Автор: Балабанова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ № 11
Населённый пункт: г.Хилок Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения.
Мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное
воспитательное влияние. Эстетическое воспитание осуществляется разными
путями:
средствами
окружающей
действительно сти
( в к л юч а я
внутрисемейное
воспитание)
и
системой
воспитательно-образовательного
процесса школы.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все:
убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и
общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо
отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту
окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в
том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и
сохранению красоты. Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в
процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств
и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение
к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не
только
на
содержание
школьных
предметов,
но
и
на
средства
действительности,
на
факторы,
оказывающие
влияние
на
эстетическое
развитие личности. Если ребенка с первого класса и до окончания школы
окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то
в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность,
упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его
вкусы и потребности.
Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности,
как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение
личности
в
коллективе,
создает
благоприятную
атмосферу
для
развития
творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к
другу.
В
качестве
примера
прекрасных
эстетических
отношений
можно
рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность,
верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в
отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток
на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным.
Через
всю
совокупность
отношений
и
осуществляется
формирование
нравственно-эстетического облика ребенка.
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются
внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи
очевидно.
Однако
не
все
современные
семьи
обращают
внимание
на
эстетическое
развитие
своего
ребенка.
В
таких
семьях
довольно
редко
происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о
походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен
помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального
опыта,
особой
заботой
в
классном
коллективе.
Задачей
классного
руководителя
является
проведение
бесед,
лекции
с
родителями
по
эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности,
важным
путем
эстетического
воспитания
является
воспитательно-
образовательный
процесс
школы.
По
словам
Д.К.
Ушинского
каждый
предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть
более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика,
физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции
посредством
своего
материала.
Чтобы
стать
средством
эстетического
воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки,
пробудить
творческий
интерес
к
нему
школьников.
Одним
из
важных
источников
эстетического
опыта
школьников
является
разнообразная
внеклассная
и
внешкольная
работа.
В
ней
удовлетворяются
насущные
потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На
внеклассных
мероприятиях
дети
имеют
большие
возможности
для
само
проявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому
воспитанию
школьников
в
процессе
внеклассной
и
внешкольной
деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С.
Макаренко
и
С.Т.
Шацкому.
В
организованных
ими
воспитательных
учреждениях
ребята
принимали
широкое
участие
в
подготовке
самодеятельных
спектаклей,
творческих
драматических
импровизаций.
Воспитанники
часто
слушали
художественные
произведения
и
музыку,
посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в
изо кружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного
творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и
качеств личности.
Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма
разнообразны - начиная от предметов естественно-математического цикла в
школе
и
заканчивая
«шнурками
на
ботинках».
Эстетически
воспитывает
буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к
важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так
как:
"Искусство
является
наиболее
концентрированным
выражением
эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет
ведущую роль в эстетическом воспитании".