Напоминание

Рабочая программа основного общего образования по информатике, базовый уровень срок реализации 3 года


Автор: Пестряева Эльвира Энгельсовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Белорецк
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа основного общего образования по информатике, базовый уровень срок реализации 3 года
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан

Согласовано.

Руководитель ШМО

______ /___________./

Протокол № __

от «__» ______201__ г.

Согласовано.

Заместитель директора по УР

__________ / __________./

« ____ » ________ 201__ г.

Утверждаю.

Директор школы

_____ / _____________./

Приказ № ___

от « ___» ______ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по информатике, базовый уровень

срок реализации 3 года

Автор программы – учитель информатики

Пестряева Эльвира Энгельсовна

квалификационная категория - высшая

класс: 7-9

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №__ от «__»

_________201__г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС),

утвержденного приказом Министерством образования и науки Россий-

ской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ

№ 10 г. Белорецк,

примерной

программы

основного

общего

образования

по

курсу

«Информатика»,

авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы

основного общего образования по курсу «Информатика» (Программы для

общеобразовательных

учреждений:

Информатика.

2-11

классы.

М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009),

федерального

перечня

учебников,

рекомендованных

Министерством

образования Российской Федерации к использованию в образовательном

процессе в общеобразовательных учреждениях,

учебного плана МБОУ СОШ № 10 г. Белорецк

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу

в неделю в 7, 8, 9 классах, всего 104 часа. Программа соответствует федераль-

ному компоненту государственного стандарта основного общего образования по

информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа со-

ставлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и

ИКТ для 7-9 классов.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ»

– формирование поколения, готового жить в современном информационном об-

ществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информа-

ции на базе новых информационных технологий.

Общие цели:

освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование

целостной научной картины мира и составляющих основу научных представле-

ний об информации, информационных процессах, системах, технологиях;

формирование понимания роли информационных процессов в биологиче-

ских, социальных и технических системах; освоение методов и средств автома-

тизации информационных процессов с помощью ИКТ;

формирование представлений о важности информационных процессов в раз-

витии личности, государства, общества;

осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин;

умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов,

явлений и процессов в различных предметных областях;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ-

ностей средствами ИКТ;

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и

средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информаци-

онную

среду,

обеспечивать

защиту

значимой

информации

и

личную

информационную безопасность;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при вы-

полнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,

дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,

получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;

показать основные приемы эффективного использования информационных

технологий;

обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их про-

граммированию на языке программирования, обучить навыкам работы с систе-

мой программирования;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс

среднего образования.

Планируемые результаты изучения информатики

Информация и способы ее представления

Выпускник научится:

использовать

термины

«информация»,

«сообщение»,

«данные»,

«кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих

терминов в обыденной речи и в информатике;

описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и

производные

от

них;

использовать

термины,

описывающие

скорость

передачи данных;

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

использовать основные способы графического представления числовой

информации.

Выпускник получит возможность:

п о з н а ком и т ь с я

с

п р и м е р а м и

и с п ол ь зо ва н и я

ф о р м а л ь н ы х

(математических)

моделей,

понять

разницу

между

математической

(формальной)

моделью

объекта

и

его

натурной

(«вещественной»)

м од е л ь ю ,

м е ж д у

мат е мат и ч е с ко й

( ф о рма л ь н о й )

м од е л ь ю

объекта/явленияи

его

словесным

(литературным)

описанием;

узнать

о

том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий

только два символа, например 0 и 1;

познакомиться

с

тем,

как

информация

(данные)

представляется

в

современных компьютерах;

познакомиться с двоичной системой счисления;

познакомиться

с

двоичным

кодированием

текстов

и

наиболее

употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система

команд»; понимать различие между непосредственным и программным

управлением исполнителем;

строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей,

описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

понимать

термин

«алгоритм»;

знать

основные

свойства

алгоритмов

(фиксированная

система

команд,

пошагово е

в ы п о л н е н и е ,

детерминированность,

возможность

возникновения

отказа

при

выполнении команды);

составлять

неветвящиеся

(линейные)

алгоритмы

управления

исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке

(языке программирования);

использовать логические значения, операции и выражения с ними;

понимать

(формально

выполнять)

алгоритмы,

описанные

с

использованием

конструкций

ветвления

(условные

операторы)

и

повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных

величин;

создавать

алгоритмы

для

решения

несложных

задач,

используя

конструкции

ветвления

(условные

операторы)

