Автор: Виктория Анатольевна Петрова
Должность: северо-восточный федеральный университет им. м.к. аммосова
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Населённый пункт: с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка формирования профессионального самоопределения сельских школьников
Раздел: высшее образование
Петрова Виктория Анатольевна
аспирант 1 курса Педагогического института
ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.
Аммосова»
Педагогическая поддержка формирования профессионального
самоопределения сельских школьников
Проблема
профориентации
обучающихся
всегда
привлекала
своей
актуальностью
многих
специалистов.
Исследованию
проблемы
профессинальной
ориентации
обучающихся
посвящено
множество
диссертаций,
монографий,
статей
многих
сотен
практиков.
Научное
и
практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников
является ответом на социальный заказ страны, правильного подбора кадров,
их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии.
Педагогические
аспекты
профессиональной
работы
с
молодежью
рассмотрены в работах В.Ф. Сахарова, О.Л. Базаровой, Т.А. Степановой и др.
Проблеме
управления
процессом
профориентации
старшеклассников
в
условиях села, в настоящее время уделяется много внимания в научной среде.
Вопросам
управления
посвящены
работы
С.В.
Малина,
А.А.
Поляруш,
предлагающие
активизирующие
технологии
организации
процесса
профориентации.
Критерии,
оценки,
индикаторы
процесса
управления
представлены в работе Р.Б. Рябышевой и Е.В. Васильченко. Особенности
управления профессиональной самореализацией раскрыты в публикации Е.В.
Калиниской
и
Л.Н.
Захаровой.
Процесс
управления
профессиональной
ориентацией школьников старшего возраста представлен в исследовании А.Д.
Балюк. М.Ю. Макарова изучала вопросы разработки алгоритмов управления
профориентационными процессами в информационной системе.
В настоящее время, когда система профессиональной ориентации в
масштабах
страны
терпит
изменения,
выпускники
сельских
школ
оказываются дезориентированными в вопросе грамотного выбора профессии.
Попытки отдельных специалистов и организаций решить эту проблему чаще
всего наталкиваются на множество проблем. Из поля зрения специалистов
совершенно выпадает философско-методологический аспект, определяющий
разницу в подходах Российской и западной школ профориентации. Эти и
другие
аспекты
говорят
о
том,
что
проблема
профориентации
сельских
старшеклассников
требует
изучения
и
решения
в
новом
современном
контексте.
Актуальность проблемы исследования позволила выявить следующие
противоречия между:
–
потребностью
общества
в
балансировании
рынка
труда
и
стремлением современных выпускников сельских школ выбирать профессии
на основе их популярности, престижа;
–
активным
изучением
различных
аспектов
профориентации
в
современной науке и низкой активностью в реализации новых способов
профориентации в работе со старшеклассниками в условиях села;
– наличием программ профориентации и преобладанием в них старых
подходов, которые ориентируют на выбор конкретной профессии часто без
результатов диагностики личности и профессионального консультирования.
На
основе
изучения
профориентации
сельских
школьников,
в
управленческой
деятельности
можно
разработать
модель
управления
процессом
профориентации
старшеклассников
в
общеобразовательных
организациях села, способствующий повышению качества данного процесса.
Под профессиональной ориентацией следует понимать деятельность
направленную на помощь в выборе профессии через организацию процесса
определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя
проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и
способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о
каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения
профессией.
Цели,
принципы
организация,
концепции
профессиональной
ориентации обусловлены социальным заказом и потребностями рынка труда
а также интересами, потребностями и склонностями личности.
Историко-педагогического
анализ
проблемы
профориентации
старшеклассников показал, что она имеет этапность в своем развитии: до 90х
гг.
ХХ
века
осуществлялась
так
называя
советская
профориентация,
направленная
на
потребности
плановой
экономики;
с
90-х
гг.
ХХ
по
настоящее время наступил этап карьерно-ориентированной профориентации,
обусловленной
рыночной
экономикой
и
потребностями
личности
и
ее
успешности в жизни.
