Автор: Пестряева Эльвира Энгельсовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Белорецк
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа основного общего образования по информатике, базовый уровень срок реализации 3 года
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан
Согласовано.
Руководитель ШМО
______ /___________./
Протокол № __
от «__» ______201__ г.
Согласовано.
Заместитель директора по УР
__________ / __________./
« ____ » ________ 201__ г.
Утверждаю.
Директор школы
_____ / _____________./
Приказ № ___
от « ___» ______ 201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по информатике, базовый уровень
срок реализации 3 года
Автор программы – учитель информатики
Пестряева Эльвира Энгельсовна
квалификационная категория - высшая
класс: 7-9
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №__ от «__»
_________201__г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС),
утвержденного приказом Министерством образования и науки Россий-
ской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№ 10 г. Белорецк,
примерной
программы
основного
общего
образования
по
курсу
«Информатика»,
авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы
основного общего образования по курсу «Информатика» (Программы для
общеобразовательных
учреждений:
Информатика.
2-11
классы.
–
М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009),
федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
Министерством
образования Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях,
учебного плана МБОУ СОШ № 10 г. Белорецк
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу
в неделю в 7, 8, 9 классах, всего 104 часа. Программа соответствует федераль-
ному компоненту государственного стандарта основного общего образования по
информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа со-
ставлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и
ИКТ для 7-9 классов.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе
Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ»
– формирование поколения, готового жить в современном информационном об-
ществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информа-
ции на базе новых информационных технологий.
Общие цели:
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование
целостной научной картины мира и составляющих основу научных представле-
ний об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологиче-
ских, социальных и технических системах; освоение методов и средств автома-
тизации информационных процессов с помощью ИКТ;
формирование представлений о важности информационных процессов в раз-
витии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин;
умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов,
явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ-
ностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информаци-
онную
среду,
обеспечивать
защиту
значимой
информации
и
личную
информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при вы-
полнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных
технологий;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их про-
граммированию на языке программирования, обучить навыкам работы с систе-
мой программирования;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс
среднего образования.
Планируемые результаты изучения информатики
Информация и способы ее представления
Выпускник научится:
использовать
термины
«информация»,
«сообщение»,
«данные»,
«кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные
от
них;
использовать
термины,
описывающие
скорость
передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой
информации.
Выпускник получит возможность:
п о з н а ком и т ь с я
с
п р и м е р а м и
и с п ол ь зо ва н и я
ф о р м а л ь н ы х
(математических)
моделей,
понять
разницу
между
математической
(формальной)
моделью
объекта
и
его
натурной
(«вещественной»)
м од е л ь ю ,
м е ж д у
мат е мат и ч е с ко й
( ф о рма л ь н о й )
м од е л ь ю
объекта/явленияи
его
словесным
(литературным)
описанием;
узнать
о
том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий
только два символа, например 0 и 1;
познакомиться
с
тем,
как
информация
(данные)
представляется
в
современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться
с
двоичным
кодированием
текстов
и
наиболее
употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система
команд»; понимать различие между непосредственным и программным
управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей,
описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать
термин
«алгоритм»;
знать
основные
свойства
алгоритмов
(фиксированная
система
команд,
пошагово е
в ы п о л н е н и е ,
детерминированность,
возможность
возникновения
отказа
при
выполнении команды);
составлять
неветвящиеся
(линейные)
алгоритмы
управления
исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке
(языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать
(формально
выполнять)
алгоритмы,
описанные
с
использованием
конструкций
ветвления
(условные
операторы)
и
повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных
величин;
создавать
алгоритмы
для
решения
несложных
задач,
используя
конструкции
ветвления
(условные
операторы)
и
повторения
(циклы),
вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать
и
выполнять
программы
для
решения
несложных
алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
познакомиться
с
использованием
строк,
деревьев,
графов
и
с
простейшими операциями с этими структурами;
создавать
программы
для
решения
несложных
задач,
возникающих
в
процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать
базовый
набор
понятий,
которые
позволяют
описывать
работу
основных
типов
программных
средств
и
сервисов
(файловые
системы,
текстовые
редакторы,
электронные
таблицы,
браузеры,
поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне
с различными программными системами и сервисами указанных типов;
умению
описывать
работу
этих
систем
и
сервисов
с
использованием
соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
познакомиться
с
программными
средствами
для
работы
с
аудио
-
и
визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие
иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
познакомиться
с
примерами
использования
математиче ского
моделирования
и
компьютеров
в
современных
научно-технических
исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и
т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-
сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации
своего
личного
пространства
данных
с
использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться
с
принципами
устройства
Интернета
и
сетевого
взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться
с
постановкой
вопроса
о
том,
насколько
достоверна
полученная
информация,
подкреплена
ли
она
доказательствами;
познакомиться
с
возможными
подходами
к
оценке
достоверности
информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать
о
том,
что
в
сфере
информатики
и
ИКТ
существуют
международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и
предметном уровнях
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных ре-
зультатов.
