Автор: Ковалева Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 п.Ванино
Населённый пункт: п. Ванино, Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Самостоятельные работы по алгебре для 7 класса
Раздел: среднее образование
Сопроводительная анкета к материалам
«Контроль знаний обучающихся»
Фамилия имя отчество
Ковалева Татьяна Владимировна
Место работы и занимаемая должность
МБОУ СОШ №3 п. Ванино, Хабаровского края, учитель математики
Тема работы
Самостоятельные работы для 7 класса
Описание работы
Работа содержит три самостоятельные работы для 7 класса по темам
«Решение уравнений», «Преобразование выражений», «Многочлены».
Задания, составленные на основе стабильного учебника алгебры для 7
класса (авторы Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и другие).
Каждая работа содержит восемь вариантов по шесть заданий в каждом
различного уровня сложности.
Технологическая карта контрольно-измерительных материалов
Класс
7
Предмет
Алгебра
Учебник, по
которому ведется
преподавание
Алгебра Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович
и др. Учебник для 7 класса. «Просвещение», 2014
Статус
дидактических
материалов
Дидактические материалы являются авторскими
Тема контроля
Решение уравнений, преобразование выражений,
многочлены.
Вид контроля
Тематический
Формы и методы
контроля
Индивидуальная письменная работа
Тип контроля
Внешний
Время контроля
20 мин
Цель контроля
Выявить типичные ошибки, обратить на них
внимание учащихся.
Содержание
контроля
Работы содержат 8 вариантов по 6 заданий в каждом
разного уровня сложности
Критерии контроля
Отметка «5» выставляется, если объем работы,
выполняемый учеником без ошибок, составляет от
99% до 100%
Отметка «4» выставляется, если объем работы,
выполняемый учеником без ошибок, составляет от
75% до 99%
Отметка «3» выставляется, если объем работы,
выполняемый учеником без ошибок, составляет от
50% до 75%
Отметка «2» выставляется, если объем работы,
выполняемый учеником без ошибок, составляет
менее 50%
Самостоятельные работы
по алгебре для 7 класса
Пояснительная записка
Особое место в системе современного образования отводится оценке и
контролю качества обучения.
Самостоятельные работы предназначены для проверки знаний учащихся 7 –
го класса по основным темам программы. Задания, составленные на основе
стабильного учебника алгебры для 7 класса (авторы Г.В. Дорофеев, С.Б.
Суворова, Е.А. Бунимович и другие), обеспечивают простоту проверки
ответов учеников и позволяют выявить пробелы в их знаниях, что дает
возможность учителю при подготовке к контрольным работам заострить
внимание учащихся именно на этих пробелах.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой,
она актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что
самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего
образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в
дальнейшей трудовой деятельности.
Самостоятельная работа в обучении математике необходима для перевода
знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения
этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за
их усвоением.
Содержание самостоятельных работ определяется на ряд принципов:
1. соответствие содержания работы целям контролирования;
2. определение значимости проверяемых заданий в общей системе
проверяемых заданий;
3. взаимосвязь содержания и формы;
4. содержательная правильность заданий;
5. соответствие содержания работы уровню современного состояния науки;
6. системность содержания;
7. вариативность содержания;
8. возрастающая трудность заданий.
Форма и содержание являются главными компонентами процесса создания
тестовых заданий.
Требования к заданиям:
1. цель;
2. краткость;
3. технологичность;
4. логическая форма высказывания;
5. одинаковость правил оценки ответов;
7. правильность расположения элементов задания;
8. одинаковость инструкции для всех испытуемых;
9. адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Данные работы могут быть использованы на уроках повторения и
систематизации материала после изучения каждого раздела и темы
программы для выявления пробелов в знаниях учеников и их коррекции.
Задания и вопросы в работах самые разнообразные. Одни из них позволяют
выяснить усвоение учащимися терминов, определений, правил и связанного с
ними теоретического материала, другие требуют демонстрации практических
навыков.
Тексты заданий каждой темы состоят из шести пунктов, отличающихся как
тематикой, так и сложностью. Это делает возможным их применение при
дифференцированном подходе к каждому ученику.
По каждой работе приведены коды правильных ответов.
