Напоминание

Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе


Автор: Вихарева Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17 городского округа Кинешма
Населённый пункт: Ивановской области
Наименование материала: проект
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21

Общеразвивающего вида городского округа Кинешма Ивановской области.

Адрес: 155800, г. Кинешма, ул. Баумана, д. 8а, тел.: 2-39-76

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ В

ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ "А" ГРУППЕ»

Создатель проекта:

Воспитатель

Вихарева Анна Евгеньевна

Кинешма 2017

Содержание проекта

1.

Визитная карточка проекта.

2.

Пояснительная записка.

3.

Актуальность, цель, задачи, ожидаемый результат.

4.

Этапы реализации проекта: организационный, внедренческий (основной),

заключительный.

5.

Список литературы.

Визитная карточка проекта.

Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и

воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок».

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-информационный,

ориентированный , познавательно- творческий .

Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети 2-3 лет.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации

предметно-пространственной среды в группе.

Продукт проектной деятельности: создание предметно-пространственной среды 1-ой

младшей группе ДОУ по ФГОС.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.).

Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое

оснащение, информационное обеспечение.

Место проведения: Ивановская область, г.Кинешма, МДОУ детский сад №21.

Пояснительная записка.

В 2013 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»№273-

ФЗ, где дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. При этом

возникла необходимость в разработке, введении и внедрении ФГОС.

ФГОС является основой для разработки образовательной программы дошкольного

образования и её реализации. Одним из условий реализации основной образовательной

программы является создание предметно-пространственной среды в группе.

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство,

живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для

развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку

возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны

руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо

учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности

каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-

пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей

воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства группы, с целью охраны и

укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их

возрастных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной

активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников,

должно быть организовано на основе следующих принципов.

1.Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального

благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой

комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче

адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора

2.Принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения группы. Удачно

подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию

дошкольников.

3.Важным при организации предметно-пространственной среды является принцип

безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности,

возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не

воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право

выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

4.При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря

организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых

стеллажей, не загромождающих помещение, в группах создаются условия для разных

видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

5.Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования,

педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и

руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Не надо чрезмерного

количества материалов и игрушек, чтобы среда не выглядела перенасыщенной.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе

выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого

разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и

тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными

видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным

уголком или исследовательским центром.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

- содержательно-насыщенной;

- трансформированной;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной ;

- безопасной.

Создавая предметно-пространственную развивающую образовательную среду, мы

придерживались этих требований образовательного стандарта.

Актуальность.

Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-

пространственной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия

ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.

А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры

ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и

грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как

часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности

ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и

физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных

средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Цель проекта: создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных

условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного

развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности,

всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.

Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в

ДОУ.

Задачи проекта:

1.

Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-

развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2.

Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и

психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого

ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3.

Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация

(креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-

образовательного процесса.

4.

Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного

образовательного учреждения и семьи.

Ожидаемые результаты:

1.Воспитанников:

1) Повышение детской активности, инициативности и любознательности;

2) Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;

3) Ребенок принимает роль субъекта деятельности;

4) Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как

процесс решения загадок и осуществления открытий;

5) Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.

2.Педагогов: повышение профессиональной компетентности.

3.Родителей: формирование родительской компетентности по теме.

Этапы реализации проекта.

1.

Организационно-подготовительный этап: изучение методической литературы по

данной теме, формирование проблемы, цели, задач проекта.

2.

Внедренческий (Основной) этап: практическая реализация проекта, создание

предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и

узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.

3.

Заключительный этап: подведение итогов. Оформление материалов по проекту.

Создание презентации.

1.Организационно-подготовительный этап.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества

ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-

развивающей среды в ДОУ.Исследование этого вопроса легли в научно-психологические

основы развития образования и основы организации развивающей среды и

просматриваются в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия –

Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В

этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н.

Подьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с

аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В.

Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой

2. Внедренческий (Основной) этап:

Краткое описание помещения и участка группы.

1 младшая группа МДОУ детского сада №21 находится на первом этаже дошкольного

учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-

эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе

оборудованы отдельная спальная, туалетная и раздевальная комнаты. В групповых

комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия,

игрушки, соответствующие интересам детей, с учётом возрастных и личностных

особенностей. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.

Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей

детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-пространственная

среда еще не полностью соответствует ФГОС.

Территория участка группы благоустроена: воспитателями и родителями она обнесена

забором для безопасного нахождения детей на территории, созданы постройки для

сюжетно-ролевых игр (машина, мотоцикл), песочный дворик, скамьи и столик для

индивидуальных игр, зона физического развития (гимнастическая скамья, ребристая

доска), на территории находятся разнообразные породы деревьев и кустарников, веранда

разделена на зоны (Гараж, Дом, зона сенсорного развития).

