Напоминание

Пути и средства эстетического воспитания младших школьников


Автор: Балабанова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ № 11
Населённый пункт: г.Хилок Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения.

Мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное

воспитательное влияние. Эстетическое воспитание осуществляется разными

путями:

средствами

окружающей

действительно сти

( в к л юч а я

внутрисемейное

воспитание)

и

системой

воспитательно-образовательного

процесса школы.

В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все:

убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и

общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо

отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту

окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в

том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и

сохранению красоты. Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в

процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств

и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение

к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не

только

на

содержание

школьных

предметов,

но

и

на

средства

действительности,

на

факторы,

оказывающие

влияние

на

эстетическое

развитие личности. Если ребенка с первого класса и до окончания школы

окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то

в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность,

упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его

вкусы и потребности.

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности,

как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение

личности

в

коллективе,

создает

благоприятную

атмосферу

для

развития

творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к

другу.

В

качестве

примера

прекрасных

эстетических

отношений

можно

рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность,

верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в

отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток

на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным.

Через

всю

совокупность

отношений

и

осуществляется

формирование

нравственно-эстетического облика ребенка.

Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются

внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи

очевидно.

Однако

не

все

современные

семьи

обращают

внимание

на

эстетическое

развитие

своего

ребенка.

В

таких

семьях

довольно

редко

происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о

походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен

помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального

опыта,

особой

заботой

в

классном

коллективе.

Задачей

классного

руководителя

является

проведение

бесед,

лекции

с

родителями

по

эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности,

важным

путем

эстетического

воспитания

является

воспитательно-

образовательный

процесс

школы.

По

словам

Д.К.

Ушинского

каждый

предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть

более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика,

физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции

посредством

своего

материала.

Чтобы

стать

средством

эстетического

воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки,

пробудить

творческий

интерес

к

нему

школьников.

Одним

из

важных

источников

эстетического

опыта

школьников

является

разнообразная

внеклассная

и

внешкольная

работа.

В

ней

удовлетворяются

насущные

потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На

внеклассных

мероприятиях

дети

имеют

большие

возможности

для

само

проявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому

воспитанию

школьников

в

процессе

внеклассной

и

внешкольной

деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С.

Макаренко

и

С.Т.

Шацкому.

В

организованных

ими

воспитательных

учреждениях

ребята

принимали

широкое

участие

в

подготовке

самодеятельных

спектаклей,

творческих

драматических

импровизаций.

Воспитанники

часто

слушали

художественные

произведения

и

музыку,

посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в

изо кружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного

творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и

качеств личности.

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма

разнообразны - начиная от предметов естественно-математического цикла в

школе

и

заканчивая

«шнурками

на

ботинках».

Эстетически

воспитывает

буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к

важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так

как:

"Искусство

является

наиболее

концентрированным

выражением

эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет

ведущую роль в эстетическом воспитании".



В раздел образования