Напоминание

"Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности"


Автор: Гребенникова Эмма Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Когалым
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Мастер-класс на тему:

«Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников

познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной

деятельности»

Составила:

музыкальный руководитель

Гребенникова Э.В.

г. Когалым, 2020 год

Цель мастер-класса: организация платформы сотрудничества, объединяющей

педагогическое

сообщество

города

для

трансляции,

обсуждения

инновационного

опыта

и

повышения

профессионализма

педагогов

по

обозначенной теме.

Задачи мастер-класса:

1.

Представить

коллегам

педагогический

опыт

по

использованию

экспериментальной

музыкальной

деятельности,

как

средство

познания

детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности.

2.

Смотивировать

педагогов

на

использование

в

своей

практической

деятельности

предложенного

методического

материала,

на

поиск

собственных идей и решений.

3.

Побуждать

участников

мастер-класса

к

совместной

творческой

деятельности, взаимообмену, расширению профессиональных связей.

Ход мастер-класса

(Заранее, руководители мастер-класса раскладывают на стульчики разрезные

части

картинок

-

символов:

скрипичного

ключа

и

лупы.

Все

участники

мастер-класса садятся на стульчики и берут попавшуюся часть картинки. На

столах

приготовлены

необходимые

предметы

для

опытов.

На

мультимедийном

экране

представлено

название

темы

мастер-класса:

«Музыкальная

физика,

как

средство

развития

у

дошкольников

познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной

деятельности»).

Ведущий 1: Добрый день уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на

нашем мастер-классе.

Ведущий 2: Надеемся, что сегодня наша встреча будет интересной, полезной

и

увлечет

вас

в

мир

музыкальных

экспериментов.

Для

начала,

нам

необходимо разделится на две подгруппы. Это получится, если вы соберете

из отдельных частей две картинки с изображением символов Музыки и

Физики.

(Участники

мастер-класса

собирают

в

единое

целое

разрезные

картинки с изображением скрипичного ключа и лупы. Так они объединяются

в команды и рассаживаются за столы).

Ведущий 1: Соединение двух областей: музыки и физики, будет основой для

организации сегодняшней опытно – экспериментальной деятельности. Тема

нашего мастер – класса – это «Музыкальная физика, как средство развития у

дошкольников

познавательной

активно сти

в

ходе

опытно

исследовательской музыкальной деятельности». В самом начале, мы хотели

бы предложить вам поучаствовать в мини дискуссии, в ходе которой вы

попробуйте высказать свое мнение о том, - Что вы ожидаете от сегодняшней

встречи?

Ведущий

2:

-

Как

вы

себе

представляете

реализацию

данной

темы?

-

Считаете ли вы данную тему актуальной и почему? Вы будете предавать из

рук в руки нотку, и делиться с окружающими своими мыслями. Участники

мастер-класса

передают

из

рук

в

руки

нотку

и

высказывают

свои

предположения

Ведущий 2: Мы благодарим вас за активность и интересные высказывания.

Действительно,

в

свете

реализации

ФГОС

ДО

становится

необходимым

обеспечение

условий

для

развития

исследовательской

активности

и

инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности средствами

опытно - экспериментальной деятельности. Кроме того, социальный заказ

общества побуждает нас к поиску новых форм взаимодействия с детьми и

родителями, обновления содержания образования для реализации проекта

«Уральская

инженерная

школа».

Несмотря

на

то,

что

музыкальная

деятельность напрямую не связана с миром производства, техники и точных

наук,

но

при

творческой

организации

образовательного

процесса

и

средствами

музыкального

воспитания

можно

достичь

формирования

у

дошкольников основ инженерных компетенций.

Ведущий

1:

Сегодняшнее

наше

мероприятие

является

составной

частью

совместного инновационного проекта «Тайны музыкального звука», который

мы

реализуем

с

педагогами

нашего

детского

сада.

Рассчитан

он

на

три

учебных года. Наряду с другими технологиями, он помогает формировать у

дошкольников

предпосылки

инженерного

мышления.

Поскольку

проект

носит

интегративный

характер,

дети

получают

возможность

подтвердить

опытным путем те знания, которые преподносит им воспитатель в рамках

ознакомления с окружающим миром.

Ведущий

2:

В

основе

проекта

лежит

опытно

исследовательская

деятельность детей, которая предполагает изучение различных характеристик

звука,

музыкальных

инструментов,

способов

звукоизвлечения

на

них,

используя знания из разных областей наук. В ходе организации опытно-

экспериментальной деятельности у ребенка проявляется большой интерес к

объекту исследования, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез,

классификацию,

обобщение,

стимулируется

познавательная

активность

и

любознательность,

активизируется

восприятие

музыкального

материала.

Кроме того, ребёнок получает возможность самостоятельно устанавливать

в за и м о с вя зи

м е ж д у

о бъе кт а м и

ж и во й

и

н е ж и во й

п р и р од ы ,

взаимозависимости,

делать

выводы,

все

это

имеет

непосредственное

отношение к формированию ключевых инженерных компетенций. Закончить

наше небольшое вступление мы хотели бы словами великого педагога Яна

Амоса Каменского. А озвучит нам их коллега из зала, внешность которого я

сейчас опишу. Ведущий описывает внешность одного из педагогов, который

зачитывает цитату: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает

сам».

А

теперь,

мы

приглашаем

вас

окунуться

в

увлекательный

мир

экспериментов со звуками.

Ведущий

1:

Сегодня

мы

попробуем

изучить

звук

с

помощью

разных

анализаторов

человеческого

тела

слуха,

зрения,

осязания.

Уважаемые

коллеги! Наступило время для первого опыта.