и

повторения

(циклы),

вспомогательные алгоритмы и простые величины;

создавать

и

выполнять

программы

для

решения

несложных

алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

познакомиться

с

использованием

строк,

деревьев,

графов

и

с

простейшими операциями с этими структурами;

создавать

программы

для

решения

несложных

задач,

возникающих

в

процессе учебы и вне ее.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

базовым навыкам работы с компьютером;

использовать

базовый

набор

понятий,

которые

позволяют

описывать

работу

основных

типов

программных

средств

и

сервисов

(файловые

системы,

текстовые

редакторы,

электронные

таблицы,

браузеры,

поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне

с различными программными системами и сервисами указанных типов;

умению

описывать

работу

этих

систем

и

сервисов

с

использованием

соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

познакомиться

с

программными

средствами

для

работы

с

аудио

-

и

визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие

иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

познакомиться

с

примерами

использования

математиче ского

моделирования

и

компьютеров

в

современных

научно-технических

исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и

т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-

сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

организации

своего

личного

пространства

данных

с

использованием

индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

познакомиться

с

принципами

устройства

Интернета

и

сетевого

взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

познакомиться

с

постановкой

вопроса

о

том,

насколько

достоверна

полученная

информация,

подкреплена

ли

она

доказательствами;

познакомиться

с

возможными

подходами

к

оценке

достоверности

информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных

источников и в разные моменты времени и т. п.);

узнать

о

том,

что

в

сфере

информатики

и

ИКТ

существуют

международные и национальные стандарты;

получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и

предметном уровнях

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных ре-

зультатов.

Личностные:

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего

социальное,

культурное,

языковое,

духовное

многообразие

современного мира;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности.

приобретение

опыта

выполнения

индивидуальных

и

коллективных

проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения,

издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и

т. д, на основе использования информационных технологий;

знакомство

с

основными

правами

и

обязанностями

гражданина

информационного общества;

формирование

представлений

об

основных

направлениях

развития

информационного

сектора

экономики,

основных

видах

профессиональной

деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

целенаправленные

поиск

и

использование

информационных

ресурсов,

необходимых

для

решения

учебных

и

практических

задач,

в

том

числе

с

помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических,

природных, социальных системах;

формирование

(на

основе

собственного

опыта

информационной

деятельности)

представлений

о

механизмах

и

законах

восприятия

и

переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Метапредметные:

формирование

компьютерной

грамотности,

т.

е.

приобретение

опыта

создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов

(текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко

распространенных компьютерных инструментальных средств;

осуществление

целенаправленного

поиска

информации

в

различных

информационных

массивах,

в

том

числе

электронных

энциклопедиях,

сети

Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки

зрения решаемой задачи;

целенаправленное использование информации в процессе управления, в

том

числе

с

помощью

аппаратных

и

программных

средств

компьютера

и

цифровой бытовой техники;

умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности её решения;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

для

классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное

и

по

аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели

и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в

курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются

модели

из

различных

предметных

областей:

математики,

физики,

химии

и

собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного

процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Предметные:

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование

информационной

и

алгоритмической

культуры;

формирование

представления

о

компьютере

как

универсальном

устройстве

обработки информации; развитие основных навыков и умений использования

компьютерных устройств;

формирование

представления

об

основных

изучаемых

понятиях:

информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для

профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений

составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование

знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

знакомство

с

одним

из

языков

программирования

и

основными

алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации,

умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной

задачей

(таблицы,

схемы,

графики,

диаграммы),

с

использованием

соответствующих программных средств обработки данных;

формирование

навыков

и

умений

безопасного

и

целесообразного

поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения

соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе

имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся

не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на

практике.

Содержание учебного курса

7 класс

1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная

обработка

данных

на

компьютере. Основные

компоненты

компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.

Ко-

мандное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интер-

фейс пользователя. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивиро-

вание. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение

общего назначения. Графический интерфейс операционных систем и приложе-

ний. Представление информационного пространства с помощью графического

интерфейса. Типы персональных компьютеров. Компьютерные вирусы и анти-

вирусные программы. Защита информации от компьютерных вирусов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового ме-

неджера».

Практическая работа №2 «Работа с файлами и папками».

Практическая работа № 3 «Форматирование диска».

Практическая работа № 4 «Установка даты и времени с использованием графи-

ческого интерфейса операционной системы».

