Автор: Савельева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с комбинированного вида №25
Населённый пункт: г.Александров Владимирская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика работы по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
2
Содержание
Введение..................................................................................................
3
1. Методика работы по развитию грамматического строя речи детей
дошкольного возраста: теоретические аспекты......................................
4
1.1.
Грамматический
строй
родного
языка,
особенности
усвоения
детьми грамматического строя русского языка..........................................
4
1.2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической
стороны речи у детей, пути формирования грамматически правильной
речи...........................................................................................................
7
2. Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в
старшей группе «Прогулка в лес»................................................................
14
Заключение...............................................................................................
20
Список литературы........................................................................................
21
3
4
Введение
Анализ особенностей речевого развития детей проводился русскими
языковедами,
среди
которых
можно
отметить
В.А.
Богородского,
А.А.
Потебню, Л.В. Щербу и др. По мнению В. Гумбольта и А.А. Потебни, язык
является средством создания мысли. «Отбор содержания для высказывания,
для
текста,
использование
языковых
средств,
для
выражения
этого
содержания или для его понимания - это способы, применяемые в речевой
деятельности, которые обозначаются как речь» [12, с. 468].
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях
и
предложениях.
Различают
морфологическую
и
синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая
система
–
это
умение
владеть
приемами
словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение
составлять
предложения, грамматически в е р н о
с о ч е т а т ь
с л о в а
в
предложении.
Гр а м м а т и ч е с к и й
с т р о й в
п р о ц е с с е
с т а н о в л е н и я
детской речи усваивается
самостоятельно,
благодаря
подражанию речи
окружающих.
Основой
для
его
формирования
является
повседневное
общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В
семье
такое
общение
возникает
и
разворачивается
спонт анно,
непреднамеренно.
При
этом
важны
благоприятные
условия
воспитания,
достаточный
уровень
развития
словаря,
фонематического
слуха,
наличие
активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
При
формировании грамматического
строя
речи ребенок
должен
о своить
сложную
систему грамматических закономерностей
путем
анализа речи
окружающих,
выделяя
общие
правила грамматики на
практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Вышесказанное определяет актуальность изучения методики работы по
развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
5
1. Методика работы по развитию грамматического строя речи детей
дошкольного возраста: теоретические аспекты
1.1. Грамматический строй родного языка, особенности усвоения детьми
грамматического строя русского языка
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в
себе
словообразование,
морфологию,
синтаксис.
Морфология
изучает
грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в
пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и
порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе
другого однокоренного слова, которым оно мотивировано [2, с. 38].
Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку,
делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй – продукт длительного исторического развития.
Грамматика
определяет
тип
языка
как
наиболее
устойчивая
его
часть.
Быстрое её изменение мешало бы пониманию русского языка.
Грамматика
–
результат
абстрагирующей
отвлечённой
работы
коры
головного мозга, но является отражением действительности и основывается
на конкретных фактах.
Каждая
грамматическая
форма,
каждый
морфологический
элемент
(приставка,
суффикс,
окончание)
имеют
определённое
значение.
Так,
в
формах кукла и куклы окончание а говорит об единственном числе и женском
роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род,
число, падеж.
Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так
как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть
понятна
собеседнику
и
может
служить
для
него
средством
общения
со
взрослыми и сверстниками.
Усвоение
грамматических
норм
языка
способствует
тому,
что
речь
ребёнка
начинает
выполнять
наряду
с
функцией
общения
функцию
сообщения,
когда
он
овладевает
монологической
формой
связной
речи.
6
Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в
развитии связной речи.
Овладение
грамматически
правильной
речью
оказывает
влияние
на
мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно,
обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Овладение
грамматическим
строем
оказывает
огромное
влияние
на
общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Сформированный грамматический строй речи – непременное условие
успешного и своевременного развития монологической речи – одного из
ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование,
описание и пр.) требует владения приёмами логической связи всех видов
простых и сложных предложений.
Развитие
грамматического
строя
–
залог
успешной
общеречевой
подготовки,
обеспечивающей
практическое
владение
фонетическим,
морфологическим
и
лексическим
уровнями
языковой
системы.
Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание
у
детей
волевого
фактора
в
высказываниях,
создаёт
предпосылки
для
появления
планирующей
функции
речи,
для
введения
понятия
нормы
(«можно», «нельзя», «правильно», «неправильно») [2, с. 39].
Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально
здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в
речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств,
настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя
полноценным и равноправным участником коллективной деятельности [1, с.
6].
В
детском
саду
не
ставится
задача
изучения
законов
грамматики,
знакомства
с
её
категориями
и
терминологией.
Правила
и
законы
языка
познаются детьми в практике живой речи.
В
дошкольном
возрасте
у
ребёнка
нужно
воспитывать
привычку
говорить
грамматически
правильно.
К.Д.
Ушинский
подчёркивал
7
необходимость
с
самых
ранних
лет
формировать
привычку
правильной
разговорной речи [5, с. 52].
В изучении грамматического строя речи дошкольников А.Г. Арушанова
выделяет несколько направлений:
1)
Первое направление связано с исправлением (предупреждением)
неточностей
и
ошибок,
свойственных
детям
(спряжение
глаголов,
множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.).
2)
Второе
направление
–
выявление
существенных
звеньев
механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания
грамматических
форм,
формирование
грамматических
обобщений,
их
абстрагирование и перенос на новые области действительности.
3)
Третье
направление
связано
с
выявлением
педагогических
условий
формирования
механизма
грамматического
структурирования
в
сфере синтаксиса и словообразования [3, с. 112].
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан
с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм
развития
этой
сложной
умственной
деятельности
раскрыл
И.П.
Павлов,
высказав
мысль
о
том,
что
грамматика
есть
своеобразная
форма
динамического речевого стереотипа [3, с. 113].
В
физиологии
установлена
условно-рефлекторная
основа
усвоения
грамматической
стороны
речи.
У
ребёнка
вырабатывается
определённый
динамический
стереотип
при
изменении
имён
существительных,
прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для
выражения
тех
или
иных
мыслей
требуется
употребление
определённых
грамматических форм.
Выработка
динамического
стереотипа
облегчается
большой
его
устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно
употребляет их.
Однако,
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста
наблюдается
несовершенство как морфологической так и синтаксической стороны речи.
8
Лишь
к
восьми
годам
можно
говорить
о
полном
усвоении
ребёнком
грамматического строя языка.
Трудности
и
постепенность
усвоения
грамматического
строя
объясняются
несколькими
причинами:
особенностями
возраст а,
закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи,
сложностью грамматической системы, особенно морфологии.
1.2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической
стороны речи у детей, пути формирования грамматически правильной
речи
Задачи
по
формированию
грамматической
стороны
речи
у
детей
рассматриваются в трёх направлениях:
1.
Помочь
детям
практически
освоить
морфологическую
систему
родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2.
Помочь
детям
в
овладении
синтаксической
стороной:
учить
правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов
предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов –
словообразования [4, с. 40].
Морфологический
строй
речи
включает
почти
все
грамматические
формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Именами
существительными
обозначают
предметы,
вещи,
людей,
отвлечённые свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа,
падежа.
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных
форм
(особенно
в
употреблении
формы
родительного
падежа
множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
В
предложении
существительное
является
одним
из
важнейших
компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже,
9
координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы
согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол
обозначает
действие
или
состояние
предмета.
Глаголы
различаются
по
виду
(совершенный
и
несовершенный),
изменяются
по
лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го
лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите,
мы хотим, они хотят).
Дошкольники
должны
правильно
употреблять
категорию
рода,
соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с
глаголами
прошедшего
времени
(девочка
сказала,
мальчик
читал,
солнце
сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего,
прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей
подводят
к
образованию
повелительного
наклонения
глагола
(иди,
беги,
бежим, пусть бежит, идёмте) к образованию сослагательного наклонения
(играл бы, читал бы).
