Напоминание

"Вода бесценный дар природы!"


Автор: Таушева Клариса Сагабетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Когалым
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Вода бесценный дар природы!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Когалыма «КОЛОКОЛЬЧИК»

Тема проекта:

«Вода – бесценный дар природы»

(в подготовительной группе)

Воспитатель

группы №20 «Сказка»

Таушева К. С

Вода – бесценный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара,

Была – и вдруг ее не стало.

г. Когалым 2020г

Актуальность

Старший дошкольный возраст– это один из ответственных этапов, когда закладываются основы

знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между

ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель

которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, полный чудес мир, который их окружает, с

которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.

Актуальным методом познавательного развития в этом возрасте является экспериментирование,

которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Детям необходимо прививать

навыки экологически грамотного отношения в быту, в природе, в частности, научить детей бережно

относиться к природным ресурсам. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей

природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением

норм поведения в природной среде. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект,

как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность разработки и внедрение

проекта. Дошкольники не осознают значение воды в жизни человека. А так как, вода играет огромную

роль в нашей жизни, очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-

коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое

развитие.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный (Март, апрель).

Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле,

осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.

Задачи:

Обучающие:

Расширять и углублять знания о воде, как о природном ресурсе.

Дать представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны,

осадки и т.д.)

Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.

Закрепить знания о круговороте воды в природе.

Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды.

Развивающие:

Развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях.

Развивать экологическую культуру дошкольников.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно -

исследовательской деятельности.

Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле, экономное

использование водных ресурсов.

Гипотеза: Не было бы жизни на Земле, если бы не было воды.

Аннотация проекта: Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В

ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном

состоянии (снег, град, туман, дождь, лед).

Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Постановка проблемы:

Вода – источник всего живого, который нужно беречь и сохранять.

Возможна ли жизнь на земле без воды?

Кому нужна вода?

Где используется вода?

Где в природе есть вода?

В каком состоянии бывает вода?

Нужно ли беречь воду и почему?

Планируемый результаты:

У детей сформируются знания о значении воды в жизни всего живого на земле, осознанного,

бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.

Развитие исследовательских умений, соответствующие возрасту (устанавливать причинно-

следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем).

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического

воспитания детей.

Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-

пространственная среда группы.

Этапы реализации проекта

I.Организационно-подготовительный этап.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.

Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.

2.

Анкетный опрос родителей.

3.

Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование

результата.

4.

Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

5.

Пополнить предметно - пространственную развивающую среду тематическим содержанием.

6.

Подбор художественной литературы по теме;

7.

Разработка плана реализации проекта;

8.

Разработка конспектов непосредственно - образовательной деятельности по теме.

9.

Составление картотеки опытов с водой;

10. Подготовка оборудования для опытов с водой.

11. Составление картотек игр, стихов, поговорок, примет;

12. Подбор иллюстраций, репродукций, фотографий, схем.

13. Подготовить информацию для родителей по темам

14. Создать наглядный материал.

15. Подобрать музыкальный материал по теме проекта.

16. Разработать сценарий развлечения о воде.

17. Разработать итоговое НОД по теме проекта.

II. Основной этап проекта:

Содержание работы по образовательным областям

Совместная деятельность:

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

«Вода – источник жизни на земле», «Какие

виды источников воды бывают?»,

«Где можно встретить воду в природе?»

«Где живет вода в квартире?»

«Кто живёт в воде?».

«Вода друг – вода враг».

«Почему нельзя есть снег?»

«Какую воду можно пить?»

«Где используется вода?».

«Состояние воды».

«Какой водой поливаем комнатные

растения?».

«Что растворяет вода?»

«Вода в природных явлениях».

Сюжетно-ролевые игры: «Банный день»,

«Прачечная», «Путешествие на корабле»,

«Семья», «Подводные – исследователи на

батискафе», «Кафе», «Лаборатория».

• Дидактические, словесные, подвижные

игры.

• Трудовая и продуктивная деятельность

детей.

Расширить знания детей о воде, как об объекте

неживой природы.

Способствовать самостоятельным выводам о

необходимости воды для всех живых существ на

земле.

Дать понятие о важности воды в повседневной

жизни человека, о сферах жизни, в которых она

используется.

Дать понятие о важности воды в жизни всего

живого на Земле. Мотивировать детей к

определению алгоритма сохранения запаса

пресной воды.

Конкретизировать знания детей об агрегатных

состояниях воды, об условиях ее перехода из

одного состояния в другое.

Познакомить с возможными ситуациями, которые

могут привести к экологической катастрофе.

