Напоминание

ОСОБЕННОСТИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ


Автор: Майнагашева Марина Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"
Населённый пункт: г.Черногорск
Наименование материала: научная статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«ОСОБЕННОСТИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВРЕМЕННОЙ

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»

В

настоящее

время

актуальность

формирования

ассертивного

поведения

и

временной перспективы среди подростков обусловлена социальными явлениями в нашем

обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в

самостоятельный

мир.

Низкий

уровень

развития

ассертивного

поведения,

несформированной

временной

перспективы

являются

психологическими

факторами,

обуславливающими отклонения от социальных норм в подростковом возрасте.

Ассертивность имеет большое значение в характеристике зрелой личности именно

в подростковом возрасте. Формирование навыков ассертивного поведения с опорой на

дружеские отношения подростков можно считать критерием эффективности становления

личности

подростка,

его

успешности

в

социальных

контактах

и

эффективности

выстраивания межличностных отношений.

Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического

времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт

человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего. Восприятие времени

играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его

адаптации в различных ситуациях.

В связи с этим актуальность данной проблемы позволила определить тему

исследования:

«Особенности

ассертивного

поведения

и

временной

перспективы

делинкветных подростков».

Объект

исследования:

ассертивное

поведение

как

оптимальный,

самый

конструктивный способ межличностного взаимодействия. (СЛАЙД №2)

Предмет

исследования:

ассертивное

поведение,

временная

перспектива

делинкветных подростков. (СЛАЙД №3)

Цель исследования: изучить и выявить особенности ассертивного поведения и

временной перспективы делинквентых подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности ассертивного

поведения и временной перспективы в подростковом возрасте:

1.

для

делинкветных

подростков

характерен

низкий

уровень

развития

ассертивного поведения и временной перспективы;

2.

для подростков, не имеющих отклонений в поведении, характерен более

высокий уровень ассертивного поведения и временной перспективы.

Теоретико - методологическая основа исследования:

положение А. М. Прихожан, согласно которому, ассертивное поведение

понимается как конструктивный способ межличностного взаимодействия, опирающийся

на четкое осознание своих собственных целей и ценностей;

труды Л. С. Выготского, А. А. Реана, А.М. Прихожан, Л. М. Семенюк о

психологических особенностях подросткового возраста;

исследования С. Л. Рубинштейна о том, что временная перспектива, есть

отражение установок, убеждений и ценностей, связанных во времени;

В

первой

главе

мы

рассмотрели

теоретические

основы

изучения

проблемы

ассертивного поведения и временной перспективы в трудах отечественных и зарубежных

психологов (А. Сальтер, А. А. Лазарус, А. Вайнер, В. Высоцкий, А. М. Прихожан, В.

Каппони,

Т.

Новак),

а

так

же

временной

перспективы

(Л.Франкл,

К. Левин,

С.Л. Рубинштейн,

Б.Г. Ананьев,

К.А. Абульханова

-

Славская,

Д.Г. Эльконин,

Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев).

Проанализировав

литературу,

можно

утверждать,

что

ассертивное

поведение

понимается как конструктивный способ межличностного взаимодействия, опирающийся

на четкое осознание своих собственных целей и ценностей.

Теоретический

анализ

литературы

по

проблеме

временной

перспективы

показывает,

что,

временная

перспектива

представляет

собой

способность

личности

реконструировать прошлое, актуализировать настоящее и конструировать будущее как

временную целостность.

Таким образом, анализ литературы позволил решить поставленные теоретические

задачи и уточнить методологическую основу исследования.

Во второй главе мы изучили проблему делинквентного поведения в подростковом

возрасте

в

трудах

отечественных

и

зарубежных

психологов

(П.

Хейвен,

А.

Коэн,

А. Фернхейм , Л. С. Выготского, А. А. Реана, М. А. Галагузова, А.М. Прихожан, Л. М.

Семенюк А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, В. Г. Степанов)

Проанализировав литературу, мы можем утверждать, что делинквентное поведение

– это один из видов отклоняющегося поведения в психологии. Это не наказуемые с точки

зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения.

Первые

проявления

делинквентного

поведения

встречаются

именно

в

подростковом

возрасте, которое в большинстве случаев связано с негативным влиянием со стороны

ближайшего окружения подростка, его семьи, зависимостью его от требования компании

и определённых и закреплённых в ней жизненных установок.

Делинквентное поведение проявляется не только лишь во внешней, поведенческой

стороне, но также и во внутренней, личностной, когда у подростка меняются ценностные

ориентации, приводящие к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Делинквентное

поведение

у

подростков

зачастую

является

средством

самоутверждения

в

кругу

сверстников,

которые

выражают

протест

вопреки

действительности.

Делинквентное

поведение

в

подростковом

возрасте

проявляется

в

побегах

из

дома,

воровстве,

вымогательстве,

бродяжничестве,

злоупотреблении

спиртными напитками.

В

третьей

главе

мы

описали

эмпирическое

исследование

особенностей

ассертивного поведения и временной перспективы делинквентных подростков.

Наше исследование проходило на базе школы № 9, г. Черногорска и социально-

реабилитационном центре для несовершеннолетних, г. Черногорска.

Общая

экспериментальная

выборка

составила

60

испытуемых.

Выборку

исследования

составили

30

подростков,

склонных

к

делинквентному

поведению

(состоящие

на

учете

в

отделении

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних) и 30 подростков, не имеющих отклонений в поведении.