Тема: «Решение уравнений»
1 вариант
Решить уравнения
1) 3 – 4х = -5
2) 2,5 (х – 4) + 2 = 0,5
3) ( -6х + 1) : 4 = 2х : 3
4)
|
х
+
4
|
=
9
5) 4b – ax + 12 = 0
6) – 12х + 4 (х – 3) = - 8х -12
2 вариант
Решить уравнения
1) 35 (х + 1) = - 14
2) – 12 (2 - х) = - 6х + 2
3) (х + 3): 4 = (2х - 1 ) : 3
4)
|
3 х
+
1
|
=¿
4
5) a (b – 3x) + 2 = 23
6) 12 (x + 2) – 2,1 = 2 (6x + 12) – 3x
3 вариант
Решить уравнения
1) 32x + (2 – 3x) = 5
2) – 4x + 21 + (3 - x) = 12
3) x : 4 = 2x : 3
4)
|
х
−
3
|
= 12
5) 3b – a (x - 3 ) = 2
6) – 2 (x + 21) – 3 (x - 14) = - 5x
4 вариант
Решить уравнения
1) 3x + 12 + x = - 4
2) – (3 - x) + 2 (x - 3) = 3
3) (x – 3,4) : 3 = (2x - 3 ) : 2
4)
|
х
+
12
|
= 1
5) (x - a) : b = 12
6) – 11 (x - 2) + (2x - 3 ) = - 9x + 19
5 вариант
Решить уравнения
1) 12 – (x - 2) = 3
2) – (2x - 1) – 2 (5 – 3x) = 0
3) – (x - 2) : 5 = 2x : 3
4)
|
5 x
−
1
|
= 2
5) ax – 4bx + 12 = 9
6) – 11 (x - 2) + 2 (3 – 2x) + 15x = 0
6 вариант
Решить уравнения
1) 3 : (2x - 1 ) = 3
2) 2 (3 - x) – 21 (x - 1) =0
3) (2 – 3x) : 2 = (3 – 2x ) : 3
4)
|
х
+
3
|
=12
5) b – 2ax + 4 = 0
6) 2,1 (2 - x) + 1,4 (1,5x - 3) = 2
7 вариант
8 вариант
Решить уравнения
1) 3 (5x + 2) = 12
2) -7 (2 - x) + 2 ( x -3 ) = 0
3) (x - 2) : 5 = x : 3
4)
|
х
−
6
|
= 3
5) bx – 4a = 8
6) 21 (x -3) + 20 = 7 (3x - 2)
Решить уравнения
1) 21 (3 - x) = 12
2) 3x – 2 (2 - x) = 7 (x - 2)
3) 12 : (1 - x ) = 4 : (3x - 1 )
4)
|
х
+
11
|
= 1
5) 2b – 2 (a + 3x) = 2b
6) 8 (2x - 1) – 2 (8x - 3 ) = 2
Ответы
№
задания
вариант
1
2
3
4
5
6
1
2
4
3
26
5; -13
4 b
+
12
a
Бесконечное
множество
решений
2
−
7
5
18
3
13
5
1;
−
5
3
(
ab
−
21
)
3 a
Нет
решений
3
3
29
13
5
0
15; -9
3 b
−
2
a
+
3
Нет
решений
4
- 4
4
11
2
- 11; - 13
12b + a
Бесконечное
множество
решений
5
11
2
6
13
3
5
;
−
1
5
−
3
a
−
4 b
Нет
решений
6
1
27
23
0
9; - 15
b
+
4 a
2a
Нет
решений
7
7
5
20
9
-3
9; 3
8
+
4 a
b
Нет
решений
8
−
25
7
5
2
5
-10; -12
−
b
−
2 a
6
Нет
решений
Тема: «Преобразование выражений»
1 вариант
Упростить выражение
1) a – 5p – 5a + 3p
2) – (2a - p) – 3 (a + 2p)
3) 4y – 3 – 2 (5 - y)
4)
4 c
3
(
−
2
)
2
c
2
c
5)
(
−
3a
2
)
3
a
2
: a
6)
(
−
4 a
4
)
2
(
2
2
p
2
a
3
)
2
2 вариант
