Напоминание

Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций детей с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Ростовцева Анастасия Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябьск
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ростовцева Анастасия Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Золотая рыбка»

г. Ноябрьск

Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций детей с

тяжелыми нарушениями речи

Проведению

дифференциальной

диагностики

предшествует

с

предварительный

сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о

характере

доречевого,

раннего

речевого

условиях

овладения

родной

речью),

психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями

(законными представителями) ребенка.

При непосредственном контакте педагогов с ребенком обследование начинается с

ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного

эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой

коммуникации,

умения

адекватно

воспринимать

вопросы,

давать

на

них

ответы

(однословные

или

развернутые),

выполнять

устные

инструкции,

осуществлять

деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями и.т.д.

Содержание

полной

программы

обследования

ребенка

формируется

каждым

педагогом в соответствии с конкретными профессиональными целями и

задачами, с

опорой

на

обоснованное

привлечение

методических

пособий

и

дидактических

материалов.

Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях

диалогической

и

монологической

речи,

о

характере

владения

грамматическими

конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании

голоса,

тембре,

интонированности,

темпо-ритмической

организации

речи

ребенка,

наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении

речевого

высказывания

и

т.д.

Содержание

беседы

определяется

национальными,

этнокультурными

особенностями,

познавательными,

языковыми

возможностями

и

интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: «Моя семья»,

«Любимые

игрушки»,

«Отдых

летом»,

«Домашние

питомцы»,

«Мои

увлечения»,

«Любимые

книги»,

«Любимые

мультфильмы»,

«Игры»

и

т.д..

Образцы

речевых

высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.

Обследование словарного запаса

Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров

состояния

лексического

строя

родного

языка

детей

с

ТНР.

Характер

и

содержание

предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми

возможностями

и

включают

обследование

навыков

понимания,

употребления

слов

в

разных

ситуациях

и

видах

деятельности.

В

качестве

приемов

обследования

можно

использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов

с

ярко

выраженными

признаками;

предметов

и

их

частей;

частей

тела

человека,

животных, птиц;

профессий и соответствующих атрибутов;

животных, птиц и их

детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор

антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по

смыслу словом и т.д.

Обследование грамматического строя языка

Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение

возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы

грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с

пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм,

словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций и

т.д. В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на

вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по

слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения

и т.п.

Обследование связной речи

Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько

направлений. Одно из них – изучение навыков ведения диалога – реализуется в самом

начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения

степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на

составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного,

творческого

и

т.д.

Важным

критерием

оценки

связной

речи

является

возможность

составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все

важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство

и

разнообразие

используемых

при

рассказывании

языковых

средств,

возможность

составления

и

реализации

монологических

высказываний

с

опорой

(на

наводящие

вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по

параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования,

членов

предложения,

использования

сложных

или

простых

предложений,

принятия

помощи

педагога

и

взрослого

носителя

родного

языка,

наличие

в

рассказе

прямой

речи,

литературных

оборотов,

адекватность

использования

лексико-грамматических

средств

языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания и т.д.

Обследование фонетических и фонематических процессов

Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях

произношения

им

звуков

родного

языка.

Для

чего

необходимо

предъявить

ряд

специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический

материал

понятны

ребенку

с

ТНР.

Звуковой

состав

слов,

соответствующих

этим

картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без

него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в

составе

слогов

(прямых,

обратных,

со

стечением

согласных),

в

словах,

в

которых

проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в

предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой

слов

отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо

знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с

ними связанных. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и

их

сочетаний,

так

и

самостоятельное.

Особое

внимание

при

этом

обращается

на

неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При

обследовании

фонетических

процессов

используются

разнообразные

методические

приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное

проговаривание, называние

с опорой на наглядно-демонстрационный материал и т.д..

Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены

звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков,

характер

нарушений

звуко-слоговой

организации

слова

и

т.д..

Обследование

фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми

приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем

родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий.

В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности

всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение

первого гласного звука в слове, стоящего под ударением,

первого согласного звука в

слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного,

определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных

словах и их последовательности и т.д.

В

процессе

комплексного

обследования

изучается

состояние

пространственно-

зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.

В зависимости от возраста ребёнка и состояния его базовых коммуникативно-

речевых

навыков,

целесообразно

применять

несколько

дифференцированных

схем

обследования речеязыковых возможностей детей с ТНР: первая схема – для обследования

детей, не владеющих фразовой речью; вторая схема – для обследования детей с начатками

общеупотребительной

речи;

третья

схема

для

обследования

детей

с

развернутой

фразовой

речью

при

наличии

выраженных

проявлений

недоразвития

лексико-

грамматического и фонетико-фонематического компонентов языка; четвертая схема – для

обследования детей с развернутой фразовой речью и с нерезко выраженными остаточными

проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.



В раздел образования