Автор: Манджиева Евгения Владимировна
Должность: учитель истории и обществознании
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18 им Б.Б.Городовикова"
Населённый пункт: г. Элиста Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологий УДЕ на уроках истории
Раздел: среднее образование
Применение технологии УДЕ на уроках истории и обществознания.
Учитель высшей категории
Манджиева Евгения Владимировна.
Республика Калмыкия, г. Элиста, СОШ № 18.
Технология
Укрупнения
дидактических
единиц
академика
П.М.
Эрдниева(УДЕ) прочно вошла в практику преподавания учителей истории.
Идея
УДЕ
отвечает
требованиям
ФГОС
второго
поколения
и
способствует
реализации системно-деятельностного похода в обучении.
Применение
УДЕ
на
практике
реализует
личностный
интерес
учащихся, заставляет их думать и действовать, порождает веру в свои силы,
дает выход энергии, деятельности. Само решение поставленной учителем
учебной задачи захватывает его, становится дл него нужным и важным. В
методике
Эрдниева
П.М.
хорошо
реализуется
идея
лично стно-
ориентированного
обучения,
когда
знания,
идущие
от
учителя,
проходят
через
ученика
и
становятся
его
достижением.
Ученик
гордится
своим
успехом, своим маленьким открытием на уроке – это я сумел, это я сделал,
ощущает
радость
познания.
Результатом
применения
УДЕ
становится
саморазвитие
знаний,
связанное
с
активизацией
резервов
подсознания
и
согласованной деятельностью логического и образного мышления.
Элементы технологии УДЕ можно применять на всех этапах усвоения
учебного материала: изучения нового материала, закрепления и обобщения
знаний, на этапе контроля и проверки знаний учащихся. Систематическое
применение этого приема методики УДЕ имеет определенные преимущества:
обеспечивается своевременное обобщение и систематизация знаний;
обеспечивает контроль за степенью усвоения знаний в краткое учебное
время;
обучающиеся
приобретают
умение
свертывать
учебный
материал
в
емкой компактной форме;
обеспечивается системное усвоение материала;
обучающиеся
используют
прием
сравнения
изученных
объектов
по
нескольким параметрам.
Изучение
истории
с
применением
технологии
УДЕ
предполагает
возможность изучать события хронологически удаленные друг от друга, но
по содержанию взаимосвязанные. Для подведения итогов изучения материала
применяется
такое
универсальное
средство
свертывания
информации
ее
матричное представление.
Систематическое
применение
матриц
способствует
выработке
таких
мыслительных операций, как сравнение и сопоставление, анализ и синтез,
кодирование и декодирование информации.
Учителя истории для предъявления информации применяют граф-
схемы. Граф-схема – это некоторая разветвленная сеть, которая состоит из
направленных стрелок, соединяющих изучаемые понятия и суждения. С
помощью стрелок изображаются всякое строгое предписание, организующее
мышление человека в определенной последовательности этапов. Приведем
пример граф-схемы и соответствующей матрицы.
Раздробленность Руси
Таблица №1.
Раздробленность Руси
Период времени
Причины
IX в.
Xв.
XIв.
XIIв.
Управление
Установление
власти Великого
киевского князя
Усиление
власти Великого
киевского князя
Возрастание
авторитета
Великого
Ослабление
власти Великого
киевского князя
Раздробленность Руси
Причины
Управление
Развитие
хозяйства
Состав
населения
киевского князя
Развитие
хозяйства
Сбор дани с
племен
восточных
славян
Полюдье, сбор
налогов
Рост городов,
торговля,
вотчина,
церковные
владения
Удельные
княжества
Население
Объединение
племен
восточных
славян
Наместники,
дружинники,
бояре, купцы,
ремесленники
Бояре, купцы,
ремесленники,
закупы
Удельные
князья, бояре,
купцы
Вывод: ослабление власти князей, рост городов, торговля привели к
распаду Руси.
В целях обеспечения развивающей функции обучения можно
использовать не готовые матрицы (таблицы) знаний, а включать учащихся в
деятельность по их заполнению. Так, например, при изучении темы
«Типология обществ» можно дать лишь параметр входов матрицы, а
заполнение самой матрицы, могут осуществлять сами обучающиеся, либо
совместной деятельности с учителем. Все, что выделено, дается учителем,
остальное заполняют обучающиеся.