2. Обработка текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование докумен-

та. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы опти-

ческого распознавания документов.

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с

использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагмен-

тами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение из-

менений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц,

изображений, диаграмм, формул. Сохранение и печать текста. Планирование

работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации

(доклад, реферат).

Компьютерный практикум

Практическая работа № 5 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации

с помощью клавиатурного тренажёра».

Практическая работа № 6 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 7 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 8 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и

заполнение данными ».

Практическая работа № 10 «Перевод текста с помощью компьютерного слова-

ря».

Практическая работа №11 «Сканирование и распознавание «бумажного» тексто-

вого документа»

3. Обработка графической информации

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графиче-

ских редакторов. Растровая и векторная анимация. Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование примитивов и шаблонов.

Использование анимации и звука в презентации.

Звуки и видеоизображения. Использование простых анимационных графиче-

ских объектов. Чертежи.

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, скане-

ра, графического планшета, использование готовых графических объектов.

Геометрические и стилевые преобразования. Использование стандартных гра-

фических объектов и конструирование графических объектов: выделение,

объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Дву-

мерная и трехмерная графика.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Редактирование изображений в растровом графиче-

ском редакторе».

Практическая работа № 13 «Создание рисунков в векторном графическом ре-

дакторе».

Практическая работа № 14 «Анимация».

4. Коммуникационные технологии

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Элек-

тронная коммерция в Интернете. Электронная почта как средство связи; пра-

вила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из

компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры ор-

ганизации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных се-

тях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпью-

терные каталоги; поисковые машины.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 16 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 17 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете».

8 класс

1 Информационные процессы.

Представление информации. Информация, информационные объекты различ-

ных видов. Информация в природе, обществе и технике Информация и инфор-

мационные процессы в неживой природе. Информация и информационные про-

цессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.

Информация и информационные процессы в технике. Информационные процес-

сы: хранение, передача и обработка информации.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные язы-

ки. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения инфор-

мации.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, ко-

дирование

и

декодирование, искажение информации при передаче, скорость

передачи информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов

живыми организмами.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значе-

ние. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Опре-

деление количества информации. Алфавитный подход к определению количе-

ства информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информа-

ции с помощью клавиатурного тренажера»;

Практическая работа №2: Вычисление количества информации с помощью

калькулятора».

2 Кодирование и обработка текстовой информации

:

Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой

информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа №3: «Кодирование текстовой информации».

3 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретиза-

ция. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах

цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Кодирование и обработка звуковой инфор-

мации. Цифровое фото и видео. Композиция и монтаж

Компьютерный практикум

Практическая работа №4: «Кодирование, запись и обработка звуковой инфор-

мации»;

Практическая работа №5: «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

4 Кодирование и обработка числовой информации:

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с

помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных систе-

мах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные та-

блицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы

данных. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графиче-

скому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним,

представление формульной зависимости на графике. Относительные, абсолют-

ные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и гра-

фиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в

виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Поиск данных в готовой базе. Формулирование запросов.Создание записей в

базе данных. Системы управления базами данных.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6: «Перевод чисел из одной системы счисления в дру-

гую с помощью калькулятора»;

Практическая работа №7: «Создание расчетной таблицы в электронных табли-

цах»;

Практическая работа №8: «Использование ссылок в электронных таблицах»;

Практическая работа №9: «использование функций в расчетах»;

Практическая работа №10: «Построение диаграмм различных типов»;

Практическая работа №11: «Создание простой БД»;

Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных в электронных табли-

цах».

5 Коммуникационные технологии.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютер-

ная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация

и транспортировка данных по компьютерным сетям. Создание и обработка

комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-стра-

ницы, презентации с использованием шаблонов. Разработка Web-сайтов с ис-

пользованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты.

Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка

изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на

Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Организация инфор-

мации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Компьютерный практикум

Практическая работа №13: «Подключение к Интернету»;

Практическая работа №14: «Разработка сайта с использованием языка разметки

текста HTML».

9 класс

1 Основы алгоритмизации и программирования.

Алгоритм, свойства алгоритмов, его формальное исполнение. Исполнители

алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов. Представ-

ление о программировании. Кодирование основных типов алгоритмических

структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.

Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Алгоритмическая

структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая

структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, стро-

ковые и логические выражения

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического програм-

мирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирова-

ния. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обраба-

тываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1: Знакомство со средой программирования Pascal.