1. Опыт с воздушным шариком и гайкой

Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатом этого опыта?

Правильно, все дело в вибрации, которая создается при беге монеты по

внутренним стенкам шарика. Чем быстрее вращать шарик, тем выше звук,

соответственно,

чем

медленнее

тем

звук

ниже.

Размер

тоже

имеет

значение, чем тяжелее и больше монета, тем тональность звука ниже! А что

же влияет на силу звука? На это вопрос нам поможет ответить следующий

опыт

2. Опыт с мыльной пленкой и звуковой волной

3. Опыт с расческой

Попробуем

извлечь

звук

из

расчески.

Зубчики

расчёски

дрожат

от

прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним

концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются

стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал

ещё громче. Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука? Ответ:

Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных

предметов смастерить простейший микрофон, который тоже будет усиливать

громкость звука.

4. Опыт с консервной банкой

Воздушный

шарик

как

можно

сильнее

натягиваем

на

открытый

верх

консервной банки, закрепляем по окружности скотчем. Научное объяснение:

Получившаяся

из

шарика

мембрана

улавливает

колебания

воздуха,

вследствие

чего

резонирует

металлическая

банка.

5.

Опыт

«Бумажный

телефон» А теперь, окунемся в детство, в то время, когда не было сотовых

телефонов, и других гаджетов. Мы вам предлагаем своими руками создать

устройство

для

передачи

звука

на

расстоянии,

сейчас

это

устройство

называется

телефоном.

Обратите

внимание,

что

у

вас

на

столах

стоят

бумажные стаканчики разных размеров, на одном столе маленькие, на другом

большие

и

нитки.

Для

демонстрации

опыта

придумайте,

пожалуйста

двустишие

приветствие

противоположной

команде.

Для

изготовления

телефона мы использовали: одноразовые стаканчики, толстую нитку (типа

Ирис), тоненькую палочку, иголку. Необходимо соорудить конструкцию —

два

стаканчика

соединены

между

собой

ниткой.

Для

этого

прокалываем

иголкой дно стаканчика и продеваем нитку. Закрепляем нитку так, чтобы она

не выскочила. Для этого используем спичку. Так как мы были на улице, то

нашли тоненькую палочку и с ее помощью закрепили нить. Мы решили

проверить телефон на расстоянии 30 больших шагов. Поэтому мальчишка

взял стаканчик с ниткой и пошел вперед, отсчитывая шаги. Я оставалась на

одном месте, разматывая нитку. Отойдя на необходимое расстояние один их

телефонистов остановился. Мы отрезали второй конец нитки, закрепили на

дне

стаканчика.

Телефон

готов

к

тестированию.

Итак,

один

человечек

говорит в стаканчик, а другой, приложив стакан к уху, его слушает.

Ведущий:

Какой

вывод

можно

сформулировать

по

итогам

этого

опыта?

Ответы участников. Научное объяснение: Ведущий: Конечно, звук передается

на расстоянии с помощью волн, которые перемещаются по нитке, а стакан

является резонатором, который усиливает звук. И чем больше размер стакана,

чем ярче и громче слышится звук.

6. Опыт «Кукарекающий стакан»

Так

же

как

и

в

предыдущем

опыте

проделайте

отверстие

в

центре

дна

стаканчика. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному

концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика

таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите

стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите

влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при

этом слышите? Да! Кричит петух! Если ничего не слышно, значит салфетка

не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз! Этот опыт

потребует

от

вас

некоторой

сноровки,

но

поверьте

мне,

результат

вам

понравится!!! Вопрос: Как вы думаете, в следствии чего появляется такой

резкий звук? Научное объяснение: Когда влажная салфетка скользит по нитке,

она

создает

вибрации,

которые

поднимаются

вверх,

достигая

донышка

стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Как и в предыдущем опыте

колебания

передаются

воздуху

внутри

стаканчика.

Форма

стаканчика

усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукарекание», раздающееся

из стакана

7. Опыт с пирамидой и звуковой волной

8. Опыт с динамиком и свечой

Описание опыта с динамиком и свечой

Установите напротив динамика свечу, наведите звук на низкие частоты и

посмотрите,

что

произойдет.

При

усилении

звука

пламя

свечи

гаснет.

Низкочастотные звуки посылают вибрации, которые так сильно колеблют

в о зд у х ,

ч т о

п л а м я

г а с н е т.

В е д у щ и й :

О п ы т ы

с

д и н а м и ко м

продемонстрировали нам возможность увидеть звук.

9. Опыт «Поющие бокалы» Бокал необходимо наполнить водой, а потом

можно

смоченным

в

воде

пальцем

водить

по

краю

бокала.

Получается

отличное

пение

бокала!

Научное

объяснение:

Высота

звука

зависит

от

толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем

меньше воды, тем звук выше. Ведущий: Наш мастер-класс подошел к концу.

Вы

увидели,

что

в

его

организации

были

использованы

интегративные

подходы. Это позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний

посредством актуализации его представлений из мира науки, современной

техники, искусства и жизненных ситуаций. Предложенный материал может

быть

использован

не

только

музыкальными

руководителями,

но

и

воспитателями

детских

дошкольных

учреждений

при

организации

непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. В

заключении мы хотели бы получить от вас обратную связь и поиграть в игру,

доскажи

словечко!

Участникам

мастер-класса

раздаются

листочки

с

незаконченными фразами: - сегодня я увидела, что…, -сегодня я поняла,

что…, - сегодня мне понравилось…, - сегодня мне запомнилось… - я открыла

для себя, что….. Мы благодарим всех за внимание, всем творческих успехов

и до новых встреч!



В раздел образования