По

тест

опроснику

«Исследование

уровня

ассертивности»

(модифицированный В. Каппони, Т. Новак) нами были получены данные представленные

в таблице 1.

Анализ

результатов,

представленных

в

таблице

1,

показал,

что

из

числа

подростков, склонных к делинквентному поведению – у 50 % подростков, преобладает

низкий уровень независимости; у 67% подростков выявлен средний уровень уверенности;

у 77% подростков преобладает средний уровень социальной желательности.

Анализ результатов, у подростков, не имеющих отклонений в поведении – у 70 %

подростков преобладает средний уровень независимости, у 67% подростков, выявлен

высокий

уровень

уверенности;

у

53%

подростков,

преобладает

низкий

уровень

социальной желательности.

С

помощью

U-критерий

Манна-Уитни

выявлены

статистически

значимые

различия по шкале: уверенность, независимость, социальная желательность.

Результаты

исследования

позволяют

сделать

вывод:

подростки,

склонные

к

делинквентному поведению по сравнению с подростками, не имеющими отклонений в

поведении, очень зависимы от окружающих их людей, несамостоятельны и не уверены в

себе, они неспособны решить свои проблемы самостоятельно, и не способны отвечать за

себя и за свои поступки. Малейшие изменение обстоятельств разрушает у подростков,

склонных к делинквентному поведению чувство уверенности в себе.

Полученные

результаты

по

"Тесту

уверенности

в

себе"

В.

Г.

Ромека,

направленному

на

выявление

уверенности у исследуемых

подростков,

представлены в таблице 2.

Анализ результатов, показал, что из числа подростков, склонных к делинквентному

поведению у 13% подростков выявлена уверенность в себе; 87% подростков не уверены в

себе. У 23% подростков преобладает социальная смелость; у 77% подростков преобладает

робость

и

застенчивость;

у

13%

подростков

преобладает

инициатива

в

социальных

контактах, у 87% подростков, проявляют пассивность в социальных контактах.

Анализ результатов, у подростков, не имеющих отклонений в поведении показал,

что

60%

подростков

уверены

в

себе;

40%

подростков

не

уверены

в

себе;

у

70

%

подростков преобладает социальная смелость, 30 % подростков проявляют робость и

застенчивость; у 53% подростков, преобладает инициатива в социальных контактах; 47%

подростков проявляют пассивность в социальных контактах.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод: подростки,

склонные

к

делинквентному

поведению

неуверены

в

себе,

они

не

способны

к

самостоятельному

принятию

решений,

не

контролируют

собственные

действия

и

их

результаты. У них преобладает робость и застенчивость, они проявляют пассивность в

социальных

контактах,

не

способны

предложить

собственный

способ

решения

проблемной ситуации, не заинтересованы в результативности взаимодействия с людьми.

Анализ результатов опросника временной перспективы Ф. Зимбардо показал,

что

в

исследовательской

выборке

делинквентных

подростков

в

отличие

от

их

сверстников,

не

имеющих

отклонений

в

поведении,

значимыми

являются

факторы

временной перспективы «Негативное прошлое» и «Будущее».

Полученные

результаты

по

опроснику

временной

перспективы

Ф. Зимбардо представлены в таблице 3.

Негативное

прошлое

отображает

общее

пессимистичное,

отрицательное

отношение

к

прошлому.

Подразумевает

травму,

боль,

либо

печаль.

Подобное

отношение возможно из-за настоящих малоприятных и травматических событий,

из-за

отрицательной

реконструкции

позитивных

событий.

Анализ

результатов,

представленных

в

таблице

3,

показал,

что

испытуемые

1

группы

(делинквентные

подростки) делали акцент на утверждениях «В прошлом слишком много неприятных

воспоминаний, я предпочитаю не думать о них», «В прошлом я совершил (а) ошибки,

которые хотел (а) бы исправить».

Будущее

подразумевает

то,

что

поведение

в

огромной

степени

обусловливается

устремлениями

к

целям

и

вознаграждениям

в

предстоящем

будущем. Наиболее популярные утверждения, предпочитаемые подростками 1-й группы

(с делинквентным поведением) – «Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать

вовремя»,

«Я

рискую,

чтобы

придать

жизни остроты и

возбуждения»,

«Нет

смысла

беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать».

Тогда как, подростки 2-й группы по данному фактору: «Если я хочу достичь чего-

то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь»;

«Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то

сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера».

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: в

экспериментальной выборке подростков 1 группы (делинкветные подростки) в отличие

от их

сверстников,

не

имеющих

отклонений

в

поведении

являются

такие факторы

временной перспективы как «Негативное прошлое» и «Будущее», это свидетельствует о

том, что у них существует негативный опыт в прошлом, но вместе с тем, они испытывают

большой интерес к событиям будущего.

Таким

образом,

гипотеза

исследования

о

том,

что

существуют

особенности

ассертивного

поведения

и

временной

перспективы

в

подростковом

возрасте:

для

делинкветных подростков характерен низкий уровень развития ассертивного поведения и

временной

перспективы;

для

подростков,

не

имеющих

отклонений

в

поведении,

характерен более высокий уровень ассертивного поведения и временной перспективы

подтвердилась.

По

результатам

эмпирического

исследования

была

составлена

программа

тренинговых занятий для подростков с делинквентым поведением и подростков, не

имеющих отклонений в поведении, направленная на развитие ассертивного поведения и

временной перспективы.



В раздел образования