Автор: Штепа Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №7 им.В.И.Великого"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Требования ФГОС и современный учитель"
Раздел: начальное образование
Требования ФГОС к современному учителю
Современный
учитель
–
это
творческая
индивидуальность,
обладающая
оригинальным
проблемно-педагогическим
и
критическим
мышлением,
создатель
многовариативных
программ,
опирающихся
на
передовой
мировой
опыт
и
новые
технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на
основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты
образования,
на
реализацию
системно-деятельностного
подхода
в
образовании,
на
развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В
связи
с
этим принципиально
меняются
квалификационные
требования
и
квалификационные характеристики учителей.
Центральное
место
в
них
занимают
профессиональные педагогические
компетенции.
В
сущности,
происходит
принципиальное
изменение содержания
трудовой деятельности учителя.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
Современный учитель должен
обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной
мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью
современных информационно-поисковых технологий;
разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и
дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,
рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе
интернет-ресурсы;
выявлять
и
отражать
в
основной
образовательной
программе
специфику
особых
образовательных
потребностей
(включая
региональные,
национальные
и (или) этнокультурные,
личностные,
в
том
числе
потребности
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
организовывать
и
сопровождать
учебно-исследовательскую
и
проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в
соответствии
с
требованиями
Стандарта,
включая:
проведение
стартовой
и
промежуточной
диагностики,
внутришкольного
мониторинга,
осуществление
комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-
познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных
работ;
использовать
возможности
информационно-коммуникационных
технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с
текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием.
У
педагогического
работника,
реализующего
основную
образовательную
программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы
основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта
и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ
Предметная компетенция:
знания
в
области
преподаваемого
предмета,
методологии преподаваемого предмета.
Общепедагогическая
компетенция:
теоретические
знания
в
области
индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов
личности.
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение
приемами эффективного общения.
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями –
педагогический
анализ
ресурсов,
умение
проектировать
цели,
планировать,
организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать,
организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
Информационно-коммуникативная
компетенция:
владение
ИКТ
и
интернет-технологиями.
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Общекультурная компетенция:
· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
· умение рефлектировать личностную систему;
· толерантность к разным этнокультурам.
Компетенция личностного самосовершенствовании:
· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
· способность к саморазвитию.
Познавательно-творческая компетенция:
·
умения
целеполагания,
планирования,
рефлексии
учебно-познавательной
деятельности;
· развитость творческих способностей;
· способность самостоятельно приобретать новые знания.
Ценностно-смысловая ориентация личности:
· осознание своей роли и предназначения
· потребность и способность самореализации
· увлеченное построение жизни и профессиональной
деятельности
Коммуникативная компетенция:
· владение технологиями устного и письменного общения,
включая общение через Интернет
Информационная компетенция:
· умение самостоятельно искать, анализировать и
отбирать
необходимую
информацию;
· нормативно-правовое обеспечение педагогической
деятельности;
· владение информационными технологиями
Социально-трудовая компетенция:
· способность взять на себя ответственность;
· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
·
подготовленность
к
самостоятельному
выполнению
профессиональных
действий.
Профессиональная компетенция педагога:
· активная жизненная позиция
· профессиональные знания и умения
· профессиональные личностные качества
· творческие умения.
Профессиональная компетентность учителя предполагает постоянное развитие
и самосовершенствование учителя. Для учителя самым важным является достижение
максимально возможного для него уровня развития компетентности.
Первой
составляющей
профессиональной
компетентности
учителя
является
владение учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками. Под необходимыми
знаниями
обычно
понимаются
общепрофессиональные
знания
учителя
по
предмету,
знание
методики
преподавания,
основ психологии,
педагогики
и
дидактики,
способствующих обучению и воспитанию учащихся. Чем выше уровень знаний учителя,
тем выше его компетентность.
От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для
учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое
количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных
фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному
овладению новыми знаниями.
Кроме
общенаучных
и
педагогических
знаний
компетентность
учителя
предполагает
глубокое
знание
психологии
в
целом
и
возрастной
психологии
в
особенности.
Используя профессиональные знания, учитель вырабатывает свой, только ему
присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической
деятельности и достигает наивысшего уровня профессиональной компетентности. В свою
очередь,
высокий
уровень
компетентности
учителя
предполагает
постоянное
«приобретение,
преобразование
и
использование
знаний»,
а
значит
постоянное
самосовершенствование.
Следующая составляющая профессиональной компетентности учителя - умение
применять теоретические психолого-педагогические знания в образовательной практике.
Еще одной составляющей профессиональной компетентности учителя является
профессиональная
позиция
учителя.
Позиция
-
это
устойчивая
система
отношений
человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном
поведении и поступках, отмечается в словаре психолога-практика. Профессиональная
педагогическая позиция - это устойчивая система отношений учителя (к ученику, к себе, к
коллегам),
определяющая
его
поведение,
отмечает
А.К.
Маркова.
Профессиональная
позиция учителя - это, в первую очередь, гуманистическая позиция учителя по отношению
к
учащимся.
Гуманистическая
позиция
учителя
играет
важную
роль
в
воспитании
учащихся.
Если
учитель
придерживается
гуманистической
позиции,
систематически
производит самоанализ, рефлексию своей деятельности, то это обеспечивает процесс
формирования
и
воспитания
личности
ученика,
способствует
формированию
сознательной дисциплины школьников.
Современного
учителя
должны
отличать
высокая
креативность,
направленность
на
активную
созидательную
и
преобразующую
деятельность,
технологическая подготовленность.