Автор: Стахнюк Жанна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Когалым
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Что мы знаем о сахаре?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Проект
«
Что мы знаем о сахаре?»
Воспитатель
Стахнюк Жанна Фёдоровна
г. Когалым,
2020 года
Актуальность:
О пользе сахара говорить достаточно сложно – уж очень много противопоказаний у этого
продукта.
Однако
в
результате
последних
исследований
медиков
оказалось,
что
человеческому организму сахар необходим – в разумных дозах, естественно. Сахар –
это углевод в чистом виде, основной поставщик энергии для организма.
Я взяла тему про сахар, потому что я его очень люблю. Наверное, сейчас все подумали:
«А кто же его не любит!» Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Мне очень
хотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов
бывает сахар. А еще хотелось узнать, правда ли, что от него портятся зубы и почему его
нельзя много есть.
Проект
способствует
созданию
единого
воспитательного
пространства
дошкольного
образовательного
учреждения
и
семьи,
объединенных
общей
направленностью
на
приобщение
детей
кздоровому
образу
жизни.
Проект
обеспечивает
успешное
взаимодействие с родителями воспитанников, выстраивание партнерских отношений за
счет проведения совместнойработы.
Информационная карта проекта:
Тип проекта:семейный, игровой, исследовательский.
Место реализации:МАДОУ «Колокольчик» (2 корпус), подготовительная группа № 18.
По виду деятельности:исследовательский.
По продолжительности:краткосрочный.
По времени реализации: со 3 по 21 февраля 2020 года.
Участники проекта:воспитатель Стахнюк Жанна Фёдоровна
дети подготовительной группы № 18
родители группы № 18
Возраст детей: 6 –7 лет.
Гипотеза: если мы изучим данную тему, то сможем с уверенностью сказать, если сахар
употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
Новизна
проекта:
гармонизация
детско-родительских
отношений
при
реализации
принципа сотрудничества детей и взрослых путём организации совместной проектной
деятельности; в содействии развития у детей привычки к ЗОЖ, творческой инициативы,
самостоятельности.
Цель
проекта: изучение
положительных
и
отрицательных
воздействий
сахара на
организм человека.
Задачи проекта:
Образовательные:
Создать условия для реализации проектной деятельности по исследованию сахара.
Ознакомиться с историей возникновения сахара, его видами и свойствами.
Изучить полезные и негативные свойства сахара на организм человека
формирование основ ЗОЖ у детей через взаимодействие с родителями.
Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его
значение для человека.
Развивающие:
Обогащать
словарный
запас,
побуждать
к
использованию
в
речи
пословиц
и
поговорок о ЗОЖ.
Развивать
познавательную
активность,
творческие
способности,
воображение,
мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Развивать творчество детей в художественно-продуктивной деятельности. Расширять
и уточнять знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
Закрепить
знания
детей
о
том,
что
твердое
вещество
(сахар)
при
нагревании
переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой
промышленности.
Воспитательные:
Содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
Воспитывать у детейосознанное отношение к своему здоровью.
Вовлекать родителей в жизнедеятельность группы в области воспитания ЗОЖ.
Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое:магнитофон,
компьютер,
принтер,
видеопро ектор,
музыкальный центр, телевизор, цифровой фотоаппарат.
Информационное:методическая
и
художественная
литература,
интернет
ресурсы,
иллюстративный материал, настольно-печатные игры по теме.
Нормативно-правовое:
Федеральный
закон
от
29.12.2012г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации».
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования» от 17.10.2013г. №1155.
«Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
Основная
общеобразовательная
программа
Муниципального
автономного
дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Колокольчик».
Учебно-методическое:
конспекты занятий, бесед, развлечений;
консультативный материал для родителей;
картотека игр;
фильмотека;
подборка методической, художественной литературы по теме проекта;
подборка родителями интернет ресурсов (презентации, сказки и мультфильмы).
Принципы реализации проекта:
принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
принцип учета индивидуальных особенностей детей;
принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
принцип научной обоснованности и практической применимости.
Форма
и
методы
организации:совместная
образовательная
деятельность
педагога
с
детьми
(в
процессе
организации
различных
видов
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
чтение
художественной
литературы);
самостоятельная
деятельность
детей;
взаимодействие
с
родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Организационно-подготовительныйсо 3 по 6 февраля 2020 года.
Цель:определение направления и содержания проектной деятельности, выявление уровня
представлений о роли сахара на организм человека
2 этап: Познавательно-исследовательский с 7 по 17 февраля 2020 года.
Цель:способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,
создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной
работе.
3 этап. Заключительный с 18 по 21февраля 2020 года.
Цель:обобщение результатов работы, анализ деятельности.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с
принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности
воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Беседы,
ситуативные
разговоры:«Правильное
питание
дошкольников»,
«Витамины
на
столе»,
«Значение
сахара
для
организма
человека», «Вред
и
польза сахара», «Дети, берегите зубы!», «Здоровое питание».