Познакомить детей с правилами поведения на

берегу водоемом.

Мотивировать на составление правил бережного

отношения к воде.

Воспитывать желание беречь природу, и воду как

основу всего живого на Земле.

Воспитывать социальные навыки (умение

работать в группе, договариваться, учитывать

мнение партнера, доказывать свою правоту).

Развивать общение и взаимодействие ребенка со

взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

• НОД по познавательному развитию «Вода-

источник жизни на земле».

• НОД: по познавательному развитию

«Определение свойств воды».

• Викторина «День воды»

Квест-игра «Поиск воды».

Проблемная ситуация: «Какие правила

нарушили дети?», «Что было бы, если бы на

земле исчезла вода?», «Как помочь речке?»,

«Что нужно делать, чтобы водоёмы

оставалась чистыми?»

Дидактические игры: «Где снежинку нам

искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-

плохо», «Что происходит в природе?».

«Собери картинку», «Где живет вода?».

«Плавает-не плавает», «Тонет не тонет».

Развивать поисковый интерес, желание узнавать

новые новое о неживой природе, в частности – о

воде.

Формировать представления детей о свойствах и

состояниях воды, о значении воды для всего

живого.

Развивать умение находить выход из проблемных

ситуаций, анализировать и планировать

эксперимент, продумывать ход деятельности для

получения желаемого результата, делать выводы

на основе практического опыта.

Рассматривание иллюстративного

материала: «Круговорот воды», «Весна»,

«Как вести себя в природе?».

Целевая прогулка по территории ДОУ с

целью обнаружения воды на участке

детского. (Снег – это вода).

Просмотр развивающих мультфильмов:

«Где рождается погода?». «Крошка Енот и

тот, кто сидит в пруду». Л. Мур

Просмотр презентаций: «Вода в природе»,

«Где используется вода», «Обитатели моря»,

«Состояние воды», «Почему нужно беречь

природу?»,

«Экологические катастрофы»

Опыты:

«Горячий - холодный», «Окрашивание

воды», «Очищение воды: как воду сделать

чистой», «Вода не имеет формы», «Вода не

имеет запаха», «Вода не имеет вкуса»,

«Плотность воды», «Фонтан», «Сила воды»,

«Свойства воды - вода растворитель».

Наблюдения на прогулке: «Дождливая

погода», «Осадки», «Поиск воды», «Почва»,

«Куда исчезла вода», «Во что превратился

снег», «Откуда снежинка», «Хрустальная

сосулька», «Капель», «Талая вода».

Цикл наблюдений: «Вода в жизни

растений».

Развивать познавательный интерес дошкольников

к воде, как к объекту неживой природы.

Развить желание вместе со взрослым и с их

помощью выполнять несложные опыты и

эксперименты.

Развивать познавательный интерес.

Показать детям зависимость состояния воды от

температуры воздуха.

Познакомить со способом получения теплой и

горячей воды.

Стимулировать самостоятельное формулирование

выводов детьми.

Учить детей опытным путем определять

физические свойства воды, придумать схему-

изображение к данному эксперименту.

Мотивировать детей на поиск решения

экспериментальным путем, делиться с другими

детьми результатами своей поисковой

деятельности, придумать схему-изображение к

данному эксперименту.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

НОД по развитию речи. Составление

описательного рассказа по картине И. И.

Левитана «Весна. Большая вода»

Разучивание пословиц и поговорок о

воде, отгадывание загадок:

Презентация «Родственные слова семейки

«ВОДА».

Дидактические, словесные и настольные

игры:

«Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»,

«Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это

бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи

предложение», «Чего не хватает?»,

«Небылицы», «Четвертый лишний», «Что

можно и нельзя делать во время грозы»,

«Угадай по описанию».

Чтение рассказов и сказок: «Жила-была

река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку

обидели», «Вода» Суслов Н.Б. Чтение РНС

«Снегурочка». «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкин. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и

зайцы»

Сказка «Мойдодыр», «Федорино горе» К.

Чуковского. «Живая вода» -сказки народов

Сибири. В. Максимова «Кто чистит воду».

Учить детей эмоционально воспринимать

художественные произведения, оценивать

поступки героев.

Способствовать развитию всех компонентов

устной речи (обогащение лексического запаса,

формирование грамматического строя речи,

развитие звуковой культуры речи, развитие

связной диалогической и монологической речи).

Развивать коммуникативные умения детей в

познавательной и экспериментальной

деятельности.

Активизация и обогащение словаря детей.

