Автор: Майнагашева Марина Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"
Населённый пункт: г.Черногорск
Наименование материала: научная статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Раздел: среднее профессиональное
«ОСОБЕННОСТИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВРЕМЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»
В
настоящее
время
актуальность
формирования
ассертивного
поведения
и
временной перспективы среди подростков обусловлена социальными явлениями в нашем
обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в
самостоятельный
мир.
Низкий
уровень
развития
ассертивного
поведения,
несформированной
временной
перспективы
являются
психологическими
факторами,
обуславливающими отклонения от социальных норм в подростковом возрасте.
Ассертивность имеет большое значение в характеристике зрелой личности именно
в подростковом возрасте. Формирование навыков ассертивного поведения с опорой на
дружеские отношения подростков можно считать критерием эффективности становления
личности
подростка,
его
успешности
в
социальных
контактах
и
эффективности
выстраивания межличностных отношений.
Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического
времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт
человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего. Восприятие времени
играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его
адаптации в различных ситуациях.
В связи с этим актуальность данной проблемы позволила определить тему
исследования:
«Особенности
ассертивного
поведения
и
временной
перспективы
делинкветных подростков».
Объект
исследования:
ассертивное
поведение
как
оптимальный,
самый
конструктивный способ межличностного взаимодействия. (СЛАЙД №2)
Предмет
исследования:
ассертивное
поведение,
временная
перспектива
делинкветных подростков. (СЛАЙД №3)
Цель исследования: изучить и выявить особенности ассертивного поведения и
временной перспективы делинквентых подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности ассертивного
поведения и временной перспективы в подростковом возрасте:
1.
для
делинкветных
подростков
характерен
низкий
уровень
развития
ассертивного поведения и временной перспективы;
2.
для подростков, не имеющих отклонений в поведении, характерен более
высокий уровень ассертивного поведения и временной перспективы.
Теоретико - методологическая основа исследования:
•
положение А. М. Прихожан, согласно которому, ассертивное поведение
понимается как конструктивный способ межличностного взаимодействия, опирающийся
на четкое осознание своих собственных целей и ценностей;
•
труды Л. С. Выготского, А. А. Реана, А.М. Прихожан, Л. М. Семенюк о
психологических особенностях подросткового возраста;
•
исследования С. Л. Рубинштейна о том, что временная перспектива, есть
отражение установок, убеждений и ценностей, связанных во времени;
В
первой
главе
мы
рассмотрели
теоретические
основы
изучения
проблемы
ассертивного поведения и временной перспективы в трудах отечественных и зарубежных
психологов (А. Сальтер, А. А. Лазарус, А. Вайнер, В. Высоцкий, А. М. Прихожан, В.
Каппони,
Т.
Новак),
а
так
же
временной
перспективы
(Л.Франкл,
К. Левин,
С.Л. Рубинштейн,
Б.Г. Ананьев,
К.А. Абульханова
-
Славская,
Д.Г. Эльконин,
Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев).
Проанализировав
литературу,
можно
утверждать,
что
ассертивное
поведение
понимается как конструктивный способ межличностного взаимодействия, опирающийся
на четкое осознание своих собственных целей и ценностей.
Теоретический
анализ
литературы
по
проблеме
временной
перспективы
показывает,
что,
временная
перспектива
представляет
собой
способность
личности
реконструировать прошлое, актуализировать настоящее и конструировать будущее как
временную целостность.
Таким образом, анализ литературы позволил решить поставленные теоретические
задачи и уточнить методологическую основу исследования.
Во второй главе мы изучили проблему делинквентного поведения в подростковом
возрасте
в
трудах
отечественных
и
зарубежных
психологов
(П.
Хейвен,
А.
Коэн,
А. Фернхейм , Л. С. Выготского, А. А. Реана, М. А. Галагузова, А.М. Прихожан, Л. М.
Семенюк А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, В. Г. Степанов)
Проанализировав литературу, мы можем утверждать, что делинквентное поведение
– это один из видов отклоняющегося поведения в психологии. Это не наказуемые с точки
зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения.
Первые
проявления
делинквентного
поведения
встречаются
именно
в
подростковом
возрасте, которое в большинстве случаев связано с негативным влиянием со стороны
ближайшего окружения подростка, его семьи, зависимостью его от требования компании
и определённых и закреплённых в ней жизненных установок.
Делинквентное поведение проявляется не только лишь во внешней, поведенческой
стороне, но также и во внутренней, личностной, когда у подростка меняются ценностные
ориентации, приводящие к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Делинквентное
поведение
у
подростков
зачастую
является
средством
самоутверждения
в
кругу
сверстников,
которые
выражают
протест
вопреки
действительности.
Делинквентное
поведение
в
подростковом
возрасте
проявляется
в
побегах
из
дома,
воровстве,
вымогательстве,
бродяжничестве,
злоупотреблении
спиртными напитками.
В
третьей
главе
мы
описали
эмпирическое
исследование
особенностей
ассертивного поведения и временной перспективы делинквентных подростков.
Наше исследование проходило на базе школы № 9, г. Черногорска и социально-
реабилитационном центре для несовершеннолетних, г. Черногорска.
Общая
экспериментальная
выборка
составила
60
испытуемых.
Выборку
исследования
составили
30
подростков,
склонных
к
делинквентному
поведению
(состоящие
на
учете
в
отделении
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних) и 30 подростков, не имеющих отклонений в поведении.