Мной был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части (зона

для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с экстенсивным

использованием пространства, рабочая зона ) и намечено размещение центров

деятельности детей. К работе над проектом по организации ППС в группе я привлекла

родителей. Для этого мной были проведены беседы и консультации по интересующему

вопросу, разработаны рекомендации. Для оформления всех центров я применили уже

имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.),

добавила купленный родителями, внесла работы сделанные самими родителями и

воспитателями.

Наша группа–это единое пространство: воспитатель–ребёнок–родитель.

Игровая деятельность в группе разнообразна, дети с удовольствием играют в сюжетно-

ролевые, дидактические и подвижные игры в специально созданных игровых зонах.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи,

познавательных и творческих способностей детей, формирование навыка слушания,

умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об

окружающем.

Оборудование и материалы уголка: предметные и сюжетные картинки, картинки

звукоподражания, артикуляционная гимнастика; “Чудесный мешочек” с различными

предметами; стеллаж для книг, стол, стулья, книги по возрасту и программе.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Задачи: воспитание эстетических чувств, приобщение детей к театральному искусству,

развитие детского творчества, поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной

и театрализованной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах,

различных праздниках. Развивать у детей умение следить за действиями игрушек,

сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка

перевоплощения в образы сказочных героев.

Материалы и оборудование уголка: барабан, бубен, дудочки, шумовые игрушки,

неваляшка, юла, маски сказочных персонажей для игр - драматизаций и несколько видов

театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр на тарелках и мягкой

игрушки.

УГОЛОК ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,

стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у

детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних

конечностей, профилактика плоскостопия ; Профилактика простудных заболеваний.

Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы уголка: коврики, дорожки массажные, мячи, обручи, кегли,

флажки, султанчики, кольцеброс.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на

отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы уголка: наборы цветных карандашей; гуашь; цветные

восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания ворса кисти

от краски; бумага для рисования разного формата; губки из поролона; салфетки для рук;

скульптурный пластилин; большие клеёнки для покрытия столов; школьные мелки для

рисования на доске и асфальте .

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в

основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении

умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,

стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного

творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить

мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции,

возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь

анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения,

возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы уголка: Материалы для конструирования: пластмассовые

конструкторы Лего; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие

игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры;

Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и

творческих способностей.

Оборудование и материалы уголка: мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в

“Дом”, водителей и др.; средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; наборы кухонной и

чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и

легковые; руль, сумки, ведёрки, молоток и др.; кукольные коляски.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций

вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и

внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими

фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру,

форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало,

один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;

Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки;

Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть

предметы на картинках.

Оборудование и материалы уголка:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки

(из 6-10 элементов), шнуровки, парные картинки, сенсорный кубик.

2. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный

материал .

3. Шнуровки "Бусы"

4. Крупные пазлы.

5. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и

горизонтали).

6. Логический куб.

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие

животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты,

продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам

(назначению и т.п.).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку,

-сказочной, социобытовой.

ПРИРОДНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Формировать представления об окружающем мире, его изменениях; учить

различать и называть некоторые фрукты и овощи; учить детей различать и называть

домашних животных, птиц и их детенышей; учить различать и называть диких животных,

выделять их характерные особенности строения тела, формировать бережное отношение к

природе.

Материалы и оборудование уголка: живые растения (картотека), огород на окошке (лук,

укроп); лейки; распылитель; игрушечные дикие и домашние животные; скотный двор,

аквариум ( игрушечные водные жители) сюжетные картинки по временам года, сезонный

герой (лист, снежинка, капелька, цветок).

ПЕРИОД

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ

РАБОТА С

РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С

ДЕТЬМИ

Сентябрь

Оформление всех помещений

Фотовыставка "Мы

Адаптация

группы на тему "Осень"

Задачи: формировать

элементарные знания у детей

о сезонных изменениях в

природе; создать атмосферу

уюта; повышать

эмоциональный фон

воспитанников и их

родителей.

привыкаем к детскому

саду",

Консультация "Как

подготовить ребёнка к

детскому саду"

Октябрь

Создание уголка

экспериментирования

Задачи:

Расширять опыт

ориентировки в окружающем,

обогащать его

разнообразными сенсорными

впечатлениями; формировать

представления о предметах

ближайшего окружения, о

простейших связях между

ними; воспитывать интерес к

явлениям природы, бережное

отношение к растениям,

заботливое отношение к

животным.

Создание уголка "Ряженье"

Задачи: формировать желание

создавать образ с помощью

аксессуаров и одежды.

Привлечь к созданию

уголка

экспериментирования

(заготовка природного

материала, ёмкостей

различной величины и

формы, зеркал,

мельницы, воронок,

формочек для песка и т.

д. )

Консультация

"Экспериментирование

у детей 2-3 лет"

Привлечь к пошиву

одежды в уголок

"Ряженья", подбору

аксессуаров,

маскарадных костюмов.

Проведение

экспериментов,

наблюдений,

сенсорных игр с

природными

материалами.

Применение

оборудования

уголка "Ряженья"

для СРИ.

