Автор: Вихарева Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17 городского округа Кинешма
Населённый пункт: Ивановской области
Наименование материала: проект
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21
Общеразвивающего вида городского округа Кинешма Ивановской области.
Адрес: 155800, г. Кинешма, ул. Баумана, д. 8а, тел.: 2-39-76
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В
ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ "А" ГРУППЕ»
Создатель проекта:
Воспитатель
Вихарева Анна Евгеньевна
Кинешма 2017
Содержание проекта
1.
Визитная карточка проекта.
2.
Пояснительная записка.
3.
Актуальность, цель, задачи, ожидаемый результат.
4.
Этапы реализации проекта: организационный, внедренческий (основной),
заключительный.
5.
Список литературы.
Визитная карточка проекта.
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и
воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок».
Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-информационный,
ориентированный , познавательно- творческий .
Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети 2-3 лет.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации
предметно-пространственной среды в группе.
Продукт проектной деятельности: создание предметно-пространственной среды 1-ой
младшей группе ДОУ по ФГОС.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.).
Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое
оснащение, информационное обеспечение.
Место проведения: Ивановская область, г.Кинешма, МДОУ детский сад №21.
Пояснительная записка.
В 2013 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»№273-
ФЗ, где дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. При этом
возникла необходимость в разработке, введении и внедрении ФГОС.
ФГОС является основой для разработки образовательной программы дошкольного
образования и её реализации. Одним из условий реализации основной образовательной
программы является создание предметно-пространственной среды в группе.
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство,
живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для
развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку
возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны
руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо
учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности
каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-
пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства группы, с целью охраны и
укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их
возрастных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников,
должно быть организовано на основе следующих принципов.
1.Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального
благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой
комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче
адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора
2.Принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения группы. Удачно
подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию
дошкольников.
3.Важным при организации предметно-пространственной среды является принцип
безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности,
возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не
воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право
выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.
4.При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря
организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых
стеллажей, не загромождающих помещение, в группах создаются условия для разных
видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
5.Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования,
педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и
руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Не надо чрезмерного
количества материалов и игрушек, чтобы среда не выглядела перенасыщенной.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе
выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого
разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и
тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными
видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным
уголком или исследовательским центром.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
- содержательно-насыщенной;
- трансформированной;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной ;
- безопасной.
Создавая предметно-пространственную развивающую образовательную среду, мы
придерживались этих требований образовательного стандарта.
Актуальность.
Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-
пространственной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия
ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.
А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры
ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и
грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как
часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности
ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и
физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных
средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Цель проекта: создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных
условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного
развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности,
всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.
Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в
ДОУ.
Задачи проекта:
1.
Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-
развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2.
Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и
психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого
ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3.
Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,
художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация
(креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-
образовательного процесса.
4.
Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Ожидаемые результаты:
1.Воспитанников:
1) Повышение детской активности, инициативности и любознательности;
2) Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;
3) Ребенок принимает роль субъекта деятельности;
4) Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как
процесс решения загадок и осуществления открытий;
5) Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.
2.Педагогов: повышение профессиональной компетентности.
3.Родителей: формирование родительской компетентности по теме.
Этапы реализации проекта.
1.
Организационно-подготовительный этап: изучение методической литературы по
данной теме, формирование проблемы, цели, задач проекта.
2.
Внедренческий (Основной) этап: практическая реализация проекта, создание
предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и
узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.
3.
Заключительный этап: подведение итогов. Оформление материалов по проекту.
Создание презентации.
1.Организационно-подготовительный этап.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества
ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-
развивающей среды в ДОУ.Исследование этого вопроса легли в научно-психологические
основы развития образования и основы организации развивающей среды и
просматриваются в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия –
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В
этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н.
Подьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с
аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В.
Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой
2. Внедренческий (Основной) этап:
Краткое описание помещения и участка группы.
1 младшая группа МДОУ детского сада №21 находится на первом этаже дошкольного
учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-
эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе
оборудованы отдельная спальная, туалетная и раздевальная комнаты. В групповых
комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия,
игрушки, соответствующие интересам детей, с учётом возрастных и личностных
особенностей. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.
Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей
детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-пространственная
среда еще не полностью соответствует ФГОС.
Территория участка группы благоустроена: воспитателями и родителями она обнесена
забором для безопасного нахождения детей на территории, созданы постройки для
сюжетно-ролевых игр (машина, мотоцикл), песочный дворик, скамьи и столик для
индивидуальных игр, зона физического развития (гимнастическая скамья, ребристая
доска), на территории находятся разнообразные породы деревьев и кустарников, веранда
разделена на зоны (Гараж, Дом, зона сенсорного развития).
Мной был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части (зона
для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с экстенсивным
использованием пространства, рабочая зона ) и намечено размещение центров
деятельности детей. К работе над проектом по организации ППС в группе я привлекла
родителей. Для этого мной были проведены беседы и консультации по интересующему
вопросу, разработаны рекомендации. Для оформления всех центров я применили уже
имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.),
добавила купленный родителями, внесла работы сделанные самими родителями и
воспитателями.