Знакомство с произведениями художественной

литературы и народного фольклора по теме

проекта. Разучивание стихотворений, пословиц,

поговорок, разгадывание загадок, пересказывание

небольших текстов о воде.

Развивать память, логическое мышление.

Обогащение словаря: понятие «водохранилище»,

запруды, пена, озеро, родник, ключ, источник,

полноводная, могучая, прозрачная, мутная, течёт,

переливается;

С. Олегов «Берегите воду»

Б. Заходер «Что случилось с рекой»

Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»

В. Крупин «Живая вода».

Чтение стихотворений: «Кто знает, откуда

берется вода?», «Что такое вода?»,

«Берегите воду».

Народные пословицы, поговорки, приметы,

загадки о воде.

Художественно-эстетическое развитие

НОД Аппликация «Аквариум»

(коллективная работа).

НОД лепка «Рыбки в аквариуме».

НОД декоративное рисование с

элементами аппликации «Рыбки играют,

рыбки сверкают».

НОД Рисование «Портрет воды»

Конструирование из бумаги «Лягушка»

Слушание: «Вальс дождя». Ф. Шопен.

(Звуки природы) – «Гроза». Г. Свиридов

«Дождик»

Н. А. Римский-Корсаков «Море»

И. Штраус «Лирика дождя капля за каплей»;

А. Верицева «Синяя вода»; «Солнечная

капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой.

Дидактические игры: «Что перепутал

художник», «Дорисуй», «Штриховки»,

Трафареты: «Обитатели моря», «Водный

транспорт». «Рыбы».

Расширять знания детей о рыбах, продолжать

знакомство с ними, закреплять умение

классифицировать их.

Закреплять знания детей о внешнем виде рыб и

местах их обитания.

Развивать чувство формы и пропорций.

Развивать логическое мышление, усидчивость и

творческое воображение.

Воспитывать интерес к окружающему миру,

бережное отношение к природе.

Физическое развитие

Комплексы пальчиковых игр:

«Тает снег», «Весна», «Шаловливые

сосульки», «Весёлый дождик», «Рыбки в

пруду», «Гроза», «Кто живёт у нас в реке».

«Тучи», «Радуга-дуга».

Подвижные игры: «Ходит капелька по

кругу», «Не промочи ноги», «Рыболовы»,

«Море волнуется», «Караси и щука», «Море

и берег», «На болоте»,

Физкультминутки: «На речке», «Дождик»,

«На море».

Развивать общую и мелкую моторику,

совершенствовать основные виды движений,

формировать навыки самоконтроля за своими

действиями.

Совершенствовать двигательные умения и

навыки, Развивать ловкость, быстроту реакции.

Закреплять умение преодолевать препятствия,

слушать команды воспитателя.

Закреплять знания детей об объектах природы.

Развивать слуховое внимание, мышление,

сообразительность.

Работа с родителями:

Сообщение родителям о внедрении проекта, знакомство и обсуждение содержанием

проекта.

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет «Роль

воды в нашей жизни».

Консультация для родителей: «Роль семьи в экологическом образовании детей, бережном

отношении к природным ресурсам».

Консультация для родителей: «Возможности развивающих игр в экологическом развитии

детей».

Консультация для родителей «Закаливание водой»;

Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками

6-7 лет».

Наглядная стендовая информация: «Полезные свойства воды»;

«Опасность весеннего паводка», «Что читать детям о воде», «Правила поведения у

водоемов»; «Как вести себя у водоёмов».

Участие в фотовыставке «Царство воды».

Конкурс рисунков «Природа просит о помощи!».

Совместная работа в природоохранной акции «Берегите воду-бесценный дар природы!

Совместное проведение развлечений в рамках проекта;

Привлечь родителей к совместной деятельности (Совместные экскурсии, опыты по

очистке воды в домашних условиях, создание предметно-развивающей среды,

изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.);

Предложить родителям организовать семейный поход в Р.К.«Галактика» (в дельфинарий

и в аквапарк).

Презентация проекта «Вода-бесценный дар природы».

Цель: Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-

образовательный процесс детского сада.

Перспективный план реализации проекта.

М а р т

Содержание деятельности

1.неделя

Тема:

«Вода – источник всего живого,

который нужно беречь и

сохранять»

Цель: Сформировать у детей

знания о значении воды, как

источника жизни на земле.

Прививать бережное отношение к

воде.

• Беседа: «Вода – источник жизни на земле».

• Беседа: «Какие виды источников воды бывают?»

• НОД Рисование «Портрет воды»

• НОД по познавательному развитию «Вода-источник

жизни на земле»

• Чтение рассказа «Жила-была река».