Ноябрь

Создание сенсорного панно

"Умелые ручки", сенсорной

доски "Кнопочки-замочки"

Задачи: Формировать

сенсорного восприятия,

развивать мелкую моторику

рук, память, мышление,

воображение, развивать речь.

Создание уголка "ПДД",

"Безопасность"

Задачи: формировать

элементарные знания о

правилах дорожного

движения и личной

безопасности, желание

заботиться о собственной

жизни.

Привлечь к созданию

сенсорного пано и

доски (подбор пуговиц,

молний, липучек,

крючков, кнопок,

различных материалов,

выключателей, замков,

щеколд, калькуляторов

и т.д.)

Привлечь к созданию

уголка "ПДД"(подбор

моделей машин и

спецтранспорта,

маленьких человечков,

элементов природы,

знаков дорожного

движения.)

Консультация

"Безопасность на

дороге"

Игры с

сенсорными

материалами.

Рассматривание и

игры с

оборудованием

уголка "ПДД"

Декабрь

Создание уголка

"Парикмахерская"

Задачи: Формировать ролевые

Привлечь к подбору

оборудования и

материалов уголка

Игры в уголке

"Парикмахерская"

действия по игре

"парикмахерская";

продолжать стимулировать

сюжетно- ролевую игру;

продолжать развивать

коммуникативные навыков в

игре; развивать

подражательность и

творческие способности.

На участке

Создание на участке построек

из снега "Зимняя сказка"

Задачи: Обеспечить

двигательную активность в

зимний период,

способствовать развитию

воображения, повышать

эмоциональный уровень

детей.

Оформление всех помещений

группы на тему "Зима"

Задачи: продолжать

формировать элементарные

знания у детей о сезонных

изменениях в природе;

создать атмосферу уюта;

повышать эмоциональный

фон воспитанников и их

родителей.

"Парикмахерская"

(флаконы шампуней,

кремов, расчёсок,

набора для

парикмахерской, пошив

спецодежы парикмахера

и клиента. )

Консультация "Роль

сюжетно-ролевой игры

в развитии ребёнка"

Привлечь к постройке

горки, лабиринта,

подлезания, поезда,

снежного вала, места

для метания снежных

комков, героев сказки

"Колобок".

Привлечь к вырезанию

снежинок, подбору

атрибутов Нового Года.

Игры на

территории

участка.

Рассматривание

зимнего

оформления,

знакомство с

атрибутами Нового

года.

Январь

Создание уголка "Больница"

Задачи: Формировать ролевые

действия по игре "Больница";

продолжать стимулировать

сюжетно- ролевую игру;

продолжать развивать

коммуникативные навыков в

игре; развивать

подражательность и

творческие способности.

Привлечь к подбору

оборудования и

материалов уголка

"Больница" (набора для

больницы, коробочки от

таблеток, мазей, пошив

спецодежы врача )

Консультация "Если

ребёнок боится врача"

Игры в уголке

"Больница"

Февраль

Обновление книжного уголка

Задачи: продолжать

формирование навыка

слушания, умения обращаться

с книгой; знакомить с новыми

произведениями.

Акция "Подари книгу

детскому саду"

Консультация "Почему

дети рвут книги"

Рассматривание

иллюстрация к

новым книгам,

проговаривание

известных

произведений.

Март

Создание "Огорода на

окошке"

Задачи: формировать

Привлечь к сбору семян

(лук, укроп) и ёмкостей

для посадки.

Наблюдение за

растениями и

посадками в

элементарные знания о

процессе роста растений,

продолжать стимулировать

желание заботиться о них и

формировать бережное

отношение к природе.

Оформление всех помещений

группы на тему "Весна"

Задачи: продолжать

формировать элементарные

знания у детей о сезонных

изменениях в природе;

создать атмосферу уюта;

повышать эмоциональный

фон воспитанников и их

родителей.

Привлечь к вырезанию

цветов, птиц, подбор

макетов насекомых,

созданию весенних

букетов.

Консультация

"Весенние прогулки"

природном уголке.

Рассматривание

весеннего

оформления,

знакомство с

признаками весны.

Апрель

На участке

Создание на участке зоны для

подлезания и игр с мячами.

Задачи: продолжать

обеспечивать двигательную

активность детей, развивать

ловкость, координацию

движений, глазомер.

Привлечь к созданию

постройки "Поезд",

ворот для игры в

футбол, корзины для

игр с мячами.

Консультация

"Физическое развитие

детей 2-3 лет"

Игры на

территории

участка.

3. Заключительный этап.

Создание презентации по развитию ППС.

Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ

выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач анализ, знаний

и умений детей. Изучение уровня организации ППС проводится на основании ФГОС к

ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль

педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение

самих детей к ППС группы и мнения родителей.

Список литературы .

1.

Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.:

Элти-Кудиц, 2003г

2.

Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

3.

Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,.

серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера.

4.

Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей

предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. –

М.: Айресс Пресс, 2007

5.

Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2009

6.

Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.,

2003

7.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы

построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

8.

Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта

работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

9.

Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте

ФГТ. СПб, Приложения.

10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. №

2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2

11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.



В раздел образования