Автор: Викторова Ирина Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад компенсирующего вида №3
Населённый пункт: город Балаково Саратовской области
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Применение методов и приемов ТРИЗ - технологии в музыкальном развитии детей с нарушением зрения".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга»
города Балаково Саратовской области.
Мастер-класс
«Применение методов и приемов
ТРИЗ - технологии в музыкальном
развитии детей с нарушением зрения».
Викторова Ирина Валерьевна
музыкальный руководитель
высшей категории.
2020 г.
Цель. Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения.
Задачи.
- развивать тембровый, звуковысотный слух;
- развивать двигательную активность в творчестве;
- развивать речь;
- формировать умение классифицировать объекты по заданным признакам.
Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие
музыкально-творческих способностей детей, и дают различные методы и
приемы. Но каждый современный педагог постоянно ищет что-то новое и
интересное для себя. Одной из эффективных педагогических технологий для
развития творчества у детей является ТРИЗ и РТВ.
За время внедрения технологии ТРИЗ в своей работе, я пришла к выводу,
что она достаточно увеличивает эффективность программы. На
музыкальных занятиях я использую различные методы и приемы. При
знакомстве детей с музыкальными инструментами это системный оператор,
игра «Да-нетка», слушание и восприятие музыки – круги Луллия,
разучивание песен – метод символической аналогии, при выполнении
творческих заданий, импровизации - это круги Луллия, метод эмпатии.
Г.С. Альтшуллером были созданы типовые приемы фантазирования, основная
цель которых– активизация мыслительной деятельности людей,
занимающихся изобретательством. Для дошкольников все типовые приемы
фантазирования представлены в виде Волшебников, которые преобразуют
признаки объектов и систем окружающего мира.
Воспитатели начинают знакомить детей с волшебниками с младшего
возраста, постепенно увеличивая их количество. Я решила применить
данный метод в музыкальной деятельности.
Конечно, использование мною волшебников на музыкальном занятии
происходит эпизодически, как метод, позволяющий творчески подходить к
тому или иному виду деятельности или какому-то заданию. Моей целью не
является знакомство со всеми волшебниками, а использование на занятиях
музыкой или ритмикой уже знакомых детям волшебников.
Я работаю с детьми с нарушением зрения, а это особая категория детей, у
которых слабо развита эмоциональная сфера. Использование некоторых
приемов ТРИЗ помогает мне развивать у детей активность, интерес к
различным видам музыкальной деятельности, раскрепощать эмоционально и
двигательно.
Хочется отметить, что тот опыт, который мною наработан по применению
технологии ТРИЗ-РТВ, показал, что дети с удовольствием творят, мыслят,
играют, а в общем, становятся более активными и раскрепощенными, что так
важно для детей с нарушением зрения.
Таким образом, использование адаптированных методов и приемов ТРИЗ-
РТВ на занятиях помогает музыкальному руководителю успешно решать
дидактические задачи музыкального развития детей
Практический материал:
Волшебники Уменьшения-увеличения
«Большой-маленький» формировать умение описывать предмет, который
изменяется под воздействием волшебника. Детям предлагается прослушать
звук скрипки. Волшебник увеличения превращает ее в…(виолончель),
балалайку в балалайку контрабас
,
колокол – колокольчик, трубу – в тубу,
бубен в там-там, малый барабан – в большой.
«Волшебные превращения» (Показывают волшебника, один предмет
изменяется: банан – бананище – бананчик)
«Гномы – великаны» (предлагает превратиться в великанов или крох,
действовать, соответственно под музыкальное сопровождение)
Волшебники Оживления - Окаменения (с 4 лет)
«Живая музыка»
Вар. 1: Под музыку танцуют брови, глаза, нос, щеки, губы,
Вар. 2: Дети выбирают любой инструмент, который им нравится. Под музыку
инструменты оживают. Под музыку инструменты двигаются, надо изобразить
пантомимой.
«Ожившие объекты» (предлагаются карточки с изображением материалами,
они должны подобрать сказочный объект Тесто-колобок, железо, дерево)
«Куклы деревянные и тряпичные» (под музыку оживают и танцуют)
Волшебники Деления – Объединения
«Части с частями» (если объединить карточки с частями. Какой объект
получится)
«Инструменты на полке» (на мольберте представлены картинки
инструментов. Волшебник объединения решил их объединить, что
получилось? (оркестр)
Волшебник деления разделил их на три группы (какие?)
«Мастерская профессора Балалайкина» предлагается бросовый материал,
части игрушек. Из этого надо создать новый музыкальный инструмент)
Волшебник Наоборот
.
«Слова-неприятели» набор карточек с объектами. Показывает карточки с
именами признаков, нужно подобрать противоположное значение
«Герой изменился» (выбрать сказочных героев, подобрать музыкальные
фрагменты. Волшебник меняет на противоположные. Инсценировать, как
будет выглядеть сказка с таким героем
)
«Волшебник Наоборот в музыке» Детям предлагается найти в музыкальном
произведении противоположные фрагменты, характеристики. Поиск
противоположных функций у объектов в реальном мире.
«Что это такое?» формировать умение определять объекты (музыкальные
инструменты), содержащие в себе противоположные свойства. (Ведущий
называет два противоположных свойства, игроки определяют объект. )
Волшебники Всемогу – Могутолько.
«Музыкальный сундучок». Анализировать объект и определять его действие:
специальное или универсальное.
Вар.1 В коробке лежат картинки с изображением музыкальных
инструментов. Нужно выбрать инструменты, которые могут сыграть любую
музыку (баян, аккордеон, рояль, пианино).
Вар.2 Выбрать инструменты, которые только могут стучать, звенеть
или шуршать.
Занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются эффективным
средством развития активного творческого мышления у дошкольников,
оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и
личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение
индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что
позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний,
способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный
запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной
самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.