в

них

занимают

профессиональные педагогические

компетенции.

В

сущности,

происходит

принципиальное

изменение содержания

трудовой деятельности учителя.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

Современный учитель должен

обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной

мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью

современных информационно-поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и

дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,

рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе

интернет-ресурсы;

выявлять

и

отражать

в

основной

образовательной

программе

специфику

особых

образовательных

потребностей

(включая

региональные,

национальные

и (или) этнокультурные,

личностные,

в

том

числе

потребности

одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

организовывать

и

сопровождать

учебно-исследовательскую

и

проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в

соответствии

с

требованиями

Стандарта,

включая:

проведение

стартовой

и

промежуточной

диагностики,

внутришкольного

мониторинга,

осуществление

комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-

познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных

работ;

использовать

возможности

информационно-коммуникационных

технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с

текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,

мультимедийным оборудованием.

У

педагогического

работника,

реализующего

основную

образовательную

программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы

основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта

и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной

образовательной программы среднего (полного) общего образования

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предметная компетенция:

знания

в

области

преподаваемого

предмета,

методологии преподаваемого предмета.

Общепедагогическая

компетенция:

теоретические

знания

в

области

индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов

личности.

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение

приемами эффективного общения.

Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями –

педагогический

анализ

ресурсов,

умение

проектировать

цели,

планировать,

организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать,

организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

Информационно-коммуникативная

компетенция:

владение

ИКТ

и

интернет-технологиями.

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

Компетенция личностного самосовершенствовании:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

Познавательно-творческая компетенция:

·

умения

целеполагания,

планирования,

рефлексии

учебно-познавательной

деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения

· потребность и способность самореализации

· увлеченное построение жизни и профессиональной

деятельности

Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения,

включая общение через Интернет

Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и

отбирать

необходимую

информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической

деятельности;

· владение информационными технологиями

Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

·

подготовленность

к

самостоятельному

выполнению

профессиональных

действий.

Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция

· профессиональные знания и умения

· профессиональные личностные качества

· творческие умения.

Профессиональная компетентность учителя предполагает постоянное развитие

и самосовершенствование учителя. Для учителя самым важным является достижение

максимально возможного для него уровня развития компетентности.

Первой

составляющей

профессиональной

компетентности

учителя

является

владение учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками. Под необходимыми

знаниями

обычно

понимаются

общепрофессиональные

знания

учителя

по

предмету,

знание

методики

преподавания,

основ психологии,

педагогики

и

дидактики,

способствующих обучению и воспитанию учащихся. Чем выше уровень знаний учителя,

тем выше его компетентность.

От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для

учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое

количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных

фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному

овладению новыми знаниями.

Кроме

общенаучных

и

педагогических

знаний

компетентность

учителя

предполагает

глубокое

знание

психологии

в

целом

и

возрастной

психологии

в

особенности.

Используя профессиональные знания, учитель вырабатывает свой, только ему

присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической

деятельности и достигает наивысшего уровня профессиональной компетентности. В свою

очередь,

высокий

уровень

компетентности

учителя

предполагает

постоянное

«приобретение,

преобразование

и

использование

знаний»,

а

значит

постоянное

самосовершенствование.

Следующая составляющая профессиональной компетентности учителя - умение

применять теоретические психолого-педагогические знания в образовательной практике.

Еще одной составляющей профессиональной компетентности учителя является

профессиональная

позиция

учителя.

Позиция

-

это

устойчивая

система

отношений

человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном

поведении и поступках, отмечается в словаре психолога-практика. Профессиональная

педагогическая позиция - это устойчивая система отношений учителя (к ученику, к себе, к

коллегам),

определяющая

его

поведение,

отмечает

А.К.

Маркова.

Профессиональная

позиция учителя - это, в первую очередь, гуманистическая позиция учителя по отношению

к

учащимся.

Гуманистическая

позиция

учителя

играет

важную

роль

в

воспитании

учащихся.

Если

учитель

придерживается

гуманистической

позиции,

систематически

производит самоанализ, рефлексию своей деятельности, то это обеспечивает процесс

формирования

и

воспитания

личности

ученика,

способствует

формированию

сознательной дисциплины школьников.

Современного

учителя

должны

отличать

высокая

креативность,

направленность

на

активную

созидательную

и

преобразующую

деятельность,

технологическая подготовленность.



В раздел образования