Наша группа–это единое пространство: воспитатель–ребёнок–родитель.
Игровая деятельность в группе разнообразна, дети с удовольствием играют в сюжетно-
ролевые, дидактические и подвижные игры в специально созданных игровых зонах.
УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ
Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи,
познавательных и творческих способностей детей, формирование навыка слушания,
умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об
окружающем.
Оборудование и материалы уголка: предметные и сюжетные картинки, картинки
звукоподражания, артикуляционная гимнастика; “Чудесный мешочек” с различными
предметами; стеллаж для книг, стол, стулья, книги по возрасту и программе.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Задачи: воспитание эстетических чувств, приобщение детей к театральному искусству,
развитие детского творчества, поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной
и театрализованной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах,
различных праздниках. Развивать у детей умение следить за действиями игрушек,
сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев.
Материалы и оборудование уголка: барабан, бубен, дудочки, шумовые игрушки,
неваляшка, юла, маски сказочных персонажей для игр - драматизаций и несколько видов
театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр на тарелках и мягкой
игрушки.
УГОЛОК ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у
детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних
конечностей, профилактика плоскостопия ; Профилактика простудных заболеваний.
Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы уголка: коврики, дорожки массажные, мячи, обручи, кегли,
флажки, султанчики, кольцеброс.
УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на
отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы уголка: наборы цветных карандашей; гуашь; цветные
восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания ворса кисти
от краски; бумага для рисования разного формата; губки из поролона; салфетки для рук;
скульптурный пластилин; большие клеёнки для покрытия столов; школьные мелки для
рисования на доске и асфальте .
УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в
основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении
умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,
стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного
творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить
мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции,
возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь
анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения,
возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы уголка: Материалы для конструирования: пластмассовые
конструкторы Лего; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие
игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания.
УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры;
Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и
творческих способностей.
Оборудование и материалы уголка: мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в
“Дом”, водителей и др.; средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; наборы кухонной и
чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и
легковые; руль, сумки, ведёрки, молоток и др.; кукольные коляски.
УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций
вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и
внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими
фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру,
форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало,
один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;
Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки;
Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть
предметы на картинках.
Оборудование и материалы уголка:
Материалы по сенсорике и математике
1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки
(из 6-10 элементов), шнуровки, парные картинки, сенсорный кубик.
2. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный
материал .
3. Шнуровки "Бусы"
4. Крупные пазлы.
5. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и
горизонтали).
6. Логический куб.
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие
животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты,
продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам
(назначению и т.п.).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку,
-сказочной, социобытовой.
ПРИРОДНЫЙ УГОЛОК
Задачи: Формировать представления об окружающем мире, его изменениях; учить
различать и называть некоторые фрукты и овощи; учить детей различать и называть
домашних животных, птиц и их детенышей; учить различать и называть диких животных,
выделять их характерные особенности строения тела, формировать бережное отношение к
природе.
Материалы и оборудование уголка: живые растения (картотека), огород на окошке (лук,
укроп); лейки; распылитель; игрушечные дикие и домашние животные; скотный двор,
аквариум ( игрушечные водные жители) сюжетные картинки по временам года, сезонный
герой (лист, снежинка, капелька, цветок).
ПЕРИОД
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ
РАБОТА С
РОДИТЕЛЯМИ
РАБОТА С
ДЕТЬМИ
Сентябрь
Оформление всех помещений
Фотовыставка "Мы
Адаптация
группы на тему "Осень"
Задачи: формировать
элементарные знания у детей
о сезонных изменениях в
природе; создать атмосферу
уюта; повышать
эмоциональный фон
воспитанников и их
родителей.
привыкаем к детскому
саду",
Консультация "Как
подготовить ребёнка к
детскому саду"
Октябрь
Создание уголка
экспериментирования
Задачи:
Расширять опыт
ориентировки в окружающем,
обогащать его
разнообразными сенсорными
впечатлениями; формировать
представления о предметах
ближайшего окружения, о
простейших связях между
ними; воспитывать интерес к
явлениям природы, бережное
отношение к растениям,
заботливое отношение к
животным.
Создание уголка "Ряженье"
Задачи: формировать желание
создавать образ с помощью
аксессуаров и одежды.
Привлечь к созданию
уголка
экспериментирования
(заготовка природного
материала, ёмкостей
различной величины и
формы, зеркал,
мельницы, воронок,
формочек для песка и т.
д. )
Консультация
"Экспериментирование
у детей 2-3 лет"
Привлечь к пошиву
одежды в уголок
"Ряженья", подбору
аксессуаров,
маскарадных костюмов.
Проведение
экспериментов,
наблюдений,
сенсорных игр с
природными
материалами.
Применение
оборудования
уголка "Ряженья"
для СРИ.