Личностные:
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного мира;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
приобретение
опыта
выполнения
индивидуальных
и
коллективных
проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения,
издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и
т. д, на основе использования информационных технологий;
знакомство
с
основными
правами
и
обязанностями
гражданина
информационного общества;
формирование
представлений
об
основных
направлениях
развития
информационного
сектора
экономики,
основных
видах
профессиональной
деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
целенаправленные
поиск
и
использование
информационных
ресурсов,
необходимых
для
решения
учебных
и
практических
задач,
в
том
числе
с
помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических,
природных, социальных системах;
формирование
(на
основе
собственного
опыта
информационной
деятельности)
представлений
о
механизмах
и
законах
восприятия
и
переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
формирование
компьютерной
грамотности,
т.
е.
приобретение
опыта
создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов
(текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко
распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление
целенаправленного
поиска
информации
в
различных
информационных
массивах,
в
том
числе
электронных
энциклопедиях,
сети
Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки
зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в
том
числе
с
помощью
аппаратных
и
программных
средств
компьютера
и
цифровой бытовой техники;
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности её решения;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное
и
по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в
курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются
модели
из
различных
предметных
областей:
математики,
физики,
химии
и
собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного
процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование
представления
о
компьютере
как
универсальном
устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование
представления
об
основных
изучаемых
понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство
с
одним
из
языков
программирования
и
основными
алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей
(таблицы,
схемы,
графики,
диаграммы),
с
использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
формирование
навыков
и
умений
безопасного
и
целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе
имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся
не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на
практике.
Содержание учебного курса
7 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная
обработка
данных
на
компьютере. Основные
компоненты
компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.
Ко-
мандное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интер-
фейс пользователя. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивиро-
вание. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение
общего назначения. Графический интерфейс операционных систем и приложе-
ний. Представление информационного пространства с помощью графического
интерфейса. Типы персональных компьютеров. Компьютерные вирусы и анти-
вирусные программы. Защита информации от компьютерных вирусов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового ме-
неджера».
Практическая работа №2 «Работа с файлами и папками».
Практическая работа № 3 «Форматирование диска».
Практическая работа № 4 «Установка даты и времени с использованием графи-
ческого интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование докумен-
та. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы опти-
ческого распознавания документов.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагмен-
тами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение из-
менений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц,
изображений, диаграмм, формул. Сохранение и печать текста. Планирование
работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации
(доклад, реферат).
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации
с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 6 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 7 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 8 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и
заполнение данными ».
Практическая работа № 10 «Перевод текста с помощью компьютерного слова-
ря».
Практическая работа №11 «Сканирование и распознавание «бумажного» тексто-
вого документа»
3. Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графиче-
ских редакторов. Растровая и векторная анимация. Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование примитивов и шаблонов.
Использование анимации и звука в презентации.
Звуки и видеоизображения. Использование простых анимационных графиче-
ских объектов. Чертежи.
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, скане-
ра, графического планшета, использование готовых графических объектов.
Геометрические и стилевые преобразования. Использование стандартных гра-
фических объектов и конструирование графических объектов: выделение,
объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Дву-
мерная и трехмерная графика.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Редактирование изображений в растровом графиче-
ском редакторе».