Упростить выражение
1) 3k – 4y + 2k – (-y)
2) 7 (1 - p) – 7 (2p - 1)
3) – (-3y – a) + (- a +2y)
4)
(
−
2a
)
3
2a
2
a
4
a
5)
(
−
3a
3
)
2
(
3 a
)
2
:a
6)
(
2c
5
)
2
(
−
c
3
)
2
:
(
4 c
4
)
3 вариант
Упростить выражение
1) 4h – 8f + 2f – 12h
2) 3h – (-2 + h) – 12
3) – (-45k + 1) – 2 (30k + 5)
4) 3
a
10
(
−
3 a
)
2
a
3
5)
(
−
a
5
)
2
(
2a
3
)
2
: a
4
6)
3
5
a
10
:
(
3 a
)
4
3 a
3
4 вариант
Упростить выражение
1) 21e – 11p + e –p
2) – (-p) + 4k – 2(p -2k)
3) 21 ( -2y – x) -3 (2x – 14y)
4) 5
k
5
k
2
(
−
k
)
3
5)
(
5 e
5
)
3
:
(
−
5 e
)
3
6)
(
−
3 p
3
)
4
:
(
3 p
3
)
2
p
5
5 вариант
Упростить выражение
1) 2y – 6a – 12y + 12a
2) –(2 – a) – a + (2a + 1)
3) -21(-y – 2k) + 2(-y + 3k)
4)
(
2a
2
)
3
a
3
2
2
a
5
5)
(
−
2a
5
)
5
:
(
2
2
a
10
)
2
6)
(
−
2
3
p
2
)
2
(
2 p
3
)
2
p
5
6 вариант
Упростить выражение
1) k – e – 2k – 2e +3k
2) -2(a – 4) + 10(-3a – 1)
3) 32(3k – y) – 21(5k +2y)
4)
(
−
3 y
)
3
y
4
(
−
y
)
3
5)
(
−
2 p
3
)
2
(
2
2
p
5
)
2
: p
12
6)
(
2
2
a
3
)
2
(
−
2a
2
)
3
:
(
−
a
)
5
7 вариант
Упростить выражение
1) -23 – 2y + 13 + 3y
2) – (2 – y) + 3(3 – y)
3) -12(k – 2y) + 2(6k -10y)
4) 2
k
3
(
−
2k
)
2
k
5
5)
(
−
2
3
k
4
)
2
:
(
−
2 k
)
3
k
5
6)
(
−
2c
3
)
2
(
−
2
2
c
)
3
8 вариант
Упростить выражение
1) -2y -4k – 3a + 4y +3a
2) -3(1 – 3y) + 2(2y – 1)
3) 2(2y – 3k + 1) – (2 – 4y +5k)
4)
(
2a
)
4
a
3
(
−
2a
)
2
5)
(
2
3
p
5
)
2
(
−
2 p
)
:
(
8 p
9
)
6) 12
a
6
:
(
2a
3
)
2
(
−
3a
)
2
Ответы
№
задания
вариант
1
2
3
4
5
6
1
-4a – 2p
-5a-5p
6y-22
16
c
6
-27a
256
a
14
p
4
2
5k-3y
14-21p
5y
-16
a
10
a
3
c
12
3
-8h-6f
2h-10
15k-11
27
a
15
4
a
12
9
a
9
4
22e-12p
-p+8k
-27x
-5
k
10
-
e
12
9
p
11
5
6a-10y
-1+2a
19y+48k
32
a
14
-2
a
5
256
p
15
6
2k-3e
-32a-2
-9k-74y
27
y
10
16
p
4
-2
a
7
7
y-10
7-y
4y
8
k
10
-8
k
10
-256
c
9
8
2y-4k
13y-1
8y-11k
64
a
9
-16
p
2
27
a
2
Тема: «Многочлены»
1 вариант
1) Упростить выражение
а) 5
y
3
+
3 y
−
4 y
3
−
2 y
−
y
3
+
y
2
б) t(r – 4t) +
t
2
(4 + r)
2) Решить уравнение
а) 6x(x +2) – 0,5(12
x
2
-7x)=31
б)
a
2
+
5 a
=
0
3) Разложить на множители
а) 16
k
2
- 25
x
2
б)
h
2
−
(
2h
−
s
)
2
2 вариант
1) Упростить выражение
а) 2
p
3
+
12 p
−
3 p
−
2 p
2
+
p
2
−