Имя
прилагательное
обозначает
признак
предмета
и
выражает
это
значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в
роде,
падеже,
с
полными
и
краткими
прилагательными
(весёлый,
весел,
веселы), со степенями сравнения (добр – добрее, тихий – тише).
В
процессе
обучения
дети
овладевают
и
другими
частями
речи:
местоимениями, наречиями, союзами, предлогами.
В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на
базе
другого
однокоренного
слова,
которым
оно
мотивировано,
т.е.
из
которого
оно
выводится
по
смыслу
и
по
форме.
Образование
слов
осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы
словообразования
в
русском
языке
многообразны:
суффиксальный (учить - учитель), префиксальный – (писать – переписывать),
10
смешанный (застольный, разбежаться).
Дети
могут,
отталкиваясь
от
исходного
слова,
подбирать
словообразовательное
гнездо
(снег
–
снежинка,
снежный,
снеговик,
подснежник).
Овладение
разными
способами
словообразования
помогает
дошкольникам
правильно
употреблять
названия
детёнышей
животных
(зайчонок,
лисёнок),
предметов
посуды
(сахарница,
конфетница),
направления движения (ехал – поехал – выехал).
Детей
обучают
способам
соединения
слов
в
словосочетания
и
предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели
сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и
побудительные.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем
правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо
уделить правильному порядку слов в предложении.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре
предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного
типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в
предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между
словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Пути формирования грамматически правильной речи определяются на
основе
знаний
общих
закономерностей
становления
речи,
изучения
грамматических
навыков
детей
данной
группы
и
анализа
причин
их
грамматических ошибок.
Пути формирования грамматически правильной речи:
1.
Создание
благоприятной
языковой
среды,
дающей
образцы
грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
2.
Специальное
обучение
детей
трудным
грамматическим
формам,
направленное на предупреждение ошибок;
11
3.
Формирование
грамматических
навыков
в
практике
речевого
общения;
4. Исправление грамматических ошибок [9, с. 124].
Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи
детей. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не
только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль
общения в целом.
Е.И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспитателя, призывала
к повышению культуры речи всех окружающих ребёнка людей [9, с. 124].
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя
путями:
в
непосредственно
образовательной
деятельности
(НОД)
и
в
воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
В НОД дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно
усвоить
в
повседневном
общении.
В
основном
это
самые
трудные,
нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения
глаголов
(езжай,
ляг,
беги,
ищи,
рисуй),
изменение
существительного
в
родительном
падеже
множественного
числа
(сапог,
этажей,
медведей),
употребление разноспрягаемого глагола хотеть и др.
В НОД дети учатся изменять слова (морфология), строить предложения
(синтаксис)
и
образовывать
формы
слов
(словообразование).
Эти
задачи
реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением
других речевых задач [8, с. 95].
Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте,
системой
словообразования
–
начиная
со
средней
группы.
В
средних
и
старших
группах
процесс
формирования
словообразовательных
умений
характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе
группе начинает складываться знание норм словообразования.
В
усвоении
грамматических
средств
и
способов
языка
выделяют
несколько этапов: вначале перед детьми ставится задача понимать смысл
сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где
12
один
предмет,
а
где
много).
Далее
–
использовать
то
или
другое
грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие,
заимствовать грамматическую форму из речи окружающих. Более сложная
задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со
знакомым
(жеребята,
медвежата
по
аналогии
словоформой
–
котята).
И,
наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность
своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.
При
планировании
НОД
важно
правильно
определять
программное
содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования,
которые затрудняют детей. Наряду с трудной формой следует брать и лёгкие,
хорошо
усвоенные
детьми
(блюдце
-
блюдец,
матрёшка
–
матрёшки
–
матрёшек).
Обучая
детей
способу
образования
слов,
обозначающих
детёнышей животных, следует давать не только форму именительного падежа
множественного числа (у кошки – котята), но и форму именительного падежа
единственного числа (у кошки – котёнок; кошка – котёнок – котята), а также
формы родительного и творительного падежей (кошки, котёнка, котят).
Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены
не
только
слова
одной
грамматической
формы,
но
и
близкие
им,
уже
известные детям.