• Чтение стихотворения «Кто знает, откуда берется вода?».

Олегова С.

• Чтение «Вода» Суслов Н.Б.

• Чтение стихотворений «Что такое вода?»

• Презентация «Вода-бесценный дар природы».

• Д/и «Подскажи словечко», «Когда это бывает?», «Угадай

по описанию».

• П/и «Ручеек».

• Сюж.рол.игра: «Семья»,

• Наблюдения: «Во что превратился снег», «Откуда

снежинка».

• Слушание: А. Верицева «Синяя вода»; «Солнечная

капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой

Опыты: «Вода не имеет формы», «Вода не имеет запаха»,

«Вода не имеет вкуса».

• Наблюдения: За деревьями (берёза – берёзовый сок)

2.неделя

Тема: «Возможна ли жизнь на

земле без воды?»

Цель: Сформировать

представления детей о значении

воды для всех живых существ, без

нее не могут жить растения,

животные, человек. (людям вода

нужна для еды, питья, для мытья

тела, всех предметов, которые

есть в помещении).

• Беседа: «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?».

• Беседа: «Какой водой поливаем комнатные растения?».

• Чтение ксазок «Мойдодыр», «Федорино горе»

К.Чуковского.

• Физкультминутка «Дождик»

• Д/и «Закончи предложение», «Чего не хватает?»,

«Небылицы».

• П/и «Ходит капелька по кругу»

• Сюж.рол.игра: «Путешествие на корабле»

• Разучивание индивидуальных стихотворений о воде

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Опыты: «Растения пьют воду».

• Цикл наблюдений: «Вода в жизни растений».

3.неделя

Тема: «Где используется вода?»

Цель: Расширить знание детей об

использовании воды в быту, в

сельском хозяйстве, для получения

электроэнергии и.т.д.

Развивать умение самостоятельно

делать выводы на основе

практического опыта.

• Беседа «Где используется вода?».

• Беседа «Где живет вода в квартире?»

• Беседа: «Какую воду можно пить?»

• Викторина «День воды»

Экологическая акция «Берегите воду-бесценный дар

природы!»

•Чтение «Живая вода» -сказки народов Сибири.

В.Крупин «Живая вода».

• Просмотр презентаций: «Где используется вода»

• Сюж.рол.игра: «Банный день», «Прачечная», «Кафе».

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Что

перепутал художник».

Трафареты: «Водный транспорт».

• Стихи: «Вода - природный дар», «Мой дружок - ручеек»

• П/и «Рыболов», «Ручеек», «Ходит капелька по кругу».

• Опыты: «Сила воды», «Свойства воды - вода

растворитель».

• Целевая экскурсия в прачечную и на кухню ДОУ.

4.неделя

Тема: «Кто живёт в воде»

Цель: Познакомить детей с

обитателями водной среды,

показать их особенности,

приспособленность к жизни именно

в воде. Разъяснить о необходимости

охраны этих животных и среды их

обитания.

• Беседа «Кто живёт в воде?».

• Беседа «Вода друг – вода враг».

• НОД Аппликация «Аквариум» (коллективная работа).

• Конструирование из бумаги «Лягушка»

• Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин.

Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»

• Физкультминутка «На море»

• Просмотр презентаций: «Обитатели моря»,

Просмотр развивающих мультфильмов: «Крошка Енот и

тот, кто сидит в пруду». Л. Мур

• Сюж.рол.игра: «Подводные – исследователи на

батискафе», «Лаборатория».

• Д/и «Четвёртый лишний», «Что происходит в природе?»,

Трафареты: «Обитатели моря», «Рыбы».

• П\и «Не промочи ноги», «Рыболовы», «Дедушка-

водяной».

• Рассматр. иллюстр. материала: «Обитатели водоёмов»

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Чтение отрывков из энциклопедии «Обитатели моря».

• Разгадывание ребусов: «Кто, где живет».

• Опыты: Рассматривание через микроскоп «Микробы…».

• Наблюдения: За почвой.

Работа с родителями:

Сообщение родителям о внедрении проекта, знакомство и обсуждение содержанием

проекта.

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет «Роль

воды в нашей жизни».

Консультация для родителей: «Роль семьи в экологическом образовании детей, бережном

отношении к природным ресурсам».

Наглядная стендовая информация: «Полезные свойства воды»;

«Опасность весеннего паводка»

Консультация для родителей «Закаливание водой»;

Участие в фотовыставке «Царство воды».