Ноябрь
Создание сенсорного панно
"Умелые ручки", сенсорной
доски "Кнопочки-замочки"
Задачи: Формировать
сенсорного восприятия,
развивать мелкую моторику
рук, память, мышление,
воображение, развивать речь.
Создание уголка "ПДД",
"Безопасность"
Задачи: формировать
элементарные знания о
правилах дорожного
движения и личной
безопасности, желание
заботиться о собственной
жизни.
Привлечь к созданию
сенсорного пано и
доски (подбор пуговиц,
молний, липучек,
крючков, кнопок,
различных материалов,
выключателей, замков,
щеколд, калькуляторов
и т.д.)
Привлечь к созданию
уголка "ПДД"(подбор
моделей машин и
спецтранспорта,
маленьких человечков,
элементов природы,
знаков дорожного
движения.)
Консультация
"Безопасность на
дороге"
Игры с
сенсорными
материалами.
Рассматривание и
игры с
оборудованием
уголка "ПДД"
Декабрь
Создание уголка
"Парикмахерская"
Задачи: Формировать ролевые
Привлечь к подбору
оборудования и
материалов уголка
Игры в уголке
"Парикмахерская"
действия по игре
"парикмахерская";
продолжать стимулировать
сюжетно- ролевую игру;
продолжать развивать
коммуникативные навыков в
игре; развивать
подражательность и
творческие способности.
На участке
Создание на участке построек
из снега "Зимняя сказка"
Задачи: Обеспечить
двигательную активность в
зимний период,
способствовать развитию
воображения, повышать
эмоциональный уровень
детей.
Оформление всех помещений
группы на тему "Зима"
Задачи: продолжать
формировать элементарные
знания у детей о сезонных
изменениях в природе;
создать атмосферу уюта;
повышать эмоциональный
фон воспитанников и их
родителей.
"Парикмахерская"
(флаконы шампуней,
кремов, расчёсок,
набора для
парикмахерской, пошив
спецодежы парикмахера
и клиента. )
Консультация "Роль
сюжетно-ролевой игры
в развитии ребёнка"
Привлечь к постройке
горки, лабиринта,
подлезания, поезда,
снежного вала, места
для метания снежных
комков, героев сказки
"Колобок".
Привлечь к вырезанию
снежинок, подбору
атрибутов Нового Года.
Игры на
территории
участка.
Рассматривание
зимнего
оформления,
знакомство с
атрибутами Нового
года.
Январь
Создание уголка "Больница"
Задачи: Формировать ролевые
действия по игре "Больница";
продолжать стимулировать
сюжетно- ролевую игру;
продолжать развивать
коммуникативные навыков в
игре; развивать
подражательность и
творческие способности.
Привлечь к подбору
оборудования и
материалов уголка
"Больница" (набора для
больницы, коробочки от
таблеток, мазей, пошив
спецодежы врача )
Консультация "Если
ребёнок боится врача"
Игры в уголке
"Больница"
Февраль
Обновление книжного уголка
Задачи: продолжать
формирование навыка
слушания, умения обращаться
с книгой; знакомить с новыми
произведениями.
Акция "Подари книгу
детскому саду"
Консультация "Почему
дети рвут книги"
Рассматривание
иллюстрация к
новым книгам,
проговаривание
известных
произведений.
Март
Создание "Огорода на
окошке"
Задачи: формировать
Привлечь к сбору семян
(лук, укроп) и ёмкостей
для посадки.
Наблюдение за
растениями и
посадками в
элементарные знания о
процессе роста растений,
продолжать стимулировать
желание заботиться о них и
формировать бережное
отношение к природе.
Оформление всех помещений
группы на тему "Весна"
Задачи: продолжать
формировать элементарные
знания у детей о сезонных
изменениях в природе;
создать атмосферу уюта;
повышать эмоциональный
фон воспитанников и их
родителей.
Привлечь к вырезанию
цветов, птиц, подбор
макетов насекомых,
созданию весенних
букетов.
Консультация
"Весенние прогулки"
природном уголке.
Рассматривание
весеннего
оформления,
знакомство с
признаками весны.
Апрель
На участке
Создание на участке зоны для
подлезания и игр с мячами.
Задачи: продолжать
обеспечивать двигательную
активность детей, развивать
ловкость, координацию
движений, глазомер.
Привлечь к созданию
постройки "Поезд",
ворот для игры в
футбол, корзины для
игр с мячами.
Консультация
"Физическое развитие
детей 2-3 лет"
Игры на
территории
участка.
3. Заключительный этап.
Создание презентации по развитию ППС.
Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ
выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач анализ, знаний
и умений детей. Изучение уровня организации ППС проводится на основании ФГОС к
ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль
педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение
самих детей к ППС группы и мнения родителей.
Список литературы .
1.
Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.:
Элти-Кудиц, 2003г
2.
Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
3.
Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,.
серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера.
4.
Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. –
М.: Айресс Пресс, 2007
5.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2009
6.
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.,
2003
7.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы
построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
8.
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта
работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
9.
Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте
ФГТ. СПб, Приложения.
10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. №
2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2
11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.