Автор: Гребенникова Эмма Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Когалым
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Мастер-класс на тему:
«Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников
познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной
деятельности»
Составила:
музыкальный руководитель
Гребенникова Э.В.
г. Когалым, 2020 год
Цель мастер-класса: организация платформы сотрудничества, объединяющей
педагогическое
сообщество
города
для
трансляции,
обсуждения
инновационного
опыта
и
повышения
профессионализма
педагогов
по
обозначенной теме.
Задачи мастер-класса:
1.
Представить
коллегам
педагогический
опыт
по
использованию
экспериментальной
музыкальной
деятельности,
как
средство
познания
детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности.
2.
Смотивировать
педагогов
на
использование
в
своей
практической
деятельности
предложенного
методического
материала,
на
поиск
собственных идей и решений.
3.
Побуждать
участников
мастер-класса
к
совместной
творческой
деятельности, взаимообмену, расширению профессиональных связей.
Ход мастер-класса
(Заранее, руководители мастер-класса раскладывают на стульчики разрезные
части
картинок
-
символов:
скрипичного
ключа
и
лупы.
Все
участники
мастер-класса садятся на стульчики и берут попавшуюся часть картинки. На
столах
приготовлены
необходимые
предметы
для
опытов.
На
мультимедийном
экране
представлено
название
темы
мастер-класса:
«Музыкальная
физика,
как
средство
развития
у
дошкольников
познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной
деятельности»).
Ведущий 1: Добрый день уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на
нашем мастер-классе.
Ведущий 2: Надеемся, что сегодня наша встреча будет интересной, полезной
и
увлечет
вас
в
мир
музыкальных
экспериментов.
Для
начала,
нам
необходимо разделится на две подгруппы. Это получится, если вы соберете
из отдельных частей две картинки с изображением символов Музыки и
Физики.
(Участники
мастер-класса
собирают
в
единое
целое
разрезные
картинки с изображением скрипичного ключа и лупы. Так они объединяются
в команды и рассаживаются за столы).
Ведущий 1: Соединение двух областей: музыки и физики, будет основой для
организации сегодняшней опытно – экспериментальной деятельности. Тема
нашего мастер – класса – это «Музыкальная физика, как средство развития у
дошкольников
познавательной
активно сти
в
ходе
опытно
–
исследовательской музыкальной деятельности». В самом начале, мы хотели
бы предложить вам поучаствовать в мини дискуссии, в ходе которой вы
попробуйте высказать свое мнение о том, - Что вы ожидаете от сегодняшней
встречи?
Ведущий
2:
-
Как
вы
себе
представляете
реализацию
данной
темы?
-
Считаете ли вы данную тему актуальной и почему? Вы будете предавать из
рук в руки нотку, и делиться с окружающими своими мыслями. Участники
мастер-класса
передают
из
рук
в
руки
нотку
и
высказывают
свои
предположения
Ведущий 2: Мы благодарим вас за активность и интересные высказывания.
Действительно,
в
свете
реализации
ФГОС
ДО
становится
необходимым
обеспечение
условий
для
развития
исследовательской
активности
и
инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности средствами
опытно - экспериментальной деятельности. Кроме того, социальный заказ
общества побуждает нас к поиску новых форм взаимодействия с детьми и
родителями, обновления содержания образования для реализации проекта
«Уральская
инженерная
школа».
Несмотря
на
то,
что
музыкальная
деятельность напрямую не связана с миром производства, техники и точных
наук,
но
при
творческой
организации
образовательного
процесса
и
средствами
музыкального
воспитания
можно
достичь
формирования
у
дошкольников основ инженерных компетенций.
Ведущий
1:
Сегодняшнее
наше
мероприятие
является
составной
частью
совместного инновационного проекта «Тайны музыкального звука», который
мы
реализуем
с
педагогами
нашего
детского
сада.
Рассчитан
он
на
три
учебных года. Наряду с другими технологиями, он помогает формировать у
дошкольников
предпосылки
инженерного
мышления.
Поскольку
проект
носит
интегративный
характер,
дети
получают
возможность
подтвердить
опытным путем те знания, которые преподносит им воспитатель в рамках
ознакомления с окружающим миром.
Ведущий
2:
В
основе
проекта
лежит
опытно
–
исследовательская
деятельность детей, которая предполагает изучение различных характеристик
звука,
музыкальных
инструментов,
способов
звукоизвлечения
на
них,
используя знания из разных областей наук. В ходе организации опытно-
экспериментальной деятельности у ребенка проявляется большой интерес к
объекту исследования, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез,
классификацию,
обобщение,
стимулируется
познавательная
активность
и
любознательность,
активизируется
восприятие
музыкального
материала.
Кроме того, ребёнок получает возможность самостоятельно устанавливать
в за и м о с вя зи
м е ж д у
о бъе кт а м и
ж и во й
и
н е ж и во й
п р и р од ы ,
взаимозависимости,
делать
выводы,
все
это
имеет
непосредственное
отношение к формированию ключевых инженерных компетенций. Закончить
наше небольшое вступление мы хотели бы словами великого педагога Яна
Амоса Каменского. А озвучит нам их коллега из зала, внешность которого я
сейчас опишу. Ведущий описывает внешность одного из педагогов, который
зачитывает цитату: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает
сам».
А
теперь,
мы
приглашаем
вас
окунуться
в
увлекательный
мир
экспериментов со звуками.
Ведущий
1:
Сегодня
мы
попробуем
изучить
звук
с
помощью
разных
анализаторов
человеческого
тела
–
слуха,
зрения,
осязания.
Уважаемые
коллеги! Наступило время для первого опыта.
