Автор: Хвостова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель хорового класса и управления хором
Учебное заведение: ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Охрана и гигиена певческого голоса на занятиях в хоровом коллективе"
Раздел: среднее профессиональное
Охрана и гигиена певческого голоса на занятиях
в хоровом коллективе.
Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий,
нежный, непрерывно растёт, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его
нормальному
росту.
Не
зря
на
занятиях
по
хору
отводится
место
теме:
«Гигиена
певческого голоса».
Для успешных занятий пением необходимо создать наиболее благоприятные условия.
Прежде
всего,
надо
наладить
нормальную
певческую
функцию,
т.
е.
установить
естественную
взаимосвязь
между
отдельными
органами,
которая
позволит
всему
голосовому
аппарату
работать
с
наименьшим
напряжением.
Это
достигается
при
воспитании профессиональных вокальных навыков. Развитие голоса зависит от того,
насколько правильно певец пользуется им.
В
связи
с
этим
необходимо
остановиться
на
основных
причинах,
нарушающих
нормальную
работу
голосовых
органов.
Нередко
начинающие
певцы
поют
в
несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой. Обладатели высоких голосов
подстраиваются под низкие, поют произведения для этих голосов. Бывает и наоборот.
Очень
часто
начинающие
певцы,
пытаясь
увеличить
свой
диапазон,
самостоятельно
упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Особенно грешат этим дети.
Они не только пытаются «перещеголять» друг друга высокими нотами, но и соревнуются
в громком пении, стремясь сделать свой голос по силе больше, чем он есть на самом деле.
Злоупотребление
верхними
нотами,
пение
в
несвойственной
тесситуре,
форсировка
голоса не только нарушают нормальную функцию голосовых органов, но и вызывают их
перенапряжение и переутомление, которые могут привести к опасным последствиям.
Успешность занятий зависит от правильной их организации. Чтобы создать нужный
режим занятий, необходимо учитывать физиологические особенности — возрастные и
индивидуальные.
К
детям
следует
подходить
с
особой
осторожностью,
учитывая
недоразвитость
их
голосовых органов, слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы. Нагрузка
на
голос,
нормальная
по
времени
для
взрослого,
непосильна
для
ребенка.
Помимо
хрупкости
голосового
аппарата,
ребёнок
не
в
силах
так
долго,
как
взрослый,
быть
внимательным, сосредоточенным, активным. Все изменения, происходящие в организме
певца, так или иначе влияют на его голос. Общее состояние здоровья иногда определяет
возможность занятий пением.
Основными правилами работы с детскими голосами являются:
строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона;
мягкое,
свободное
от
зажимов
и
форсировки
(чрезмерного
напряжения
голосового аппарата) пение;
ограниченная динамика;
подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям;
непродолжительность занятий;
систематичность занятий.
Возрастные особенности.
Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто
фальцетный
характер.
Голосовой
аппарат
детей
младшего
возраста
очень
хрупок.
Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса — высокий. У
детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос
очень легкий, не сильный, но звонкий.
За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым
созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных
периодов развития голоса детей:
Первый
период
«детский
голос». 7-8 лет
–
10—11
лет. Голос
имеет
чисто детское
звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого
возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в
этот
период
особенно
вредно,
т.к.
приводит
к
стойкой
хрипоте.
При
нормальном
воспитании голос развивается хорошо и у мальчиков, и у девочек.
Диапазон звучания – ре1 -до2.
Внутри
детского
периода
развития
голоса
существует
так
называемый
период «расцвета голоса» 9-11 лет. Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У
мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже
может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом
периоде, идет плавно.
Диапазон звучания – до1 -ми2 (фа2).
В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную или скрытую,
собственно мутационную (острую) и стадию завершения мутации (постмутационный
период), которые характеризуются определёнными признаками.
Начальная
(скрытая)
стадия
мутации зачастую
наступает
при
внезапном
росте
ребёнка. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется
некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются
крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты
в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении.
Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и
звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. В
этот период заметны носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование
гласных, поверхностное дыхание, напряжённая или вялая дикция. Работа с партитурой
происходит
индивидуально:
интонационный
разбор,
пропевание
с
целью
выявить
«неудобные» мотивы, скачки, переходные ноты. После этого вместе с учащимся стоит
оговорить, где и как должно петь, пропуская низкие или предельно высокие ноты, скачки
брать через цезуру или новое дыхание.
В
средней,
собственно
мутационной
(острой)
стадии
(14-15
лет) все
явления
прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только
затрудняют
пение,
но
и
делают
его
в
некоторых
случаях
невозможным.
Диапазон
сокращается до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Их голоса ломаются.
Они могут петь двумя голосами: детским и близким по звучанию к мужскому голосу. При
пении,
голос
иногда
срывается,
чем
создаёт
неловкость
в
пении.
Срыв
голоса
в
разговорной
речи
у
мальчиков
бывает
ещё
до
мутации,
так
как
разговорный
голос
переходит во взрослый раньше. Занятия пением должны проходить только с педагогом,
имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления
утомления
голоса
(следует
оберегать
голос
мальчиков
от
перегрузки).
Динамический
контроль
мутации
должен
осуществляться
фониатором.
Время
занятий
должно
быть
уменьшено, т.к. голос быстро утомляется, во время занятия — несколько перерывов по 3
— 5 минут. Общее время с перерывами не более 40 минут.
Для
третьей,
завершающей
стадии
(постмутационный
период
—
15-17
лет) характерно
постепенное
увеличение
диапазона
и
силы
певческого
голоса,
его
тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на
убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами,
целиком
переходят
на
пение
в
тесситуре,
свойственной
мужскому
голосу.
В
начале
завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и
неопределёнными по тембру. К концу этого периода становится понятным вид будущего
взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов ещё позже, в 17-
19 лет, их голоса обогащаются новыми тембральными красками.
Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от
нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных
стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.
Педагогическая практика показывает, что мальчикам в период мутации петь можно и даже
полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует
развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.
Но для поющих мальчиков в период мутации устанавливается строгий щадящий режим:
они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со
стороны
голосового
аппарата,
умеренной
силой
звука,
без
намёка
на
малейшую
форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной
средней
силы.
Их
пение
ограничивается
по
времени,
они
должны
часто
отдыхать.
Репертуар
в
этот
период
подобрать
намного
сложнее.
Зная
диапазон
участников
коллектива, необходимо транспонировать произведения в ту тональность, где юноши
могли бы исполнять произведения без форсировки и с умеренной силой звука.
Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой
стадии
происходит
становление
и
формирование
взрослого
голоса
на
новой
физиологической основе.
Роль
руководителя
хора
в
этот
период
особенно
значительна. Главное
–
нужно
поставить голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без
особого
напряжения.
Необходимо
закреплять
и
развивать
положительные
певческие
навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые появились в голосе в
период мутации.
На ранней стадии мутации, при появлении первых нот с грудным звучанием, оправдан
перевод из партии дискантов в партию альтов.
В этот период необходимо развивать фальцетное лёгкое звучание мальчика. Не давить и не
давать ему напрягать голосовые связки. Развивая фальцетный регистр у юношей нужно
очень внимательно. Необходимо слышать и чувствовать, как меняется голос в период
мутации. Практика показывает, что за период мутации голос меняется несколько раз.
Очень трудно сразу определить, какой голос впоследствии станет у юношей и в какую
сторону необходимо развивать диапазон. В период мутации, если есть возможность,
необходимо
заниматься
постановкой
голоса
индивидуально.
Время
индивидуальных
занятий и насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования,
определяет
опытное
ухо
педагога-хормейстера,
педагога-вокалиста.
Юношу
можно
переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и
обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой октавы – ре первой.
При работе с мутационниками следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать
формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период
пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный
вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в
завершающей
стадии
мутации
является
весьма
ответственным
моментом
в
работе
вокалиста, хормейстера и руководителя хора.
Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у
мальчиков-подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные
навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь лёгким светлым
звуком, максимально использовать головной резонатор.
Гигиена
голоса —
это
соблюдение
певцом
определенных
правил
поведения,
обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.
На звучание голоса оказывает влияние и режим питания: как время приёма пищи, так и
её
качество.
Переполненный
пищей
желудок
ограничивает
подвижность,
свободу
движений диафрагмы и тем самым затрудняет певческое дыхание. Петь на сытый желудок
трудно. Кроме того, после обильной еды наступает вялость, а иногда и сонливость.
Поэтому пищу следует принимать за 2-3 часа до пения в умеренном количестве. Певцам
не следует употреблять в пищу пряности (корицу, гвоздику и др.) и острые приправы
(перец, уксус, горчицу, хрен и т. д.). Вредны также орехи и семена подсолнуха. Их
размельчённые частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки. Употребление
холодных напитков и мороженого особенно вредно сразу после пения, когда гортань
разгорячена, ткани переполнены кровью. Следует избегать употребления холодной пищи,
напитков в те дни, когда певец поёт. Постоянное употребление очень горячей пищи
вызывает
сухость
слизистой
оболочки,
что
затрудняет
пение.
Особый
вред
голосу
приносит употребление алкоголя, который обладает обжигающим действием на слизистую
оболочку
горла,
вызывает
её
длительное
покраснение
и
обильное
выделение
слизи.
Голосовые складки краснеют, отекают и покрываются слизью.
После
приёма
алкоголя
наступает
длительная
охриплость,
которая
при
частом
его употреблении
переходит
в
постоянную
хрипоту.
Такое
состояние
приводит
к
серьёзным заболеваниям голосового аппарата. Кроме того, алкоголь, как яд, истощает и
разрушает нервную систему, а пение, прежде всего, является сложным психическим
процессом. Так же, как и алкоголь, вреден для голоса табак и табачный дым. Они
раздражают слизистую оболочку. У курильщиков постоянное раздражение дыхательных
путей приводит к хроническим воспалительным процессам.
Не
остаются
без
следа
количественные
и
качественные
злоупотребления
голосом.
Вследствие
них
могут
наступить
различные
расстройства
голосовой
функции.
Заболевания, возникшие от неправильного пользования голосовым аппаратом, принято
называть профессиональными. Но это не значит, что такие заболевания встречаются
только
у
профессионалов.
Чаще
ими
поражаются
певцы,
не
обладающие
профессиональными
навыками
голосообразования,
люди,
не
соблюдающие
правил
гигиены голоса.
Наилучшим лекарством при всех острых заболеваниях голосового аппарата является
полный
покой,
строгий
режим
молчания.
Для
певцов
характерна
повышенная
восприимчивость
ко
всякого
рода
заболеваниям
голосового
аппарата
и
особенно
к
простудным. Это объясняется тем, что голосовые органы после усиленной работы при
пении
бывают
разгорячены
довольно
длительное
время
и
потому
становятся
более
чувствительны и восприимчивы ко всем факторам, которые могут вызвать раздражение
(дым, табак, алкоголь и т. п.) или заболевание (инфекция, охлаждение).
Простудные и многие другие заболевания дыхательных путей не являются прямыми
причинами профессиональных заболеваний. Но если певец поёт в больном состоянии, то
все
эти
заболевания
могут
стать
предрасполагающими
факторами
возникновения
профессиональных заболеваний.
В
заключение следует
отметить,
что
такой
сложный
процесс,
как
певческое
голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при
наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является
полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая
роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах.
Учителя,
вокальные
педагоги,
хормейстеры,
воспитатели
дошкольных
учреждений,
руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой
выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у
детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию
патологических
очагов
верхних
дыхательных
путей,
своевременную
диагностику
изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.