Содержательно
профессиональная
ориентация
включает
три
направления-компонента: профессиональная диагностика, консультирование
и
просвещение,
которые
в
совокупности
позволяют
решать
задачи
профессиональной
самореализации;
рассматривается
как
система
профориентационной работы, направленная на цель, достижение которой
осуществляется за счет реализации компонентов-направлений, которые, в
свою
очередь,
реализуются
за
счет
конкретных
форм,
методов,
средств,
позволяющих достигнуть результата.
Под управлением понимают деятельность, направленную на выработку
решений,
организацию,
контроль,
регулирование
объекта
управления
в
соответствии
с
заданной
целью,
анализ
и
подведение
итогов
на
основе
достоверной
информации.
Сущность
управления
как
вида
деятельности
связана с повышением эффективности управляемого процесса.
Управления
профессиональной
ориентацией
–
это
двусторонний
процесс,
основой
которого
являются
отношения
субъекта
и
объекта,
где
объектом
выступает
профессиональное
самоопределение
личности,
субъектом – социальные институты, действующие на его профессиональное
самоопределение.
Профориент ацией
в
школе
в
первую
очередь
ох вач е н ы
старшеклассники,
что
обусловлено
социальной
ситуацией
их
развития:
постановка
жизненной
задачи
–
профессионального
самоопределения,
ведущей деятельностью в юношеском возрасте – учебно-профессиональной,
за
счет
которой
юноши
и
девушки
приобретают
сформированность
психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность
роста личности сейчас и в будущем.
Содержание процесса управления профориентацией старшеклассников
таково:
цель
–
социально-педагогическая
поддержка
профессионального
самоопределения; планирование учитывает идеи сетевого взаимодействия и
социального
партнерства
в
профессиональном
самоопределении;
организация
опирается
на
активизирующие
формы
и
методы
профориентирования;
конт роль
предполагает
и с п о л ь з о в а н и е
актуализированных критериев и показателей успешности протекания данного
процесса.
Систематическая управленческая деятельность, оценка и постоянный
мониторинг критериев эффективности позволит в преодолеть стихийность
выбора
профессии
старшеклассниками,
сформировать
профессиональный
выбор,
адекватный
личностным
и
общественным
потребностям,
что
в
дальнейшем послужит фундаментом успешного профессионального развития
молодого поколения.
Процесс
профориентации
в
современной
школе
имеет
несколько
недостатков: стихийность, неактуализированность, сужен и устарел арсенал
способов
профориентации,
поэтому
управление
этим
процессом
требует
изменений, связанных с подбором новых методик диагностики, позволяющих
старшеклассникам
выбирать
профессиональную
направленность,
методов
агитации,
информирования,
просвещения,
а
его
организация
должна
оттолкнуться от запросов общества, рынка труда.
Проведенное
исследование
показало,
что
старшеклассники
испытывают проблемы на этапе выбора профессии из-за отсутствия или
некачественного
проведения
профессионального
консультирования;
сам
выбор профессии редко связан с ее сущностью, социальной значимостью,
поэтому предпочтение отдается профессиям, обеспечивающим престиж и
высокий доход.
С
целью
оптимизации
и
повышения
каче ства
п р о ц е с с а
профориентации
старшеклассников
разработана
модель
управления
этим
процессом,
целью
которой
является
социально-педагогическая
помощь
старшеклассникам сельских школ в профессиональном самоопределении.
Построенная на идеях системного, деятельностного и аксиологического
подхода,
а
также
принципах
активизации
личностных
ресурсов
старшеклассников,
актуализации
смыслов
и
способов
профориентации,
функциональной
целостности,
модель
включает
ориентационный,
программный,
технологический,
контрольно-оценочный
и
результативный
компоненты.
Модель
отличается
технологичностью
и
актуализацией
цели,
содержания
и
форм
профессиональной
ориентация
старшеклассников,
позволят
создать
условия
осознания
старшеклассником
сельской
школы
своих желаний, возможностей, согласования их; для испытания собственных
сил,
способностей,
обретения
уверенности
в
себе
и
построения
профессионального плана.