Практическая работа №2: Программы линейной структуры

Практическая работа №3: Программы разветвляющейся структуры.

Практическая работа №4: Решение задач выбора

Практическая работа №5: Решение задач на организацию цикла с параметром.

Практическая работа №6: Решение задач на организацию цикла.

Практическая работа №7: Обработка строковых величин.

Практическая работа №8: Преобразование элементов одномерного массива

Практическая работа №9: Преобразование элементов двумерного массива

2 Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация,

визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информа-

ционные модели. Диаграммы, планы, карты. Формализация и визуализация мо-

делей Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моде-

лирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Основные этапы

разработки и исследования моделей на компьютере.

Таблица как средство мо-

делирования.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение урав-

нений.

Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные

модели управления объектами. Простейшие управляемые компьютерные моде-

ли. Управление, обратная связь.

Компьютерный практикум

Практическая работа №10: Графическое решение уравнения

Практическая работа №11: Выполнение геометрических построений в системе

компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа №12: Работа с интерактивной моделью периодической та-

блицы Д.И. Менделеева.

3 Основы логики и логические основы компьютера.

Введение в логику. Основные понятия и операции формальной логики. Алгебра

высказываний. Логические выражения. Построение таблиц истинности логиче-

ских выражений. Логические законы и правила преобразования логических вы-

ражений. Логические основы устройства компьютера. Решение логических за-

дач. Логические значения, операции, выражения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №13: Таблицы истинности логических функций

Практическая работа №14: Модели электрических схем логических элементов.

4 Информатизация общества

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресур-

сы. Правовая охрана информационных ресурсов.

Личная информация, информационная этика и право при создании и использо-

вании информации Информационная безопасность.

Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы

развития информационных и коммуникационных технологий.

Учебно-тематический план

Тема

кол-во часов

7 класс

8 класс

9 класс

1

Информация и информаци-

онные процессы

1

6

-

2

Компьютер как универсаль-

ное устройство обработки

информации

9

-

-

3

Кодирование текстовой и

графической информации

-

6

-

4

Обработка текстовой инфор-

мации

9

-

-

5

Обработка графической ин-

формации, цифрового фото и

видео

7

2

-

6

Кодирование и обработка

числовой информации

-

7

-

7

Кодирование и обработка

звука

-

2

-

8

Основы алгоритмизации и

программирования

-

-

15

9

Моделирование и формали-

зация

-

-

9

10

Хранение, поиск и сортиров-

ка информации в базах дан-

ных (использование элек-

тронных таблиц)

-

4

-

11

Основы логики

-

-

6

12

Коммуникационные техно-

логии и разработка web-

сайтов

4

5

-

13

Информационное общество

и информационная безопас-

ность

-

-

2

Контрольные уроки, повто-

рение и резерв

5

3

2

Всего

35

35

34

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

дата

факт.

дата

план.

Глава 1. Компьютер как универ-

сальное устройство обработки

информации

11

1

Техника безопасности и организа-

ция рабочего места. Информация,

ее представление и измерение

1

Введение,

стр. 8-10

04.09

2

Программная обработка данных на

компьютере.

1

п. 1.1, во-

просы

11.09

3

Устройство компьютера.

1

п. 1.2, во-

просы

18.09

4

Оперативная память. Долговремен-

ная память. Типы ПК.

1

п. 1.2, во-

просы

25.09

5

Файл. Практическая работа № 1

«Работа с файлами с использовани-

ем файлового менеджера».

1

п. 1.3, во-

просы

02.10

6

Файловая система. Работа с файла-

ми и дисками. Практическая работа

№2: «Работа с файлами и папками».

Практическая работа №3: «Форма-

тирование диска».

1

п. 1.3, во-

просы

09.10

7

Программное обеспечение, его

структура.

1

п. 1.4, во-

просы

16.10

8

Графический интерфейс операци-

онных систем и приложений. Прак-

тическая работа №4:«Установка

даты и времени с использованием

графического интерфейса операци-

онной системы».

1

п. 1.5, во-

просы

23.10

9

Представление информационного

пространства с помощью графиче-

ского интерфейса.

1

п. 1.6, во-

просы

06.11

10

Компьютерные вирусы и антиви-

русные программы.