p
3
б) 3s (4s + 2) – 12(
s
2
−
s
¿
2) Решить уравнение
а) x (4x + 11) – 7(
x
2
- 5x) = - 3
x
2
- 9x
б)
m
2
+ 4m = 0
3) Разложить на множители
а) 16
n
2
- 121
б) 9
(
f
+
d
)
2
- 9
f
2
3 вариант
1) Упростить выражение
а)
b
2
+
b
2
+
b
−
2b
2
−
3b
−
2b
3
б) 3
d
3
(d -2) +
d
2
(4 -3
d
2
)
2) Решить уравнение
а) 16
x
2
- (4x -1)(4x -3) =13
б) m(3m + 7) =0
3) Разложить на множители
а) 81
k
2
−
16
б) 16
m
2
−
9
(
m
+
1
)
2
4 вариант
1) Упростить выражение
а) d + 2
d
3
- 3
d
2
– 4d - 3
d
3
+
d
3
б) a
b
2
(b -
a
2
) + ab(
a
2
-
b
2
)
2) Решить уравнение
а) 15
x
2
+ (3x -2)(4 -5x) =14
б) 4
d
2
- 12d=0
3) Разложить на множители
а) 1 - 4
d
2
a
2
б) 81 -
(
9
−
a
)
2
5 вариант
1) Упростить выражение
а) -
d
3
−
2 d
2
−
d
+
3 d
2
+
2 d
+
d
3
б) 8x (
x
2
−
1
) - 4
x
2
(2x + 1)
2) Решить уравнение
а) 14x (x – 2) – ( 2x -1)(7x + 1) = -22
б)
y
2
– 2(y – 1) = 2
3) Разложить на множители
а)
4 z
2
−
16 k
2
б)
4 y
2
−
(
4 y
−
d
)
2
6 вариант
1) Упростить выражение
а)
−
n
3
−
n
+
2n
2
−
2n
3
+
n
+
3n
3
б) -2m (6m – 21) – 6m (7 – 2m)
2) Решить уравнение
а) (x - 4)(x + 3) –(x - 2)(x + 5) = 0
б) 5c(3c - 2) =0
3) Разложить на множители
а)
16 k
2
−
36
б) 16
c
2
−
(
a
+
c
)
2
7 вариант
1) Упростить выражение
а)
b
2
−
4 b
+
2 b
3
−
b
2
−
3b
+
5b
3
б) 6y(7y - 12) -7y(6y - 10)
2) Решить уравнение
а) (2x -1)(2x + 3) - 4
x
2
=
5
б) (2z - 1)(z + 7) =0
3) Разложить на множители
а) 49
b
2
−
81
б)
(
7 y
+
x
)
2
−
49 y
2
8 вариант
1) Упростить выражение
а) 8d + 4
d
3
−
2 d
2
−
d
−
5 d
3
+
d
3
б) 9h(
h
2
−
1
) + 3
h
2
(
1
−
3 h
)
2) Решить уравнение
а) 49
x
2
+ (7x - 3)(2 – 7x) =29
б) 14y - 49
y
2
= 0
3) Разложить на множители
а)
64 a
2
−
16 b
2
б)
(
8 x
+
3
)
2
– 9
Ответы
№
задания
вариант
1
2
3
а
б
а
б
а
б
1
y(y+1)
tr(1+t)
2
0;-5
(4k-5x)(4k+5x)
(s-h)(3h-s)
2
p
3
-p
2
+9p
18s
0
0;-4
(4n-11)(4n+11)
3d(3d+6f)
3
-2b(b
2
+1)
2d
2
(-3d+2)
1
0;-
7
3
(9k-4)(9k+4)
(m-3)(7m+3)
4
-3d(d+1)
a
3
b(1-b)
1
0;3
(1-2da)(1+2da)
a(18-a)
5
d(d+1)
-4x(x+2)
1
0;2
(2z-4k)(2z+4k)
(-2y+d)(6y-d)
6
2n
2
0
-0,5
0;
2
3
(4k-6)(4k+6)
(3c-a)(5c+a)
7
7b(b-1)(b+1)
-2y
2
0,5; -7
(7b-9)(7b+9)
x(14y+x)
8
d(-2d+7)
3h(h-3)
1
0;
2
7
(8a-4b)(8a+4b)
8x(8x+6)