По
тест
–
опроснику
«Исследование
уровня
ассертивности»
(модифицированный В. Каппони, Т. Новак) нами были получены данные представленные
в таблице 1.
Анализ
результатов,
представленных
в
таблице
1,
показал,
что
из
числа
подростков, склонных к делинквентному поведению – у 50 % подростков, преобладает
низкий уровень независимости; у 67% подростков выявлен средний уровень уверенности;
у 77% подростков преобладает средний уровень социальной желательности.
Анализ результатов, у подростков, не имеющих отклонений в поведении – у 70 %
подростков преобладает средний уровень независимости, у 67% подростков, выявлен
высокий
уровень
уверенности;
у
53%
подростков,
преобладает
низкий
уровень
социальной желательности.
С
помощью
U-критерий
Манна-Уитни
выявлены
статистически
значимые
различия по шкале: уверенность, независимость, социальная желательность.
Результаты
исследования
позволяют
сделать
вывод:
подростки,
склонные
к
делинквентному поведению по сравнению с подростками, не имеющими отклонений в
поведении, очень зависимы от окружающих их людей, несамостоятельны и не уверены в
себе, они неспособны решить свои проблемы самостоятельно, и не способны отвечать за
себя и за свои поступки. Малейшие изменение обстоятельств разрушает у подростков,
склонных к делинквентному поведению чувство уверенности в себе.
Полученные
результаты
по
"Тесту
уверенности
в
себе"
В.
Г.
Ромека,
направленному
на
выявление
уверенности у исследуемых
подростков,
представлены в таблице 2.
Анализ результатов, показал, что из числа подростков, склонных к делинквентному
поведению у 13% подростков выявлена уверенность в себе; 87% подростков не уверены в
себе. У 23% подростков преобладает социальная смелость; у 77% подростков преобладает
робость
и
застенчивость;
у
13%
подростков
преобладает
инициатива
в
социальных
контактах, у 87% подростков, проявляют пассивность в социальных контактах.
Анализ результатов, у подростков, не имеющих отклонений в поведении показал,
что
60%
подростков
уверены
в
себе;
40%
подростков
не
уверены
в
себе;
у
70
%
подростков преобладает социальная смелость, 30 % подростков проявляют робость и
застенчивость; у 53% подростков, преобладает инициатива в социальных контактах; 47%
подростков проявляют пассивность в социальных контактах.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод: подростки,
склонные
к
делинквентному
поведению
неуверены
в
себе,
они
не
способны
к
самостоятельному
принятию
решений,
не
контролируют
собственные
действия
и
их
результаты. У них преобладает робость и застенчивость, они проявляют пассивность в
социальных
контактах,
не
способны
предложить
собственный
способ
решения
проблемной ситуации, не заинтересованы в результативности взаимодействия с людьми.
Анализ результатов опросника временной перспективы Ф. Зимбардо показал,
что
в
исследовательской
выборке
делинквентных
подростков
в
отличие
от
их
сверстников,
не
имеющих
отклонений
в
поведении,
значимыми
являются
факторы
временной перспективы «Негативное прошлое» и «Будущее».
Полученные
результаты
по
опроснику
временной
перспективы
Ф. Зимбардо представлены в таблице 3.
Негативное
прошлое
отображает
общее
пессимистичное,
отрицательное
отношение
к
прошлому.
Подразумевает
травму,
боль,
либо
печаль.
Подобное
отношение возможно из-за настоящих малоприятных и травматических событий,
из-за
отрицательной
реконструкции
позитивных
событий.
Анализ
результатов,
представленных
в
таблице
3,
показал,
что
испытуемые
1
группы
(делинквентные
подростки) делали акцент на утверждениях «В прошлом слишком много неприятных
воспоминаний, я предпочитаю не думать о них», «В прошлом я совершил (а) ошибки,
которые хотел (а) бы исправить».
Будущее
подразумевает
то,
что
поведение
в
огромной
степени
обусловливается
устремлениями
к
целям
и
вознаграждениям
в
предстоящем
будущем. Наиболее популярные утверждения, предпочитаемые подростками 1-й группы
(с делинквентным поведением) – «Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать
вовремя»,
«Я
рискую,
чтобы
придать
жизни остроты и
возбуждения»,
«Нет
смысла
беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать».
Тогда как, подростки 2-й группы по данному фактору: «Если я хочу достичь чего-
то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь»;
«Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то
сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера».
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: в
экспериментальной выборке подростков 1 группы (делинкветные подростки) в отличие
от их
сверстников,
не
имеющих
отклонений
в
поведении
являются
такие факторы
временной перспективы как «Негативное прошлое» и «Будущее», это свидетельствует о
том, что у них существует негативный опыт в прошлом, но вместе с тем, они испытывают
большой интерес к событиям будущего.
Таким
образом,
гипотеза
исследования
о
том,
что
существуют
особенности
ассертивного
поведения
и
временной
перспективы
в
подростковом
возрасте:
для
делинкветных подростков характерен низкий уровень развития ассертивного поведения и
временной
перспективы;
для
подростков,
не
имеющих
отклонений
в
поведении,
характерен более высокий уровень ассертивного поведения и временной перспективы
подтвердилась.
По
результатам
эмпирического
исследования
была
составлена
программа
тренинговых занятий для подростков с делинквентым поведением и подростков, не
имеющих отклонений в поведении, направленная на развитие ассертивного поведения и
временной перспективы.