Совместная работа в природоохранной акции «Берегите воду-бесценный дар природы!;

Совместное проведение развлечений в рамках проекта;

Привлечь родителей к совместной деятельности (Совместные экскурсии, опыты по

очистке воды в домашних условиях, создание предметно-развивающей среды,

изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.);

Цель: Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-

образовательный процесс детского сада.

А п р е л ь

1.неделя

Тема:

«Где в природе есть вода?»

Цель: Формировать элементарные

представления детей об

использовании воды и ее силе.

Развивать умение самостоятельно

устанавливать причинно-

следственные связи.

• Беседа «Где можно встретить воду в природе?»

• Беседа «Вода в природных явлениях».

• НОД декоративное рисование с элементами аппликации

«Рыбки играют, рыбки сверкают».

• НОД лепка сюжетная «Рыбки в аквариуме».

•Чтение РНС «Снегурочка». Н.А. Некрасов «Дед Мазай и

зайцы».

• Слушание: «Вальс дождя». Ф. Шопен. (Звуки природы)

– «Гроза». Г. Свиридов «Дождик».

• Просмотр презентаций: «Вода в природе»

• Чтение «Погода в картинках» (Что такое облако и что

такое дождь? О. Секора

• Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»

• Просмотр развивающих мультфильмов: «Где рождается

погода?»

• Загадки о воде

• Рассматр. иллюстр. материала: «Весна»

• Речь с движениями «На речке»

• Физкультминутка «Дождик»

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Д/и «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?».

«Где живет вода?», «Что можно и нельзя делать во время

грозы».

• Народные приметы о воде

• П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»

• Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»

• Целевая прогулка по территории ДОУ с целью

обнаружения воды на участке детского. (Снег, лед – это

вода).

• Опыты: «Фонтан»,

• Наблюдения: «Хрустальная сосулька», «Капель», «Талая

вода».

• Целевая прогулка к речке «Кирилл»

2.неделя

Тема:

«В каком состоянии бывает

вода?»

Цель: Пополнить знания детей о

свойствах воды (принимает форму,

не имеет запаха, вкуса, цвета).

Выявление механизма образования

инея, пара, льда.

• Беседа: «Состояние воды».

• Беседа: «Почему нельзя есть снег?»

• Беседа: «Что растворяет вода?»

• НОД: по познавательному развитию

«Определение свойств воды»

• Просмотр презентаций: «Состояние воды»

• Чтение «Умная сказка о воде» Урядова И.

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Физкультминутка «Дождик»

• Сюж.рол.игра: «Лаборатория»

• Рассматр. Иллюстр. материала: «Круговорот воды».

• Д/и «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»

• Д/и «Какой бывает вода».

• Д/и «Три состояния воды», «Где снежинку нам искать?»

• П\и «Море волнуется», «Караси и щука»

• Опыты: «Горячий - холодный», «Окрашивание воды»,

«Плотность воды».

• Наблюдения: «Дождливая погода», «Осадки».

3.неделя

Тема:

«Нужно ли беречь воду и

почему?»

Цель: Учить детей экономно

бережно относиться к воде, как

ограниченному природному

ресурсу.

Развивать логическое мышление

путем моделирования проблемных

ситуаций и их решения. Создать

условия для выявления и проверки

различных способов очистки воды.

• Беседа: «Почему нужно беречь природные ресурсы?»

• Проблемная ситуация: «Какие правила нарушили дети?»

• Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что

нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»

• НОД по развитию речи Составление описательного

рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая

вода»

• Просмотр презентаций: «Экологические катастрофы»

• Д/и «Хорошо-плохо», «Собери картинку», «Опиши».

• П\и «Море и берег»

• Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку

обидели».

• Чтение стихотворения «Берегите воду».

• Рассматр. иллюстр. материала: «Как вести себя в

природе?».

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Опыты: «Очищение воды: как воду сделать чистой».

• Наблюдения: «Поиск воды», «Куда исчезла вода?».

4.неделя

Тема:

«Что мы узнали о воде»

• Чтение В.Максимова «Кто чистит воду». С. Олегов

«Берегите воду», Б. Заходер «Что случилось с рекой»

• Квест-игра «Поиск воды». (Итоговое мероприятие)

• Д/и «Дорисуй», «Штриховки».

• Слушание: Н. А. Римский-Корсаков «Море»

И.Штраус «Лирика дождя капля за каплей»;.

• Опыты: «Плавает-не плавает», «Тонет не тонет».

• Презентация «Родственные слова семейки «ВОДА».

• П\и «На болоте».

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Возможности развивающих игр в экологическом развитии

детей».