Практическая работа № 13 «Создание рисунков в векторном графическом ре-
дакторе».
Практическая работа № 14 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Элек-
тронная коммерция в Интернете. Электронная почта как средство связи; пра-
вила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из
компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры ор-
ганизации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных се-
тях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпью-
терные каталоги; поисковые машины.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 16 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 17 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете».
8 класс
1 Информационные процессы.
Представление информации. Информация, информационные объекты различ-
ных видов. Информация в природе, обществе и технике Информация и инфор-
мационные процессы в неживой природе. Информация и информационные про-
цессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы в технике. Информационные процес-
сы: хранение, передача и обработка информации.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные язы-
ки. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения инфор-
мации.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, ко-
дирование
и
декодирование, искажение информации при передаче, скорость
передачи информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов
живыми организмами.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значе-
ние. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Опре-
деление количества информации. Алфавитный подход к определению количе-
ства информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информа-
ции с помощью клавиатурного тренажера»;
Практическая работа №2: Вычисление количества информации с помощью
калькулятора».
2 Кодирование и обработка текстовой информации
:
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой
информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа №3: «Кодирование текстовой информации».
3 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретиза-
ция. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах
цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Кодирование и обработка звуковой инфор-
мации. Цифровое фото и видео. Композиция и монтаж
Компьютерный практикум
Практическая работа №4: «Кодирование, запись и обработка звуковой инфор-
мации»;
Практическая работа №5: «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
4 Кодирование и обработка числовой информации:
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с
помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных систе-
мах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные та-
блицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы
данных. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графиче-
скому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним,
представление формульной зависимости на графике. Относительные, абсолют-
ные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и гра-
фиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в
виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Поиск данных в готовой базе. Формулирование запросов.Создание записей в
базе данных. Системы управления базами данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6: «Перевод чисел из одной системы счисления в дру-
гую с помощью калькулятора»;
Практическая работа №7: «Создание расчетной таблицы в электронных табли-
цах»;
Практическая работа №8: «Использование ссылок в электронных таблицах»;
Практическая работа №9: «использование функций в расчетах»;
Практическая работа №10: «Построение диаграмм различных типов»;
Практическая работа №11: «Создание простой БД»;
Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных в электронных табли-
цах».
5 Коммуникационные технологии.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютер-
ная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация
и транспортировка данных по компьютерным сетям. Создание и обработка
комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-стра-
ницы, презентации с использованием шаблонов. Разработка Web-сайтов с ис-
пользованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты.
Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка
изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на
Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Организация инфор-
мации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №13: «Подключение к Интернету»;
Практическая работа №14: «Разработка сайта с использованием языка разметки
текста HTML».
9 класс
1 Основы алгоритмизации и программирования.
Алгоритм, свойства алгоритмов, его формальное исполнение. Исполнители
алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов. Представ-
ление о программировании. Кодирование основных типов алгоритмических
структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.
Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Алгоритмическая
структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая
структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, стро-
ковые и логические выражения
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического програм-
мирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирова-
ния. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обраба-
тываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1: Знакомство со средой программирования Pascal.
Практическая работа №2: Программы линейной структуры
Практическая работа №3: Программы разветвляющейся структуры.
Практическая работа №4: Решение задач выбора
Практическая работа №5: Решение задач на организацию цикла с параметром.
Практическая работа №6: Решение задач на организацию цикла.
Практическая работа №7: Обработка строковых величин.
Практическая работа №8: Преобразование элементов одномерного массива
Практическая работа №9: Преобразование элементов двумерного массива
2 Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация,
визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информа-
ционные модели. Диаграммы, планы, карты. Формализация и визуализация мо-
делей Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моде-
лирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Основные этапы
разработки и исследования моделей на компьютере.
Таблица как средство мо-
делирования.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение урав-
нений.
Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные
модели управления объектами. Простейшие управляемые компьютерные моде-
ли. Управление, обратная связь.
