Напоминание

Использование приёмов технологии развития критического мышления


Автор: Барсовкина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 11"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Использование приёмов технологии развития критического мышления
Раздел: начальное образование





Назад




Использование приёмов

технологии развития

критического мышления

Барсовкина Оксана Николаевна

РКМЧП

название

программы

«Развитие

критического

мышления

через

чтение

и

письмо»

РКМЧП – это программа, технология, подход?

Понятие «критическое мышление» и его

характеристики

Критическое мышление – это процесс соотнесения

внешней

информации

с

имеющимися

у

человека

знаниями,

выработка

решений

о

том,

что

можно

принять,

что

необходимо

дополнить,

а

что

отвергнуть.

Это

открытое

мышление,

н е

принимающее

догм,

развивающееся

п у т ё м

наложения новой информации на жизненный личный

опыт. Критическое мышление – это отправная точка

для развития творческого мышления

.

1. Готовность к планированию.

2. Гибкость

3. Настойчивость

4.Готовность исправлять свои ошибки.

5. Осознание.

6. Поиск компромиссных решений.

Решают проблемы

Проявляют известную настойчивость в решении проблем

Контролируют себя свою импульсивность

Открыты для других идей

Решают проблемы, сотрудничая с другими людьми

Слушают собеседника

Эмпатичны

Терпимы к неопределённости

Рассматривают проблемы с разных точек зрения

Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от собственных взглядов

Рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы

Часто задают вопрос: «Что, если …?»

умеют строить логические выводы

Любознательны и часто задают «хорошие вопросы»

Размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их

Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели

Активно воспринимают информацию

Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях

Образовательная технология развития

критического мышления

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

имеющиеся знания;

интерес к получению

новой информации;

постановка учеником

собственных целей

обучения

Осмысления содержания:

получение новой

информации;

корректировка

учеником поставленных

целей обучения

Рефлексия:

размышление, рожде -

ние нового знания;

постановка учеником

новых целей обучения

Приём «Корзина идей»

Напишите, что вы знаете о слонах

понятия

имена

факты

проблемы

мнения

Приём «Верите ли вы, что…» ,

«Верные или неверные утверждения»

1

2

3

4

5

6

7

ответ

Приём «Кластер»

Человек

Нервная

Дыхател

ьная

Кровенос

ная

Пищевари

тельная

Приём «Сводная таблица»

Линия сравнения

Автор произведения

Жанр

Герои

Как заканчивается

произведение

Приём «Концептуальная таблица»

Объект

сравнения

Географическое

положение

Почва

Климат

Растительный

мир

Животный

мир

Деятельность

человека

Арктика

Тундра

Таблица «ЗХУ» (Знаю-Хочу узнать-Узнал)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Первые люди стали

стаей, затем

общинами.

Чтобы добить себе

питание люди

кочевали

Где появились

первые люди?

Как люди заселили

нашу землю?

Ответы на

поставленные

вопросы учащиеся

находят в тексте

учебника в течение

урока. Если нет

ответа на

поставленный

вопрос – работа

продолжается дома

Приём «Инсерт»

«+»

Уже

знал

«-»

Новое для

меня

«!»

Меня удивило

«?»

Не понял,

есть вопросы

Олимпийские игры

Виды спорта

Место проведения

Правила проведения

Награды

Фишбоун (рыбий скелет)

Вывод

Проблема

причина

причина

факты

факты

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…? Что…? Когда…?

Может…? Будет…? Как звать?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Объясните:

Почему вы думаете…? Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите:

Что будет, если…?

Приём «Шесть шляп»

Синквейн

Григ

добросердечный, щедрый

встречает, сочиняет, дарит

Что бы тебе ни говорили о жизни, верь всегда, что она удивительна и прекрасна

счастье

Куликовская битва

Трудная, кровопролитная

Объединяет, сражается, гонит

Это первая победа над игом.

Побоище

Ученики

Любимые, разные

Дерзают, думают, шалят

Без них не хватает чего-то

Судьба

Учительница

Тёплая, усталая

Встречает, учит, исправляет

Учит новым знаниям

мама

Приём «Дерево знаний»

Приём «Ромашка Блума»

?

Практический

вопрос

П

р

о

с

т

о

й

в

о

п

р

о

с

У

т

о

ч

н

я

ю

щ

и

й

в

о

п

р

о

с

О

ц

е

н

о

ч

н

ы

й

в

оп

р

о

с

Творческий

вопрос

В

о

п

р

о

с

-

и

н

т

е

р

п

р

е

т

а

ц

и

я

Стратегия «Зигзаг» (В. Бианки «Мышонок Пик»)

Стратегия «Идеал» («Дикий котёнок»)

Бортовой журнал

Письменное интервью

Чтение с остановками

Приём «Выглядит , как … Звучит, как …»

Приём «Плюс – минус – интересно»

Ученик

Ленивый, флегматичный

Скучает, глазеет, ждёт …

Когда кончится эта пытка

бедолага



В раздел образования