Предложить родителям организовать семейный поход в Р.К.«Галактика» (в дельфинарий

и в аквапарк).

Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками

6-7 лет».

Наглядная стендовая информация: «Что читать детям о воде»,

«Правила поведения у водоемов»;

«Как вести себя у водоёмов».

Конкурс рисунков «Природа просит о помощи!».

Презентация проекта «Вода-бесценный дар природы».

Совместное проведение развлечений в рамках проекта;

Привлечь родителей к совместной деятельности (Совместные экскурсии, опыты по

очистке воды в домашних условиях, создание предметно-развивающей среды,

изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.);

Цель: Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-

образовательный процесс детского сада.

III. Заключительный этап проекта:

Оформление выставки рисунков: «Природа просит о помощи!».

Оформление фотоколлажа «Царство воды».

Папки-передвижки в родительский уголок.

Пополнение картотек «Опыты и игры с водой».

Оформление папок «Пословицы и загадки о воде», «Стихи про воду», «Сказки про воду».

Пополнена предметно-пространственная развивающая среда тематическим материалом.

Изготовление ЛЕПБУКА: «Водные богатства нашего края».

Подготовка презентации о реализации проекта «Вода – бесценный дар природы».

Список используемой литературы

1.

«Юный эколог», С.Н. Николаева.

2.

«Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.

3.

Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

4.

О. А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений в

подготовительной группе». Мозаика-Синтез. Москва, 2017.

5.

Хрестоматия для подготовительной группы. Составитель М. В. Юдаева. ООО «Самовар-книги».

Москва, 2015.

6.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва

«Просвещение», 2005.

7.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском

саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

8.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты

для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

9.

Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО

«Издательство Скрипторий 2003», 2005.

10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

11. Зарапин В. Г., Караваева А. О. «Опыты с водой» 2015г.

12. Атлас «Мир и человек».

13. Юлия Школьник Подводный мир (полная энциклопедия) Москва изд. Экспо 2008г.

14. Журнал «Воспитатель» №12 /2012г. Стр.39 «Волшебная вода». Занятие по ознакомлению с

окружающим. Е.А.Важенина.

15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,

методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК»,

2009 г.

16. Н. Е. Веракса, О. Р.Галимов: познавательно – исследовательская деятельность дошкольников – М.,

2012.

17. Интернет-ресурсы.

Приложения 1

Анкета «Роль воды в нашей жизни».

Вопросы:

1.

Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает?

2.

Опасно ли загрязнение воды для человека?

3.

Какое значение имеет вода для человека?

4.

Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

5.

Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?

6.

Должен ли каждый человек беречь воду?

7.

Почему надо беречь воду?

8.

Отчего загрязняется вода?

9.

Как люди должны беречь воду?

Изучения знаний детей о неживой природе

Вода

1.

Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)

2.

Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море)

3.

Знают ли дети, для чего мы ее используем?

4.

Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад,

пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)

5.

Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и

т. д.)

6.

Знают ли дети, что растет в воде?

7.

Знают ли дети, кто живет в воде?

8.

Кому нужна вода?

9.

Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Приложение 2

Консультация для родителей:

«Роль семьи в экологическом образовании детей, бережном отношении к природным ресурсам»

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Сухомлинский В. А.

В настоящее время проблема экологического образования вышла на передний план. Одна из причин

кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии,

расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это и загрязнение, и чрезмерное

нерациональное расходование её ресурсов.

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Острота

экологических проблем выдвинула перед нами взрослыми задачу воспитания молодого поколения в духе

бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального

природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы требования превратились в

норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство

ответственности за состояние окружающей среды. Именно с ранних лет человек начинает познавать

красоту, разнообразие природы. Дети-дошкольники очень зависимы от примера подаваемого членами

своей семьи. Первостепенную роль в воспитании у детей имеет пример родителей, воспитателей,

взрослых. Нередко вырастая, дети ведут себя как родители. При условии повышения родительского

экологической образованности, и наглядном положительном примере взрослых у детей будет

воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Отсюда следует, сто

экологическое образование детей должно проходить в тесном контакте с семьёй ребёнка.

Чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки,

очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Одним из основных 2-х природных ресурсов, которых нужно охранять, является вода. Океаны, моря,

бесчисленные речки, озера, реки и родники… Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько

сколько нужно! Дети без труда перечисляют, где в быту используется вода, и что без воды не сделаешь

очень многих дел, воду ничем не заменишь.

Важно объяснить детям - для того, чтобы вода в кране всегда была чистая, люди вкладывают

большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки заводов и животноводческих ферм.

И прежде, чем она поступит в наши дома, ее приходится очищать. Чистую воду нужно расходовать очень

экономно, с каждым годом ее количество на Земле сокращается. Во время походов на родник за водой

необходимо рассказывать детям о традиционно добром отношении людей к родникам. Донести до детей,

что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Во время пикников у водоисточников объясните, пожалуйста, детям, что нельзя засорять их пакетами

и бутылками - будьте примером для своих детей. Если вести себя в природе, так как положено вежливым

гостям, то наши берега рек и озер будут чистыми, без кучи мусора потухших костров, без плавающих

пустых бутылок на водной глади.

Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка

желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические

проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет?

Наши дети.

Совершенствуем доброе отношение ко всему живому, направляем в стремлении помочь сохранять

природу родного края. Развиваем эмоционально-положительные реакции на красоту природы. Знакомим

детей с правилами поведения возле водоёма «нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко

подходить к воде, вылавливать самостоятельно водных насекомых».

Учим уважительно относиться к остальным обитателям этого мира. Оценка детьми своих поступков,

действий в природе; закладывают основу экологической этики у детей. По дороге к водоёму проводим

беседу с детьми: «По берегам растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в воде

живут рыбы, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и

селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка откладывает яйца и

высиживает их; потом все семейство плавает в пруду, кормится тем, что есть в воде; возле водоёмов люди

отдыхают, любуются водой, растениями, животными; рыбаки ловят рыбу; водоёмы не следует засорять: в

грязной воде и растениям и животным жить плохо — они начнут умирать. Поговорить с детьми, что

интересного они увидели. Задать детям наводящие вопросы: «должен ли человек, заботится о чистоте

водоемов? Как?». Объяснить ребятам, что вместе с родителями они должны быть защитниками природы,

и относится к ней бережно, заботливо. Совместно с детьми проходим вдоль берега, и собираем мусор.

Задаем ребятам наводящие вопросы «для чего надо убирать мусор?», «поможет ли это природе?» и др.

Затем любуемся чистотой и пейзажем. Всё, что есть в природе, надлежит сохранить. Природа не делит, на

нужных и ненужных, каждый важен, и у каждого своя роль и место». Беседуем о пользе водоёмов для

человека. «Вода используется для питья, приготовления пищи, стирки и купания. Воду надо беречь: не

только воду, но и места вокруг неё».

С возрастом воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе только

увеличиваются, они становятся всё значимее.

Вырастая ребенок научится оценивать, как поступки так, и мотивы поведения взрослых. Вот поэтому в

процессе экологического образования дошкольников одну из главных ролей играют отношения взрослых,

а в первую очередь родителей к природе и интересам детей.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так

и много, ведь он — сам её часть. Всё необходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам,

взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях.

Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и

богатством.

Приложение 3

«Умная сказка о воде» Ирина Урядова

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода

решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и

потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек

превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.

Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:

- Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает:

- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает:

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул:

- Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы

запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно

закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и

приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он

побежал очищать Моря и Океаны от соли.

Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:

- Здравствуй, Море!

Море ответило:

- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?

Ручеек сказал:

-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?

Море задумалось:

- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.

Ручеек обрадовано ответил:

- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!

Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой

первоначальный облик.

Вода обратилась к Природе и сказала:

- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней

соли. Я выполнила свое предназначение.

Природа отвечает:

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить

и делать добро всему миру

.

Приложение 4

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

Тема: «Рыбки в аквариуме».

Цель: создать условия для творческих способностей детей

Программные задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение

классифицировать их.

Учить детей лепить передавая формы рыб, соблюдать пропорции частей тела рыб..

Продолжать учить распределять пластилин на количество частей разной величины, лепить

соблюдая последовательно, начиная с крупных деталей.

Закреплять знания детей о внешнем виде рыб и местах их обитания.

Закрепить навык использования в работе стеку.

Учить приемам оформления вылепленных фигурок используя дополнительный материал.

Понимать смысл загадок и находить отгадку.

Развивающие:

Развивать чувство формы и пропорций.

Развивать логическое мышление, усидчивость и творческое воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание доводить дело до конца.

Методические приемы:

Словесный: беседа, вопросы, ответы, объяснение.

Наглядный: демонстрация наглядного материала.

Игровой: пальчиковая игра «Рыбки», игра «Рыбка, рыбка, где живешь?».

Практический: практический показ в лепке.

