Напоминание

" Образ "странного" героя в творчестве В.М. Шукшина".


Автор: Трегуб Валентина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: конспект урока
Тема: " Образ "странного" героя в творчестве В.М. Шукшина".
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ № 37

Г. КРАСНОДАРА

ТРЕГУБ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

Тема урока: « Образ «странного» героя в творчестве В.М. Шукшина».

Класс: 6 «Б»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: рассказать о жизни и творчестве В.М. Шукшина; дать понятие о шукшинском герое –

«чудике»; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологичечской речи,

групповой работы; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать

интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому

человеку; совершенствовать навыки выразительного чтения, пересказа и анализа текста,

характеристики героев, монологической речи, самостоятельной работы.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве В.М. Шукшина,

сюжета и героев рассказа «Критики»; умения извлекать из текста необходимую информацию,

давать характеристику героев, работать в группах; владение навыками анализа текста.

Оборудование: текст рассказа, доска, проектор, экран, мультимедийная презентация, тетрадь,

учебник, шаблоны «рыбьего скелета».

Ход урока:

1.

Организационный момент: Здравствуйте, ребята!

2.

Психологический настрой ребят на урок: Посмотри в глаза своему соседу по парте и

мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему и учителю. Пусть наш урок принесет

нам радость открытий.

3.

Прогнозирование по названию.

- Ребята, прочтите тему урока, о ком мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, что значит «странный» герой?

А странные опять приходят люди

Чтоб посидеть с ним рядом, пошутить,

О том, что было, и о том, что будет

Неспешно с земляком поговорить…

- О каких странных людях идет речь в этом стихотворении?

- Как вы понимаете слово «Критик»?

Критики(критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует

кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный

к. Музыкальный к. Театральный к. (читает ученик)

(С.И.Ожегов , Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка)

Это название рассказа В.М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?

Сегодня мы будем размышлять о особенностях шукшинского рассказа.

…… познакомит нас с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина.

4.

Проверка домашнего задания: Рассказ о В.М.Шукшине с презентацией. (выступление

заранее подготовленного ученика)

Слайд 1.

Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец

его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во

время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января

1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все

трудности, она дожила до глубокой старости.

Слайд 2. В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его

в 1960 году (мастерская Ромма).

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая

серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса.

С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Слайд 3. Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной

роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на

телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают»,

Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период

съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил

его близкий друг Георгий Бурков. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 4. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие.

Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и

брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому

назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших

рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их

неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

5.

Актуализация знаний, побуждение интереса к теме:

« Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, - утверждал писатель, -

они ведь о душе и добре… А что касается критики, то я и об этом напишу».

Чтение рассказа «Критики» цепочкой по предложению.

6.

Словарная работа (выписать непонятные слова и дать им толкование): удосужил –

опозорил, ухайдакали – потратили, ни в зуб ногой – ничего не понимает.

7.

Аналитическая беседа по рассказу, работа в группах по 5 человек, заполнение схем

Фишбоун.

- Почему рассказ называется «Критики»

- Что объединяло подростка Петьку и его деда?

(Ходили в кино и обсуждали его после просмотра)

- В чем взгляды на кино Петьки и деда совпадали?

( Не смотрели телевизор, а только то кино, которое шло в кинотеатрах)

Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя? В чем? Почему?

( Каждый из них судит с точки зрения своего поколения)

- Как вы думаете, почему « со взрослыми дед редко спорил об искусстве…»?

( Дед редко спорил со взрослыми об искусстве, потому что воспринимал кино очень

искренно, непосредственно, как ребенок. Для него кино – вторая реальность, возможность

увидеть другую жизнь, других людей. С Петькой они спорили не об «искусстве» , а о

достоверности того, что показывают на экране.)

- Почему деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда

разговаривали с ним?

( «Вежливые» городские люди улыбались, потому что относились к деду снисходительно,

не принимали его всерьез, а дед это чувствовал и оттого злился. Он и напился потому, что

пострадало его чувство собственного достоинства.

Слова вежливые, умные по отношению к городским гостям автор употребляет в

ироническом смысле: им не хватало вежливости, чтобы не обидеть старого человека, и

ума, чтобы не спорить с ним. Дед страдает из-за своей открытости, поэтому он и не

защищен.)

Обратимся к тексту протокола. Прочитаем его.

- Почему текст вызывает у вас улыбку?

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька «долго еще плакал, уткнувшись лицом

в подушку»?

Физ. Минутка (пауза релаксации)

«Отдых на природе». Представьте, что вы лежите на поляне. Вы смотрите в голубое,

безоблачное небо. Вас согревает ласковое солнце. Вы слышите пение птиц.

Закрепление полученных знаний.

- Можно ли назвать героя рассказа «Критики» странным?

(Да. 73-летний герой не похож на других, часто нелеп и смешон, но с чувством

собственного достоинства; правдолюбивый, добрый и жалостливый человек.)

ЗАПОЛНЯЕМ СКЕЛЕТ. У головы пишем проблему или вопрос. («Какие они , странные

люди?») , верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,

хвост – ответ на вопрос, формулируем ответ на вопрос, поставленный в начале урока).

Отвечает капитан группы, остальные помогают.

Вывод:

- Подводя итог урока, прошу вас отметить основные черты героев В.М.Шукшина.

Рефлексия

- Вот и закончился рассказ. Он небольшой, трудно ли было его читать? Почему? Какие

чувства он у вас вызвал?

- Что хотел рассказать нам автор? Какие проблемы поднимал в рассказе?

(Ребята рассказывают о родственниках, ранящих друг друга. О взаимоотношении

поколений.)

- Довольны ли вы собой?

- В чем вы затруднялись?

Оцените свою работу (прием «Лестница успеха»).

8.

Выставление оценок.

9.

Домашнее задание: написать отзыв по произведению в читательский дневник.

- На этом наш урок окончен, спасибо за внимание.



В раздел образования