Для прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического
стереотипа
на
различные
грамматические
конструкции
необходимо
многократное повторение трудных форм.
1.3. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи
К
методам
относятся
дидактические
игры,
игры-драматизации,
словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов
и
сказок.
Эти
методы
могут
выступать
и
в
качестве
приёмов
при
использовании других методов.
13
Дидактические
игры
и
игры-драматизации
проводятся
с
детьми
младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми
старшего дошкольного возраста.
Дидактические
игры
–
эффективное
средство
закрепления
грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности
проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз
упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры
могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме
словесных
игр.
К
каждой
дидактической
игре
чётко
определяется
программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу:
он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные
образы, будить мысль. [11, с. 308]
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки
(мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель,
позднее – ребёнок (День рождение куклы).
Специальные
упражнения
направлены
на
ф о рм и р о ва н и е
грамматических
навыков
в
области
морфологии,
синтаксиса
и
словообразования. К.Д. Ушинским были разработаны образцы упражнений
для «первоначального учения родному языку».
Словообразование: гнездо птицы или птичье гнездо; хвост лошади
или…; хвост лисицы или…; верность собаки или…; лапка лягушки или…;
лапа медведя или…
Морфология: железо тяжело, но свинец ещё тяжелее; лошадь высока,
но верблюд ещё…(выше); белка хитра, но лисица ещё…(хитрее) и пр.
Е.И.Тихеевой
были
разработаны
упражнения
для
развития
речи
дошкольников, в том числе и для развития её синтаксической стороны: на
распространение предложений, на добавление придаточных предложений [9,
с. 131].
Рассматривание
картин,
в
основном,
сюжетных,
используется
для
формирования умения строить простые и сложные предложения.
14
Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения
детей построению предложений, так как само художественное произведение
является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
А.М. Бородич выделяет активные приёмы обучения, предупреждающие
появление
ошибки,
концентрирующие
внимание
детей
на
правильной
словоформе, словосочетании. На первоначальном этапе ведущую роль играет
образец речи педагога. Возможно прямое указание, выделяющее трудное
слово
из
контекста,
предложение
его
запомнить,
поучиться
правильно
говорить. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания:
«Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово
всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это.
Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибки» [1, с.
33].
В работе над правильной речью используется и такой эффективный
приём, как сравнение. Используются и такие приёмы, как исправление и
подсказ.
Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций;
вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к
исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр.
В морфологии, синтаксисе и словообразовании используют типичные
только для этого раздела приёмы работы с детьми. В словообразовании,
например, используется приём раскрытия словообразовательного значения
слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для
сахара».
15
2. Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в
старшей группе «Прогулка в лес»
Цель: развитие грамматически правильной речи детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
−
закреплять
умение:
составлять
предложения,
образовывать
существительные множественного числа;
−
развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на
вопросы;
−
упражнять в образовании однокоренных слов (лиса-лисенок);
−
з а к р е п л я т ь
у м е н и е
о б р а з о в ы в ат ь
п р и т я ж а т е л ь н ы е
прилагательные;
−
закрепление навыков словообразования;
−
закрепление
умения
образовывать
существительное
с
уменьшительно-ласкательным суффиксом;
−
развивать умение вставлять предлоги.
2. Воспитательные задачи:
−
воспитывать доброжелательное отношение к животным;
−
воспитывать
волевые
качества (умение
выслушивать
других
детей не перебивая).
3. Развивающие задачи:
−
развивать слуховое и зрительное внимание, память, наглядно-
действенное мышление.
Демонстрационный материал: видео «Лесовичёк», Презентация «Один
– много», таблица «Жилища животных» презентация, таблички для детей
жилище
животных,
картинки (дерево,
куст,
заяц,
медведь,
лиса,
волк),
игрушка белки, конверты с письмами, картинка с корзинкой по количеству
детей, корзинка с шишками, елки, угощение от белки.
Программа: Радуга : программа воспитания, образования и
16
развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Авторы Т. И.
Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е.В.
Соловьёва.
