Автор: Трегуб Валентина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: конспект урока
Тема: " Образ "странного" героя в творчестве В.М. Шукшина".
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ № 37
Г. КРАСНОДАРА
ТРЕГУБ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
Тема урока: « Образ «странного» героя в творчестве В.М. Шукшина».
Класс: 6 «Б»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: рассказать о жизни и творчестве В.М. Шукшина; дать понятие о шукшинском герое –
«чудике»; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологичечской речи,
групповой работы; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать
интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому
человеку; совершенствовать навыки выразительного чтения, пересказа и анализа текста,
характеристики героев, монологической речи, самостоятельной работы.
Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве В.М. Шукшина,
сюжета и героев рассказа «Критики»; умения извлекать из текста необходимую информацию,
давать характеристику героев, работать в группах; владение навыками анализа текста.
Оборудование: текст рассказа, доска, проектор, экран, мультимедийная презентация, тетрадь,
учебник, шаблоны «рыбьего скелета».
Ход урока:
1.
Организационный момент: Здравствуйте, ребята!
2.
Психологический настрой ребят на урок: Посмотри в глаза своему соседу по парте и
мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему и учителю. Пусть наш урок принесет
нам радость открытий.
3.
Прогнозирование по названию.
- Ребята, прочтите тему урока, о ком мы сегодня будем говорить?
- Как вы думаете, что значит «странный» герой?
А странные опять приходят люди
Чтоб посидеть с ним рядом, пошутить,
О том, что было, и о том, что будет
Неспешно с земляком поговорить…
- О каких странных людях идет речь в этом стихотворении?
- Как вы понимаете слово «Критик»?
Критики(критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует
кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный
к. Музыкальный к. Театральный к. (читает ученик)
(С.И.Ожегов , Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка)
Это название рассказа В.М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?
Сегодня мы будем размышлять о особенностях шукшинского рассказа.
…… познакомит нас с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина.
4.
Проверка домашнего задания: Рассказ о В.М.Шукшине с презентацией. (выступление
заранее подготовленного ученика)
Слайд 1.
Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец
его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во
время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января
1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все
трудности, она дожила до глубокой старости.
Слайд 2. В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его
в 1960 году (мастерская Ромма).
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая
серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса.
С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
Слайд 3. Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной
роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на
телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают»,
Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период
съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил
его близкий друг Георгий Бурков. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
Слайд 4. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие.
Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и
брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому
назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.
Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших
рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их
неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.
5.
Актуализация знаний, побуждение интереса к теме:
« Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, - утверждал писатель, -
они ведь о душе и добре… А что касается критики, то я и об этом напишу».
Чтение рассказа «Критики» цепочкой по предложению.
6.
Словарная работа (выписать непонятные слова и дать им толкование): удосужил –
опозорил, ухайдакали – потратили, ни в зуб ногой – ничего не понимает.
7.
Аналитическая беседа по рассказу, работа в группах по 5 человек, заполнение схем
Фишбоун.
- Почему рассказ называется «Критики»
- Что объединяло подростка Петьку и его деда?
(Ходили в кино и обсуждали его после просмотра)
- В чем взгляды на кино Петьки и деда совпадали?
( Не смотрели телевизор, а только то кино, которое шло в кинотеатрах)
Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя? В чем? Почему?
( Каждый из них судит с точки зрения своего поколения)
- Как вы думаете, почему « со взрослыми дед редко спорил об искусстве…»?
( Дед редко спорил со взрослыми об искусстве, потому что воспринимал кино очень
искренно, непосредственно, как ребенок. Для него кино – вторая реальность, возможность
увидеть другую жизнь, других людей. С Петькой они спорили не об «искусстве» , а о
достоверности того, что показывают на экране.)
- Почему деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда
разговаривали с ним?
( «Вежливые» городские люди улыбались, потому что относились к деду снисходительно,
не принимали его всерьез, а дед это чувствовал и оттого злился. Он и напился потому, что
пострадало его чувство собственного достоинства.
Слова вежливые, умные по отношению к городским гостям автор употребляет в
ироническом смысле: им не хватало вежливости, чтобы не обидеть старого человека, и
ума, чтобы не спорить с ним. Дед страдает из-за своей открытости, поэтому он и не
защищен.)
Обратимся к тексту протокола. Прочитаем его.
- Почему текст вызывает у вас улыбку?
- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька «долго еще плакал, уткнувшись лицом
в подушку»?
Физ. Минутка (пауза релаксации)
«Отдых на природе». Представьте, что вы лежите на поляне. Вы смотрите в голубое,
безоблачное небо. Вас согревает ласковое солнце. Вы слышите пение птиц.
Закрепление полученных знаний.
- Можно ли назвать героя рассказа «Критики» странным?
(Да. 73-летний герой не похож на других, часто нелеп и смешон, но с чувством
собственного достоинства; правдолюбивый, добрый и жалостливый человек.)
ЗАПОЛНЯЕМ СКЕЛЕТ. У головы пишем проблему или вопрос. («Какие они , странные
люди?») , верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,
хвост – ответ на вопрос, формулируем ответ на вопрос, поставленный в начале урока).
Отвечает капитан группы, остальные помогают.
Вывод:
- Подводя итог урока, прошу вас отметить основные черты героев В.М.Шукшина.
Рефлексия
- Вот и закончился рассказ. Он небольшой, трудно ли было его читать? Почему? Какие
чувства он у вас вызвал?
- Что хотел рассказать нам автор? Какие проблемы поднимал в рассказе?
(Ребята рассказывают о родственниках, ранящих друг друга. О взаимоотношении
поколений.)
- Довольны ли вы собой?
- В чем вы затруднялись?
Оцените свою работу (прием «Лестница успеха»).
8.
Выставление оценок.
9.
Домашнее задание: написать отзыв по произведению в читательский дневник.
- На этом наш урок окончен, спасибо за внимание.