Автор: Ростовцева Анастасия Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябьск
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Ростовцева Анастасия Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Золотая рыбка»
г. Ноябрьск
Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций детей с
тяжелыми нарушениями речи
Проведению
дифференциальной
диагностики
предшествует
с
предварительный
сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о
характере
доречевого,
раннего
речевого
(в
условиях
овладения
родной
речью),
психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями
(законными представителями) ребенка.
При непосредственном контакте педагогов с ребенком обследование начинается с
ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного
эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой
коммуникации,
умения
адекватно
воспринимать
вопросы,
давать
на
них
ответы
(однословные
или
развернутые),
выполнять
устные
инструкции,
осуществлять
деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями и.т.д.
Содержание
полной
программы
обследования
ребенка
формируется
каждым
педагогом в соответствии с конкретными профессиональными целями и
задачами, с
опорой
на
обоснованное
привлечение
методических
пособий
и
дидактических
материалов.
Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях
диалогической
и
монологической
речи,
о
характере
владения
грамматическими
конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании
голоса,
тембре,
интонированности,
темпо-ритмической
организации
речи
ребенка,
наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении
речевого
высказывания
и
т.д.
Содержание
беседы
определяется
национальными,
этнокультурными
особенностями,
познавательными,
языковыми
возможностями
и
интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: «Моя семья»,
«Любимые
игрушки»,
«Отдых
летом»,
«Домашние
питомцы»,
«Мои
увлечения»,
«Любимые
книги»,
«Любимые
мультфильмы»,
«Игры»
и
т.д..
Образцы
речевых
высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.
Обследование словарного запаса
Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров
состояния
лексического
строя
родного
языка
детей
с
ТНР.
Характер
и
содержание
предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми
возможностями
и
включают
обследование
навыков
понимания,
употребления
слов
в
разных
ситуациях
и
видах
деятельности.
В
качестве
приемов
обследования
можно
использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов
с
ярко
выраженными
признаками;
предметов
и
их
частей;
частей
тела
человека,
животных, птиц;
профессий и соответствующих атрибутов;
животных, птиц и их
детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор
антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по
смыслу словом и т.д.
Обследование грамматического строя языка
Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение
возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы
грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с
пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм,
словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций и
т.д. В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на
вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по
слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения
и т.п.
Обследование связной речи
Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько
направлений. Одно из них – изучение навыков ведения диалога – реализуется в самом
начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения
степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на
составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного,
творческого
и
т.д.
Важным
критерием
оценки
связной
речи
является
возможность
составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все
важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство
и
разнообразие
используемых
при
рассказывании
языковых
средств,
возможность
составления
и
реализации
монологических
высказываний
с
опорой
(на
наводящие
вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по
параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования,
членов
предложения,
использования
сложных
или
простых
предложений,
принятия
помощи
педагога
и
взрослого
носителя
родного
языка,
наличие
в
рассказе
прямой
речи,
литературных
оборотов,
адекватность
использования
лексико-грамматических
средств
языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания и т.д.
Обследование фонетических и фонематических процессов
Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях
произношения
им
звуков
родного
языка.
Для
чего
необходимо
предъявить
ряд
специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический
материал
понятны
ребенку
с
ТНР.
Звуковой
состав
слов,
соответствующих
этим
картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без
него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в
составе
слогов
(прямых,
обратных,
со
стечением
согласных),
в
словах,
в
которых
проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в
предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой
слов
отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо
знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с
ними связанных. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и
их
сочетаний,
так
и
самостоятельное.
Особое
внимание
при
этом
обращается
на
неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При
обследовании
фонетических
процессов
используются
разнообразные
методические
приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное
проговаривание, называние
с опорой на наглядно-демонстрационный материал и т.д..
Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены
звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков,
характер
нарушений
звуко-слоговой
организации
слова
и
т.д..
Обследование
фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми
приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем
родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий.
В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности
всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение
первого гласного звука в слове, стоящего под ударением,
первого согласного звука в
слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного,
определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных
словах и их последовательности и т.д.
В
процессе
комплексного
обследования
изучается
состояние
пространственно-
зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
В зависимости от возраста ребёнка и состояния его базовых коммуникативно-
речевых
навыков,
целесообразно
применять
несколько
дифференцированных
схем
обследования речеязыковых возможностей детей с ТНР: первая схема – для обследования
детей, не владеющих фразовой речью; вторая схема – для обследования детей с начатками
общеупотребительной
речи;
третья
схема
–
для
обследования
детей
с
развернутой
фразовой
речью
при
наличии
выраженных
проявлений
недоразвития
лексико-
грамматического и фонетико-фонематического компонентов языка; четвертая схема – для
обследования детей с развернутой фразовой речью и с нерезко выраженными остаточными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.