Напоминание

Влияние театрализованной игры на формирование


Автор: Гуцалова Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: консультация для воспитателей.
Тема: Влияние театрализованной игры на формирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние театрализованной игры на формирование

личностных компетенций ребенка-дошкольника.

Консультация для воспитателей

Подготовила старший воспитатель

Гуцалова Н.И. МБДОУ № 109

г. Миасс

Важное

значение,

в

возникновении

у

детей

игры

особого

рода,

театрализованной,

имеет

сюжетно-ролевая

игра.

Особенно сть

театрализованной

игры

состоит

в

том,

что

со

временем

дети

уже

не

удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых,

их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на

героическую,

трудовую,

историческую

тематику).

Такие

игры

являются

переходными,

в

них

присутствуют

элементы

драматизации,

но

текст

используется

здесь

более

свободно,

чем

в

театрализованной

игре;

детей

больше

увлекает

сам

сюжет,

его

правдивое

изображение,

чем

выразительность исполняемых ролей.

Таким

образом,

именно

сюжетно-ролевая

игра

является

своеобразным

плацдармом,

на

котором

получает

свое

дальнейшее

р а з в ит ие

театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но с/р игра достигает своего пика у

детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость с/р и театрализованной игры. В с/р игре

дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре

из готового источника (литературно-художественного). В с/р игре инициатива

детей

направлена

на

создание

сюжета,

а

в

театрализованной

на

выразительность

разыгрываемых

ролей.

Деятельность

детей

в

с/р

игре

является

ориентировочной

и

не

может

быть

представлена

для

показа

зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю:

детям, родителям.

Не

секрет,

что

многие

дети

страдают

от

неустойчивого

внимания,

испытывают

трудности

при

ориентировке

в

пространстве,

у

них

недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение

грамматического

строя

речи,

недостаточность

фонетико-фонематического

восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети,

склонные

к

тормозным

процессам,

проявляют

в

игре

робость,

скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не

хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении

умственной

активности,

совершенствовании

речевых

навыков,

развитии

психических

процессов,

повышении

эмоциональной

активно сти

принадлежит театрализованным играм.

Для

успешного

формирования

творческой

активности

детей

в

театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

*

приобщать

детей

к

театральному

искусству,

начиная

с

просмотров

спектаклей в исполнении взрослых.

Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров

позволяют

детям

осваивать

законы

жанра.

Накопленные

впечатления

помогают

им

при

разыгрывании

простейших

ролей,

постижении

азов

перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более

свободно чувствовать себя в творческой игре.

Педагог

должен

осознанно

выбирать

художественное

произведение

для

работы.

Вначале

воспитателю

необходимо

выразительно

прочитать

произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую

понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем

меньше

ребенок,

тем

определеннее,

акцентирование

должно

быть

чтение,

направленное

на

артистичность,

искренность

и

неподдельность

чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения

к тем или иным ситуациям.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала

играют иллюстрации.

При

рассматривании

иллюстраций

особое

внимание

необходимо

уделять

анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах.

(«Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)

При

организации

игр

можно

использовать

фланелеграф

(особенно

на

начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для

составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее

сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым, пушистым

покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко

фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть

с куклами бибабо.

Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем

творчестве

сочинении,

разыгрывании

и

оформлении

своих

авторских

сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и

родителей.

Рекомендуемые

формы

работы

с

родителями:

проведение

досугов,

тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед,

консультаций,

домашнее

сочинение

сказок

и

различных

историй

и

их

разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические

особенности

детей

дошкольного

возраста

включают

стремление

участвовать

в

совместной

деятельности

со

сверстниками

и

взрослыми,

а

так

же

время

от

времени

возникающую

потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть

оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в

котором ребенок может побыть один и «по репетировать» какую-либо роль

перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

В

группе

для

детей

2-4

лет

должен

быть

уголок

ряжения

и

игрушки-

животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко

должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы

для

изготовления

атрибутов

к

спектаклям.

В

целях

учета

поло-ролевых

особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности

должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная

деятельность

выполняет

одновременно

познавательную,

воспитательную и развивающую функцию.

Участвую

в

театрализованных

играх,

дети

познают

окружающий

мир,

становятся

участниками

событий

из

жизни

людей,

животных

растений.

Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании

уважительного

отношения

детей

друг

к

другу,

развитии

коллективизма.

Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в

результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям

становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как

сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в

различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко,

быстро

и

т.

д.).

Так

у

детей

развивается

мелодико-интонационная

выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом

совершенствуется

их

координация,

вырабатывается

чувство

ритма.

А

движения

в

свою

очередь

повышают

активность

рече

двигательного

анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От

игры

к

игре

нарастает

активность

детей,

они

запоминают

текст,

перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности.

Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак,

театрализованная

игра

-

один

из

самых

эффективных

способов

воздействия

на

ребенка,

в

котором

наиболее

ярко

проявляется

принцип

обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания

детей об окружающем мире;

развиваются

психические

процессы:

внимание,

память,

восприятие,

воображение, стимулируются мыслительные операции;

происходит развитие различных анализаторов;

активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический

строй

речи,

звукопроизношение,

навыки

связной

речи,

мелодико-

интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

с о в е р ш е н с т ву е т с я

м о т о р и к а ,

ко о р д и н а ц и я ,

п л а в н о с т ь ,

переключаемость, целенаправленность движений.

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается

чувство

коллективизма,

ответственность

друг

за

друга,

формируется опыт нравственного поведения;

стимулируется

развитие

творческой,

поисковой

активности,

самостоятельности;

участие

в

театрализованных

играх

доставляют

детям

радость,

вызывают активный интерес, увлекают их.

Литература:

Ч.А. Антипина «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика-

Синтез,

2003г.

Э.Г.Чурилова

«Методика

и

организация

театральной

деятельности

дошкольников и младших дошкольников» М.: Владос.,

2004г.

В.Г.

Щеткин

«Театральная

деятельность

в

детском

саду»

М., Мозаика-

Синтез, 2007г.

И.Л. Белопольская «Азбука настроения» М., Когито-Центр, 2008г.



В раздел образования