Автор: Суворова Юлия Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №31 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Содержание и организация интегрированного урока Раздел: начальное образование
Содержание и организация интегрированного урока
Интегрированный урок отличается от традиционного использования
межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое
включение материала других предметов .
Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые
объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных
дисциплинах.
«Миру сегодня не достаёт своего собственного образа, потому что этот образ
может быть сформирован при помощи универсальной системы значений –
синтеза». (Ребенок в мире культуры.\ Под общей ред.
Р.М.Чумичевой.Ставрополь:Ставропольсервисшкола, 1998, с.26).
Осуществленный на этом уровне синтез как взаимодействие, соединение
(интеграция) выступает основным принципом построения содержания и
приводит к такому важному познавательному результату, как формирование
целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению
качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных
понятиях, категориях, подходах.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков
следующими особенностями :
Предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного
материала;
Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала
интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
Большой информативной ёмкостью учебного материала,
используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать
следующие условия : в интегрированном уроке объединяются блоки знаний
двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно
определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель
определена, то из содержания предметов берем только те сведения, которые
необходимы для ее реализации.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения
интегрированных уроков даёт сочетание предметов:
Окружающий мир и музыка;
Окружающий мир и изобразительное искусство;
Окружающий мир и технология;
Окружающий мир и литературное чтение;
Математика и технология;
Литературное чтение и музыка;
Литературное чтение и изобразительное искусство.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности
учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в
ходе урока. При планировании требуется тщательное определение
оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в
привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.
Интегрированные уроки имеют определенные преимущества для учащихся:
Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что
способствует самообразованию;
Способствуют формированию целостной научной картины мира,
рассмотрению предмета или явления с нескольких сторон:
теоретической, практической, прикладной;
Позволяют систематизировать знания;
Способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже
понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
Способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки,
эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся (логического, художественно-образного, творческого).