Таблица №2.
Таблица «Типология обществ»
Традиционное до
индустриальное
Индустриальное
общество
Постиндустриальное
общество
Производственная
сфера
Преобладающей
производственной сферой
является
сельскохозяйственный
труд, основанный на
ручных технологиях.
Понятно, что орудия
производства есть, но они
просты по устройству.
Преобладает
промышленная
сфера
деятельности. Для
нее характерно
активное
использование
машин и
конвейерных
технологий.
Сферой производства
являются услуги для
населения.
Производство
отличается развитием
компьютерных
технологий. Начинается
эра роботов.
Население
Большей частью
населения являются
сельские жители. Уровень
жизни их невысок: дома
на дровяном топливе.
Большая часть
населения живет в
городской
местности.
Источники
Население
концентрируется вокруг
городов. Для добычи
энергии выбираются
альтернативные
Человек занят
физическим трудом,
требующим крепкого
здоровья. Живет человек
за счет ухода за
домашними животными.
Основные продукты
питания производит
самостоятельно. В
обществе
придерживаются обычаев
и традиций, построенных
на опыте предков.
энергии –
использование
природных
ресурсов: нефть,
уголь или газ.
источники: опасные, но
менее затратные,
например, атом.
Главные ценности
Главной ценностью
являются земельные
площади.
Главной
ценностью
является капитал.
Ценностью человека и
общества являются
знания и
своевременность
получения информации.
Политическое
устройство
Общество представляет
собой по политическому
устройству монархию с
бесправными жителями.
Человеку сложно
подняться, перейти из
одного сословия в другое.
У правителя особое право
и неприкосновенный
авторитет.
Устройство
общества –
республика,
гарантирующая
соблюдение прав
любого человека,
но права не
одинаковые для
всех стран, а
различные.
Общественные
законы
регулируются
правовыми
нормативными
актами.
По политическому
устройству – правовое
государство.
Общественную жизнь
регулируют законы и
прав
Это дает возможность работать и приобретать знания обучающимся
самостоятельно, закрепить и повторить материал, заострить свое внимание
на сосредоточить внимание на содержании материала, которое составляет для
него определенную сложность.
В технологии УДЕ важно различать следующие элементы: совместное
и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение
аналогичных
или
противоположных
понятий,
взаимообратные
задания
(прямые
и
обратные
задания),
матричные
задания,
представление
информации
в
образно-наглядной
форме
(рисуночная,
графическая,
табличная), блочная подача материала, работа на уроке по единому тексту,
интегрирование
знаний
(интегрированные
уроки),
восстановление
деформированных упражнений.
Применяя технологию УДЕ учителя приходят к выводу, что данная
методика универсальна. О ее высокой эффективности говорит уже то, что она
обладает
качествами
системности
и
целостности,
устойчивостью
к
сохранению во времени и быстрому проявлению в памяти.
Технология
УДЕ
дает
возможность
экономии
времени
на
изучении
нового материала и выделении его в большем количестве на углубление и
расширение изучаемого материала, на повторение и отработку практической
части программы.
Подводя итог можно сказать, что:
1. Освоение технологии УДЕ в практике обеспечивает повышение качества
усвоения большего объема программных знаний за меньшее время против
общепринятых норм, что является здоровье сберегающим фактором обучения
учащихся.
2.
При
обучении,
основанном
на
теории
УДЕ,
создаются
условия
для
проявления
закона
единства
и
противоположностей,
принципа
обратных
связей, системности и цикличности процессов.
3.
При использовании данной технологии учащиеся меньше допускают
ошибок, быстрее передвигаются в учении, прочнее запоминают материал,
развивается самостоятельность их мышления
4.
Данная
технология
формирует
людей
с
новым
типом
мышления,
что
является одной из главных задач ФГОС: развитие творческого мышления,
с а м о с т оя т е л ь н о го
п о и с к а ,
а н а л и з а
и
о ц е н к и
и н ф о р м а ц и и .
Создатель технологии УДЕ, великий педагог и математик П.М. Эрдниев, так
сказал о своём детище «УДЕ – это путь повышения сознательности усвоения
знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной
(рисуночной подачи) одного и того же содержания»
Чтобы получить наибольший эффект от применения технологии УДЕ,
надо проникнуться ее идеями, непрерывно и систематически работать на ее
основе.