1

п. 1.7, во-

просы

13.11

11

Контрольная работа №1

«Компьютер как универсальное

устройство для обработки ин-

формации»

1

повторе-

ние

20.11

Глава 2. Обработка текстовой ин-

формации

10

12

Создание документов в текстовых

1

п. 2.1, во-

27.11

редакторах. Практическая работа №

5 «Тренировка ввода текстовой и

числовой информации с помощью

клавиатурного тренажёра».

просы

13

Ввод и редактирование документа.

Сохранение и печать документа.

1

п. 2.2, во-

просы

04.12

14

Вставка в документ формул. Прак-

тическая работа №6 «Вставка в до-

кумент формул»

1

п. 2.3, во-

просы

11.12

15

Форматирование символов. Прак-

тическая работа №7 «Форматиро-

вание символов»

1

п. 2.4, во-

просы

18.12

16

Форматирование абзацев. Практи-

ческая работа №8 «Форматирова-

ние символов и абзацев».

1

п. 2.4, во-

просы

25.12

17

Нумерованные и маркированные

списки. Практическая работа №9

«Создание и форматирование

списков».

1

п. 2.4, во-

просы

15.01

18

Таблицы. Практическая работа

№10 «Вставка в документ табли-

цы, её форматирование и заполне-

ние данными ».

1

п. 2.5, во-

просы

22.01

19

Компьютерные словари и системы

машинного перевода текстов. Прак-

тическая работа №11 «Перевод тек-

ста с помощью компьютерного сло-

варя».

1

п. 2.6, во-

просы

29.01

20

Системы оптического распознава-

ния документов. Практическая ра-

бота №12 «Сканирование и распо-

знавание «бумажного» текстового

документа»

1

п. 2.7, во-

просы

05.02

21

Контрольная работа №2 «Обра-

ботка текстовой информации»

1

повторе-

ние

12.02

Глава 3. Обработка графической

информации

7

22

Растровая и векторная графика.

1

п. 3.1, во-

просы

19.02

23

Интерфейс и основные возможно-

сти графических редакторов.

1

п. 3.2, во-

просы

26.02

24

Инструменты рисования растровых

графических редакторов. Практиче-

ская работа №13 «Редактирование

изображений в растровом графиче-

ском редакторе».

1

п. 3.2, во-

просы

04.03

25

Работа с объектами в векторных

графических редакторах. Практиче-

ская работа №14 «Создание рисун-

ков в векторном графическом ре-

дакторе».

1

п. 3.3, во-

просы

11.03

26

Растровая и векторная анимация..

Практическая работа №15 «Анима-

ция».

1

п. 3.3, во-

просы

18.03

27

Компьютерные презентации. Ди-

зайн презентации и макеты слай-

дов.

1

п. 3.1-3.3,

вопросы

01.04

28

Контрольная работа №3 «Обра-

ботка графической информации»

1

повторе-

ние

08.04

Глава 4. Коммуникационные тех-

нологии

6

29

Информационные ресурсы Интер-

нета. Всемирная паутина. Элек-

тронная почта.

1

п. 4.1, во-

просы

15.04

30

Файловые архивы. Практическая

работа №16 «Загрузка файлов из

Интернета».

1

п. 4.1, во-

просы

22.04

31

Общение в Интернете. Мобильный

Интернет. Звук и видео в Интерне-

те. Социальные сети.

1

п. 4.1, во-

просы

29.04

32

Поиск информации в Интернете.

Практическая работа №17 «Поиск

информации в Интернете». Элек-

тронная коммерция в Интернете.

1

п. 4.2, 4.3

вопросы

06.05

33

34

35

Итоговая контрольная работа

Повторение курса информатики 7 –

го класса.

1

повторе-

ние

13.05

20.05

27.05

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ Тема урока

Кол-

во

часов

Дом. за-

дание

дата

факт.

дата

план.

Информация и информационные

процессы

7

1

Информация в природе, обществе и

технике.

1

§ 1.1.1;

1.1.2

04.09

2

Информационные процессы: хра-

нение, передача и обработка инфор-

мации.

1

§ 1.1.3.;

1.1.4

11.09

3

Кодирование информации с помо-

щью знаковых систем.

1

§ 1.2.1;

1.2.2

18.09

4

Кодирование информации.

1

§ 1.2.3

25.09

5

Количество информации как мера

уменьшения неопределённости зна-

ния.

1

§ 1.2.4;

1.3.1

02.10

6

Определение количества информа-

ции. Алфавитный подход к опреде-

лению количества информации

1

§ 1.3.2;

1.3.3

09.10

7

Контрольная работа по теме «Ин-

формация и информационные про-

цессы».