1. Опыт с воздушным шариком и гайкой
Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатом этого опыта?
Правильно, все дело в вибрации, которая создается при беге монеты по
внутренним стенкам шарика. Чем быстрее вращать шарик, тем выше звук,
соответственно,
чем
медленнее
—
тем
звук
ниже.
Размер
тоже
имеет
значение, чем тяжелее и больше монета, тем тональность звука ниже! А что
же влияет на силу звука? На это вопрос нам поможет ответить следующий
опыт
2. Опыт с мыльной пленкой и звуковой волной
3. Опыт с расческой
Попробуем
извлечь
звук
из
расчески.
Зубчики
расчёски
дрожат
от
прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним
концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются
стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал
ещё громче. Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука? Ответ:
Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных
предметов смастерить простейший микрофон, который тоже будет усиливать
громкость звука.
4. Опыт с консервной банкой
Воздушный
шарик
как
можно
сильнее
натягиваем
на
открытый
верх
консервной банки, закрепляем по окружности скотчем. Научное объяснение:
Получившаяся
из
шарика
мембрана
улавливает
колебания
воздуха,
вследствие
чего
резонирует
металлическая
банка.
5.
Опыт
«Бумажный
телефон» А теперь, окунемся в детство, в то время, когда не было сотовых
телефонов, и других гаджетов. Мы вам предлагаем своими руками создать
устройство
для
передачи
звука
на
расстоянии,
сейчас
это
устройство
называется
телефоном.
Обратите
внимание,
что
у
вас
на
столах
стоят
бумажные стаканчики разных размеров, на одном столе маленькие, на другом
большие
и
нитки.
Для
демонстрации
опыта
придумайте,
пожалуйста
двустишие
–
приветствие
противоположной
команде.
Для
изготовления
телефона мы использовали: одноразовые стаканчики, толстую нитку (типа
Ирис), тоненькую палочку, иголку. Необходимо соорудить конструкцию —
два
стаканчика
соединены
между
собой
ниткой.
Для
этого
прокалываем
иголкой дно стаканчика и продеваем нитку. Закрепляем нитку так, чтобы она
не выскочила. Для этого используем спичку. Так как мы были на улице, то
нашли тоненькую палочку и с ее помощью закрепили нить. Мы решили
проверить телефон на расстоянии 30 больших шагов. Поэтому мальчишка
взял стаканчик с ниткой и пошел вперед, отсчитывая шаги. Я оставалась на
одном месте, разматывая нитку. Отойдя на необходимое расстояние один их
телефонистов остановился. Мы отрезали второй конец нитки, закрепили на
дне
стаканчика.
Телефон
готов
к
тестированию.
Итак,
один
человечек
говорит в стаканчик, а другой, приложив стакан к уху, его слушает.
Ведущий:
Какой
вывод
можно
сформулировать
по
итогам
этого
опыта?
Ответы участников. Научное объяснение: Ведущий: Конечно, звук передается
на расстоянии с помощью волн, которые перемещаются по нитке, а стакан
является резонатором, который усиливает звук. И чем больше размер стакана,
чем ярче и громче слышится звук.
6. Опыт «Кукарекающий стакан»
Так
же
как
и
в
предыдущем
опыте
проделайте
отверстие
в
центре
дна
стаканчика. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному
концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика
таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите
стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите
влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при
этом слышите? Да! Кричит петух! Если ничего не слышно, значит салфетка
не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз! Этот опыт
потребует
от
вас
некоторой
сноровки,
но
поверьте
мне,
результат
вам
понравится!!! Вопрос: Как вы думаете, в следствии чего появляется такой
резкий звук? Научное объяснение: Когда влажная салфетка скользит по нитке,
она
создает
вибрации,
которые
поднимаются
вверх,
достигая
донышка
стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Как и в предыдущем опыте
колебания
передаются
воздуху
внутри
стаканчика.
Форма
стаканчика
усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукарекание», раздающееся
из стакана
7. Опыт с пирамидой и звуковой волной
8. Опыт с динамиком и свечой
Описание опыта с динамиком и свечой
Установите напротив динамика свечу, наведите звук на низкие частоты и
посмотрите,
что
произойдет.
При
усилении
звука
пламя
свечи
гаснет.
Низкочастотные звуки посылают вибрации, которые так сильно колеблют
в о зд у х ,
ч т о
п л а м я
г а с н е т.
В е д у щ и й :
О п ы т ы
с
д и н а м и ко м
продемонстрировали нам возможность увидеть звук.
9. Опыт «Поющие бокалы» Бокал необходимо наполнить водой, а потом
можно
смоченным
в
воде
пальцем
водить
по
краю
бокала.
Получается
отличное
пение
бокала!
Научное
объяснение:
Высота
звука
зависит
от
толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем
меньше воды, тем звук выше. Ведущий: Наш мастер-класс подошел к концу.
Вы
увидели,
что
в
его
организации
были
использованы
интегративные
подходы. Это позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний
посредством актуализации его представлений из мира науки, современной
техники, искусства и жизненных ситуаций. Предложенный материал может
быть
использован
не
только
музыкальными
руководителями,
но
и
воспитателями
детских
дошкольных
учреждений
при
организации
непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. В
заключении мы хотели бы получить от вас обратную связь и поиграть в игру,
доскажи
словечко!
Участникам
мастер-класса
раздаются
листочки
с
незаконченными фразами: - сегодня я увидела, что…, -сегодня я поняла,
что…, - сегодня мне понравилось…, - сегодня мне запомнилось… - я открыла
для себя, что….. Мы благодарим всех за внимание, всем творческих успехов
и до новых встреч!