Словарная работа: аквариум, мальки, среда обитания,

Оборудование и материалы: Интерактивная доска, аквариум, пластилин, стеки, клеенки, салфетки,

игрушки — рыбки,

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о рыбах, чтение сказки А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке», наблюдения в природе.

Ход НОД:

Внести в группу аквариум показ детям сопровождая чтением стихотворения Т.Второва

Воспитатель:

Аквариум, аквариум!

Кусочек дна морского!

Аквариум, аквариум!

Я не видал такого:

Здесь рыбки золотые

Резвятся в глубине,

Желания простые

Рождаются во мне:

Хотел бы я, как рыбки,

И плавать и нырять,

И быть таким же гибким,

И хвостиком вилять!

На экране появляется Золотая рыбка

Золотая рыбка: Вы меня звали? - Здравствуйте, ребята!

Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка непростая,

Я ведь рыбка золотая.

Да, да я настоящая Золотая рыбка.

Я живу в аквариуме.

Воспитатель: А почему ты такая грустная?

Золотая рыбка: Я пришла к вам именно поэтому.

У вас очень весело, у вас есть друзья. А у меня нет друзей от того мне очень грустно.

Воспитатель: Ребята, а может мы поможем Золотой рыбке?

Но для начала мы поднимем настроение ей.

- Давайте поиграем в игру, вспомним и назовем места обитания рыб.

Игра «Рыбка, рыбка, где живешь? »

Дети передают по кругу рыбку, у кого в руках оказалась рыбка на слово «живешь», должен

назвать место обитания рыб (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме) .

- Аквариумные рыбки бывают разными: большие и маленькие, нарядные, красивые…

Посмотрите на экран.

Показ сопровождается чтением стихотворения.

Стихотворение «Мы с рыбками играли» (В. Гусев)

Подарила мама нам

С рыбками аквариум.

В большой квадратной банке

Живут живые рыбки —

Нарядные,

Красивые,

Три красные

И синяя.

С хвостами,

Как вуали,

С глазами,

Как бинокли…

Воспитатель: Давайте рассмотрим рыбок, чем покрыто тело рыб?

Дети: Чешуей

Воспитатель: Какие части тела есть у рыбы?

(Туловище, хвост, плавники, глаза).

Воспитатель: Какой формы может быть туловище у рыбы?

(Круглое, овальное, треугольное).

Воспитатель: Как сделать круглое туловище?

(Скатать шарик и приплюснуть).

Воспитатель: Как скатать овальное туловище?

(Скатать шарик, слегка удлинить его и приплюснуть).

Воспитатель: А какие у рыбок могут быть хвосты?

(Длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие).

Воспитатель: А как слепить хвостик?

(Можно скатать шарик, сплюснуть и сделать надрезы. А еще можно сделать тоненькие

«колбаски», соединить и сделать волнистые хвосты).

Воспитатель: Правильно, дети! А потом надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку:

сделать ей чешую и узоры на туловище.

Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Хлопок «круглыми» ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла, (Имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла. (Спрятать ручки)

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде. (Плавные движения кистями)

То сожмутся, разожмутся,(Сжимаем кулачки)

То зароются в песке. («моют» руки)

Воспитатель: Приглашаю вас за столы, садитесь поудобней, проверьте все есть необходимое для

работы. Можете приступать к работе.

Практическая деятельность детей.

Во время выполнения работы, если дети затрудняются, оказать помощь.

Воспитатель: Рыбок вы уже слепили и я предлагаю вам немного размяться.

Скажите, где ещё живут рыбки?

(Ответы детей)

Воспитатель: И в других водоёмах рыбки дружно и весело живут.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись. (Наклоняются).

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс; (Изображают руками брас).

Одной, другой – это кроль. (Изображают руками кроль).

Все как один, плывем как дельфин. (Делают руками волну).

Вышли на берег крутой

И отправились домой! (Садятся на места).

Воспитатель: А ваших рыбок мы поместим в аквариуме, чтобы рыбкам было уютно, дополним его

камушками и водорослями. Вот камушки для аквариума, а зеленого пластилина можно слепить

водоросли.

Дети вместе с воспитателем украшают аквариум и помещают рыбок.

Воспитатель: Вот Золотая рыбка, каких чудесных рыбок-друзей слепили дети.

Дети, а вам нравятся получившиеся рыбки?

- Какие именно рыбки вам понравились? Почему они вам понравились?

- А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы

попросили рыбку? Подумайте!

Приложение 5

ЛЕПБУК: «Водные богатства нашего края»

(Изготовленный Мавриной Ю.Б и Ирой)



В раздел образования