Организационный момент (дети заходят в группу и встают в круг)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята к нам пришел гость (видео)
Дети: Лес
Воспитатель: Что есть в лесу?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас я буду называть предмет, а вы назовите его
ласково.
Лист – листочек
Гриб – грибочек
Ветка – веточка
Куст – кустик
Ягода – ягодка
Трава – травушка
Жук – жучок
Елка – елочка
Цветок – цветочек
Воспитатель: Когда я утром шла на работу, на участке детского сада
встретила белочку (достаю игрушку, она горько плакала, потому что потеряла
свои шишки - запасы на зиму. Давайте отправимся в лес и поможем белочке
найти ее шишки.
Дети: Да отправимся.
17
Воспитатель: Нам так просто не найти шишки и наверное придется
выполнить много различных и трудных заданий
- На чем можно добраться до леса?
Дети: На машине, автобусе:.
Воспитатель: Лес близко. Пешком можно дойти?
Дети: Да.
(Дети идут под звуки леса)
Воспитатель:
Дорога
была
длинная,
давайте
сядем
на
пеньки (на
стульчики) отдохнуть. Кто живет в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Какие животные?
Дети: Волк, лиса, медведь
Словесная игра «Кто кем был?»
Лиса – лисенком
Волк – волчонком
Медведь – медвежонком
Белка – бельчонком
Заяц – зайчонком
Еж – ежонком
Молодцы!
Воспитатель: Посмотрите на экран.
Презентация «Один – много»
Называется картинка, где один предмет. Воспитатель кликает мышкой -
появляется картинка, где много предметов, ребёнок называет её.
- Кто это? - Лиса.
- Здесь одна лиса, а здесь много кого? - Много лис.
- Кто это? - Волк.
- Здесь один волк, а здесь много кого? - Много волков и т. д.
Воспитатель:
Молодцы,
справились
с
заданием.
А
нам
пора
отправляться дальше. Ведь мы должны помочь белочке. Что надо найти?
18
Дети: Шишки.
(Идем дальше, находим конверт)
Воспитатель: Что же лежит в конверте?
(Читает письмо: «В лесу случилась беда, был сильный ветер, который
испортил наши фотографии, помогите, пожалуйста, собрать их».
Игра «Собери картинку»
Воспитатель:
Надя,
кого
ты
собрала? (медведя).
Значит
это
голова
чья? (Медвежья)
Витя, кого ты собрал? (зайца) Значит это уши чьи? (заячьи) и т. д.
Какие это животные? (дикие)
Значит, они живут: (в лесу)
Вот
дерево
и
кустик. (Воспитатель
кладет
вырезанное
дерево
на
медведя). Где сейчас находится медведь? (Медведь находится за деревом).
А
где
находится
заяц? (Заяц
находится
под
кустиком).
Где
сейчас
лиса? (Лиса
находится
между
деревом
и
кустиком).
Где
волк? (Волк
находится возле кустика).
Воспитатель: Ребята, а у каждого животного свое жилище - свой
домик (на ватмане слева в столбик наклеены рисунки животных, справа
рисунки жилищ). Подойдите к мольберту и каждый из вас нарисует одну
дорожку от животного к жилищу разным цветом фломастера.
- Как называется домик медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Значит медведь живет где?
Дети: Медведь живет в берлоге.
Воспитатель: Как называется домик лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Значит где живет лиса?
Дети: Лиса живет в норе.
Воспитатель: Как называется жилище ежа?
Дети: Норка.
19
Воспитатель: Значит где живет еж?
Дети: В норе (Лось в лесу, заяц под кустом, волк в логове)
Воспитатель: А теперь глазками проведите дорожку от животного к
его домику.
Физминутка:
В круг скорее становитесь
И в зверюшек превратитесь!
Как по тропочке лесной
Прыгал зайка озорной.
(Дети прыгают на месте)
Мишка зайку догонял,
Он вразвалочку шагал.
(Шагают в развалочку)
И нарядна, хороша
Шла лисичка не спеша.
(Показывают, как идет лиса)
Воспитатель: Ребята, а для чего мы пришли в лес?
