Автор: Янкина Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №47
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования
Раздел: среднее профессиональное
Научная
статья
«Проблемы
обучения
детей
с
тяжёлыми
и
множественными
нарушениями
развития
в
условиях
инклюзивного
образования»
В современном обществе инвалидность отождествляется не только с проблемами со
здоровьем, но выступает как сложное социальное явление, отражающее взаимодействие
между
особенностями
человеческого
организма
и
особенностями
общества,
членом
которого выступает индивид с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний
день проблемы жизнедеятельности людей с инвалидностью приобретают всё большее
обсуждение не только в политическом, но и в научном образовательном пространстве.
По
данным
ЮНЕСКО
2
миллиона
российских
детей
имеют
особенности
в
физическом и психологическом развитии. В соответствие со статистическими данными,
сформированными на основе федеральной государственной информационной системы
«Федеральный реестр инвалидов», известно, что в 2018 году в России было 651 тысяча
детей-инвалидов, в 2019 году – уже 670 тысяч детей-инвалидов, из них школьники (дети
от 8 до 17 лет): в 2018 году - 432 тысячи человек, а в 2019 году – 453 тысячи человек.
Среди школьников-инвалидов выделяют детей, которые посещают общеобразовательную
организацию
-
72,
2%.
Среди
школьников-инвалидов
выделяются
дети
с
тяжёлыми
множественными нарушениями развития (далее дети с ТМНР). Именно про детей данной
категории мы будем говорить.
В нашей стране нет единого определения тяжёлого и множественного нарушения
развития.
В
качестве
синонимов
термина
«ТМНР»
используется
термин
«сложное
нарушение», в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный
дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные
нарушения», «сложная структура нарушения». В нормативных документах (в ч. ФГОС О
УО (ИН)) отмечается, что к тяжёлым множественным нарушениям в развитии можно
отнести нарушения, где сочетаются два и более дефекта у одного ребёнка.
Наши зарубежные коллеги относят к множественным нарушениям такие, которые
не
позволяют
детям
успешно
интегрироваться
в
массовое
дошкольное
и
школьное
образование.
По классификации В.Н. Чулкова выделяются три группы:
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями,
каждое из которых может вызвать аномалию развития (например: слепоглухие дети,
умственно
отсталые
глухие,
слабослышащие
с
первичной
задержкой
психического
развития).
Во вторую группу входят дети, имеющие одно существенное психофизическое
нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой
степени, но заметно отягощающее ход развития (например: умственно отсталые дети с
небольшим снижением слуха). В таких случаях говорят об «осложнённом» дефекте.
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями,
когда имеется два или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и
приводящих
к
значительным
отклонениям
в
развитии
ребёнка
(например:
умственно
отсталые слабовидящие глухие дети).
При этом обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют
собой малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики из-за сложности
отделения
первичных
и
вторичных
дефектов
с
последующей
коррекцией
данных
дефектов.
До
недавнего
времени
в
нашей
стране
такие
дети
находились
в
специализированных домах-интернатах и считались необучаемыми. Однако за последнее
десятилетие положение существенно изменилось.
Независимо от нарушений в психофизическом развитии детей им, в сфере новых
инициатив,
наше государство
гарантирует
получение
качественного
доступного
образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Нормативно-правовой основой обучения детей с инвалидностью в Российской Федерации
является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
Поддержка общего
образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Приказом
от
01.09.2015г.
№89
«О
введении
федерального
государственного
обра зоват е ль н ого
с т а н да рт а
обра зова н и я
обуч а ю щ и хс я
с
у м с т в е н н о й
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
в
действие
введён
федеральный
государственный стандарт (далее ФГОС), в котором предусмотрены специальные условия
для получения образования детьми с ТМНР:
специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования;
предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
обучающимся
необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
другие условия, без которых невозможно, затруднено освоение образовательных
программ.
Однако
при
организации
условий
получения
доступного
инклюзивного
образования
детьми
с
ТМНР
наблюдается
недостаток
необходимых
специалистов
в
школах и дошкольных учебных заведениях, недостаток финансирования для обеспечения
достойной заработной платы специалистам и педагогам, либо отмечается значительная
нагрузка, что не позволяет выполнять работу качественно, у специалистов школ часто нет
достаточного опыта, программ, учебников и технического оснащения и условий, которые
учитывали бы специфику образовательной интеграции и социализации обучающихся с
ТНМР.
И хотя велись отдельные научные исследования в отношении обучения отдельных
видов детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (например: обучение
глухих, имеющих сопутствующие заболевания), не для всех видов ТМНР разработаны
специальные коррекционные программы. Однако за последнее десятилетие положение дел
меняется.
Все
возрастающее
внимание
к
проблеме
обучения
детей
со
сложными
дефектами стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики. Еще
больше внимания приковано к получению инклюзивного образования детьми, в том числе
детьми с ТМНР, в рамках новых образовательных инициатив. Каким образом должна быть
построена
система
инклюзивного
образования
для
таких
детей?
Что
необходимо
предпринять?
Хочется
отметить,
что
в
нашей
стране
существует
реальная
сложность
при
объединении детей с ТМНР в единую группу для проведения общих уроков, занятий.
Часто дети с ТМНР, которые приходят в школу, не имеют единой основы, нет одинаковых
заболеваний. Все заболевания детей с ТМНР крайне индивидуальны. Но, поскольку, у всех
детей
с
ТМНР
(описание
представлено
в
учебнике
«Специальная
педагогика»)
присутствует различная степень нарушения интеллекта, то объединение детей в единую
группу возможно по данному признаку (смотри ФГОС О УО (ИН)). Таким образом,
рабочая программа учителя-предметника для обучения таких детей выбирается по данной
нозологии, что существенно облегчает его деятельность. Распределение заданий для детей
с ТМНР делится по уровню развития (смотри программу коррекционной
работы в
специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушение интеллекта (ранее 8
вида)). Специальные индивидуальные программы развития ребёнка (СИПР) при этом
разрабатываются на каждого ребёнка, так как освоение основной общеобразовательной
программы
детьми
с
ТМНР
крайне
затруднительно,
каждый
ребёнок
имеет
свой
потенциал развития.
В рамках моей научно-практической работы ведётся разработка индивидуальной
коррекционной программы учителя-дефектолога для ребёнка с ТМНР 1 ресурсного класса
общеобразовательной
школы.
Другими
специалистами
разрабатываются
рабочие
программы тьютера, логопеда и психолога.
При выпуске данных работ в печать будет
существенно
облегчена
работа
специалистов
в
отношении
детей-школьников
с
множественными нарушениями развития.
Таким
образом,
потребность
в
практическом
изучении
системы
обучения
и
воспитания детей данной категории, определении их образовательных потребностей и в
разработке программ в рамках инклюзивного образовательного
пространства решит
множество проблем, с которыми сталкиваются преподаватели общеобразовательных школ.