1

повторе-

ние

16.10

Кодирование текстовой и графи-

ческой информации

6

8

Кодирование текстовой информа-

ции.

1

§ 2.1

23.10

9

Практическая работа: Кодирование

текстовой информации.

1

повторе-

ние

06.11

10

Решение задач на кодирование тек-

стовой информации.

1

задачи

13.11

11

Кодирование графической инфор-

мации.

1

§ 2.2

20.11

12

Палитры цветов в системах цвето-

передачи RGB, CMYK, HSB. Прак-

тическая работа: Кодирование гра-

фической информации.

1

§ 2.2

27.11

13

Решение задач на кодирование гра-

фической информации.

1

задачи

04.12

Кодирование и обработка звука,

цифрового фото и видео

4

14

Кодирование и обработка звуковой

информации

1

§ 3.1

11.12

15

Практическая работа: Кодирование,

запись и обработка звуковой инфор-

мации.

1

повто-

рение

18.12

16

Цифровое фото и видео.

1

§ 3.2

25.12

17

Практическая работа: Редактирова-

ние цифрового видео с использова-

нием системы нелинейного видео-

1

повторе-

ние

15.01

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс

3.Календарно-тематическое планирование (34 часа)

№ урока

Тема урока

Д/З

план

факт

Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 1 час

1

Алгоритм и его формальное ис-

полнение

1.1.

02.09

Глава 2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования –

17 часов

2

Основные алгоритмические струк-

туры

1.2, вопросы, стр

43-46

09.09

3

Переменные: имя, тип, значение

1.3, вопросы

4

Арифметические, строковые и ло-

гические выражения

1.4, вопросы

16.09

5

Знакомство с средой Visual Basic.

Программа, структура, написание.

1.2,

23.09

6

Программирование линейных ал-

горитмов

1.2,

30.09

7

Программирование линейных ал-

горитмов

1.2

07.10

8

Программирование линейных ал-

горитмов

1.2

14.10

9

Программирование алгоритмов с

"ветвлением"

1.2

21.10

10

Программирование алгоритмов с

"ветвлением"

1.2

05.11

11

Программирование алгоритмов с

"ветвлением"

1.2

11.11

12

Проекты «Даты и время» и «Срав-

нение кодов символов»

стр 52-57, 57-60

18.11

13

Проект «Отметка»

стр 57-60, 60 -63

25.11

14

Проект «Слово-перевертыш»

стр 63-65

02.12

15

Графические возможности

объектно-ориентированного про-

граммирования

1.6, стр 65-69

09.12

16

Проект «Графический редактор»

стр 65-69, 69-71

16.12

17

Проект «Анимация»

стр 71-74, подго-

товка к К/Р

23.12

18

Контрольный урок

повторение

13.01

Глава 3. Моделирование и формализация – 8 часов

19

Окружающий мир как иерархиче-

ская система. Моделирование,

формализация, визуализация

2.1, вопросы

20.01

20

Материальные и информацион-

ные модели.

Формализация и визуализация ин-

формационных моделей

2.2, лекция, во-

просы

27.01

21

Основные этапы разработки и ис-

2.3, вопросы

03.02

следования моделей на компью-

тере.

2.4, вопросы, стр

99-105

22

Построение и исследование моде-

лей из курса физики

Проект «Бросание мячика в пло-

щадку»

стр 99-105

10.02

23

Приближенное решение уравне-

ний. Проект «Графическое реше-

ние уравнения»

2.5, вопросы, стр

108-117

17.02

24

Компьютерное конструирование с

использованием системы компью-

терного черчения

2.6, вопросы, стр

117-120

25.02

25

Экспертные системы распознава-

ния химических веществ

2.7, вопросы, стр

120-125

02.03

26

Информационные модели управ-

ления объектами

Подготовка к К/Р

10.03

Глава 4. Основы логики – 5 часов

27

Алгебра логики. Логические пере-

менные и логические высказыва-

ния

16.03

28

Логические функции. Законы ло-

гики

06.04

29

Упрощение логических функций

13.04

30

Логические основы компьютера

20.04

31

Контрольный урок

повторение

27.04

Глава 5.Информационное общество и информационная безопасность – 3 часа

32

Информационное общество. Ин-

формационная культура

4.1, вопросы

4.2, вопросы

06.05

33

Правовая охрана программ и дан-

ных. Защита информации

4.3, вопросы

12.05

34

Резерв

18.05



В раздел образования