Дидактические игры и упражнения:«Хорошо – плохо», «Четвёртый лишний»,
«Угадай на вкус».
Проблемная ситуация: «Что делать, если зуб заболел?»
Сюжетно-ролевая игра«Больница. На прием к стоматологу», «Магазин».
Образовательная область «Речевое развитие»:
Чтение
художественной
литературы: чтение
рассказов,
сказок,
пословиц
и
поговорок, в которых рассказывается о сахаре, загадывание загадок, разучивание
стихов.
Сочинение сказки на тему «Сладкие истории».
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Презентации «Откуда пришёл сахар?», «Какой бывает сахар?».
Изготовление цветного сахара и сладостей из него.
НОД«Откуда сахар пришел?».
Показ видеоролика «Производство сахара из сахарной свеклы».
Опыты
с сахаром: «Растворяемость сахара»,«Термическая обработка сахара и его
изменения»,«Сахарное стекло», «Изготовление леденцов».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Техника
нетрадиционного
рисования сахарным
песком: «Зима», «Сладкая
снежинка».
Лепка «Овощи », «Фрукты».
Аппликация «Овощи и фрукты в вазе».
Рисование «Едим вкусные фрукты»,« Полезные овощи».
Совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости».
Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей:
Игровые: игровые упражнения, проблемные ситуации, дидактические и настольные
игры.
Наглядные: рассматривании картин, фото и видео материалы.
Словесные: беседа, рассказ, чтение литературы, ситуативные разговоры.
Практические: эксперимент, упражнение, продуктивная деятельность.
Формы сотрудничества с родителями:
анкетирование;
привлечение родителей к сбору материала (пословиц, поговорок о здоровье);
экспериментальная деятельность в домашних условиях:
создание коллажа «Происхождение сахара»;
папка-передвижка «Роль сахара на организм человека»;
памятки для родителей:
консультация.
Ожидаемые результаты проекта:
Реализация данного проекта предполагает:
у дошкольников:
наличие у детей знаний о пользе и вреде сахара для организма человека;
повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности;
первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;
у родителей:
повышение
уровня
педагогической
компетентности
родителей
в
вопросах
формирования у детей правильного отношения к здоровью;
формирование
мотивации
к
систематическому
сотрудничеству
и
участию
в
образовательном процессе ДОУ;
у педагогов:
использование оздоровительных технологий, направленных на формирование
ЗОЖ у дошкольников;
повышение уровня сотрудничества с семьей.
Перспективы на будущее:
Продолжать
формировать
у
детей
культуру
здоровья,
совершенствуя
её
в
зависимости
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
в
тесном
сотрудничестве с родителями, социумом.
Повышать
уровень
педагогической
компетентности
родителей
в
вопросах
воспитания ЗОЖ.
Продолжать использовать проектную деятельность в образовательном процессе.
Распространить опыт работы среди педагогов ДОУ и в социальной сети работников
образования.
Вывод:
В рамках данного этапа реализовывался план образовательной работы с детьми.
Родители воспитанников были привлечены
к сбору материала по теме проекта. С их
помощью составлена картотека дидактических игр и словесно-художественного материала
по теме проекта.
В домашних условиях, совместно с детьми они провели эксперименты с сахаром.
Родителям были даны рекомендации по проведению опытов.
Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами.
В
процессе
работы
мы
узнали
историю
появления сахара,
узнали,
что
существует
несколько видов сахара, какой сахар, зависит от того, из какого растения он получен.
Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара, проведя собственные опыты.
Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма –
во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.
Все
знания,
которые
мы
получили,
очень
интересны.
Мы
получили
большое
удовольствие от исследовательского проекта, так как это дает возможность делать что-то
интересное самостоятельно!
Родители отметили, что дети проявили большую заинтересованность этим проектом.
Благодаря ему они получили новые знания, о правильном употреблении сахара. У них
появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых, ежедневно следить за
своим здоровьем.
Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека,
мы сделали вывод:
без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;
сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
употреблять
сахар
следует
только
в
разумных
количествах. Дневная
норма
потребления сахара составляет (10-12 чайных ложек)
содержится во многих растениях: в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные
продукты и т.д.,
а также в соке березы и клена.
Перечень нормативно-правовых актов и используемой литературы:
1.
Конвенция о правах ребёнка.
2.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в
редакции от 17.12. 2009 № 313-ФЗ).
3.
Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
(изменения ФЗ от 21.07.2011г. № 252-ФЗ).
4.
Устав
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
детского сада «Колокольчик».
5.
Доскин В.А. Растем здоровыми: М.: Просвещение, 2002
6.
Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».
7.
Голицына
Н.С.,
Шумова
И.М.
«Воспитание
основ
здорового
образа
жизни
у
малышей».
8.
Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
9.
Куценко Г.И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб,2005
10.Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного
учреждения».
11.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. М.:АРКТИ,1999
12.ПопруженкоТ.
В.,
Терехова
Т.Н.
Профилактика
основных
стоматологических
заболеваний, Изд. МЕДпресс - информ , 2009
13.Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста.