Напоминание

Проблемы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования


Автор: Янкина Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №47
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Научная

статья

«Проблемы

обучения

детей

с

тяжёлыми

и

множественными

нарушениями

развития

в

условиях

инклюзивного

образования»

В современном обществе инвалидность отождествляется не только с проблемами со

здоровьем, но выступает как сложное социальное явление, отражающее взаимодействие

между

особенностями

человеческого

организма

и

особенностями

общества,

членом

которого выступает индивид с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний

день проблемы жизнедеятельности людей с инвалидностью приобретают всё большее

обсуждение не только в политическом, но и в научном образовательном пространстве.

По

данным

ЮНЕСКО

2

миллиона

российских

детей

имеют

особенности

в

физическом и психологическом развитии. В соответствие со статистическими данными,

сформированными на основе федеральной государственной информационной системы

«Федеральный реестр инвалидов», известно, что в 2018 году в России было 651 тысяча

детей-инвалидов, в 2019 году – уже 670 тысяч детей-инвалидов, из них школьники (дети

от 8 до 17 лет): в 2018 году - 432 тысячи человек, а в 2019 году – 453 тысячи человек.

Среди школьников-инвалидов выделяют детей, которые посещают общеобразовательную

организацию

-

72,

2%.

Среди

школьников-инвалидов

выделяются

дети

с

тяжёлыми

множественными нарушениями развития (далее дети с ТМНР). Именно про детей данной

категории мы будем говорить.

В нашей стране нет единого определения тяжёлого и множественного нарушения

развития.

В

качестве

синонимов

термина

«ТМНР»

используется

термин

«сложное

нарушение», в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный

дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные

нарушения», «сложная структура нарушения». В нормативных документах (в ч. ФГОС О

УО (ИН)) отмечается, что к тяжёлым множественным нарушениям в развитии можно

отнести нарушения, где сочетаются два и более дефекта у одного ребёнка.

Наши зарубежные коллеги относят к множественным нарушениям такие, которые

не

позволяют

детям

успешно

интегрироваться

в

массовое

дошкольное

и

школьное

образование.

По классификации В.Н. Чулкова выделяются три группы:

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями,

каждое из которых может вызвать аномалию развития (например: слепоглухие дети,

умственно

отсталые

глухие,

слабослышащие

с

первичной

задержкой

психического

развития).

Во вторую группу входят дети, имеющие одно существенное психофизическое

нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой

степени, но заметно отягощающее ход развития (например: умственно отсталые дети с

небольшим снижением слуха). В таких случаях говорят об «осложнённом» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями,

когда имеется два или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и

приводящих

к

значительным

отклонениям

в

развитии

ребёнка

(например:

умственно

отсталые слабовидящие глухие дети).

При этом обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют

собой малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики из-за сложности

отделения

первичных

и

вторичных

дефектов

с

последующей

коррекцией

данных

дефектов.

До

недавнего

времени

в

нашей

стране

такие

дети

находились

в

специализированных домах-интернатах и считались необучаемыми. Однако за последнее

десятилетие положение существенно изменилось.

Независимо от нарушений в психофизическом развитии детей им, в сфере новых

инициатив,

наше государство

гарантирует

получение

качественного

доступного

образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Нормативно-правовой основой обучения детей с инвалидностью в Российской Федерации

является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об

образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Поддержка общего

образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Приказом

от

01.09.2015г.

№89

«О

введении

федерального

государственного

обра зоват е ль н ого

с т а н да рт а

обра зова н и я

обуч а ю щ и хс я

с

у м с т в е н н о й

отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)»

в

действие

введён

федеральный

государственный стандарт (далее ФГОС), в котором предусмотрены специальные условия

для получения образования детьми с ТМНР:

специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;

специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального

пользования;

предоставление

услуг

ассистента

(помощника),

оказывающего

обучающимся

необходимую техническую помощь;

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную

деятельность;

другие условия, без которых невозможно, затруднено освоение образовательных

программ.

Однако

при

организации

условий

получения

доступного

инклюзивного

образования

детьми

с

ТМНР

наблюдается

недостаток

необходимых

специалистов

в

школах и дошкольных учебных заведениях, недостаток финансирования для обеспечения

достойной заработной платы специалистам и педагогам, либо отмечается значительная

нагрузка, что не позволяет выполнять работу качественно, у специалистов школ часто нет

достаточного опыта, программ, учебников и технического оснащения и условий, которые

учитывали бы специфику образовательной интеграции и социализации обучающихся с

ТНМР.

И хотя велись отдельные научные исследования в отношении обучения отдельных

видов детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (например: обучение

глухих, имеющих сопутствующие заболевания), не для всех видов ТМНР разработаны

специальные коррекционные программы. Однако за последнее десятилетие положение дел

меняется.

Все

возрастающее

внимание

к

проблеме

обучения

детей

со

сложными

дефектами стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики. Еще

больше внимания приковано к получению инклюзивного образования детьми, в том числе

детьми с ТМНР, в рамках новых образовательных инициатив. Каким образом должна быть

построена

система

инклюзивного

образования

для

таких

детей?

Что

необходимо

предпринять?

Хочется

отметить,

что

в

нашей

стране

существует

реальная

сложность

при

объединении детей с ТМНР в единую группу для проведения общих уроков, занятий.

Часто дети с ТМНР, которые приходят в школу, не имеют единой основы, нет одинаковых

заболеваний. Все заболевания детей с ТМНР крайне индивидуальны. Но, поскольку, у всех

детей

с

ТМНР

(описание

представлено

в

учебнике

«Специальная

педагогика»)

присутствует различная степень нарушения интеллекта, то объединение детей в единую

группу возможно по данному признаку (смотри ФГОС О УО (ИН)). Таким образом,

рабочая программа учителя-предметника для обучения таких детей выбирается по данной

нозологии, что существенно облегчает его деятельность. Распределение заданий для детей

с ТМНР делится по уровню развития (смотри программу коррекционной

работы в

специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушение интеллекта (ранее 8

вида)). Специальные индивидуальные программы развития ребёнка (СИПР) при этом

разрабатываются на каждого ребёнка, так как освоение основной общеобразовательной

программы

детьми

с

ТМНР

крайне

затруднительно,

каждый

ребёнок

имеет

свой

потенциал развития.

В рамках моей научно-практической работы ведётся разработка индивидуальной

коррекционной программы учителя-дефектолога для ребёнка с ТМНР 1 ресурсного класса

общеобразовательной

школы.

Другими

специалистами

разрабатываются

рабочие

программы тьютера, логопеда и психолога.

При выпуске данных работ в печать будет

существенно

облегчена

работа

специалистов

в

отношении

детей-школьников

с

множественными нарушениями развития.

Таким

образом,

потребность

в

практическом

изучении

системы

обучения

и

воспитания детей данной категории, определении их образовательных потребностей и в

разработке программ в рамках инклюзивного образовательного

пространства решит

множество проблем, с которыми сталкиваются преподаватели общеобразовательных школ.



В раздел образования