Автор: Гуцалова Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: консультация для воспитателей.
Тема: Влияние театрализованной игры на формирование
Раздел: дошкольное образование
Влияние театрализованной игры на формирование
личностных компетенций ребенка-дошкольника.
Консультация для воспитателей
Подготовила старший воспитатель
Гуцалова Н.И. МБДОУ № 109
г. Миасс
Важное
значение,
в
возникновении
у
детей
игры
особого
рода,
театрализованной,
имеет
сюжетно-ролевая
игра.
Особенно сть
театрализованной
игры
состоит
в
том,
что
со
временем
дети
уже
не
удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых,
их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на
героическую,
трудовую,
историческую
тематику).
Такие
игры
являются
переходными,
в
них
присутствуют
элементы
драматизации,
но
текст
используется
здесь
более
свободно,
чем
в
театрализованной
игре;
детей
больше
увлекает
сам
сюжет,
его
правдивое
изображение,
чем
выразительность исполняемых ролей.
Таким
образом,
именно
сюжетно-ролевая
игра
является
своеобразным
плацдармом,
на
котором
получает
свое
дальнейшее
р а з в ит ие
театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно, но с/р игра достигает своего пика у
детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость с/р и театрализованной игры. В с/р игре
дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре
из готового источника (литературно-художественного). В с/р игре инициатива
детей
направлена
на
создание
сюжета,
а
в
театрализованной
на
выразительность
разыгрываемых
ролей.
Деятельность
детей
в
с/р
игре
является
ориентировочной
и
не
может
быть
представлена
для
показа
зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю:
детям, родителям.
Не
секрет,
что
многие
дети
страдают
от
неустойчивого
внимания,
испытывают
трудности
при
ориентировке
в
пространстве,
у
них
недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение
грамматического
строя
речи,
недостаточность
фонетико-фонематического
восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети,
склонные
к
тормозным
процессам,
проявляют
в
игре
робость,
скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не
хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении
умственной
активности,
совершенствовании
речевых
навыков,
развитии
психических
процессов,
повышении
эмоциональной
активно сти
принадлежит театрализованным играм.
Для
успешного
формирования
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
*
приобщать
детей
к
театральному
искусству,
начиная
с
просмотров
спектаклей в исполнении взрослых.
Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров
позволяют
детям
осваивать
законы
жанра.
Накопленные
впечатления
помогают
им
при
разыгрывании
простейших
ролей,
постижении
азов
перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более
свободно чувствовать себя в творческой игре.
Педагог
должен
осознанно
выбирать
художественное
произведение
для
работы.
Вначале
воспитателю
необходимо
выразительно
прочитать
произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую
понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Чем
меньше
ребенок,
тем
определеннее,
акцентирование
должно
быть
чтение,
направленное
на
артистичность,
искренность
и
неподдельность
чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения
к тем или иным ситуациям.
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала
играют иллюстрации.
При
рассматривании
иллюстраций
особое
внимание
необходимо
уделять
анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах.
(«Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)
При
организации
игр
можно
использовать
фланелеграф
(особенно
на
начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для
составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее
сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым, пушистым
покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко
фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть
с куклами бибабо.
Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем
творчестве
(в
сочинении,
разыгрывании
и
оформлении
своих
авторских
сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и
родителей.
Рекомендуемые
формы
работы
с
родителями:
проведение
досугов,
тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед,
консультаций,
домашнее
сочинение
сказок
и
различных
историй
и
их
разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические
особенности
детей
дошкольного
возраста
включают
стремление
участвовать
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
и
взрослыми,
а
так
же
время
от
времени
возникающую
потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть
оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в
котором ребенок может побыть один и «по репетировать» какую-либо роль
перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В
группе
для
детей
2-4
лет
должен
быть
уголок
ряжения
и
игрушки-
животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко
должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы
для
изготовления
атрибутов
к
спектаклям.
В
целях
учета
поло-ролевых
особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности
должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная
деятельность
выполняет
одновременно
познавательную,
воспитательную и развивающую функцию.
Участвую
в
театрализованных
играх,
дети
познают
окружающий
мир,
становятся
участниками
событий
из
жизни
людей,
животных
растений.
Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании
уважительного
отношения
детей
друг
к
другу,
развитии
коллективизма.
Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в
результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям
становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как
сказочные герои.
Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в
различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко,
быстро
и
т.
д.).
Так
у
детей
развивается
мелодико-интонационная
выразительность, плавность речи.
В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом
совершенствуется
их
координация,
вырабатывается
чувство
ритма.
А
движения
в
свою
очередь
повышают
активность
рече
–
двигательного
анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От
игры
к
игре
нарастает
активность
детей,
они
запоминают
текст,
перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности.
Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Итак,
театрализованная
игра
-
один
из
самых
эффективных
способов
воздействия
на
ребенка,
в
котором
наиболее
ярко
проявляется
принцип
обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания
детей об окружающем мире;
развиваются
психические
процессы:
внимание,
память,
восприятие,
воображение, стимулируются мыслительные операции;
происходит развитие различных анализаторов;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический
строй
речи,
звукопроизношение,
навыки
связной
речи,
мелодико-
интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
с о в е р ш е н с т ву е т с я
м о т о р и к а ,
ко о р д и н а ц и я ,
п л а в н о с т ь ,
переключаемость, целенаправленность движений.
развивается эмоционально-волевая сфера;
происходит коррекция поведения;
развивается
чувство
коллективизма,
ответственность
друг
за
друга,
формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется
развитие
творческой,
поисковой
активности,
самостоятельности;
участие
в
театрализованных
играх
доставляют
детям
радость,
вызывают активный интерес, увлекают их.
Литература:
Ч.А. Антипина «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика-
Синтез,
2003г.
Э.Г.Чурилова
«Методика
и
организация
театральной
деятельности
дошкольников и младших дошкольников» М.: Владос.,
2004г.
В.Г.
Щеткин
«Театральная
деятельность
в
детском
саду»
М., Мозаика-
Синтез, 2007г.
И.Л. Белопольская «Азбука настроения» М., Когито-Центр, 2008г.