- А зачем нам шишки?
- А какие задания нам пришлось выполнить в лесу?
- Трудно было их выполнить?
- Но ведь шишки мы так и не нашли. Что же делать?
- Я знаю что делать. Лесные звери очень довольны вами и за то, что вы
так старались и правильно выполняли задания, они передали вам подсказку.
(карточки с точками)
Воспитатель: Давайте сядем за столы и соединим эти точки, и узнаем
где находятся шишки. (Дети соединяют точки по контуру слежу за осанкой,
чтобы
правильно
держали
карандаш,
не
наклонялись,
соединяем
безотрывным письмом). Какой рисунок у вас получился?
Дети: Корзинка
(Дети ищут корзинку)
20
Воспитатель: Какие молодцы! Наконец-то отыскали шишки! Вот тебе
белочка твои шишки.
Белочка: Спасибо вам, ребята за шишки!
Итог занятия
Воспитатель: Вам понравилась прогулка в лес?
Что было трудным?
Что вам больше всего понравилось?
21
Заключение
Освоить
грамматический
строй
речи
–
значит
овладеть
навыками
построения высказываний с использованием операций изменения слов по
формам,
образования
новых
слов
и
построения
словосочетаний
и
предложений.
Формирование
грамматического
строя
устной
речи
дошкольника
включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в
п р е д е л а х
с л о в а
( и з м е н е н и е
е г о
п о
р о д а м ,
ч и с л а м ,
падежам), словообразованием (создание
нового
слова
на
базе
другого
с
помощью
специальных
средств), синтаксисом (сочетаемость
и
порядок
следования слов, построение простых и сложных предложений).
Грамматический строй речи дети усваивают практически, на основе
восприятия
речевых
образцов,
которые
дошкольники
неосознанно
анализируют, и в процессе специально организованного обучения.
Речевые образцы педагог имеет возможность давать детям в процессе
ежедневного
общения
и
обучения
связной
речи.
Ведущими
при
этом
выступают
методы:
наблюдение
и
беседа
в
их
сочетании.
В
процессе
наблюдений
педагог
заботится
о
том,
чтобы
дети
умели
устанавливать
существенные связи между явлениями, причинные, временные отношения и
выражать их в речи. В этом случае речевая деятельность выступает как
опосредованное звено в деятельности ребенка (познания, общения).
Для
усвоения
грамматического
строя
речи
важную
роль
играет
собственно
речевая
деятельность
ребенка.
Основная
роль
принадлежит
пересказу. В процессе пересказа дети заимствуют сложные грамматические
конструкции из авторского текста.
Ц е л е н а п р а в л е н н о
з н а ко м и т ь
д е т е й
с
о п р е д е л е н н ы м и
морфологическими и синтаксическими конструкциями, формировать у них
умение произвольно использовать грамматические средства в собственной
речи позволяют дидактические игры и упражнения.
22
Список литературы
1.
Александрова
Т.В.
Практические
задания
по
формированию
грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
– 48 с.
2.
Алексеева М.М. Яшина В.И. .Методика развития речи и обучения
языку дошкольников. - М.: Академия, 2014. – 199 с.
3.
Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-
Синтез, 2015. – 272 с.
4.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры
и задания. – СПб.: КАРО, 2016. – 96 с.
5.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: ДЕТСТВО -
ПРЕСС, Сфера, 2015. – 152 с.
6.
Крупенчук
О.И.
Научите
меня
говорить
правильно!
–
СПб.:
Литера, 2013. – 208 с.
7.
Новиковская
О.А.
Логопедическая
грамматика
для
малышей:
Пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2015. – 312
с.
8.
Радуга : программа воспитания, образования и развития
детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,
Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
9.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 2014. –
344 с.
10.
Стародубова
Н.А.
Теория
и
методика
развития
речи
дошкольников. - М.: Академия, 2016. – 215 с.
11.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2016. – 456 с.
12.
Хайруллин И.И. Язык как социальный феномен в концепциях В.
фон Гумбольдта и А.А. Потебни // Вестник МГТУ. – 2016. - №10. – С. 465-
470.
23