Компьютерный практикум
Практическая работа №10: Графическое решение уравнения
Практическая работа №11: Выполнение геометрических построений в системе
компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа №12: Работа с интерактивной моделью периодической та-
блицы Д.И. Менделеева.
3 Основы логики и логические основы компьютера.
Введение в логику. Основные понятия и операции формальной логики. Алгебра
высказываний. Логические выражения. Построение таблиц истинности логиче-
ских выражений. Логические законы и правила преобразования логических вы-
ражений. Логические основы устройства компьютера. Решение логических за-
дач. Логические значения, операции, выражения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №13: Таблицы истинности логических функций
Практическая работа №14: Модели электрических схем логических элементов.
4 Информатизация общества
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресур-
сы. Правовая охрана информационных ресурсов.
Личная информация, информационная этика и право при создании и использо-
вании информации Информационная безопасность.
Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы
развития информационных и коммуникационных технологий.
Учебно-тематический план
№
Тема
кол-во часов
7 класс
8 класс
9 класс
1
Информация и информаци-
онные процессы
1
6
-
2
Компьютер как универсаль-
ное устройство обработки
информации
9
-
-
3
Кодирование текстовой и
графической информации
-
6
-
4
Обработка текстовой инфор-
мации
9
-
-
5
Обработка графической ин-
формации, цифрового фото и
видео
7
2
-
6
Кодирование и обработка
числовой информации
-
7
-
7
Кодирование и обработка
звука
-
2
-
8
Основы алгоритмизации и
программирования
-
-
15
9
Моделирование и формали-
зация
-
-
9
10
Хранение, поиск и сортиров-
ка информации в базах дан-
ных (использование элек-
тронных таблиц)
-
4
-
11
Основы логики
-
-
6
12
Коммуникационные техно-
логии и разработка web-
сайтов
4
5
-
13
Информационное общество
и информационная безопас-
ность
-
-
2
Контрольные уроки, повто-
рение и резерв
5
3
2
Всего
35
35
34
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ Тема урока
Кол-во
часов
Домашнее
задание
дата
факт.
дата
план.
Глава 1. Компьютер как универ-
сальное устройство обработки
информации
11
1
Техника безопасности и организа-
ция рабочего места. Информация,
ее представление и измерение
1
Введение,
стр. 8-10
04.09
2
Программная обработка данных на
компьютере.
1
п. 1.1, во-
просы
11.09
3
Устройство компьютера.
1
п. 1.2, во-
просы
18.09
4
Оперативная память. Долговремен-
ная память. Типы ПК.
1
п. 1.2, во-
просы
25.09
5
Файл. Практическая работа № 1
«Работа с файлами с использовани-
ем файлового менеджера».
1
п. 1.3, во-
просы
02.10
6
Файловая система. Работа с файла-
ми и дисками. Практическая работа
№2: «Работа с файлами и папками».
Практическая работа №3: «Форма-
тирование диска».
1
п. 1.3, во-
просы
09.10
7
Программное обеспечение, его
структура.
1
п. 1.4, во-
просы
16.10
8
Графический интерфейс операци-
онных систем и приложений. Прак-
тическая работа №4:«Установка
даты и времени с использованием
графического интерфейса операци-
онной системы».
1
п. 1.5, во-
просы
23.10
9
Представление информационного
пространства с помощью графиче-
ского интерфейса.
1
п. 1.6, во-
просы
06.11
10
Компьютерные вирусы и антиви-
русные программы.
1
п. 1.7, во-
просы
13.11
11
Контрольная работа №1
«Компьютер как универсальное
устройство для обработки ин-
формации»
1
повторе-
ние
20.11
Глава 2. Обработка текстовой ин-
формации
10
12
Создание документов в текстовых
1
п. 2.1, во-
27.11
редакторах. Практическая работа №
5 «Тренировка ввода текстовой и
числовой информации с помощью
клавиатурного тренажёра».
просы
13
Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документа.
1
п. 2.2, во-
просы
04.12
14
Вставка в документ формул. Прак-
тическая работа №6 «Вставка в до-
кумент формул»
1
п. 2.3, во-
просы
11.12
15
Форматирование символов. Прак-
тическая работа №7 «Форматиро-
вание символов»
1
п. 2.4, во-
просы
18.12
16
Форматирование абзацев. Практи-
ческая работа №8 «Форматирова-
ние символов и абзацев».
1
п. 2.4, во-
просы
25.12
17
Нумерованные и маркированные
списки. Практическая работа №9
«Создание и форматирование
списков».
1
п. 2.4, во-
просы
15.01
18
Таблицы. Практическая работа
№10 «Вставка в документ табли-
цы, её форматирование и заполне-
ние данными ».
1
п. 2.5, во-
просы
22.01
19
Компьютерные словари и системы
машинного перевода текстов. Прак-
тическая работа №11 «Перевод тек-
ста с помощью компьютерного сло-
варя».
1
п. 2.6, во-
просы
29.01
20
Системы оптического распознава-
ния документов. Практическая ра-
бота №12 «Сканирование и распо-
знавание «бумажного» текстового
документа»
1
п. 2.7, во-
просы
05.02
21
Контрольная работа №2 «Обра-
ботка текстовой информации»
1
повторе-
ние
12.02
Глава 3. Обработка графической
информации
7
22
Растровая и векторная графика.
1
п. 3.1, во-
просы
19.02
23
Интерфейс и основные возможно-
сти графических редакторов.
1
п. 3.2, во-
просы
26.02
24
Инструменты рисования растровых
графических редакторов. Практиче-
ская работа №13 «Редактирование
изображений в растровом графиче-
ском редакторе».
1
п. 3.2, во-
просы
04.03
25
Работа с объектами в векторных
графических редакторах. Практиче-
ская работа №14 «Создание рисун-
ков в векторном графическом ре-
дакторе».
1
п. 3.3, во-
просы
11.03
26
Растровая и векторная анимация..
Практическая работа №15 «Анима-
ция».
1
п. 3.3, во-
просы
18.03
27
Компьютерные презентации. Ди-
зайн презентации и макеты слай-
дов.
1
п. 3.1-3.3,
вопросы
01.04
28
Контрольная работа №3 «Обра-
ботка графической информации»
1
повторе-
ние
08.04
Глава 4. Коммуникационные тех-
нологии
6
29
Информационные ресурсы Интер-
нета. Всемирная паутина. Элек-
тронная почта.
1
п. 4.1, во-
просы
15.04
30
Файловые архивы. Практическая
работа №16 «Загрузка файлов из
Интернета».
1
п. 4.1, во-
просы
22.04
31
Общение в Интернете. Мобильный
Интернет. Звук и видео в Интерне-
те. Социальные сети.
1
п. 4.1, во-
просы
29.04
32
Поиск информации в Интернете.
Практическая работа №17 «Поиск
информации в Интернете». Элек-
тронная коммерция в Интернете.
1
п. 4.2, 4.3
вопросы
06.05
33
34
35
Итоговая контрольная работа
Повторение курса информатики 7 –
го класса.
1
2ч
повторе-
ние
13.05
20.05
27.05
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ Тема урока
Кол-
во
часов
Дом. за-
дание
дата
факт.
дата
план.
Информация и информационные
процессы
7
1
Информация в природе, обществе и
технике.
1
§ 1.1.1;
1.1.2
04.09
2
Информационные процессы: хра-
нение, передача и обработка инфор-
мации.
1
§ 1.1.3.;
1.1.4
11.09
3
Кодирование информации с помо-
щью знаковых систем.
1
§ 1.2.1;
1.2.2
18.09
4
Кодирование информации.
1
§ 1.2.3
25.09
5
Количество информации как мера
уменьшения неопределённости зна-
ния.
1
§ 1.2.4;
1.3.1
02.10
6
Определение количества информа-
ции. Алфавитный подход к опреде-
лению количества информации
1
§ 1.3.2;
1.3.3
09.10
7
Контрольная работа по теме «Ин-
формация и информационные про-
цессы».
1
повторе-
ние
16.10
Кодирование текстовой и графи-
ческой информации
6
8
Кодирование текстовой информа-
ции.
1
§ 2.1
23.10
9
Практическая работа: Кодирование
текстовой информации.
1
повторе-
ние
06.11
10
Решение задач на кодирование тек-
стовой информации.
1
задачи
13.11
11
Кодирование графической инфор-
мации.
1
§ 2.2
20.11
12
Палитры цветов в системах цвето-
передачи RGB, CMYK, HSB. Прак-
тическая работа: Кодирование гра-
фической информации.
1
§ 2.2
27.11
13
Решение задач на кодирование гра-
фической информации.
1
задачи
04.12
Кодирование и обработка звука,
цифрового фото и видео
4
14
Кодирование и обработка звуковой
информации
1
§ 3.1
11.12
15
Практическая работа: Кодирование,
запись и обработка звуковой инфор-
мации.
1
повто-
рение
18.12
16
Цифровое фото и видео.
1
§ 3.2
25.12
17
Практическая работа: Редактирова-
ние цифрового видео с использова-
нием системы нелинейного видео-
1
повторе-
ние
15.01
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
3.Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ урока
Тема урока
Д/З
план
факт
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 1 час
1
Алгоритм и его формальное ис-
полнение
1.1.
02.09
Глава 2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования –
17 часов
2
Основные алгоритмические струк-
туры
1.2, вопросы, стр
43-46
09.09
3
Переменные: имя, тип, значение
1.3, вопросы
4
Арифметические, строковые и ло-
гические выражения
1.4, вопросы
16.09
5
Знакомство с средой Visual Basic.
Программа, структура, написание.
1.2,
23.09
6
Программирование линейных ал-
горитмов
1.2,
30.09
7
Программирование линейных ал-
горитмов
1.2
07.10
8
Программирование линейных ал-
горитмов
1.2
14.10
9
Программирование алгоритмов с
"ветвлением"
1.2
21.10
10
Программирование алгоритмов с
"ветвлением"
1.2
05.11
11
Программирование алгоритмов с
"ветвлением"
1.2
11.11
12
Проекты «Даты и время» и «Срав-
нение кодов символов»
стр 52-57, 57-60
18.11
13
Проект «Отметка»
стр 57-60, 60 -63
25.11
14
Проект «Слово-перевертыш»
стр 63-65
02.12
15
Графические возможности
объектно-ориентированного про-
граммирования
1.6, стр 65-69
09.12
16
Проект «Графический редактор»
стр 65-69, 69-71
16.12
17
Проект «Анимация»
стр 71-74, подго-
товка к К/Р
23.12
18
Контрольный урок
повторение
13.01
Глава 3. Моделирование и формализация – 8 часов
19
Окружающий мир как иерархиче-
ская система. Моделирование,
формализация, визуализация
2.1, вопросы
20.01
20
Материальные и информацион-
ные модели.
Формализация и визуализация ин-
формационных моделей
2.2, лекция, во-
просы
27.01
21
Основные этапы разработки и ис-
2.3, вопросы
03.02
следования моделей на компью-
тере.
2.4, вопросы, стр
99-105
22
Построение и исследование моде-
лей из курса физики
Проект «Бросание мячика в пло-
щадку»
стр 99-105
10.02
23
Приближенное решение уравне-
ний. Проект «Графическое реше-
ние уравнения»
2.5, вопросы, стр
108-117
17.02
24
Компьютерное конструирование с
использованием системы компью-
терного черчения
2.6, вопросы, стр
117-120
25.02
25
Экспертные системы распознава-
ния химических веществ
2.7, вопросы, стр
120-125
02.03
26
Информационные модели управ-
ления объектами
Подготовка к К/Р
10.03
Глава 4. Основы логики – 5 часов
27
Алгебра логики. Логические пере-
менные и логические высказыва-
ния
16.03
28
Логические функции. Законы ло-
гики
06.04
29
Упрощение логических функций
13.04
30
Логические основы компьютера
20.04
31
Контрольный урок
повторение
27.04
Глава 5.Информационное общество и информационная безопасность – 3 часа
32
Информационное общество. Ин-
формационная культура
4.1, вопросы
4.2, вопросы
06.05
33
Правовая охрана программ и дан-
ных. Защита информации
4.3, вопросы
12.05
34
Резерв
18.05